Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:37, реферат
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребёнка.
Введение____________________________________________________ с. 3
Глава I. Вопросы организации дидактических игр на уроках математики
в научно — методической литературе____________________________ с. 5
Глава II. Дидактическая игра как средство интенсификации учебной
деятельности школьников на уроках математики__________________ с. 7
2.1. Место дидактических игр и игровых ситуаций в системе других
видов деятельности на уроке.
2.2. Целесообразное использование игр на разных этапах обучения
2.3. Требования, предъявляемые к организации проведения
дидактических игр на уроках математики
Заключение__________________________________________________ с. 18
Литература_______________________________
0 |
1 |
2 |
3 |
1 |
-1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
|||||
2 |
2 |
|||||
аа |
3вв |
- 4аа |
||||
Вв - 6аа |
Вв - аа |
Вв + 4аа |
||||
2вв + 2 аа |
-вв - 2аа |
2вв -3аа |
При изучении темы «Прямоугольная система координат на плоскости» использую следующие игры.
1.«Поражение цели». На магнитной доске рисуется система координат. Магнитами к доске крепятся «точки» (фигуры самолётов, танков, подводных лодок или просто условные цветные кружочки) (Всё это можно сделать с помощью мультимедийного проектора).
Правила игры. Чтобы
снаряд попал в цель, орудийный
наводчик должен назвать
Следующую игру рекомендуется предлагать учащимся, когда они хорошо усвоили понятие координат точки на плоскости.
2. «Соревнование художников». На доске записаны координаты точек. (можно воспользоваться слайдами) Если на координатной плоскости каждую точку последовательно соединить с предыдущей отрезком, то в результате получится определённый рисунок.
Ребятам эта игра
очень нравится. Можно предложить
обратное задание: нарисовать
самим любой рисунок, имеющий
конфигурацию ломаной, и
Эту игру можно использовать на уроках алгебры в VII классе при изучении тем: «Функция, область определения функции», «Функция у = kх + b и её график». По виду отрезков, составляющих фигуру, школьники могут составлять уравнения прямых, которым принадлежат отрезки, а также записывать область определения функции на отрезке.
«Кодированные упражнения». Суть игры в следующем: выполнив первое упражнение, ученик ищет полученное число среди ответов. Если его там нет — допущена ошибка. Выполнив все упражнения своего варианта, ученик подаёт учителю работу с кодированным ответом. Таких заданий можно приготовить столько, чтобы обеспечить работой каждого ученика и исключить списывание.
Вычислить значения:
Кодированные ответы: 1) — 41,5; 2) — 36,6; 3) — 43,9; 4) 3,4; 5) — 9,3; 6) 29,9; 7) 38; 8) 34,8
Класс делится на 6 — 8 групп по количеству вариантов. Побеждает та группа, которая раньше всех выполнила задание с наименьшим количеством ошибок. Учитывается также аргументированное обоснование решение упражнений каждым членом группы.
«Геометрический поиск».
Тема: «Следствия теоремы Пифагора. Сравнительная длина наклонных, проведённых из одной точки к прямой».
УМК Л.С. Атанасян. Геометрия 8 класс.
Эта игра рассчитана на весь урок. Основой её является соревнование между командами в правильности ответов и быстроте решений предложенных по ходу урока задач и доказательств теорем. Класс делится на две команды. Выбираются капитаны команд и их ассистенты. Капитаны следят за порядком и дисциплиной в классе и сами участвуют в игре. Ассистенты при необходимости консультируют. Работа ассистентов весьма эффективна, она позволяет организовать на уроке индивидуальный подход к учащимся. В свою очередь, ассистенты стремятся как можно больше принести пользы в роли помощника учителя. На уроке предусмотрены следующие этапы:
I. Актуализация опорных знаний.
а + b = с; а + b = с (а > 0, b > 0, c > 0).
II. Изучение нового материала.
III. Закрепление изученного на уроке.
Задача. В треугольниках KLM и KEM _ E = _ L = 90 и KL = EM. Доказать, что LM = KE.
IV. Проверка знаний учащихся по теме урока.
1. Дано: АВ = ВС, ВД _ ДС. Доказать: АД = ДС.
2. Дано: ВК > ВС, ВД _ АК. Доказать: ДК > LC.
3. Докажите, что сумма всех высот треугольника меньше его периметра.
4. Докажите, что сумма всех
медиан треугольника меньше
Решение задач записывается в тетради. Подводится итог работы команд. Устанавливается личное первенство, проставляются оценки в журнал.
V. Задание на дом.
Преимущество урока, проведённого в виде игры «Геометрический поиск» перед обычным уроком в том, что каждый ученик отвечает за успехи команды, стремится побольше узнать, правильно ответить. За дисциплиной следят капитаны команд, при нарушении её снимаются очки.
2.5. Требования, предъявляемые к
организации проведения
На основании рассмотренных примеров я сделала вывод, что для проведения дидактических игр в классе существенными являются следующие факторы: математическая подготовка учащихся класса, понимание ими цели и механизма игры, заинтересованность их в получении результатов, оперативность проведения игры, возможность оценки учениками своих действий, а также наличие опытного и понимающего нюансы игры ведущего — учителя математики.
Перечислю основные требования, на которые следует ориентироваться при подготовке и проведении дидактической игры:
Многие дидактические игры
как будто не вносят ничего
нового в знания школьников, но
они приносят большую пользу
тем, что учат учащихся
В свою очередь,
В конечном счёте в игровых формах занятия реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив, приобщения детей к научно — техническому творчеству, воспитания ответственности каждого за учёбу и дисциплину в классе, а главное— обучение математике.
Заключение
Тема « Дидактическая игра как средство интенсификации учебной деятельности школьников на уроках математики» сложна и многогранна. В этой работе рассмотрен особый вид игр — дидактические, особая форма занятий — игровая форма, определено место дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на уроке.
Из изложенного можно сделать вывод, что дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Её правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к математике, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса.
В работе приводятся примеры целесообразного использования дидактических игр на различных этапах обучения. Доказывается, что основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Поэтому использование дидактических игр даёт наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой.
Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, логичность мышления, чувство соревнования, взаимопомощь. (см Приложение 1)
Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников (см Приложение 2), положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности (см Приложение 3). В работе сформулированы основные требования, на которые следует ориентироваться при подготовке и проведении дидактической игры.
Применение данного опыта
дало следующие результаты: доказательства
ребят отличаются логической чёткостью,
последовательностью, почти исчезла
хаотичность в изложении
Год участия |
Название работы |
Класс |
Районная научно — практическая конференция |
Региональная научно — практическая конференция |
2005 - 2006 |
«Музыка и математика» |
9 |
Сертификат участника |
|
2006 - 2007 |
«Шахматы в литературе» |
9 |
Сертификат участника |
|
2006 - 2007 |
«Функция рядом с нами» |
9 |
Сертификат участника |
Сертификат участника |
2007 — 2008 |
«Гендерный подход в профильном образовании» |
10 |
Сертификат участника |
Сертификат участника |
2007 — 2008 |
«Пушкин и математика» |
10 |
Сертификат участника |
|
2008 — 2009 |
«Спирали» |
7 |
Сертификат участника |
|
2008 — 2009 |
«Геометрические миниатюры» |
7 |
Сертификат участника |
|
2008 — 2009 |
«Числа - палиндромы» |
4 |
Сертификат участника |
лауреат XLI-й региональной научно — практической конференции школьников и учащейся молодёжи Омской области. |
2009 - 2010 |
«Составление фигур на основе квадратов» |
5 |
Сертификат участника |
лауреат XLII-й региональной научно — практической конференции школьников и учащейся молодёжи Омской области. |