Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:56, курсовая работа
Предметом исследования является дидактическая игра как средство повышения умственной активности детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
Определить сущность, виды и функции дидактических игр;
Дать характеристику умственного развития детей дошкольного возраста;
Раскрыть возможности дидактической игры в повышении умственной активности дошкольников;
Провести формирующий эксперимент и разработать методические рекомендации по повышению умственной активности детей дошкольного возраста средствами дидактических игр.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Актуальность темы работы вызвана необходимостью совершенствования методов психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность с целью повышения умственной активности дошкольника, развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей. В настоящее время далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания, развития и повышения умственной активности ребенка. К таким, мало используемым средствам, относится дидактическая игра.
Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих психологов и педагогов, среди которых: Г.С. Виноградова, П.Я. Гальперин, В.Л. Данилова, П.В. Иванова, В.Ф. Кудрявцева, А.С. Макаренко, Е.А. Покровский, Д.Б. Эльконин. В белорусской педагогике этой темой занимаются Л.И. Козловская, А.Н. Лоско, А.А. Мышковец и др.
Исследования психологов и педагогов (Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Радиной, А.И. Сорокиной, А.П. Усовой) показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а также развитию у них воображения, мышления, внимания, памяти [22, c.17]. Естественно, что с введением обучения в детском саду изменились роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Она стала одним из средств повышения умственной активности дошкольников, а также закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях.
Определение актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель работы: разработать и апробировать комплекс дидактических игр, направленных на повышение умственной активности дошкольников.
Объектом исследования выступает процесс повышения умственной активности дошкольников средствами дидактической игры.
Предметом исследования является дидактическая игра как средство повышения умственной активности детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
В работе использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, наблюдение, формирующий эксперимент, статистическая обработка данных, анализ продуктов деятельности.
База исследования: Детский сад «Алеся» г. Добруша.
ГЛАВА 1. Теоретический аспект дидактической игры
Игровая деятельность – одно из самых удивительных и еще не понятных до конца явлений в развитии живых существ. Игра неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. В игре личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.
Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Эта специфическая особенность игровой деятельности несет в себе большие воспитательные возможности, так как в игре дети отражают различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Не случайно Л. С. Выготский называет игру "девятым валом детского развития" [5, с.67].
Однако
не всякая игра имеет существенное
образовательное и
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач в обучении дошкольников, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
По мнению ряда авторов (В.Н. Аванесовой, З.М. Богуславской, М.Н. Перовой), основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Возможность обучать детей дошкольного возраста посредством активной и интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр [2, с.75].Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения дошкольников. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила. Однако ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть.
Дидактические игры следует отличать от собственно детских игр, в которых свободная игровая деятельность выступает как самоцель. Специфическими признаками дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата, которые могут быть обособлены, выделены в явном виде.
Дидактические игры, как правило, ограничены во времени. В большинстве случаев игровые действия подчинены фиксированным правилам (исключением могут служить некоторые развивающие дидактические игры, направленные на сенсорное развитие дошкольников), их педагогически значимый результат непосредственно связан с созданием в ходе игры материальных продуктов учебно-игровой деятельности.
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в дошкольной педагогике, получила свое развитие в трудах многих психологов и педагогов, среди которых З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Е.О. Смирнова и другие. Исследователи идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание.
Системы дидактических игр впервые были разработаны для дошкольного воспитания М. Монтессори, Ф. Фребелем, для начального обучения – О. Декроли.
В отечественной педагогической практике в 1940-1950-е гг. дидактические игры рассматривались преимущественно как форма работы в дошкольном воспитании; в начальной школе им отводилась роль средства отдыха от серьезных учебных занятий. В 1960-1970-е гг. накапливался опыт использования игры как средства активизации учебного процесса не только в начальных, но и в средних классах. С 1970-1980-х гг. введение обучения с 6-летнего возраста стимулировало использование дидактических игр в учебно-воспитательном процессе.
Е.И.Тихеева, автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания, заявила о новом подходе к дидактическим играм. По ее мнению, они (дидактические игры) являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Обучающие задачи в предлагаемых Е.И. Тихеевой играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребенка. Они предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок), развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Содержанием дидактических игр стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов. Е.И. Тихеева разработала дидактические материалы, настольные печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях [8, c.55].
Цель
дидактических игр – это
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
Один из основных элементов игры — дидактическая задача, которая определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает воспитательный характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Успех в решении дидактической задачи достигается путем использования разнообразных игровых действий и, как правило, одним из них является соревнование. Желание детей достигнуть игровой цели заставляет лучше воспринимать окружающее, наблюдать, изучать предметы, сравнивать их (цвет, форма, величина, материал), подбирать и группировать предметы по общим признакам, различать и воспроизводить музыкальные звуки по высоте, тембру и динамике.
В рамках дидактических игр цели обучения достигаются через решение игровых задач, которые осуществляются детьми. Игровая задача определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия.
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для дошкольников сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т.д. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Одним
из составных элементов
Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила направлены непосредственно на организацию познавательной деятельности ребят, раскрывают перед ними характер и способ выполнения игровых действий (рассмотреть предметы, сравнить их по отдельным признакам, проявив при этом находчивость и сообразительность).
Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми [10, c. 22].