Дидактическая игра как средство формирования учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать дидактические игры как средство формирования учебной деятельности у детей 6-летнего возраста.

Задачи исследования:
дать характеристику дидактических игр;
определить роль дидактической игры в воспитании дошкольника;
провести экспериментальное исследование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе
разработать методические рекомендации для формирования учебной деятельности у старших дошкольников

Содержание

Введение
1. Роль дидактической игры в воспитании дошкольника
1.1. Характеристика дидактических игр
1.2. Значение игр в формировании личности
2. Исследование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе
2.1 Организация и методы исследования мотивации учения
2.2 Анализ результатов
2.3 Комплекс игр, направленных на формирование мотивации учения у старших дошкольников
2.4 Анализ эффективности проделанной работы
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Дидактическая игра - формирование учебной деятельности.doc

— 984.00 Кб (Скачать)

     Игра  воспитывает произвольность, привычку соблюдать  правила и внимание к товарищам-«одноклассникам»

     Играющие, сидя или стоя (в зависимости от условий), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Сосед!» Тот игрок, к которому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положения. Водящий должен останавливаться точно напротив того ребенка, к которому он обращается. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа — левую, а сосед слева — правую, т. е. ту руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т. е. поднял не ту руку или вообще забыл это сделать, то он меняется с водящим ролями. Игрок считается проигравшим, даже если он только пытался поднять не ту руку.

     Школа наоборот

     Используется  для проигрывания конфликтных ситуаций

     Ребенок играет учителя, взрослый — нерадивого ученика. Можно подсказать такой сюжет для игры с куклой, но это менее привлекательно для ребенка. Учитель дает задание, ученик сопротивляется его выполнению, например:

     Учитель: — А теперь мы нарисуем солнце...

     Ученик: — Какое солнце? Сейчас пасмурно. Я забыл, как оно выглядит!

     Учитель: — Ну-ка, давай вспомним. Оно красное  или желтое?

     Ученик: — Зеленое!

     Учитель: — Молодец! А круглое или квадратное?

     Ученик: — Продолговатое!

     Учитель: — Правильно! Наша Таня (Маша, Лена) — молодец, вместо солнца — огурец! Ты, как всегда, отличница, заслужила хорошую отметку — двойку! Я очень похвалю тебя твоей маме! И зачем только такие способные дети ходят в школу, если они все знают?

     Примечание. Важно, чтобы ребенок понимал  юмористическое содержание диалога. Можно  проигрывать отказ выполнять  задание, любые попытки непослушания на уроке — при этом ребенок и взрослый должны находить неожиданные, парадоксальные решения.

     Лесная  школа

     Игра  моделирует типичные школьные ситуации, пригодна для обучении различным навыкам, в том числе  арифметике (считать  орешки, листочки, звездочки и т. п.), и развивает произвольность поведения

     Лучше, если есть возможность собрать небольшую  группу из двух-трех-четырех человек. Каждый представляет кого-либо из животных, учитель (водящий) — мудрая Сова. Играя  в первый раз лучше назначить учителем взрослого или более старшего ребенка. Звенит звонок. Сова влетает в класс и говорит: «Здравствуйте дети! Меня зовут Сова — Большая Голова. На другие имена я не откликаюсь, а забудете меня — очень обижаюсь. А вас как зовут?» Ученики отвечают хором, каждый голосом животного, которым он себя назначил. Сова говорит: «Ой, какие интересные совята, а какие шумные! Я таких никогда не видела! Давайте договоримся так — кто захочет отвечать, поднимает лапу или крыло. Как тебя зовут, детка?» Продолжают знакомство — каждый ученик должен встать и назвать себя, вначале издавая «звериное» приветствие.

     Сова: «Ой, какие вы разные! Ну что ж, всем надо учиться. Давайте сначала рассядемся поудобнее» — они рассаживаются, соблюдая отношения в животном мире. «А теперь давайте договоримся о самом главном слове — оно должно быть всем понятно, это слово «мир». На каком языке мы будем его произносить? Давайте все выучим его. Теперь, если кто-то из вас будет обижать другою, давайте произнесем это волшебное слово».

     Далее моделируются любые школьные предметы. Например, естествознание. Сова: «Кто знает, сколько длится ночь?» Белка: «Мы спим пять часов!» Медведь: «Мы спим четыре месяца!» Сова: «Вот и неправильно! Что же такое ночь? Каждый знает, что ночь — это время, когда не спят, а приятно летать и охотиться! Какие странные совята! А ты как думаешь?» — обращается к тому, кто еще не отвечал (например, к зайцу), и т. д.

     На  более высоком уровне игры дети должны отвечать с позиции «своей» зверушки, но постепенно понимать, что «правильным» считается только ответ с позиции Совы. В спорах об истине дети могут обращаться к товарищам и апеллировать к мнению родителей («А мама сказала, что медвежатам вредно ночью бегать и охотиться!»). Используйте вместо отметок призы — листочки, шишки, желуди (можно вырезанные из бумаги). Убедитесь, что дети умеют считать до 5 и понимают, какая отметка хорошая, а какая плохая.

     Игра  «Лесная школа» — удобная и  увлекательная форма для неназойливого  сообщения знаний в первую очередь  по предметам естественного цикла.

     Кто где живет

     Коллективная  игра для развития произвольности и  школьных навыков

     Дети  садятся в круг. Каждый из них  изображает какого-либо зверя, для наглядности  может надеть маску или значок и выясняет, где этот зверек обитает  в природе (в лесу, в поле, на дереве, в дупле, норе и т. д.).

     Ведущий обращается к детям и называет место своего пребывания и пункт  назначения. Например: «Ой, я, кажется, заблудился! Кто бы мне помог в  этом дубовом лесу найти дорогу к  полю? Но нет, никто здесь, видно, не живет». Выскакивает лесной кабанчик: «Я, я здесь живу! Дорогу показать могу!» — и ведет к кому-либо живущему в поле, например, мышке. Затем сюжет повторяется. Главное для путешественника — не забывать благодарить провожатого.

     Первоклассник

     В игре закрепляются знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе, воспитывается желание учиться, собранность, аккуратность

     На  столе у взрослого лежит портфель и несколько предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расческа. После напоминания о том, что ребенок скоро идет в школу и будет сам собирать свои вещи, предлагают посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребенок сложит все вещи и закроет портфель. Возможные модификации: если участвуют несколько детей, ввести элемент соревнования, если один ребенок — считать до 5. Нужно обращать внимание на то, чтобы складывать вещи не только быстро, но и аккуратно.  

     2.4 Анализ эффективности  проделанной работы 

     Для определения эффективности проделанной нами работы по формированию мотивационной готовности к учению мы провели методику «Беседа Нежновой» (табл. 5).

     В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить  один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.

     Возможные варианты ответов и их оценка

    • А - Ориентация на содержание учебной деятельности (2 балла)
    • Б - Ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни (1 балл)
    • В - Ориентация на внешкольные виды деятельности (0 баллов)
 

     Таблица 5 - Анализ эффективности проделанной работы

Вопросы беседы Варианты ответов Баллы
1. Хочешь ли ты идти в школу? А — очень  хочу

Б —  так себе, не знаю

В —  не хочу

2

1

0

2. Почему ты хочешь идти в  школу? А — интерес  к учению, занятиям: хочу научиться  читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д.

Б —  интерес к внешней школьной атрибутике: новая форма, книги, портфель и т.д.

В —  внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все  ребята идут в школу, «мама сказала»

2 
 

1 

0

3. Готовишься ли ты к школе?  Как ты готовишься (тебя готовят  к школе)? А — освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, решали задачки и т.д.

Б —  приобретение формы, школьных принадлежностей.

В —  занятия, не относящиеся к школе

2 

1

0

4. Нравится ли тебе в школе?  Что тебе нравится (не нравится) больше всего? (Предварительно у ребенка спрашивают, был ли он в школе) А — уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка 

Б —  внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, перемены, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса

В —  уроки художественно-физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку  в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе

2 

1 
 
 

0

5. Если бы тебе не надо было  ходить в школу и в детский  сад, чем бы ты занимался  дома, как бы проводил свой день? А — занятия  учебного типа: «Писал бы буквы, читал» и т.д.

Б —  дошкольные занятия: рисование, конструирование 

В —  занятия, не имеющие отношения к  школе: игры, гулянье, помощь по хозяйству, уход за животными

2 

1 

0

 

     Интерпретация результатов

  • 10-9 баллов сформирована школьно-учебная ориентация ребенка и положительное отношение к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);
  • 8-5 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);
  • 4-0 баллов — ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).

     Результаты  беседы показали, что у девяти испытуемых, что составляет 40,9 % от общего числа респондентов, присутствует школьно-учебная ориентация и положительное отношение к школе. У семи старших дошкольников, что в процентном соотношении составляет 31,8 %, выявлена начальная стадия формирования внутренней позиции школьника. Остальные шесть ребят (27,3 %) не проявляют интереса к школе, т. е. внутренняя позиция школьника не сформирована. Наглядно данные представлены в таблице 6 и на рисунке 4. 

       

     Таблица 6 - Результаты проведённой беседы со старшими дошкольниками

Имя ребёнка Вопросы беседы (балл) Сумма балов Вывод
1 2 3 4 5
1. Катя А. 2 2 2 2 1 9 Внутренняя  позиция сформирована
2. Виталя В. 2 2 1 1 0 6 Начальная стадия формирования внутренней позиции
3. Дима Д. 2 2 2 1 0 7 Начальная стадия формирования внутренней позиции
4. Настя Д. 2 2 2 2 2 10 Внутренняя  позиция сформирована
5. Рима З. 1 0 0 0 0 1 Внутренняя  позиция не сформирована
6. Оля К. 2 1 2 1 0 6 Начальная стадия формирования внутренней позиции
7. Олег К. 2 2 2 2 1 9 Внутренняя  позиция сформирована
8. Ира М. 1 0 1 0 0 2 Внутренняя  позиция не сформирована
9. Егор П. 2 2 2 2 2 10 Внутренняя  позиция сформирована
10. Игорь П. 1 1 0 0 0 2 Внутренняя  позиция не сформирована
11. Вова П. 1 0 0 0 0 1 Внутренняя  позиция не сформирована
12. Алёна П. 2 2 2 2 2 10 Внутренняя  позиция сформирована
13. Лена Р. 1 0 1 0 1 3 Внутренняя  позиция не сформирована
14. Вова С. 2 2 2 2 1 9 Внутренняя  позиция сформирована
15. Аня С. 2 2 2 2 1 9 Внутренняя  позиция сформирована
16. Костя С. 2 2 2 2 2 10 Внутренняя  позиция сформирована
17. Маша С. 2 2 2 1 0 7 Начальная стадия формирования внутренней позиции
18. Яна С. 2 2 2 2 2 10 Внутренняя  позиция сформирована
19. Ярослав С. 2 1 1 1 0 5 Начальная стадия формирования внутренней позиции
20. Миша Т. 2 2 2 1 0 7 Начальная стадия формирования внутренней позиции
21. Саша Ц. 1 0 0 0 0 1 Внутренняя  позиция не сформирована
22. Егор Ш. 2 1 2 1 0 6 Начальная стадия формирования внутренней позиции
 

       

     Сравнительный анализ двух констатирующих экспериментов  показал, что мотивационная готовность к учению появилась у большего числа старших дошкольников, т. е. до начала формирующего эксперимента сформированность внутренней позиции наблюдалась у 27,3 % (шесть) ребят, то после проделанной работы - 40,9 % (девять). Первичный констатирующий эксперимент выявил, что у большинства испытуемых, а именно у шестнадцати респондентов (72,7 %), внутренняя позиция школьника не была сформирована. Вторичный констатирующий эксперимент показал, что только шесть ребят не проявляют интереса к школе, что составляет всего 27,3% от общего их числа. Наглядно данные представлены в таблице 7 и на рисунке 5. 

     Таблица 7 - Сравнительный анализ результатов первичного и вторичного констатирующих экспериментов

Имя ребёнка Сформированность  мотивационной готовности
Результаты  первичного эксперимента Результаты  вторичного эксперимента
1. Катя А. Сформирована Внутренняя  позиция сформирована
2. Виталя В. не сформирована Начальная стадия формирования внутренней позиции
3. Дима Д. не сформирована Начальная стадия формирования внутренней позиции
4. Настя Д. Сформирована Внутренняя  позиция сформирована
5. Рима З. не сформирована Внутренняя  позиция не сформирована
6. Оля К. не сформирована Начальная стадия формирования внутренней позиции
7. Олег К. не сформирована Внутренняя  позиция сформирована
8. Ира М. не сформирована Внутренняя  позиция не сформирована
9. Егор П. Сформирована Внутренняя  позиция сформирована
10. Игорь П. не сформирована Внутренняя  позиция не сформирована
11. Вова П. не сформирована Внутренняя  позиция не сформирована
12. Алёна П. Сформирована Внутренняя  позиция сформирована
13. Лена Р. не сформирована Внутренняя  позиция не сформирована
14. Вова С. не сформирована Внутренняя  позиция сформирована
15. Аня С. не сформирована Внутренняя  позиция сформирована
16. Костя С. Сформирована Внутренняя  позиция сформирована
17. Маша С. не сформирована Начальная стадия формирования внутренней позиции
18. Яна С. Сформирована Внутренняя  позиция сформирована
19. Ярослав С. не сформирована Начальная стадия формирования внутренней позиции
20. Миша Т. не сформирована Начальная стадия формирования внутренней позиции
21. Саша Ц. не сформирована Внутренняя  позиция не сформирована
22. Егор Ш. не сформирована Начальная стадия формирования внутренней позиции

Информация о работе Дидактическая игра как средство формирования учебной деятельности