Дидактическая игра как средство формирования социальной активности дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Современный период, отличающийся кардинальными изменениями, ставит проблему формирования нового человека, социально активного, способного к творческой, преобразовательной деятельности, готового принимать самостоятельные решения.

Содержание

Введение 2
Глава 1 Теоретические основы использования дидактических игр в работе с дошкольниками 4
1.1 Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста 4
1.2 Использование дидактической игры в организации деятельности старшего дошкольника 6
1.3 Основные функции дидактической игры в работе с дошкольниками 11
Глава 2 Формирование социальной активности старших дошкольников 17
2.1 Понятие «социального развития» дошкольника 17
2.2 Социальная активность дошкольника 21
2.3 Формирование социальной активности дошкольников в трудовой деятельности 24
Глава 3 Исследовательская часть 27
3.1 Методика организации дидактических игр 27
3.2 Исследования формирования социальной активности дошкольников в дидактической игре 29
Заключение 34
Литература 36
Приложение 1 38

Работа содержит 1 файл

61464 -Дидактическая игра как средство формирования социальной активности у старших дошкольников.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

 

     Организованное  педагогом взаимодействие детей  в дидактической игре по поводу решения проблемы способствует возникновению детского интереса к когнитивной деятельности, освоению действий наглядного моделирования понятийных отношений и формированию суждений и умозаключений.

     Организация педагогом интеллектуального взаимодействия осуществляется с помощью системы  вопросов, характер которых меняется: от направляющих к систематизирующим, способствующим выявить сущность предмета или явления.

     Поиск решения проблем более высокого уровня сложности (определяющихся наличием противоречий между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью выбранного способа или между практически достигнутыми результатами выполнения задания и невозможностью его теоретического объяснения) старшие дошкольники способны вести вместе с педагогом в форме активного диалога.

     Формированию  социальной активности дошкольников, включению их в процесс освоения понятийных отношений на начальных этапах обучения способствует организация игры проблемного характера с элементами соревнования между небольшими по 2–3 человека группами.

     Для эффективного закрепления усвоенного материала дидактические игры проводятся без специальной организации  взаимодействия детей по поводу решения проблемы14.

 

Заключение

     Развитие  социальной компетентности - важный и  необходимый этап социализации ребенка  в общем процессе усвоения им опыта  общественной жизни и общественных отношений. В условиях социальных, идеологических, экономических правовых изменений, произошедших в нашей стране, детям необходимо создать условия для успешной социализации в современном обществе.

     Нынешние  дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Но во все времена важно воспитывать патриотов, граждан правового государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью и религиозной терпимостью.

     В результате целенаправленного  воспитания у старших дошкольников формируются понятия о праве и гражданском поведении, которые:

     - активизируют социальную позицию детей, обогащают их шкалу ценностей, нравственность;

     - формируют высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;

     - позволяют ребенку правильно вести себя в природе и обществе,   (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;

     - обеспечивают ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;

     - пробуждают и совершенствуют интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.

     Использование дидактических игр позволяет  проводить процесс социализации дошкольников ненавязчиво, при этом активизируя деятельность детей. Таким  образом, формирование социальной активности происходит в естественном процессе становления личности старшего дошколника.

 

Литература

  1. Аснин В. Н. Различия в решении сходных интеллектуальных задач у младших и старших  дошкольников. М., 1991.- 250 с.
  2. Акулова Е.Ф. Дидактическая игра как эффективная форма создания социальной ситуации развития дошкольников//Педагогика. – 2004. - №7. – С.9-16
  3. Бондаренко А. К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. М.,1994. - 160 с.
  4. Бодрова Е.В., Давыдов В.В., Петровский В.А., Стеркина Р.Б. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания//Вопросы психологии. – 1989. – №2. – С.22-31.
  5. Григорович Л. К. К вопросу о готовности детей к обучению в школе // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 4. – С.68.
  6. Дабынова Б. К. Особенности отношения детей к учебным задачам // Вопросы психологии. - 1986. - № 2. – С45-52.
  7. Денисенкова Н. С. Формирование познавательной направленности у детей 6-летнего возраста на занятиях в детском саду: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1991. - 48 с.
  8. Ермакова Е. С. Формирование гибкости мышления детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 1988. - № 1. –С.58
  9. Кравцова Е. Е. Игра в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. - 1991. -№ 2. – С.67-70.
  10. Лаврентьева Н.В. Общая характеристика детей старшего дошкольного возраста//Дошкольное образование. – 2004. - №9. – С.12-25.
  11. Новоселова С. «Истоки». Базисная программа развития ребенка-дошкольника//Развитие личности. – 2001. - №3-4. - С.4-29
  12. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.,1987. - С. 133.
  13. Рудовская И. Взаимосвязь умственного развития и формирование сотрудничества // Дошкольное воспитание. - 1982. - № 9. – С.34-39.
  14. Субботина Т.М., Горулева Н.С., Быкова Л.А. День свободы, игры и самостоятельности, как форма работы с детьми, родителями и педагогами//Дополнительное образование и воспитание. – 2008. - №4. – С.45-49.
  15. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. М., 1981. - 198 с.
  16. Шанц Е.А. К проблеме формирования социальной активности личности в трудовой деятельности// Дошкольное воспитание и образование. – 2007. – 9. – С.23

 

Приложение 1

     Конспект  занятия,

     на  котором проходит презентация проекта по теме «Я и моя семья». (подготовительная группа).

     Тема. «Моя семья».

     Цель: закончить работу над проектом.

     Задачи:

  • расширить у детей знания о ближнем окружении, продолжить учить разбираться в родственных связях;
  • развивать любознательность, наблюдательность, кратковременную и долговременную память;
  • воспитывать любовь и уважение к своей семье.

     Оборудование: загадка на картинке, домик со звуками, индивидуальные проектные альбомы, аудио-запись песни М. Боярского  «Старый альбом», оформленная выставка «Семейный вернисаж», «волшебная палочка», разрезанная пословица /в хорошей/, /дети/, /семье/, /хорошие/, /растут/,стихи, придуманные родителями вместе с детьми о своей семье, детские интервью детей с родителями.

     Ход занятия 

     Дети  заходят в группу, а там на столе сюрприз- картинка.

     Вос-ль: -Кто-то здесь был! Что это здесь  нарисовано, я даже не пойму. /выслушивает  ответы детей/.

     Вос-ль: -Это прямо загадка у нас  получилась: «Рубашка на улице, а рукава дома». Дети отгадывают, что это солнце и солнечные лучики.

     Вос-ль: -А как можно показать в группе солнышко нам всем вместе?

     Дети: -Встать вкруг, руки вытянуть в центр.

     Д/игра «Подбери к слову лучики слова, отвечающие на вопрос: какие?» 

     Вос-ль: -Закройте глазки, представьте себе, что с вами стоят ваши родные. Коснитесь их своими руками и пожелайте им всего хорошего, тёплого.

     Вос-ль: -Кто с Кристиной стоит?

     Кристина: Мама.

     Вос-ль: - Что Кристина пожелает своей маме?

     /Воспитатель  легким движением  дотрагивается  до головы каждого ребёнка  и те отвечают/.

     Вос-ль: -А давайте, как будь-то все ваши родные с нами побудут на занятии. Пальчиковая гимнастика «Семья»:

    • этот пальчик- дедушка
    • этот пальчик- бабушка
    • этот пальчик- папочка
    • этот пальчик- мамочка
    • ну, а этот пальчик- я -вместе дружная семья!

     Вос-ль: -А где же живёт семья? Дети: - В доме

     Вос-ль: - А в нашем буквенном доме живут  буквы. Я буду загадывать загадки, а  вы у отгадки определите первый звук. Если слово женского рода, то положить букву нужно справа от домика, а  если слово мужского рода, то положить букву слева от домика.

     Загадки:

     Кто встаёт раным-рано, в доме с ней  добро, тепло.

     Дочку, сына одевает, да и в садик провожает? /мама/

     Он  машину ловко водит, в стенку гвоздик  заколотит.

     Маме  дома помогает и детишками играет? /папа/

     Кто, ребята, отвечайте, вкусно стряпает всегда?

     Вяжет нам носки и кофты, брюки, юбки, свитера?

     Кот- мурлыка под столом поиграл её клубком./бабушка/

     Носит медали он на груди, всем он на помощь стремиться придти.

     Бабушка кличет его молодцом, стар он годами, да молод умом. /дедушка/

     Вос-ль: - Что же мы тут зашифровали? Я  забыла. /Дети показывают на буквы и  говорят слова: 

     М_____________МАМА

     П_____________ПАПА

     Б_____________БАБУШКА

     Д_____________ДЕДУШКА 

     /Раздается  стук и из шкафа вываливается  Домовёнок Яша./

     Яша: - Я слышал у вас тут сегодня праздник- презентация проекта. Не пора ли заглянуть в ваши проектные альбомы?

     /Дети  располагаются там где им удобно, слышится аудиозапись М. Боярского  «Старый альбом», а Яша ходит  и смотрит альбомы, интересуется  изображениями на генеалогических древах. Дети показывают альбомы Яше и друг другу. В это время воспитатель проводит работу с родителями: д/игра: «Сказка по кругу»/.

     ДИ «Сказка по кругу»

     Воспитатель с родителями становится в круг и  начинает сказку: «Моя семья живёт  в городе Минусинске. И вот однажды.../передаёт палочку родителям, а те придумывают продолжение истории и передают палочку по кругу/.

     Яша: - А я знаю, что вы готовили выставку «Семейный вернисаж», расскажите мне  пожалуйста! А кто-то из вас брал интервью у своих родителей, расскажите, нам будет интересно послушать, как познакомились ваши родители, чем вы любите заниматься дома. А ещё я с великим удовольствием послушаю ваши стихи, посвященные семье! /Выслушивает ответы детей и родителей, хвалит/.

     Яша: - Вот это да! А что это- то у вас за домик с буквами?

     /Дети  вспоминают шифр и говорят  его Яше/.

     Яша: А я к вам не с пустыми  руками пришёл, пожалуйста ответьте на мои вопросы: /Воспитатель предлагает разделиться на две команды: родители и дети./ 

Яшины вопросы командам:

Кем приходится мама папе?

Кем приходится папа маме?

Кто такая  золовка?

Кем является мама бабушке?

Почему  родители называют дедушку папой?

Кем являетесь  вы маме и папе?

А кто  бабушка и дедушка между собой?

Кто старше мама или бабушка?

Кто родился  раньше дедушка или папа?

Кем вы приходитесь свекрови?  

     Яша: Молодцы, всё знают! А я вам  за это что-то мудрое- поучительное принёс, только я его нечаянно порвал, помогите мне его собрать!/Дети собирают предложение и читают его: «В хорошей  семье дети хорошие растут!»

     Вос-ль: Как вы понимаете эту мудрость? /Дети и родители высказывают своё мнение/.

     /Родители  и дети вместе с воспитателем  и Яшей становятся в общий  круг/.

     Вос-ль: - В конце нашего занятия я хочу поблагодарить всех участников проекта  за активное участие, пожелать вам благополучия в ваших семьях, а кому-то и прибавления в них и чтобы в ваших семьях росли самые хорошие и послушные дети. Всего хорошего!


Информация о работе Дидактическая игра как средство формирования социальной активности дошкольника