Дидактическая игра как средство формирования учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать дидактические игры как средство формирования учебной деятельности у детей 6-летнего возраста.

Задачи исследования:
дать характеристику дидактических игр;
определить роль дидактической игры в воспитании дошкольника;
провести экспериментальное исследование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе
разработать методические рекомендации для формирования учебной деятельности у старших дошкольников

Содержание

Введение
1. Роль дидактической игры в воспитании дошкольника
1.1. Характеристика дидактических игр
1.2. Значение игр в формировании личности
2. Исследование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе
2.1 Организация и методы исследования мотивации учения
2.2 Анализ результатов
2.3 Комплекс игр, направленных на формирование мотивации учения у старших дошкольников
2.4 Анализ эффективности проделанной работы
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Дидактическая игра - формирование учебной деятельности.doc

— 984.00 Кб (Скачать)
 

     Таблица 3 - Результаты тестирования старших дошкольников

Имя ребёнка Вопросы Сумма
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 баллов
1. Катя А. 0 1 1 1 1 0 1 1 0 6
2. Виталя В. 0 1 0 1 0 0 1 0 0 3
3. Дима Д. 0 0 0 1 0 0 1 0 0 2
4. Настя Д. 0 1 1 1 0 0 1 1 0 5
5. Рима З. 0 1 0 1 0 0 1 0 0 3
6. Оля К. 0 1 0 1 0 0 1 0 0 3
7. Олег К. 0 1 1 1 0 0 1 0 0 4
8. Ира М. 0 1 0 1 0 0 1 0 0 3
9. Егор П. 0 1 1 1 1 0 1 1 0 6
10. Игорь П. 0 0 0 1 0 0 1 0 0 2
11. Вова П. 0 1 1 1 0 0 1 0 0 4
12. Алёна П. 0 1 1 1 0 0 1 1 0 5
13. Лена Р. 0 0 0 1 0 0 1 0 0 2
14. Вова С. 0 1 0 1 0 0 1 0 0 3
15. Аня С. 0 1 1 1 0 0 1 0 0 4
16. Костя С. 0 1 1 1 0 0 1 1 0 5
17. Маша С. 0 1 0 1 0 0 1 0 0 3
18. Яна С. 0 1 1 1 1 0 1 1 0 6
19. Ярослав С. 0 0 0 1 0 0 1 0 0 2
20. Миша Т. 0 1 0 1 0 0 1 0 0 3
21. Саша Ц. 0 0 0 1 0 0 1 0 0 2
22. Егор Ш. 0 0 0 1 0 0 1 0 0 2
 

     В таблице 3 приведены результаты тестирования старших дошкольников, анализ которых  показал, что только шесть испытуемых, что составляет 27,3 % от общего числа  респондентов, набрали количество баллов от 5 до 6, т. е. мы делаем вывод, что у них внутренняя позиция сформирована. Остальные 16 ребят, что в процентном соотношении составляет 72,7 %, набрали меньше 5 баллов (от 2 до 4), т. е. у них не выявлена сформированность внутренней позиции. Наглядно данные представлены на рисунке 3. 

     

 

     На  основании полученных данных по трём методикам, мы делаем вывод, что только шесть ребят имеют мотивационную  готовность к обучению в школе, что  составляет всего 27,3 %. Остальные старшие  дошкольники (72,7 %) представляют школу  как что-то необходимое либо возможность поиграть и получить хорошую отметку. Общие результаты представлены в таблице 4. 

     Таблица 4 - Результаты тестирования старших дошкольников

Имя ребёнка Ранжирование  воспитателей Ранжирование  родителей Тестирование Сформированность мотивационной готовности
1. Катя А. учебно-познавательный учебно-познавательный 6 сформирована
2. Виталя В. позиционный оценочный 3 не сформирована
3. Дима Д. игровой игровой 2 не сформирована
4. Настя Д. учебно-познавательный учебно-познавательный 5 сформирована
5. Рима З. оценочный оценочный 3 не сформирована
6. Оля К. оценочный оценочный 3 не сформирована
7. Олег К. позиционный социальный 4 не сформирована
8. Ира М. позиционный оценочный 3 не сформирована
9. Егор П. учебно-познавательный учебно-познавательный 6 сформирована
10. Игорь П. игровой игровой 2 не сформирована
11. Вова П. позиционный социальный 4 не сформирована
12. Алёна П. учебно-познавательный учебно-познавательный 5 сформирована
13. Лена Р. игровой игровой 2 не сформирована
14. Вова С. позиционный оценочный 3 не сформирована
15. Аня С. позиционный социальный 4 не сформирована
16. Костя С. учебно-познавательный учебно-познавательный 5 сформирована
17. Маша С. оценочный оценочный 3 не сформирована
18. Яна С. учебно-познавательный учебно-познавательный 6 сформирована
19. Ярослав С. игровой игровой 2 не сформирована
20. Миша Т. позиционный оценочный 3 не сформирована
21. Саша Ц. игровой игровой 2 не сформирована
22. Егор Ш. позиционный социальный 2 не сформирована
 

     Таким образом, необходимо проводить целенаправленную работу на повышении уровня мотивационной  готовности к учению у старших  дошкольников. 

     2.3 Комплекс игр,  направленных на  формирование мотивации  учения у старших  дошкольников 

     Для формирования мотивации учения у детей старшего дошкольного возраста нами были разработан и апробирован комплекс специальных упражнений в течении девяти месяцев.

     Предложенные  упражнения формируют произвольность – умение детей:

  • Сознательно подчинять свои действия правилу;
  • Ориентироваться на заданную систему требований;
  • Внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
  • Самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу.

     Барыня  прислала сто рублей

     Народная  игра для воспитания сосредоточенности

     Играть  можно и в большой группе, но более эффективна игра вдвоем. Ведущий  обращается к партнеру.

     Барыня  прислала сто рублей.

     Что хотите, то купите.

     Черный, белый не берите.

     «Да»  и «нет» не говорите!

     После этого ведущий начинает вести с партнером беседу, провоцирующую использование одного из «запрещенных» слов: черный», «белый», «да», «нет». Все участники игры имеют по несколько фантов; проштрафившиеся отдают их ведущему. Отвечать нужно быстро, все дети внимательно следят за выполнением правила. Беседа принимает примерно такой характер:

     — Ходил ли ты когда-нибудь в зоопарк?

     — Однажды.

     — А видел ли там медведя?

     — Видел.

     — Он был бурый или белый?

     — Полярный.

     Беседа  продолжается до тех пор, пока не проскользнет «запрещенное» слово. Тогда участник отдает свой фант, для выкупа которого он должен выполнить отдельное задание. Если ребенок говорит «Ага», «Угу», «Не-а», нужно договориться заранее, считать это ошибкой или нет. Можно ввести дополнительное условие: если диалог длится три минуты с соблюдением правил, считать, что ребенок выиграл.

     Птичка

     Познавательная  игра для развития самоконтроля

     Перед началом игры ведущий знакомит детей  с различными породами деревьев, может  показать их на картинке, рассказать, где  они растут. Перед игрой все  подбирают для себя фант — игрушку или любую мелкую вещь. Игроки усаживаются в круг и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и всем остальным игрокам дает названия деревьев (дуб, клен, липа). Каждый должен запомнить свое название.

     Собиратель  фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на елку».

     Елка  вызывает другое дерево и т. д. Кто  прозевает, отдает фант. В конце игры фанты отыгрываются.

     Необходимо  внимательно следить за ходом  игры и быстро отвечать. Подсказывать нельзя.

     Нарисуй пароход

     Упражнение  для воспитания произвольности движения

     Ребенку предлагают как можно точнее срисовать  пароход, отдельные детали которого составлены из элементов прописных  букв и цифр. Взрослый говорит: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе нарисуй, пожалуйста, точно такую же картинку, какую ты видишь на этом рисунке. Не торопись, постарайся быть внимательным, чтобы рисунок был точно таким же, как образец. Если ты что-то не так нарисуешь, не стирай ластиком, а нарисуй поверх неправильного или рядом правильно». При сравнении рисунка с образцом следует обращать внимание

     а) на соотношение размеров деталей,

     б) на присутствие всех деталей,

     в) на правильность изображения — нет  ли зеркального отражения, не путает ли ребенок верх и низ,

     г) на количество деталей и способ их изображения — считает ли ребенок  или рисует «на глазок»?

     Если  оказывается, что задание слишком  трудно, придумайте сами более простые  и предлагайте их ребенку почаще — ведь эта игра воспроизводит сразу несколько упражнений для первоклассников!

     Узоры

     Игра  для развития сосредоточенности

     В эту игру можно играть и с одним, и с группой детей. Ребенку  дается лист клетчатой бумаги. Ведущий  говорит: «Сейчас мы будем учиться  рисовать разные узоры. Постарайтесь, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого слушайте меня внимательно — я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые я буду называть. Когда нарисуете одну, ждите, пока я назову следующую. Каждую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните ее в сторону. Сейчас вы показываете направо. А где левая рука? Молодцы!

     Начинаем  рисовать первый узор. Поставили карандаш. Рисуем линию: одна клетка направо, одна клетка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вниз, одна налево, одна вниз, одна налево, одна вверх, одна налево, одна вверх. Что у нас получилось? Правильно, крестик!

     Начинаем  рисовать второй узор. Поставили карандаш на следующую точку. Рисуем линию: две клетки направо, две клетки вверх, две направо, две вниз, две налево, две вниз, две налево, две вверх. Попали в начальную точку? Молодцы! А что получилось? Правильно, квадратики!

     А теперь нарисуем самый сложный, третий узор. Поставьте карандашом точку. Проведите линию на три клетки вверх. А теперь — две клетки направо, две вниз, одну налево, одну вниз, две направо. Повторите с самого начала (продиктовать). Посмотрите, получился орнамент с древнегреческой вазы».

     Если  задания не удаются, полезно поупражняться  начиная с самых простых.

     Палочки

     Игра-тест

     Для этой увлекательной игры понадобится 30-40 палочек (можно спичек). Играть лучше  вдвоем. Ведущий говорит: «Я покажу тебе фигурку, сложенную из палочек, и через 1 -2 секунды накрою ее листом бумаги. За это короткое время ты должен запомнить эту фигурку и затем выложить ее в соответствии с этим образцом. Затем, пожалуйста, сверь свою фигуру с образцом, исправь и подсчитай свои ошибки. Если палочка пропущена ил и положена неправильно — это считается ошибкой. Начали!»

     Первая  фигурка — «домик».

     Предлагаем  несколько фигурок — «звездочку», «снежинку», «елочку» одновременно.

     Сокол и лиса

     Игра  моделирует ситуацию обучения и служит развитию произвольности

     Выбираются  сокол и лиса. Остальные дети — соколята. Сокол своих соколят играть. Он бегает в разных направлениях и одновременно делает разные движения руками (вверх, в стороны, вперед и какие-либо более замысловатые). Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями, стараясь точно повторить их. В это время из норы вдруг выскакивает лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила. (Лиса появляется по сигналу ведущего и ловит только тех, кто не присел.) «Пойманный» соколенок на время выбывает из игры.

     Сосед, подними руку

Информация о работе Дидактическая игра как средство формирования учебной деятельности