Дидактическая игра как средство интенсификации учебной деятельности школьников на уроках математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:37, реферат

Описание работы

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребёнка.

Содержание

Введение____________________________________________________ с. 3
Глава I. Вопросы организации дидактических игр на уроках математики
в научно — методической литературе____________________________ с. 5
Глава II. Дидактическая игра как средство интенсификации учебной
деятельности школьников на уроках математики__________________ с. 7
2.1. Место дидактических игр и игровых ситуаций в системе других
видов деятельности на уроке.
2.2. Целесообразное использование игр на разных этапах обучения
2.3. Требования, предъявляемые к организации проведения
дидактических игр на уроках математики
Заключение__________________________________________________ с. 18
Литература_______________________________

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 62.10 Кб (Скачать)

0

1

2

3

1

-1

1

1

2


       

2

2

 
       

2

2

 

аа

3вв

- 4аа

       

Вв - 6аа

Вв - аа

Вв + 4аа

       

2вв + 2 аа

-вв - 2аа

2вв -3аа

       

 

   При изучении темы «Прямоугольная система координат на плоскости»  использую следующие игры. 

1.«Поражение цели». На магнитной доске рисуется система координат. Магнитами к доске крепятся «точки» (фигуры самолётов, танков, подводных лодок или просто условные цветные кружочки)  (Всё это можно сделать с помощью мультимедийного проектора).  

 Правила игры. Чтобы  снаряд попал в цель, орудийный  наводчик должен назвать координаты  цели. Первая команда уничтожает  вражеские самолёты, вторая —  танки и тд. Указкой показывается фигурка, выбранный «наводчик» называет её координаты, а «орудийный расчёт» - остальные ученики данной команды - «стреляют». Тот, кто согласен с названными «наводчиком» координатами, поднимает зелёную карточку, а кто не согласен — красную. Цель считается поражённой, если все члены команды дадут правильный ответ (фигурка снимается с доски). Если хотя бы один ученик не согласен с координатами «наводчика», фигурка остаётся на доске до выяснения. Побеждает та команда, у которой лучшие «наводчики» и «стрелки».  

  Следующую игру рекомендуется предлагать учащимся, когда они хорошо усвоили понятие координат точки на плоскости.

2. «Соревнование художников». На доске записаны координаты точек. (можно воспользоваться слайдами) Если на координатной плоскости каждую точку последовательно соединить с предыдущей отрезком, то в результате получится определённый рисунок. 

 Ребятам эта игра  очень нравится. Можно предложить  обратное задание: нарисовать  самим любой рисунок, имеющий  конфигурацию ломаной, и записать  координаты вершин. 

  Эту игру можно использовать на уроках алгебры в VII классе при изучении тем: «Функция, область определения функции», «Функция у = kх + b и её график». По виду отрезков, составляющих фигуру, школьники могут составлять уравнения прямых, которым принадлежат отрезки, а также записывать область определения функции на отрезке.  

   «Кодированные упражнения». Суть игры в следующем: выполнив первое упражнение, ученик ищет полученное число среди ответов. Если его там нет — допущена ошибка. Выполнив все упражнения своего варианта, ученик подаёт учителю работу с кодированным ответом.  Таких заданий можно приготовить столько, чтобы обеспечить работой каждого ученика и исключить списывание.

Вычислить значения:

  1. 27,3 - (- 2,6) = а
  2. - 3,3 — а + (- 3,4) = в
  3. - 13 — в - (- 11,2) = с
  4. (а + в) — с = g

Кодированные ответы: 1) — 41,5; 2) — 36,6; 3) — 43,9; 4) 3,4; 5) — 9,3; 6) 29,9; 7) 38; 8) 34,8 

   Класс делится на 6 — 8 групп по количеству вариантов. Побеждает та группа, которая раньше всех выполнила задание с наименьшим количеством ошибок. Учитывается также аргументированное обоснование решение упражнений каждым членом группы.  

«Геометрический поиск».

Тема: «Следствия теоремы  Пифагора. Сравнительная длина наклонных, проведённых из одной точки к прямой».

УМК  Л.С. Атанасян. Геометрия 8 класс.

Эта игра рассчитана на весь урок. Основой её является соревнование между командами в правильности ответов и быстроте решений предложенных по ходу урока задач и доказательств  теорем. Класс делится на две команды. Выбираются капитаны команд и их ассистенты. Капитаны следят за порядком и дисциплиной  в классе и сами участвуют в  игре. Ассистенты при необходимости  консультируют. Работа ассистентов  весьма эффективна, она позволяет  организовать на уроке индивидуальный подход к учащимся. В свою очередь, ассистенты стремятся как можно  больше принести пользы в роли помощника  учителя. На уроке предусмотрены  следующие этапы:

I. Актуализация опорных знаний.

  1. Как называются элементы прямоугольного треугольника?
  2. Дайте определение косинуса острого угла в прямоугольном треугольнике АВС.
  3. От чего зависит величина косинуса острого угла в прямоугольном треугольнике АВС?
  4. Из вершины прямого угла С опущен перпендикуляр СД на гипотенузу. Какими отношениями можно записать  косинус угла А и косинус угла В?
  5. Назовите компоненты сумм и сравните каждое слагаемое с суммой: 17 +13 = 30;

а + b = с; а + b = с (а > 0, b > 0, c > 0).

  1. Назовите компоненты разностей и сравните уменьшаемое и вычитаемое: 23 — 13 = 10; m — n = k; m — n = k; (m > 0; n > 0; k >0);

 

           II. Изучение нового материала.

  1. Докажите, что в прямоугольном треугольнике АВС гипотенуза больше любого катета.
  2. Докажите, что для косинуса острого угла a выполняется неравенство cos a < 1.
  3. Покажите проекции наклонных АС и ВС на гипотенузу АВ. (Понятия наклонной и её проекции ввожу на уроке).
  4. Докажите, что наклонная АС больше перпендикуляра СД и её прекции АД.
  5. Докажите, что равные наклонные, проведённые из одной точки к прямой, имеют равные проекции.
  6. Докажите, что из двух наклонных больше та, у которой проекция больше.

 

         III. Закрепление изученного на уроке.

Задача. В треугольниках KLM и KEM _ E = _ L = 90  и KL = EM. Доказать, что LM = KE. 

        IV. Проверка знаний учащихся по теме урока.

1. Дано: АВ = ВС, ВД _ ДС. Доказать: АД = ДС.

2. Дано: ВК > ВС, ВД _ АК. Доказать: ДК > LC.

3. Докажите, что сумма всех  высот треугольника меньше его  периметра.

4. Докажите, что сумма всех  медиан треугольника меньше полусуммы его сторон. 

 Решение задач записывается  в тетради. Подводится итог  работы команд. Устанавливается  личное первенство, проставляются  оценки в журнал. 

         V. Задание на дом. 

  Преимущество урока, проведённого в виде игры «Геометрический поиск» перед обычным уроком в том, что каждый ученик отвечает за успехи команды, стремится побольше узнать, правильно ответить. За дисциплиной следят капитаны команд, при нарушении её снимаются очки.

2.5. Требования, предъявляемые к  организации проведения дидактических  игр на уроках математики 

 На основании рассмотренных примеров я сделала вывод, что для проведения дидактических игр в классе существенными являются следующие факторы: математическая подготовка учащихся класса, понимание ими цели и механизма игры, заинтересованность их в получении результатов, оперативность проведения игры, возможность оценки учениками своих действий, а также наличие  опытного и понимающего нюансы игры ведущего — учителя математики. 

  Перечислю основные требования, на которые следует ориентироваться при подготовке и проведении дидактической игры:

  1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предполагаемого материала — доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
  2. Игра должна давать  достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.
  3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, иначе игра не даст должного эффекта.
  4. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за её результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учёт результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в учёте, неясности в самой организации учёта приводят к несправедливым выводам о победителях, а следовательно, и к недовольству участников игры. Особенно это бывает заметно, когда игра проводится с учениками VI-VIII классов. Они уже хорошо разбираются, где организаторы игр объективны, а где нет, и остро реагируют на несправедливость.
  5. Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для вклюяения в игру снижает интерес детей к этой игре.
  6. Если на уроке проводится несколько игр, то лёгкие и более трудные по математическому содержанию должны чередоваться.
  7. Если на нескольких уроках проводятся игры, связанные сос сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Это положение необходимо последовательно и строго соблюдать при проведении логических игр.
  8. Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определённую меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру.
  9. В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой, краткой.
  10. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.

 

  Многие дидактические игры  как будто не вносят ничего  нового в знания школьников, но  они приносят большую пользу  тем, что учат учащихся применять  знания в новых условиях или  ставят умственную задачу, решение  которой требует проявления разнообразных  форм умственной деятельности. Дидактическая  игра является средством умственного  развития, так как в процессе  игры активизируются разнообразные  умственные процессы. Чтобы понять  замысел, усвоить игровые действия  и правила, нужно внимательно  выслушать и осмыслить объяснение  учителя. Решение задач, поставленные  играми, требуют сосредоточенного  внимания, активной мыслительной  деятельности, выполнения, сравнения  и обобщения. 

 В свою очередь, дидактические  игры в зависимости от содержания  материала, способа организации,  уровня подготовки школьников, цели  урока могут приобретать различный  характер. Например, быть продуктивными, репродуктивными, творческими, конструктивными, практическими, воспитывающими.  

В конечном счёте в игровых  формах занятия реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив, приобщения  детей к научно — техническому творчеству, воспитания ответственности каждого за учёбу и дисциплину в классе, а главное— обучение математике.

Заключение 

    Тема « Дидактическая игра как средство интенсификации учебной деятельности школьников на уроках математики» сложна и многогранна. В этой работе рассмотрен особый вид игр — дидактические, особая форма занятий — игровая форма, определено место дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на уроке. 

  Из изложенного можно сделать вывод, что дидактическая игра  отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Её правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к математике, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса.  

  В работе приводятся примеры целесообразного использования дидактических игр на различных этапах обучения. Доказывается, что основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Поэтому использование дидактических игр даёт наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой. 

  Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, логичность мышления, чувство соревнования, взаимопомощь. (см Приложение 1) 

  Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников (см Приложение 2), положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности (см Приложение 3).  В работе сформулированы основные требования, на которые следует ориентироваться при подготовке и проведении дидактической игры. 

Применение данного опыта  дало следующие результаты: доказательства ребят отличаются логической чёткостью, последовательностью, почти исчезла  хаотичность в изложении доказательств  и рассуждений. Школьники научились  анализировать, видеть и понимать условие  задачи, находить взаимосвязь математических понятий с окружающим миром. Ребята охотнее участвуют в исследовательской  деятельности:

Год участия

Название работы

Класс

Районная научно — практическая конференция

Региональная научно — практическая конференция

2005 - 2006

«Музыка и математика»

9

Сертификат участника

 

2006 - 2007

«Шахматы в литературе»

9

Сертификат участника

 

2006 - 2007

«Функция рядом с нами»

9

Сертификат участника

Сертификат участника

2007 — 2008

«Гендерный подход  в профильном образовании»

10

Сертификат участника

Сертификат участника

2007 — 2008

«Пушкин и математика»

10

Сертификат участника

 

2008 — 2009

«Спирали»

7

Сертификат участника

 

2008 — 2009

«Геометрические миниатюры»

7

Сертификат участника

 

2008 — 2009

«Числа - палиндромы»

4

Сертификат участника

лауреат XLI-й региональной научно —  практической конференции школьников и учащейся молодёжи Омской области.

         

2009 - 2010

«Составление фигур на основе квадратов»

5

Сертификат участника

лауреат XLII-й региональной научно —  практической конференции школьников и учащейся молодёжи Омской области.

Информация о работе Дидактическая игра как средство интенсификации учебной деятельности школьников на уроках математики