Дидактическая игра как средство формирования учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать дидактические игры как средство формирования учебной деятельности у детей 6-летнего возраста.

Задачи исследования:
дать характеристику дидактических игр;
определить роль дидактической игры в воспитании дошкольника;
провести экспериментальное исследование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе
разработать методические рекомендации для формирования учебной деятельности у старших дошкольников

Содержание

Введение
1. Роль дидактической игры в воспитании дошкольника
1.1. Характеристика дидактических игр
1.2. Значение игр в формировании личности
2. Исследование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе
2.1 Организация и методы исследования мотивации учения
2.2 Анализ результатов
2.3 Комплекс игр, направленных на формирование мотивации учения у старших дошкольников
2.4 Анализ эффективности проделанной работы
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Дидактическая игра - формирование учебной деятельности.doc

— 984.00 Кб (Скачать)
 

     Из  таблицы видно, что после формирующего эксперимента у семи старших дошкольников появилась начальная стадия формирования внутренней позиции школьника, т. е. если продолжать работу в том же направлении, то можно повысить их уровень мотивационной готовности учения к началу школьного обучения.

     Таким образом, мы делаем вывод, что эффективность  нашей работы доказана. Гипотеза: если целенаправленно вести работу на повышение уровня мотивационной готовности к учению у старших дошкольников, то их внутренняя позиция школьника будет сформирована, доказана.  
 

 

      Заключение 

     Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.

     Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому что мотивом есть не отражение  какого-то конкретного явления, а  совершение самого действия, как личного  отношения.

     Дети  очень любят когда с ними играет педагог. Учитель должен помнить, что очень важный момент в игре – преодоление препятствий, достижение целей, самостоятельный поиск. Все эти элементы игры развивает умственные способности школьника.

     В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при  достижении поставленной цели.

     Исходя  из этого можно считать, что дидактическая  игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

     Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности дидактические игры. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.

       «Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».

     Сравнительный анализ двух констатирующих экспериментов  показал, что мотивационная готовность к учению появилась у большего числа старших дошкольников, т. е. до начала формирующего эксперимента сформированность внутренней позиции наблюдалась у 27,3 % (шесть) ребят, то после проделанной работы - 40,9 % (девять). Первичный констатирующий эксперимент выявил, что у большинства испытуемых, а именно у шестнадцати респондентов (72,7 %), внутренняя позиция школьника не была сформирована. Вторичный констатирующий эксперимент показал, что только шесть ребят не проявляют интереса к школе, что составляет всего 27,3% от общего их числа.

     Таким образом, мы делаем вывод, что эффективность нашей работы доказана. 

 

      Список литературы 

  1. Агаева  Е. Л. и др. "Чего на свете не бывает?". М.: Просвещение , 1991.
  2. Амонашвили Ш. А. "В школу с шести лет"- М.: Просвещение, 1981.
  3. Аникеева Н. П. Воспитание игрой.,Психологическая наука школе. Просведение 1997.
  4. Блехер Ф.Н. Дидактические игры. – М.,1964
  5. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. Просвещение 1991.
  6. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1983.
  7. Венгер Л. А. Воспитание о бучение детей шестого года жизни. М. Просвещение, 1987.
  8. Гаспарова Е. М. Дошкольное воспитание. 1984
  9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Интор, 1996. – 132 с.
  10. Дошкольник: обучение и развитие воспитателям и родителям /под ред. В. М. Белкина/. – Ярославль: Академия развития, 1998.
  11. Елфимова Н.В. К проблеме создания мотивационного компонента деятельности у дошкольников. / Н.В. Елфимова // Вопросы психологии. – 1992. - № 2.
  12. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М., 1994
  13. Кравцова Е.Е. Шестилетний ребёнок: готовность к школе / Е.Е. Кравцова. – М.: Дело, 1998.
  14. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В.Т.Кудрявцев. – М.: Знание, 1991.
  15. Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней. // В.Т.Кудрявцев / Вопросы психологии. – 1997. - № 1.
  16. Львов М.Р. Школа творческого мышления. – М., 1993
  17. Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите  играя. М. Просвещение, 1983
  18. Менджрицкая Д. В. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1982.
  19. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. – Минск., 1989
  20. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М. Просвещение, 1991.
  21. Проскура Е. Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника. Киев 1985.
  22. Развивающее образование в системе дошкольного воспитания /под ред. Н. А. Смирновой. – Дубна, 1995.
  23. Слободчиков В.И. Младший школьник как субъект учебной деятельности. / В.И. Слободчиков. // Вопросы психологии. – 1992. - № 1-2.
  24. Тарасова И.А. Дидактические игры в начальной школе \\Начальная школа. – №10. – 2002
  25. Топаркова Т.А. Развитие умственных способностей \ Начальная школа. – №6. – 1997
  26. Эльконин  .  Психология игры . – М., 1984
  27. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. Т.Ц. Сфера 2002.

Информация о работе Дидактическая игра как средство формирования учебной деятельности