Дидактическая игра как средство формирования учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать дидактические игры как средство формирования учебной деятельности у детей 6-летнего возраста.

Задачи исследования:
дать характеристику дидактических игр;
определить роль дидактической игры в воспитании дошкольника;
провести экспериментальное исследование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе
разработать методические рекомендации для формирования учебной деятельности у старших дошкольников

Содержание

Введение
1. Роль дидактической игры в воспитании дошкольника
1.1. Характеристика дидактических игр
1.2. Значение игр в формировании личности
2. Исследование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе
2.1 Организация и методы исследования мотивации учения
2.2 Анализ результатов
2.3 Комплекс игр, направленных на формирование мотивации учения у старших дошкольников
2.4 Анализ эффективности проделанной работы
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Дидактическая игра - формирование учебной деятельности.doc

— 984.00 Кб (Скачать)

     В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. [19]

 

      2. Исследование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе 

     2.1 Организация и  методы исследования  мотивации учения 

     Целью констатирующего эксперимента является определение особенностей мотивации учения старших дошкольников.

     Констатирующий  эксперимент проводился в детском  образовательном учреждении № 88. Бреста. В исследовании участвовало 22 ребёнка старшего дошкольного возраста.

     Перед началом констатирующего эксперимента были созданы следующие условия:

  • спокойная, доброжелательная обстановка, чтобы у испытуемого не возникло состояние страха или тревоги в процессе эксперимента;
  • исключение всего, что может отвлечь ребёнка, так как эти факторы могут негативно сказаться на результатах диагностики;
  • соответствующая подготовка рабочего места (удобство, хорошая освещаемость, необходимый материал).

     В констатирующем эксперименте мы использовали методики Н. В. Нижегородцевой «Ранжирование  воспитателей» и «Ранжирование родителей» и тест А. Л. Венгера «Мотивационная готовность».

     Ранжирование  мотивов учения детей дошкольного  возраста (для воспитателей)

     Воспитателю предлагается 6 карточек. На одной стороне  карточки записывают одно из шести, перечисленных ниже, утверждений, характеризующих поведение и действия ребенка 6-7-летнего возраста на занятиях. На обратной стороне карточки — тип мотива, соответствующий данной характеристике.

     Педагогу  предлагают проранжировать стандартные  характеристики в отношении каждого ребенка группы по степени выраженности того или иного мотива. Для этого из шести карточек предлагают выбрать ту, на которой характеристика поведения во время занятий в наибольшей степени подходит для данного ребенка. После того как выбрана первая карточка, напротив фамилии ребенка записывают соответствующий мотив под № 1. Затем из оставшихся пяти характеристик предлагают выбрать ту, которая также характеризует ребенка, но в меньшей степени, чем первая, соответствующий мотив записывают под № 2. То же самое предают сделать с оставшимися четырьмя карточками (мотив № 3), тремя карточками и, наконец, выбрать из последних двух. В итоге для каждого ребенка будет получен список свойственных ему мотивов, проранжированных по степени выраженности в его поведении и деятельности: от наиболее выраженного (доминирующего) к менее выраженным.

     После этого проводится качественный анализ мотивов учения каждого ребенка, мотивы № 1 и № 2 рассматриваются  как доминирующие в его мотивационной  структуре. Для качественного анализа результатов ранжирования используют данные об особенностях учебной деятельности детей с различным типом доминирования мотивов учения, приведенные в таблице 1. 

     Таблица – 1 Особенности учебной деятельности детей с различным типом доминирования  мотивов учения

Тип мотива Характеристика  поведения ребенка
1. Социальные мотивы На занятиях ребенок занимается, потому что это  важно и нужно
2. Учебно-познавательные мотивы Ребенок занимается лишь тогда, когда ему это интересно
3. Оценочный мотив Ребенок занимается на занятии, потому что его хвалит за это воспитатель
4. Позиционный мотив Ребенок занимается тогда, когда на занятии много  атрибутики, пособий
5. Внешние мотивы, не связанные  со школой условия Ребенок занимается тогда, когда на этом настаивает воспитатель
6. Игровые Ребенок хорошо занимается лишь тогда, когда занятие  построено в виде игры
 

     Ранжирование  мотивов учения детей дошкольного  возраста (для родителей)

     Для того чтобы оценка мотивов была более  объективной, необходимо с родителями провести подготовительную работу: объяснить насколько важно правильно определить доминирующие мотивы учения у ребенка до начала обучения в школе, каким образом будет использована родительская оценка (для выбора программы обучения, для индивидуального подхода в процессе обучения и т.п.), по каким особенностям поведения можно определить выраженность того или иного мотива (например, большое количество вопросов, широкий круг интересов говорят о высокой степени развития познавательного мотива; ответственность, стремление подражать взрослым и выполнять серьезные, не детские поручения — показатели развития социального мотива; послушание во всем, беспрекословное выполнение указаний взрослого, отсутствие стремления высказывать и отстаивать свое мнение — свидетельствуют о доминировании внешних мотивов в регуляции поведения и деятельности ребенка и т.д.).

     Оценка  мотивов учения родителями проводится по той же схеме, что и оценка педагогами, но с использованием других карточек (табл. 2).  

     Таблица 2 - Качественный анализ результатов ранжирования

Тип мотива Характеристика  поведения и возможный ответ  ребенка
1. Социальные мотивы «Я хочу в  школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»
2. Учебно-познавательные Стремление  к новым знаниям, желание научиться  читать и писать, широкий круг интересов
3. Оценочный мотив «Я хочу в  школу, потому что там я буду получать только пятерки»
4. Позиционный мотив «Я хочу в  школу, потому что там большие, а  в детском саду маленькие, мне  купят тетради, пенал и портфель»
5. Внешние мотивы, не связанные со школой условия «Я пойду  в школу, потому что мама так сказала»
6. Игровые — воспринимает школу  как новую игру «Я хочу в  школу, потому что там можно играть с друзьями»
 

     В этом случае на карточках даны возможные  ответы ребенка на вопрос «Почему ты хочешь идти в школу?» и некоторые особенности его поведения в привычных домашних условиях. Родителям предлагают выбрать, какой ответ и какая характеристика, по их мнению, в наибольшей степени свойственны их ребенку, а какие — в меньшей. Проводится качественный анализ результатов ранжирования.

     Тест  «Мотивационная готовность»

     Стимульный  материал. Набор вопросов, предлагающих ребенку выбор одного из двух вариантов  поведения.

  1. Если бы было две школы — одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая — только с уроками пения, рисования и физкультуры, — в какой из них ты бы хотел учиться?
  2. Если бы было две школы — одна с уроками и переменками, а другая — только с переменками и никаких уроков. В какой из них ты бы хотел учиться?
  3. Если бы было две школы — в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки. В какой из них ты бы хотел учиться?
  4. Если бы было две школы — в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что — то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь. В какой из них ты бы хотел учиться?
  5. Если бы было две школы — в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет. В какой из них ты бы хотел учиться?
  6. Если бы у вас в классе заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?
  7. Если бы мама сказала: «Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год» - согласился бы ты с таким предложением?
  8. Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу», — согласился бы ты с таким предложением?
  9. Если бы соседский мальчик спросил тебя, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?

     Инструкция. Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше.

     Проведение  теста. Детям читаются вслух вопросы, причем время на ответ не ограничивается. Каждый ответ фиксируют, так же как и все дополнительные замечания детей.

     Анализ  результатов: За каждый правильный ответ  дается 1балл, за неправильный — 0 баллов.  Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и больше. 

     2.2 Анализ результатов 

     Анализ  ранжирования воспитателей показал, что  только у шести старших дошкольников ведущим является учебно-познавательный мотив, что составляет всего 27,3 % от общего числа испытуемых. Восемь ребят  занимаются тогда, когда на занятии много атрибутики, т. е. у них доминирующим является позиционный мотив, в процентном соотношении это 36,4 % от респондентов в целом. У троих дошкольников преобладает оценочный мотив, что составляет 13,6 % от общего числа ребят. Остальные пять испытуемых занимаются лишь тогда, когда занятие построено в виде игры, т. е. ведущим является игровой мотив (22,7 %).

     Более подробно данные представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

     Таблица 1 - Результаты ранжирования воспитателей

Имя ребёнка Ведущие мотивы
1. Катя А. учебно-познавательный социальный
2. Виталя В. позиционный игровой
3. Дима Д. игровой внешние мотивы, не связанные со школой
4. Настя Д. учебно-познавательный социальный
5. Рима З. оценочный позиционный
6. Оля К. оценочный позиционный
7. Олег К. позиционный игровой
8. Ира М. позиционный игровой
9. Егор П. учебно-познавательный социальный
10. Игорь П. игровой внешние мотивы, не связанные со школой
11. Вова П. позиционный игровой
12. Алёна П. учебно-познавательный социальный
13. Лена Р. игровой внешние мотивы, не связанные со школой
14. Вова С. позиционный игровой
15. Аня С. позиционный игровой
16. Костя С. учебно-познавательный социальный
17. Маша С. оценочный позиционный
18. Яна С. учебно-познавательный социальный
19. Ярослав С. игровой внешние мотивы, не связанные со школой
20. Миша Т. позиционный игровой
21. Саша Ц. игровой внешние мотивы, не связанные со школой
22. Егор Ш. позиционный игровой
 

       

     Анализ  ранжирования родителей показал, что  только у шести старших дошкольников ведущим является учебно-познавательный мотив, что составляет всего 27,3 % от общего числа испытуемых. У пяти ребят доминирующим является игровой мотив, в процентном соотношении это 22,7% от респондентов в целом. Четверо испытуемых хотят в школу на том основании, что это нужно и важно, т. е. ведущим является социальный мотив, что составляет 18,2 % от общего числа ребят. У остальных семи ребят преобладает оценочный мотив (31,8 %). Более подробно данные представлены в таблице 2 и рисунке 2. 

     Таблица 2 - Результаты ранжирования воспитателей

Имя ребёнка Ведущие мотивы
1. Катя А. учебно-познавательный социальный
2. Виталя В. оценочный игровой
3. Дима Д. игровой внешние мотивы, не связанные со школой
4. Настя Д. учебно-познавательный социальный
5. Рима З. оценочный позиционный
6. Оля К. оценочный позиционный
7. Олег К. социальный игровой
8. Ира М. оценочный игровой
9. Егор П. учебно-познавательный социальный
10. Игорь П. игровой позиционный
11. Вова П. социальный игровой
12. Алёна П. учебно-познавательный социальный
13. Лена Р. игровой внешние мотивы, не связанные со школой
14. Вова С. оценочный игровой
15. Аня С. социальный игровой
16. Костя С. учебно-познавательный социальный
17. Маша С. оценочный позиционный
18. Яна С. учебно-познавательный социальный
19. Ярослав С. игровой внешние мотивы, не связанные со школой
20. Миша Т. оценочный игровой
21. Саша Ц. игровой внешние мотивы, не связанные со школой
22. Егор Ш. социальный игровой

Информация о работе Дидактическая игра как средство формирования учебной деятельности