Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 18:11, курсовая работа
Цель курсовой работы: исследовать дидактические игры как средство формирования учебной деятельности у детей 6-летнего возраста.
Задачи исследования:
дать характеристику дидактических игр;
определить роль дидактической игры в воспитании дошкольника;
провести экспериментальное исследование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе
разработать методические рекомендации для формирования учебной деятельности у старших дошкольников
Введение
1. Роль дидактической игры в воспитании дошкольника
1.1. Характеристика дидактических игр
1.2. Значение игр в формировании личности
2. Исследование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе
2.1 Организация и методы исследования мотивации учения
2.2 Анализ результатов
2.3 Комплекс игр, направленных на формирование мотивации учения у старших дошкольников
2.4 Анализ эффективности проделанной работы
Заключение
Список литературы
Таблица 3 - Результаты тестирования старших дошкольников
Имя ребёнка | Вопросы | Сумма | ||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | баллов | |||||||||||||
1. Катя А. | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 6 | ||||||||||||
2. Виталя В. | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 3 | ||||||||||||
3. Дима Д. | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 | ||||||||||||
4. Настя Д. | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 5 | ||||||||||||
5. Рима З. | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 3 | ||||||||||||
6. Оля К. | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 3 | ||||||||||||
7. Олег К. | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 4 | ||||||||||||
8. Ира М. | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 3 | ||||||||||||
9. Егор П. | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 6 | ||||||||||||
10. Игорь П. | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 | ||||||||||||
11. Вова П. | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 4 | ||||||||||||
12. Алёна П. | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 5 | ||||||||||||
13. Лена Р. | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 | ||||||||||||
14. Вова С. | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 3 | ||||||||||||
15. Аня С. | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 4 | ||||||||||||
16. Костя С. | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 5 | ||||||||||||
17. Маша С. | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 3 | ||||||||||||
18. Яна С. | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 6 | ||||||||||||
19. Ярослав С. | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 | ||||||||||||
20. Миша Т. | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 3 | ||||||||||||
21. Саша Ц. | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 | ||||||||||||
22. Егор Ш. | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 |
В
таблице 3 приведены результаты тестирования
старших дошкольников, анализ которых
показал, что только шесть испытуемых,
что составляет 27,3 % от общего числа
респондентов, набрали количество баллов
от 5 до 6, т. е. мы делаем вывод, что у них
внутренняя позиция сформирована. Остальные
16 ребят, что в процентном соотношении
составляет 72,7 %, набрали меньше 5 баллов
(от 2 до 4), т. е. у них не выявлена сформированность
внутренней позиции. Наглядно данные представлены
на рисунке 3.
На
основании полученных данных по трём
методикам, мы делаем вывод, что только
шесть ребят имеют
Таблица 4 - Результаты тестирования старших дошкольников
Имя ребёнка | Ранжирование воспитателей | Ранжирование родителей | Тестирование | Сформированность мотивационной готовности |
1. Катя А. | учебно-познавательный | учебно-познавательный | 6 | сформирована |
2. Виталя В. | позиционный | оценочный | 3 | не сформирована |
3. Дима Д. | игровой | игровой | 2 | не сформирована |
4. Настя Д. | учебно-познавательный | учебно-познавательный | 5 | сформирована |
5. Рима З. | оценочный | оценочный | 3 | не сформирована |
6. Оля К. | оценочный | оценочный | 3 | не сформирована |
7. Олег К. | позиционный | социальный | 4 | не сформирована |
8. Ира М. | позиционный | оценочный | 3 | не сформирована |
9. Егор П. | учебно-познавательный | учебно-познавательный | 6 | сформирована |
10. Игорь П. | игровой | игровой | 2 | не сформирована |
11. Вова П. | позиционный | социальный | 4 | не сформирована |
12. Алёна П. | учебно-познавательный | учебно-познавательный | 5 | сформирована |
13. Лена Р. | игровой | игровой | 2 | не сформирована |
14. Вова С. | позиционный | оценочный | 3 | не сформирована |
15. Аня С. | позиционный | социальный | 4 | не сформирована |
16. Костя С. | учебно-познавательный | учебно-познавательный | 5 | сформирована |
17. Маша С. | оценочный | оценочный | 3 | не сформирована |
18. Яна С. | учебно-познавательный | учебно-познавательный | 6 | сформирована |
19. Ярослав С. | игровой | игровой | 2 | не сформирована |
20. Миша Т. | позиционный | оценочный | 3 | не сформирована |
21. Саша Ц. | игровой | игровой | 2 | не сформирована |
22. Егор Ш. | позиционный | социальный | 2 | не сформирована |
Таким
образом, необходимо проводить целенаправленную
работу на повышении уровня мотивационной
готовности к учению у старших
дошкольников.
2.3
Комплекс игр,
направленных на
формирование мотивации
учения у старших
дошкольников
Для формирования мотивации учения у детей старшего дошкольного возраста нами были разработан и апробирован комплекс специальных упражнений в течении девяти месяцев.
Предложенные упражнения формируют произвольность – умение детей:
Барыня прислала сто рублей
Народная игра для воспитания сосредоточенности
Играть можно и в большой группе, но более эффективна игра вдвоем. Ведущий обращается к партнеру.
Барыня прислала сто рублей.
Что хотите, то купите.
Черный, белый не берите.
«Да» и «нет» не говорите!
После этого ведущий начинает вести с партнером беседу, провоцирующую использование одного из «запрещенных» слов: черный», «белый», «да», «нет». Все участники игры имеют по несколько фантов; проштрафившиеся отдают их ведущему. Отвечать нужно быстро, все дети внимательно следят за выполнением правила. Беседа принимает примерно такой характер:
— Ходил ли ты когда-нибудь в зоопарк?
— Однажды.
— А видел ли там медведя?
— Видел.
— Он был бурый или белый?
— Полярный.
Беседа продолжается до тех пор, пока не проскользнет «запрещенное» слово. Тогда участник отдает свой фант, для выкупа которого он должен выполнить отдельное задание. Если ребенок говорит «Ага», «Угу», «Не-а», нужно договориться заранее, считать это ошибкой или нет. Можно ввести дополнительное условие: если диалог длится три минуты с соблюдением правил, считать, что ребенок выиграл.
Птичка
Познавательная игра для развития самоконтроля
Перед началом игры ведущий знакомит детей с различными породами деревьев, может показать их на картинке, рассказать, где они растут. Перед игрой все подбирают для себя фант — игрушку или любую мелкую вещь. Игроки усаживаются в круг и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и всем остальным игрокам дает названия деревьев (дуб, клен, липа). Каждый должен запомнить свое название.
Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на елку».
Елка вызывает другое дерево и т. д. Кто прозевает, отдает фант. В конце игры фанты отыгрываются.
Необходимо внимательно следить за ходом игры и быстро отвечать. Подсказывать нельзя.
Нарисуй пароход
Упражнение для воспитания произвольности движения
Ребенку предлагают как можно точнее срисовать пароход, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв и цифр. Взрослый говорит: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе нарисуй, пожалуйста, точно такую же картинку, какую ты видишь на этом рисунке. Не торопись, постарайся быть внимательным, чтобы рисунок был точно таким же, как образец. Если ты что-то не так нарисуешь, не стирай ластиком, а нарисуй поверх неправильного или рядом правильно». При сравнении рисунка с образцом следует обращать внимание
а) на соотношение размеров деталей,
б) на присутствие всех деталей,
в) на правильность изображения — нет ли зеркального отражения, не путает ли ребенок верх и низ,
г) на количество деталей и способ их изображения — считает ли ребенок или рисует «на глазок»?
Если оказывается, что задание слишком трудно, придумайте сами более простые и предлагайте их ребенку почаще — ведь эта игра воспроизводит сразу несколько упражнений для первоклассников!
Узоры
Игра для развития сосредоточенности
В эту игру можно играть и с одним, и с группой детей. Ребенку дается лист клетчатой бумаги. Ведущий говорит: «Сейчас мы будем учиться рисовать разные узоры. Постарайтесь, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого слушайте меня внимательно — я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые я буду называть. Когда нарисуете одну, ждите, пока я назову следующую. Каждую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните ее в сторону. Сейчас вы показываете направо. А где левая рука? Молодцы!
Начинаем рисовать первый узор. Поставили карандаш. Рисуем линию: одна клетка направо, одна клетка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вниз, одна налево, одна вниз, одна налево, одна вверх, одна налево, одна вверх. Что у нас получилось? Правильно, крестик!
Начинаем рисовать второй узор. Поставили карандаш на следующую точку. Рисуем линию: две клетки направо, две клетки вверх, две направо, две вниз, две налево, две вниз, две налево, две вверх. Попали в начальную точку? Молодцы! А что получилось? Правильно, квадратики!
А теперь нарисуем самый сложный, третий узор. Поставьте карандашом точку. Проведите линию на три клетки вверх. А теперь — две клетки направо, две вниз, одну налево, одну вниз, две направо. Повторите с самого начала (продиктовать). Посмотрите, получился орнамент с древнегреческой вазы».
Если задания не удаются, полезно поупражняться начиная с самых простых.
Палочки
Игра-тест
Для этой увлекательной игры понадобится 30-40 палочек (можно спичек). Играть лучше вдвоем. Ведущий говорит: «Я покажу тебе фигурку, сложенную из палочек, и через 1 -2 секунды накрою ее листом бумаги. За это короткое время ты должен запомнить эту фигурку и затем выложить ее в соответствии с этим образцом. Затем, пожалуйста, сверь свою фигуру с образцом, исправь и подсчитай свои ошибки. Если палочка пропущена ил и положена неправильно — это считается ошибкой. Начали!»
Первая фигурка — «домик».
Предлагаем
несколько фигурок — «
Сокол и лиса
Игра моделирует ситуацию обучения и служит развитию произвольности
Выбираются сокол и лиса. Остальные дети — соколята. Сокол своих соколят играть. Он бегает в разных направлениях и одновременно делает разные движения руками (вверх, в стороны, вперед и какие-либо более замысловатые). Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями, стараясь точно повторить их. В это время из норы вдруг выскакивает лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила. (Лиса появляется по сигналу ведущего и ловит только тех, кто не присел.) «Пойманный» соколенок на время выбывает из игры.
Сосед, подними руку
Информация о работе Дидактическая игра как средство формирования учебной деятельности