Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 18:11, курсовая работа
Цель курсовой работы: исследовать дидактические игры как средство формирования учебной деятельности у детей 6-летнего возраста.
Задачи исследования:
дать характеристику дидактических игр;
определить роль дидактической игры в воспитании дошкольника;
провести экспериментальное исследование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе
разработать методические рекомендации для формирования учебной деятельности у старших дошкольников
Введение
1. Роль дидактической игры в воспитании дошкольника
1.1. Характеристика дидактических игр
1.2. Значение игр в формировании личности
2. Исследование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе
2.1 Организация и методы исследования мотивации учения
2.2 Анализ результатов
2.3 Комплекс игр, направленных на формирование мотивации учения у старших дошкольников
2.4 Анализ эффективности проделанной работы
Заключение
Список литературы
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. [19]
2. Исследование мотивационной
готовности дошкольников
к обучению в школе
2.1
Организация и
методы исследования
мотивации учения
Целью констатирующего эксперимента является определение особенностей мотивации учения старших дошкольников.
Констатирующий эксперимент проводился в детском образовательном учреждении № 88. Бреста. В исследовании участвовало 22 ребёнка старшего дошкольного возраста.
Перед началом констатирующего эксперимента были созданы следующие условия:
В констатирующем эксперименте мы использовали методики Н. В. Нижегородцевой «Ранжирование воспитателей» и «Ранжирование родителей» и тест А. Л. Венгера «Мотивационная готовность».
Ранжирование мотивов учения детей дошкольного возраста (для воспитателей)
Воспитателю предлагается 6 карточек. На одной стороне карточки записывают одно из шести, перечисленных ниже, утверждений, характеризующих поведение и действия ребенка 6-7-летнего возраста на занятиях. На обратной стороне карточки — тип мотива, соответствующий данной характеристике.
Педагогу предлагают проранжировать стандартные характеристики в отношении каждого ребенка группы по степени выраженности того или иного мотива. Для этого из шести карточек предлагают выбрать ту, на которой характеристика поведения во время занятий в наибольшей степени подходит для данного ребенка. После того как выбрана первая карточка, напротив фамилии ребенка записывают соответствующий мотив под № 1. Затем из оставшихся пяти характеристик предлагают выбрать ту, которая также характеризует ребенка, но в меньшей степени, чем первая, соответствующий мотив записывают под № 2. То же самое предают сделать с оставшимися четырьмя карточками (мотив № 3), тремя карточками и, наконец, выбрать из последних двух. В итоге для каждого ребенка будет получен список свойственных ему мотивов, проранжированных по степени выраженности в его поведении и деятельности: от наиболее выраженного (доминирующего) к менее выраженным.
После
этого проводится качественный анализ
мотивов учения каждого ребенка,
мотивы № 1 и № 2 рассматриваются
как доминирующие в его мотивационной
структуре. Для качественного анализа
результатов ранжирования используют
данные об особенностях учебной деятельности
детей с различным типом доминирования
мотивов учения, приведенные в таблице
1.
Таблица
– 1 Особенности учебной
Тип мотива | Характеристика поведения ребенка |
1. Социальные мотивы | На занятиях ребенок занимается, потому что это важно и нужно |
2. Учебно-познавательные мотивы | Ребенок занимается лишь тогда, когда ему это интересно |
3. Оценочный мотив | Ребенок занимается на занятии, потому что его хвалит за это воспитатель |
4. Позиционный мотив | Ребенок занимается тогда, когда на занятии много атрибутики, пособий |
5. Внешние мотивы, не связанные со школой условия | Ребенок занимается тогда, когда на этом настаивает воспитатель |
6. Игровые | Ребенок хорошо занимается лишь тогда, когда занятие построено в виде игры |
Ранжирование мотивов учения детей дошкольного возраста (для родителей)
Для того чтобы оценка мотивов была более объективной, необходимо с родителями провести подготовительную работу: объяснить насколько важно правильно определить доминирующие мотивы учения у ребенка до начала обучения в школе, каким образом будет использована родительская оценка (для выбора программы обучения, для индивидуального подхода в процессе обучения и т.п.), по каким особенностям поведения можно определить выраженность того или иного мотива (например, большое количество вопросов, широкий круг интересов говорят о высокой степени развития познавательного мотива; ответственность, стремление подражать взрослым и выполнять серьезные, не детские поручения — показатели развития социального мотива; послушание во всем, беспрекословное выполнение указаний взрослого, отсутствие стремления высказывать и отстаивать свое мнение — свидетельствуют о доминировании внешних мотивов в регуляции поведения и деятельности ребенка и т.д.).
Оценка
мотивов учения родителями проводится
по той же схеме, что и оценка педагогами,
но с использованием других карточек
(табл. 2).
Таблица 2 - Качественный анализ результатов ранжирования
Тип мотива | Характеристика поведения и возможный ответ ребенка |
1. Социальные мотивы | «Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно» |
2. Учебно-познавательные | Стремление к новым знаниям, желание научиться читать и писать, широкий круг интересов |
3. Оценочный мотив | «Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки» |
4. Позиционный мотив | «Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель» |
5. Внешние мотивы, не связанные со школой условия | «Я пойду в школу, потому что мама так сказала» |
6. Игровые — воспринимает школу как новую игру | «Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями» |
В этом случае на карточках даны возможные ответы ребенка на вопрос «Почему ты хочешь идти в школу?» и некоторые особенности его поведения в привычных домашних условиях. Родителям предлагают выбрать, какой ответ и какая характеристика, по их мнению, в наибольшей степени свойственны их ребенку, а какие — в меньшей. Проводится качественный анализ результатов ранжирования.
Тест «Мотивационная готовность»
Стимульный материал. Набор вопросов, предлагающих ребенку выбор одного из двух вариантов поведения.
Инструкция. Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше.
Проведение теста. Детям читаются вслух вопросы, причем время на ответ не ограничивается. Каждый ответ фиксируют, так же как и все дополнительные замечания детей.
Анализ
результатов: За каждый правильный ответ
дается 1балл, за неправильный — 0 баллов.
Внутренняя позиция считается
2.2
Анализ результатов
Анализ ранжирования воспитателей показал, что только у шести старших дошкольников ведущим является учебно-познавательный мотив, что составляет всего 27,3 % от общего числа испытуемых. Восемь ребят занимаются тогда, когда на занятии много атрибутики, т. е. у них доминирующим является позиционный мотив, в процентном соотношении это 36,4 % от респондентов в целом. У троих дошкольников преобладает оценочный мотив, что составляет 13,6 % от общего числа ребят. Остальные пять испытуемых занимаются лишь тогда, когда занятие построено в виде игры, т. е. ведущим является игровой мотив (22,7 %).
Более подробно данные представлены в таблице 1 и на рисунке 1.
Таблица 1 - Результаты ранжирования воспитателей
Имя ребёнка | Ведущие мотивы | |
1. Катя А. | учебно-познавательный | социальный |
2. Виталя В. | позиционный | игровой |
3. Дима Д. | игровой | внешние мотивы, не связанные со школой |
4. Настя Д. | учебно-познавательный | социальный |
5. Рима З. | оценочный | позиционный |
6. Оля К. | оценочный | позиционный |
7. Олег К. | позиционный | игровой |
8. Ира М. | позиционный | игровой |
9. Егор П. | учебно-познавательный | социальный |
10. Игорь П. | игровой | внешние мотивы, не связанные со школой |
11. Вова П. | позиционный | игровой |
12. Алёна П. | учебно-познавательный | социальный |
13. Лена Р. | игровой | внешние мотивы, не связанные со школой |
14. Вова С. | позиционный | игровой |
15. Аня С. | позиционный | игровой |
16. Костя С. | учебно-познавательный | социальный |
17. Маша С. | оценочный | позиционный |
18. Яна С. | учебно-познавательный | социальный |
19. Ярослав С. | игровой | внешние мотивы, не связанные со школой |
20. Миша Т. | позиционный | игровой |
21. Саша Ц. | игровой | внешние мотивы, не связанные со школой |
22. Егор Ш. | позиционный | игровой |
Анализ
ранжирования родителей показал, что
только у шести старших дошкольников
ведущим является учебно-познавательный
мотив, что составляет всего 27,3 % от общего
числа испытуемых. У пяти ребят доминирующим
является игровой мотив, в процентном
соотношении это 22,7% от респондентов в
целом. Четверо испытуемых хотят в школу
на том основании, что это нужно и важно,
т. е. ведущим является социальный мотив,
что составляет 18,2 % от общего числа ребят.
У остальных семи ребят преобладает оценочный
мотив (31,8 %). Более подробно данные представлены
в таблице 2 и рисунке 2.
Таблица 2 - Результаты ранжирования воспитателей
Имя ребёнка | Ведущие мотивы | |
1. Катя А. | учебно-познавательный | социальный |
2. Виталя В. | оценочный | игровой |
3. Дима Д. | игровой | внешние мотивы, не связанные со школой |
4. Настя Д. | учебно-познавательный | социальный |
5. Рима З. | оценочный | позиционный |
6. Оля К. | оценочный | позиционный |
7. Олег К. | социальный | игровой |
8. Ира М. | оценочный | игровой |
9. Егор П. | учебно-познавательный | социальный |
10. Игорь П. | игровой | позиционный |
11. Вова П. | социальный | игровой |
12. Алёна П. | учебно-познавательный | социальный |
13. Лена Р. | игровой | внешние мотивы, не связанные со школой |
14. Вова С. | оценочный | игровой |
15. Аня С. | социальный | игровой |
16. Костя С. | учебно-познавательный | социальный |
17. Маша С. | оценочный | позиционный |
18. Яна С. | учебно-познавательный | социальный |
19. Ярослав С. | игровой | внешние мотивы, не связанные со школой |
20. Миша Т. | оценочный | игровой |
21. Саша Ц. | игровой | внешние мотивы, не связанные со школой |
22. Егор Ш. | социальный | игровой |
Информация о работе Дидактическая игра как средство формирования учебной деятельности