Дидактическая игра как средство формирования социальной активности дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Современный период, отличающийся кардинальными изменениями, ставит проблему формирования нового человека, социально активного, способного к творческой, преобразовательной деятельности, готового принимать самостоятельные решения.

Содержание

Введение 2
Глава 1 Теоретические основы использования дидактических игр в работе с дошкольниками 4
1.1 Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста 4
1.2 Использование дидактической игры в организации деятельности старшего дошкольника 6
1.3 Основные функции дидактической игры в работе с дошкольниками 11
Глава 2 Формирование социальной активности старших дошкольников 17
2.1 Понятие «социального развития» дошкольника 17
2.2 Социальная активность дошкольника 21
2.3 Формирование социальной активности дошкольников в трудовой деятельности 24
Глава 3 Исследовательская часть 27
3.1 Методика организации дидактических игр 27
3.2 Исследования формирования социальной активности дошкольников в дидактической игре 29
Заключение 34
Литература 36
Приложение 1 38

Работа содержит 1 файл

61464 -Дидактическая игра как средство формирования социальной активности у старших дошкольников.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

     Используя дидактическую игру как форму экспериментального обучения старших дошкольников при освоении логических отношений, мы увидели необходимость изменения структуры дидактической игры: к дидактической задаче, игровому правилу и игровому действию мы дополнительно ввели дидактическую проблему. Это привело к изменению игрового действия – оно становилось поисково-игровым.

     В ходе эксперимента ясно обозначилась еще одна значимая функция игры – это возможность создания условий по организации детского сотрудничества в ходе поисково-игровых действий. Игровое сотрудничество способствовало созданию интереса у старших дошкольников к поисковой деятельности в области решения интеллектуальной задачи, способствовало возникновению ситуации обсуждения своих вариантов решения.

     Оно активизировало мыслительную деятельность детей, создавало необходимость  в речевом оформлении детских мыслей, что вело к формированию суждений и умозаключений у старших дошкольников. Экспериментальным путем было установлено, что поисково-игровое сотрудничество при определенных способах его организации способствует интеллектуальной активности как продвинутых, так и отстающих детей. Именно формирование интеллектуальной активности характеризует психологическую готовность к школе, что подтверждает значимость поставленной в исследовании проблемы. Было установлено, что педагогическими условиями освоения старшими дошкольниками логических отношений являются переходные формы обучения, а именно: дидактическая игра проблемного характера при организации детского взаимодействия. Экспериментальное изучение указанных педагогических условий показало, что освоение логических отношений старшими дошкольниками возможно при обеспечении изменения структуры дидактической игры, направленной на освоение логических отношений, путем создания проблемных ситуаций четырех уровней трудности, и при обеспечении взрослым организации детского сотрудничества. Существенно, что указанные педагогические условия положительно действуют только в комплексе.

     Так было выявлено, что дидактическая  игра проблемного характера без организации взаимодействия детей оказалась неэффективной для ребят среднего и низкого уровня умственного развития. В ходе нашего эксперимента было выявлено, что отсутствие одного звена педагогических условий делает невозможным реализацию принципа развития в обучении: развитие всех детей группы (Л. В. Занков). Следовательно, чтобы начальное обучение «подхватывало» и использовало ту форму мышления, которая возникла уже у детей-дошкольников, необходимо использовать технологию развивающего обучения уже в старшем дошкольном возрасте, которая, как было показано, имеет свои существенные особенности. Отличительной чертой является учет переходного возрастного этапа в развитии дошкольников. В педагогической технологии, которую мы использовали, это был плавный переход от структуры дидактической игры, которая строится сначала на мотивации, целях и задачах игровой деятельности к дидактической игре с включением проблемных вопросов, а затем – к познавательной деятельности с учебной задачей, игровой остается только форма. В ходе эксперимента мы выявили, что проблемным для дошкольников является не только игровая задача, но и система вопросов взрослых, причем характер вопросов меняется в ходе обучения от направляющих к систематизирующим, выявляющим сущность предмета или явления.

     Важно отметить, что организация сотрудничества старших дошкольников зависела от двух условий:

     1) количество объединяемых детей;

     2) новизна или повторяемость изучаемого  материала. 

     На  начальном этапе обучения взаимодействию лучше использовать организацию  детей парами, затем небольшими командами (по три человека) и лишь в конце обучения на итоговых (но не обучающих) занятиях можно организовать команды из пяти – семи человек.

1.3  Основные функции дидактической игры в работе с дошкольниками

 

     Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

     Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические или автодидактические, игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

     С помощью игр – занятий воспитатель  не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.

     Дидактическая игра используется при обучении детей  математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в  развитии сенсорной культуры.

     Дидактическая игра как форма обучения детей  содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

     Дидактическая игра как самостоятельная игровая  деятельность основана на осознании  этого процесса. Самостоятельная  игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры, правила которых детям известны: "Краски", "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем", "Наоборот" и др. В каждой такой игре заложен интерес к игровым действиям. Например, в игре "Краски" нужно выбрать какой-либо цвет. Дети обычно выбирают сказочные и любимые цвета: золотой, серебряный. Выбрав цвет, ребенок подходит к водящему и на ухо шепчет ему название краски. "Скачи по дорожке на одной ножке" - говорит водящий тому, кто назвал краску, которой нет среди играющих. Сколько здесь интересных для детей игровых действий! Поэтому дети всегда играют в такие игры.

     Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает  интерес к игре (а это в большей  мере относится к настольно- печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.

     Самостоятельная игровая деятельность не исключает  управления со стороны взрослого. Участие  взрослого носит косвенный характер: например, воспитатель, как и все  участники игры "лото", получает карточку и старается выполнить задание в срок, радуется, если выиграет, т. е. является равноправным участником игры. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их.

     Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно – ролевым играм: умение взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре "Уложи куклу спать" воспитатель учит детей младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий стул, заботливо относиться к кукле, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна. Таких игр в младших группах проводится несколько: "День Рождения куклы Кати", "Оденем Катю на прогулку", "Катя обедает", "Купание Кати". Игры с куклами являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно – ролевым играм.

     Дидактические игры имеют большое значение для  обогащения творческих игр и более  старших детей. Такие игры, как "Умные  машины", "Молочная ферма", "Кому, что нужно для работы", не могут  оставить ребят равнодушными, у них  появляется желание играть в строителей, хлеборобов, доярок.

     Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка8.

     Умственное  воспитание. Содержание дидактических  игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности.

     Знания  об окружающей жизни дают детям по определённой системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой  последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определённого вида труда, затем- с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапом производства при создании необходимых предметов, продуктов, после чего раскрывают перед детьми значение любого вида труда.

     С помощью дидактических игр воспитатель  приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных  условиях в соответствии с поставленной задачей.

     Дидактические игры развивают сенсорные способности  детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

     Дидактические игры развивают речь детей: пополняется  и активизируется словарь, формируется  правильное звукопроизношение, развивается  связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, "Назови одним словом" или "Назови три предмета". Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр.

     В процессе игр развитие мышления и  речи осуществляется в неразрывной связи. В игре "Угадай, что мы задумали" необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами "да" или "нет".

     Нравственное  воспитание. У дошкольников формируется  нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребёнка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно- гигиенических навыков.

     Использование дидактических игр в работе с  детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи – воспитание нравственных чувств и отношений.

     Трудовое  воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к  трудящемуся человеку, вызывают интерес  к труду взрослых, желание самим  трудиться. Например, в игре "Кто  построил этот дом" дети узнают о том, что прежде чем построить дом архитекторы работают над чертежом и тд.

     Некоторые навыки труда дети приобретают при  изготовлении материала для дидактических  игр.

     Эстетическое  воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформленными. Такие игрушки привлекают внимание, вызывают желание играть с ними.

     Физическое  воспитание. Игра создаёт положительный  эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т.е. к обучению в школе.

     Много игр с готовым содержанием  и правилами создается в настоящее  время педагогами. Игры с правилами  предназначены для формирования и развития определенных качеств  личности ребенка. В дошкольной педагогике принято делить игры с готовым содержанием и правилами на дидактические, подвижные и музыкальные.

     Для всех игр с готовым содержанием  и правилами характерны следующие  особенности: наличие игрового замысла  или игровой задачи, которые реализуются (решаются) через игровые действия. Игровой замысел (или задача) и игровые действия составляют содержание игры; действия, и отношения играющих регулируются правилами; наличие правил, и готовое содержание позволяют детям самостоятельно организовывать и проводить игру.

     Среди дидактических игр различают  игры в собственном смысле слова  и игры-занятия, игры–упражнения. Для  дидактической игры характерно наличие  игрового замысла или игровой  задачи. Существенным элементом дидактической  игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. В дидактической игре формируется умение подчиниться правилам, т.к. от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности. Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности. Таким образом, в дидактической игре ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия.

 

Глава 2  Формирование социальной активности старших дошкольников

2.1  Понятие «социального  развития» дошкольника

 

     «Социальное развитие» характеризуется общением ребенка со взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности выступают как главное условие присвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основа формирования его самосознания.

Информация о работе Дидактическая игра как средство формирования социальной активности дошкольника