Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 18:11, курсовая работа
Цель курсовой работы: исследовать дидактические игры как средство формирования учебной деятельности у детей 6-летнего возраста.
Задачи исследования:
дать характеристику дидактических игр;
определить роль дидактической игры в воспитании дошкольника;
провести экспериментальное исследование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе
разработать методические рекомендации для формирования учебной деятельности у старших дошкольников
Введение
1. Роль дидактической игры в воспитании дошкольника
1.1. Характеристика дидактических игр
1.2. Значение игр в формировании личности
2. Исследование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе
2.1 Организация и методы исследования мотивации учения
2.2 Анализ результатов
2.3 Комплекс игр, направленных на формирование мотивации учения у старших дошкольников
2.4 Анализ эффективности проделанной работы
Заключение
Список литературы
Игра воспитывает произвольность, привычку соблюдать правила и внимание к товарищам-«одноклассникам»
Играющие, сидя или стоя (в зависимости от условий), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Сосед!» Тот игрок, к которому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положения. Водящий должен останавливаться точно напротив того ребенка, к которому он обращается. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа — левую, а сосед слева — правую, т. е. ту руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т. е. поднял не ту руку или вообще забыл это сделать, то он меняется с водящим ролями. Игрок считается проигравшим, даже если он только пытался поднять не ту руку.
Школа наоборот
Используется для проигрывания конфликтных ситуаций
Ребенок играет учителя, взрослый — нерадивого ученика. Можно подсказать такой сюжет для игры с куклой, но это менее привлекательно для ребенка. Учитель дает задание, ученик сопротивляется его выполнению, например:
Учитель: — А теперь мы нарисуем солнце...
Ученик: — Какое солнце? Сейчас пасмурно. Я забыл, как оно выглядит!
Учитель: — Ну-ка, давай вспомним. Оно красное или желтое?
Ученик: — Зеленое!
Учитель: — Молодец! А круглое или квадратное?
Ученик: — Продолговатое!
Учитель: — Правильно! Наша Таня (Маша, Лена) — молодец, вместо солнца — огурец! Ты, как всегда, отличница, заслужила хорошую отметку — двойку! Я очень похвалю тебя твоей маме! И зачем только такие способные дети ходят в школу, если они все знают?
Примечание. Важно, чтобы ребенок понимал юмористическое содержание диалога. Можно проигрывать отказ выполнять задание, любые попытки непослушания на уроке — при этом ребенок и взрослый должны находить неожиданные, парадоксальные решения.
Лесная школа
Игра моделирует типичные школьные ситуации, пригодна для обучении различным навыкам, в том числе арифметике (считать орешки, листочки, звездочки и т. п.), и развивает произвольность поведения
Лучше, если есть возможность собрать небольшую группу из двух-трех-четырех человек. Каждый представляет кого-либо из животных, учитель (водящий) — мудрая Сова. Играя в первый раз лучше назначить учителем взрослого или более старшего ребенка. Звенит звонок. Сова влетает в класс и говорит: «Здравствуйте дети! Меня зовут Сова — Большая Голова. На другие имена я не откликаюсь, а забудете меня — очень обижаюсь. А вас как зовут?» Ученики отвечают хором, каждый голосом животного, которым он себя назначил. Сова говорит: «Ой, какие интересные совята, а какие шумные! Я таких никогда не видела! Давайте договоримся так — кто захочет отвечать, поднимает лапу или крыло. Как тебя зовут, детка?» Продолжают знакомство — каждый ученик должен встать и назвать себя, вначале издавая «звериное» приветствие.
Сова: «Ой, какие вы разные! Ну что ж, всем надо учиться. Давайте сначала рассядемся поудобнее» — они рассаживаются, соблюдая отношения в животном мире. «А теперь давайте договоримся о самом главном слове — оно должно быть всем понятно, это слово «мир». На каком языке мы будем его произносить? Давайте все выучим его. Теперь, если кто-то из вас будет обижать другою, давайте произнесем это волшебное слово».
Далее моделируются любые школьные предметы. Например, естествознание. Сова: «Кто знает, сколько длится ночь?» Белка: «Мы спим пять часов!» Медведь: «Мы спим четыре месяца!» Сова: «Вот и неправильно! Что же такое ночь? Каждый знает, что ночь — это время, когда не спят, а приятно летать и охотиться! Какие странные совята! А ты как думаешь?» — обращается к тому, кто еще не отвечал (например, к зайцу), и т. д.
На более высоком уровне игры дети должны отвечать с позиции «своей» зверушки, но постепенно понимать, что «правильным» считается только ответ с позиции Совы. В спорах об истине дети могут обращаться к товарищам и апеллировать к мнению родителей («А мама сказала, что медвежатам вредно ночью бегать и охотиться!»). Используйте вместо отметок призы — листочки, шишки, желуди (можно вырезанные из бумаги). Убедитесь, что дети умеют считать до 5 и понимают, какая отметка хорошая, а какая плохая.
Игра
«Лесная школа» — удобная и
увлекательная форма для
Кто где живет
Коллективная игра для развития произвольности и школьных навыков
Дети садятся в круг. Каждый из них изображает какого-либо зверя, для наглядности может надеть маску или значок и выясняет, где этот зверек обитает в природе (в лесу, в поле, на дереве, в дупле, норе и т. д.).
Ведущий обращается к детям и называет место своего пребывания и пункт назначения. Например: «Ой, я, кажется, заблудился! Кто бы мне помог в этом дубовом лесу найти дорогу к полю? Но нет, никто здесь, видно, не живет». Выскакивает лесной кабанчик: «Я, я здесь живу! Дорогу показать могу!» — и ведет к кому-либо живущему в поле, например, мышке. Затем сюжет повторяется. Главное для путешественника — не забывать благодарить провожатого.
Первоклассник
В игре закрепляются знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе, воспитывается желание учиться, собранность, аккуратность
На
столе у взрослого лежит
2.4
Анализ эффективности
проделанной работы
Для определения эффективности проделанной нами работы по формированию мотивационной готовности к учению мы провели методику «Беседа Нежновой» (табл. 5).
В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.
Возможные варианты ответов и их оценка
Таблица 5 - Анализ эффективности проделанной работы
Вопросы беседы | Варианты ответов | Баллы |
1. Хочешь ли ты идти в школу? | А — очень
хочу
Б — так себе, не знаю В — не хочу |
2
1 0 |
2. Почему ты хочешь идти в школу? | А — интерес
к учению, занятиям: хочу научиться
читать, писать, стать грамотным, умным,
много знать, узнать новое и т.д.
Б — интерес к внешней школьной атрибутике: новая форма, книги, портфель и т.д. В — внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, «мама сказала» |
2 1 0 |
3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят к школе)? | А — освоение
некоторых навыков чтения, письма, счета:
с мамой учили буквы, решали задачки и
т.д.
Б — приобретение формы, школьных принадлежностей. В — занятия, не относящиеся к школе |
2 1 0 |
4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего? (Предварительно у ребенка спрашивают, был ли он в школе) | А — уроки, школьные
занятия, не имеющие аналогов в дошкольной
жизни ребенка
Б — внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, перемены, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса В —
уроки художественно- |
2 1 0 |
5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день? | А — занятия
учебного типа: «Писал бы буквы, читал»
и т.д.
Б — дошкольные занятия: рисование, конструирование В — занятия, не имеющие отношения к школе: игры, гулянье, помощь по хозяйству, уход за животными |
2 1 0 |
Интерпретация результатов
Результаты
беседы показали, что у девяти испытуемых,
что составляет 40,9 % от общего числа
респондентов, присутствует школьно-учебная
ориентация и положительное отношение
к школе. У семи старших дошкольников,
что в процентном соотношении составляет
31,8 %, выявлена начальная стадия формирования
внутренней позиции школьника. Остальные
шесть ребят (27,3 %) не проявляют интереса
к школе, т. е. внутренняя позиция школьника
не сформирована. Наглядно данные представлены
в таблице 6 и на рисунке 4.
Таблица 6 - Результаты проведённой беседы со старшими дошкольниками
Имя ребёнка | Вопросы беседы (балл) | Сумма балов | Вывод | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
1. Катя А. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 9 | Внутренняя позиция сформирована | |
2. Виталя В. | 2 | 2 | 1 | 1 | 0 | 6 | Начальная стадия формирования внутренней позиции | |
3. Дима Д. | 2 | 2 | 2 | 1 | 0 | 7 | Начальная стадия формирования внутренней позиции | |
4. Настя Д. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | Внутренняя позиция сформирована | |
5. Рима З. | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | Внутренняя позиция не сформирована | |
6. Оля К. | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 | 6 | Начальная стадия формирования внутренней позиции | |
7. Олег К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 9 | Внутренняя позиция сформирована | |
8. Ира М. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 | Внутренняя позиция не сформирована | |
9. Егор П. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | Внутренняя позиция сформирована | |
10. Игорь П. | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | Внутренняя позиция не сформирована | |
11. Вова П. | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | Внутренняя позиция не сформирована | |
12. Алёна П. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | Внутренняя позиция сформирована | |
13. Лена Р. | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 3 | Внутренняя позиция не сформирована | |
14. Вова С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 9 | Внутренняя позиция сформирована | |
15. Аня С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 9 | Внутренняя позиция сформирована | |
16. Костя С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | Внутренняя позиция сформирована | |
17. Маша С. | 2 | 2 | 2 | 1 | 0 | 7 | Начальная стадия формирования внутренней позиции | |
18. Яна С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | Внутренняя позиция сформирована | |
19. Ярослав С. | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 5 | Начальная стадия формирования внутренней позиции | |
20. Миша Т. | 2 | 2 | 2 | 1 | 0 | 7 | Начальная стадия формирования внутренней позиции | |
21. Саша Ц. | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | Внутренняя позиция не сформирована | |
22. Егор Ш. | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 | 6 | Начальная стадия формирования внутренней позиции |
Сравнительный
анализ двух констатирующих экспериментов
показал, что мотивационная готовность
к учению появилась у большего
числа старших дошкольников, т. е.
до начала формирующего эксперимента
сформированность внутренней позиции
наблюдалась у 27,3 % (шесть) ребят, то после
проделанной работы - 40,9 % (девять). Первичный
констатирующий эксперимент выявил, что
у большинства испытуемых, а именно у шестнадцати
респондентов (72,7 %), внутренняя позиция
школьника не была сформирована. Вторичный
констатирующий эксперимент показал,
что только шесть ребят не проявляют интереса
к школе, что составляет всего 27,3% от общего
их числа. Наглядно данные представлены
в таблице 7 и на рисунке 5.
Таблица 7 - Сравнительный анализ результатов первичного и вторичного констатирующих экспериментов
Имя ребёнка | Сформированность мотивационной готовности | |
Результаты первичного эксперимента | Результаты вторичного эксперимента | |
1. Катя А. | Сформирована | Внутренняя позиция сформирована |
2. Виталя В. | не сформирована | Начальная стадия формирования внутренней позиции |
3. Дима Д. | не сформирована | Начальная стадия формирования внутренней позиции |
4. Настя Д. | Сформирована | Внутренняя позиция сформирована |
5. Рима З. | не сформирована | Внутренняя позиция не сформирована |
6. Оля К. | не сформирована | Начальная стадия формирования внутренней позиции |
7. Олег К. | не сформирована | Внутренняя позиция сформирована |
8. Ира М. | не сформирована | Внутренняя позиция не сформирована |
9. Егор П. | Сформирована | Внутренняя позиция сформирована |
10. Игорь П. | не сформирована | Внутренняя позиция не сформирована |
11. Вова П. | не сформирована | Внутренняя позиция не сформирована |
12. Алёна П. | Сформирована | Внутренняя позиция сформирована |
13. Лена Р. | не сформирована | Внутренняя позиция не сформирована |
14. Вова С. | не сформирована | Внутренняя позиция сформирована |
15. Аня С. | не сформирована | Внутренняя позиция сформирована |
16. Костя С. | Сформирована | Внутренняя позиция сформирована |
17. Маша С. | не сформирована | Начальная стадия формирования внутренней позиции |
18. Яна С. | Сформирована | Внутренняя позиция сформирована |
19. Ярослав С. | не сформирована | Начальная стадия формирования внутренней позиции |
20. Миша Т. | не сформирована | Начальная стадия формирования внутренней позиции |
21. Саша Ц. | не сформирована | Внутренняя позиция не сформирована |
22. Егор Ш. | не сформирована | Начальная стадия формирования внутренней позиции |
Информация о работе Дидактическая игра как средство формирования учебной деятельности