Дидактическая игра как средство интенсификации учебной деятельности школьников на уроках математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:37, реферат

Описание работы

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребёнка.

Содержание

Введение____________________________________________________ с. 3
Глава I. Вопросы организации дидактических игр на уроках математики
в научно — методической литературе____________________________ с. 5
Глава II. Дидактическая игра как средство интенсификации учебной
деятельности школьников на уроках математики__________________ с. 7
2.1. Место дидактических игр и игровых ситуаций в системе других
видов деятельности на уроке.
2.2. Целесообразное использование игр на разных этапах обучения
2.3. Требования, предъявляемые к организации проведения
дидактических игр на уроках математики
Заключение__________________________________________________ с. 18
Литература_______________________________

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 62.10 Кб (Скачать)

Глава II. Дидактическая игра как средство интенсификации учебной

деятельности школьников на уроках математики

2.1.  Место дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов 

       деятельности на уроке 

   Игровые технологии отличаются исключительным многообразием, поэтому относить их к какой – либо группе весьма сложно. Основной мотив игры – не результат, а процесс. Это усиливает их развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Я считаю, что у игровых уроков есть и образовательные возможности, если их рассматривать не разрозненно, а в системе. Можно, например, передвигаться от усвоения и использования фактов к их связям (от решения кроссвордов к их составлению), от описаний (уроки – путешествия) к их объяснениям (уроки – экспедиции, исследования).  

   Эта группа объединяет уроки нескольких типов. Организуя их, я стремлюсь полнее учесть возрастные особенности школьников, удовлетворить их тягу к играм и разнообразию видов учебной деятельности. Данные уроки пробуждают, поддерживают и развивают интерес к процессу обучения и учебному предмету. 

   Игровые формы отличаются тем, что здесь процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся  принимают практические решения. Чаще всего я предлагаю им  конфликтную ситуацию, заложенную в содержании игры. Решения во многих играх учащиеся принимают коллективно, что развивает их мышление, коммуникативные способности. В процессе игры почти всегда возникает определённый эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс. 

   Проанализировав соответствующую методику, я выяснила, что для игровых форм урока характерно:

- моделирование определённых  видов практической деятельности;

- моделирование условий,  в которых протекает деятельность;

- наличие ролевых целей  участников игры;

- взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;

- наличие общей цели  у всего игрового коллектива;

- групповое или индивидуальное  оценивание деятельности участников  игры. 

     Процесс игры способствует развитию учащихся, углублению и повышению оперативности знаний. 

  Я использую ролевые, имитационные и деловые игры. В каждой из них учащиеся выступают в различных ролях. 

  Учебные игры применяю для развития умений использовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени. 

Процесс игры позволяет формировать  качества активного участника игрового процесса Викторина — игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы. Выигрывает тот, кто даёт больше правильных ответов. Провожу викторину в начале урока — при отработке навыков устных вычислений; в середине урока — при проверке усвоения нового материала, в конце урока — при проверке знаний и умений учащихся. Учащиеся учатся находить и принимать решения; развивают способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях.

Деловая игра — игра, в процессе которой на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой создаются производственные ситуации, в ходе которых играющему необходимо найти правильную линию поведения, оптимальное решение проблемы. Соответственно реальным обстоятельствам производства, имитированным в игре; учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, установлению контактов; получать удовольствие от общения с партнёрами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся. Игровые формы применяю и в основном , и в старшем звене, а также использую при проведении данных уроков. (см Приложение «Разработки дидактических игр») 

2.2. Структурные компоненты дидактической  игры 

    Могу отметить, что все виды игр  выступают и как самостоятельные, и как взаимно – дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами. Специфика дидактической игры состоит в том, что она имеет свою устойчивую структуру, которая отличает её от всякой деятельности.

Таким образом, я выяснила, что основными структурными компонентами дидактической игры являются:

  • игровой замысел — первый структурный компонент игры — выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придаёт игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определённые требования в отношении знаний.

 

 (На уроке геометрии  в VIII классе, по теме: «Площади многоугольников»: объявляю, что все учащиеся будут выступать в роли строителей. Требуется выполнить работу по настилке полов строящегося детского сада. Предлагаю произвести настилку паркетного пола в игровом зале размером 5,75 Х 8 м. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов и равнобочных трапеций. Размеры плиток указаны в сантиметрах);

  • правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в ходе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр разрабатываю с учётом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаю условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможнности появления у каждого ученика чувства удовлетворённости, успеха.

 

 (Учащиеся разбиваются на три  бригады: первая бригада —  столяры (им нужно доставить  паркетные плитки указанных размеров  в таком количестве, чтобы после  настилки пола не осталось  лишних плиток и число треугоных плиток было минимальным, а плиток в форме параллелограммов и трапеций — одинаковое количество; вторая бригада — поставщики ( им нужно доставить необходимое количество плиток на строительную площадку. Они рассчитают это количество); третья бригада — паркетчики (чтобы проконтролировать доставку, надо наперёд знать, сколько и каких паркетных плиток понадобится для покрытия пола); Побеждает в игре та команда, которая первой выполнит правильный расчёт. Для этого надо знать формулы для вычисления площади вышеупомянутых фигур. Внутри каждой команды разрешаются взаимоконсультации. При необходимости консультацию даю я.

  • игровые действия, которые регламентирую правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи. Я, как руководитель игры, направляю её в нужное русло, при необходимости активизирую её ход разнообразными приёмами, поддерживаю интерес к игре, подбадриваю отстающих;

 

  Вычисляются площади плоских  фигур, производятся расчёты.  В конце игры учащиеся из  каждой бригады дают объяснения  около стола учителя, как они  вычислили нужное количество  паркетных плиток. 

 Идёт разговор об  экономии материала. На первый  план выступает математическое  содержание работы Происходит процесс применения знаний на практике. На этом этапе игры учащиеся получают определённое число очков, а правильно ответившие ученики — оценки в журнал.

  • познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой;

 

  Проверяю, насколько глубоко  усвоили ученики материал. Для  этого предлагаю контрольные  вопросы:

1. Дайте определение площади  простых фигур.

2. Докажите, что площадь  параллелограмма равна произведению  его стороны на высоту, проведённую  к этой стороне.

3. Докажите, что площадь  треугольника равна половине  произведения  его стороны на высоту, проведённую к этой стороне.

4. Докажите, что площадь  трапеции равна произведению  полусуммы оснований на высоту.

5. По какому принципу  укладывали паркетные плитки  в один ряд?

6. Как проводились вычисления  площади одного ряда плиток?

7. Дайте краткую характеристику  профессии столяра.

  • оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения, различные средства наглядности: таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы, флажки, которыми награждаются победители;
  • результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для меня результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении. Рефлексия.

 

   Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, а отсутствие основных из них  разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру, правил, дидактическая игра невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, я составляю краткую характеристику хода игры (сценарий), указываю временные рамки игры, учитываю уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовываю межпредметные связи.

2.3. Место дидактических игр и  игровых ситуаций в системе  других видов деятельности на  уроке. 

  Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, её эффективность, приводят к желаемому результату. 

 Приведу пример использования  дидактической игры «Математический  ринг» в процессе усвоения  формул сокращённого умножения

(7 класс, УМК Ш.А. Алимов, Ю.М.  Колягин и др.) 

  Тема: «Произведение суммы и разности двух одночленов». 

  В процессе игры происходит приобретение новых знаний, поэтому игра проводится на этапах урока по усвоению и закреплению знаний. Основой её является соревнование между командами при ответах на вопросы и решении упражнений, предложенных учителем, а также при доказательстве математических предложений. Такое название игры выбрано потому, что на равных условиях соревнуются две команды. 

     Игровой замысел состоит в том, чтобы на основе созданной проблемной ситуации и соревнования команд активизировать мышление учащихся, превратить весь процесс обучения в процесс активной поисковой деятельности и самостоятельных открытий. Этапы игры совпадают с этапами урока. Это в большинстве случаев актуализация опорных знаний, изучение нового материала, закрепление изученного на уроке, проверка знаний  учащихся по теме урока. 

   Для проведения игры класс делится на две команды. Выбираются капитаны команд и их ассистенты. Капитаны следят за дисциплиной и порядком в команде, сами участвуют в игре. Ассистенты при необходимости дают консультации. Разрешаются консультации также между учениками одной команды. Работа с ассистентами весьма эффективна, она позволяет организовать на уроке индивидуальный подход к учащимся; кроме того, ассистенты стремятся к тому, чтобы их работа в роли учителя и помощника капитана приносила успех команде.  Ассистенты не освобождаются от общей работы класса и от ответов на вопросы. 

   При проведении урока должны соблюдаться следующие правила игры:

  1. За правильный ответ команде начисляются очки; ошибка, допущенная в ответе, неправильный ответ, нарушение дисциплины приводят к штрафным очкам, т.е к снятию определённого количества очков со счёта команды.
  2. Каждый член команды может вновь отвечать только после того, как ответят все члены команды. Это исключает случаи, когда некоторые ученики за урок ни разу не опрашиваются.
  3. Вопросы и задания даю я. Счет соревнования фиксируется на доске.
  4. После постановки общего задания разрешаются консультации  внутри команд.
  5. Все необходимые записи по моему указанию  заносятся в тетрадь.
  6. На определённом этапе работы сначала одна команда является «первопроходцем». Деятельность второй команды состоит в том, чтобы внимательно следить за правильностью ответов, выполнять по моему указанию записи в тетрадях, а после завершения изучения некоторой части материала ответить на вопросы, предложенные мною, и выполнить задания, аналогичные рассмотренным. Затем роли команд меняются.
  7. За правильные аргументированные дополнения ответов учащихся из другой команды каждый может получить дополнительно 2 очка.

 

    Игровые действия состоят в том, чтобы быстро и без ошибок отвечать на мои вопросы , выполнять нужные записи и построения в тетрадях, следить за правильностью ответов своих товарищей из своей и другой команды, решать примеры и задачи у доски, во время объявленной консультации консультировать соседей по парте или при необходимости самому брать консультацию, не нарушать дисциплину, быть внимательным и активным.  

  Познавательное содержание состоит в том, чтобы учащиеся усвоили формулу сокращённого умножения  (а — в) (а + в) = а — в  и могли применять её при умножении чисел и двучленов определённого вида.

I. Задания 1 команде:

  1. Выполнить устно умножение: 251  2; 8,5   6; 25  12; 496  125;  2 3 98.
  2. Найти числовое значение выражения: 18--- + 39  7.

Объяснить используемые правила  умножения

Задания 2 команде аналогичны. Меняются только упражнения.

II. Задания 2 команде:

  1. Выполнить устно умножение двучлена на одночлен: (с + d) m
  2. Сформулировать распределительный закон умножения
  3. Дать геометрическую интерпретацию распределительного закона.

Аналогичные задания предлагаются 1 команде.

III. Задания команде1:

  1. Умножить двучлен на двучлен с введением новой переменной:

Информация о работе Дидактическая игра как средство интенсификации учебной деятельности школьников на уроках математики