Дидактическая игра как средство формирования социальной активности дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Современный период, отличающийся кардинальными изменениями, ставит проблему формирования нового человека, социально активного, способного к творческой, преобразовательной деятельности, готового принимать самостоятельные решения.

Содержание

Введение 2
Глава 1 Теоретические основы использования дидактических игр в работе с дошкольниками 4
1.1 Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста 4
1.2 Использование дидактической игры в организации деятельности старшего дошкольника 6
1.3 Основные функции дидактической игры в работе с дошкольниками 11
Глава 2 Формирование социальной активности старших дошкольников 17
2.1 Понятие «социального развития» дошкольника 17
2.2 Социальная активность дошкольника 21
2.3 Формирование социальной активности дошкольников в трудовой деятельности 24
Глава 3 Исследовательская часть 27
3.1 Методика организации дидактических игр 27
3.2 Исследования формирования социальной активности дошкольников в дидактической игре 29
Заключение 34
Литература 36
Приложение 1 38

Работа содержит 1 файл

61464 -Дидактическая игра как средство формирования социальной активности у старших дошкольников.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

     Социальная  компетентность состоит из нескольких компонентов:

     • мотивационного, включающего отношение к другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;

     • когнитивного, который связан с познанием  другого человека (взрослого, сверстника), способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т.д.;

     • поведенческого, который связан с  выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.

     Социально компетентный ребенок хорошо ориентируется в новой обстановке, способен выбрать адекватную альтернативу поведения, знает меру своих возможностей, умеет попросить о помощи и оказать ее, уважает желания других людей, может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми. Он не будет мешать своим поведением другим, умеет сдерживать себя и заявить о своих потребностях в приемлемой форме. Социально компетентный ребенок способен избежать нежелательного общения. Он чувствует свое место в обществе других людей, понимая разный характер отношения к нему окружающих, управляет своим поведением и способами общения9.

     К семи годам базисные характеристики личности становятся более содержательными: существенно повышается уровень  произвольности и свободы поведения, что связано с возросшими возможностями ребенка, его уверенностью в своих силах. Появляется более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности (рисование, игра, конструирование и т.п.) и стойкая мотивация достижения.

     Компетентность. К концу дошкольного возраста социальная компетентность ребенка позволяет ему понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, свое отношение к ним и выбирать соответствующую линию поведения. Он умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника, учесть желания других людей; способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками. Коммуникативная компетентность проявляется в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.

     К семи годам у ребенка ярко проявляется  уверенность в себе и чувство  собственного достоинства, умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Достоинство является ценнейшим  качеством личности, которое требует поддержки со стороны всех работников детского учреждения и родителей.

     Интеллектуальная  компетентность старших дошкольников характеризуется способностью к  практическому и умственному  экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию. Ребенок группирует предметы на основе их общих признаков, проявляет осведомленность в разных сферах жизни: знает о некоторых природных явлениях и их закономерностях, знаком с универсальными знаковыми системами — алфавитом, цифрами и др.

     Ребенок свободно владеет родным языком (его  словарным составом, грамматическим строем, фонетической системой) и имеет  элементарные представления о языковой действительности (о звуке, слове, предложении  и др.).

     Компетентность  в плане физического развития ребенка выражается в более совершенном владении своим телом, различными видами движений. Он имеет представления о своем физическом облике (высокий, толстый, худой, маленький и др.) и здоровье, заботится о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.

     Эмоциональность. Ребенок семи лет отличается большим  богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в  то же время большей сдержанностью эмоций. Ему свойственно «эмоциональное предвосхищение» — предчувствие собственных переживаний и переживаний других людей, связанных с результатами тех или иных действий и поступков («Если я подарю маме свой рисунок, она очень обрадуется»).

     Эмпатия в этом возрасте проявляется не только в сочувствии и сопереживании  другому человеку, но и содействии ему.

     Креативность. Ребенок способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа фантазии, движения и т.п., которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи.

     Произвольность. Семилетний ребенок способен к волевой  регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения — один из важнейших показателей психологической готовности к школе.

     Инициативность  проявляется во всех видах деятельности ребенка: в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании и др. Он может выбирать занятие по своему желанию; включиться в разговор; предложить интересное дело. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью.

     Детская инициативность, разумная и нравственно  направленная, нуждается в доброжелательном отношении взрослых, которые должны поддерживать и развивать эту  ценную черту личности.

     Самостоятельность и ответственность. Самостоятельность  ребенка проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, которые возникают в повседневной жизни (самообслуживание, уход за растениями и животными, создание среды для самодеятельной игры, пользование простыми безопасными приборами — включение освещения, телевизора, проигрывателя и т.п.). В продуктивных видах деятельности — изобразительной, конструировании и др. — ребенок сам находит способы и средства для реализации своего замысла. Самостоятельный ребенок не боится взять на себя ответственность, может исправить допущенную ошибку.

     Ответственный ребенок стремится хорошо выполнить  порученное ему дело, значимое не только для него, но и для других; испытывает при этом чувство удовлетворения.

     Самооценка. Ребенок семи лет достаточно адекватно  оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях.

     В то же время для него характерна завышенная общая самооценка, которая  влияет на его положительное отношение  к себе («Я не очень хорошо рисую, но я хороший»).

     Свобода поведения семилетнего дошкольника  основана на его компетентности и  воспитанности. Свободный ребенок  отличается внутренней раскованностью, открытостью в общении, искренностью в выражении чувств, правдивостью.

     Вместе  с тем он осторожен и предусмотрителен, избегает травм, проявляет разумную осторожность в незнакомой обстановке, при встречах с чужими людьми. Ребенок  может выполнять выработанные обществом  правила поведения (нельзя идти куда-то с незнакомым человеком, нужно соблюдать правила перехода улицы, использовать предметы по назначению, учитывать непредсказуемость поведения животных и т.п.).

     Ребенок должен расти смелым, но осторожным. Это дает ему свободу и гарантию безопасности. Воспитание в дошкольнике  чувства безопасности и свободы поведения опирается на понимание причинно-следственных связей в самых различных жизненных ситуациях10.

2.2 Социальная активность  дошкольника

 

     Дошкольный  возраст является наиболее благоприятным  периодом для развития социальной активности. Это обусловлено, с одной стороны, сохраняющейся высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, с другой, — потерей непосредственности, развитием элементов произвольности, самосознания, внутренних этических позиций, возникновением иерархии мотивов, обобщением переживаний, что обеспечивает ребенку определенный уровень сознательности и самостоятельности (Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, А.Л. Венгер, Л.И. Божович, М.И. Лисина, В.С. Мухина и др.).

     В ходе взаимодействия с миром у  ребенка развивается способность к проявлению инициативы и исполнительности, через которые выявляется ценность человека как социального существа, мера его дееспособности в обществе. Разное сочетание инициативы и исполнительности начинает определять индивидуальный стиль активности ребенка, который стабилизируется, трансформируется, изменяется в ходе дальнейшего становления личности11.

     Ретроспективный анализ философской, психолого-педагогической литературы позволяет заключить, что  элементы формирования социальной активности личности всегда входили в задачи социально-нравственного воспитания. Но это была идеологизированная идеальная цель. Реальная цель, хотя и не формулировалась, открыто, однако имплицитно присутствовала в теории и практике обучения и воспитания, — сформировать не творца, инициатора, а исполнителя. Следует отметить, что такая цель явилась одной из причин, которая привела, по мнению некоторых ученых (Д.Б. Эльконин), к кризису современного детства. Исходя из общей стратегии по формированию активности исполнителя, многие исследования были направлены на то, чтобы выявить условия повышения уровня целенаправленности обучения и воспитания, обеспечения соблюдения требований, задаваемых обществом. При этом ребенок рассматривался лишь как объект воздействия, собственные его желания, интересы, активность не принимались во внимание.

     В последние годы положение стало  меняться. Внедрение личностно-ориентированного подхода показало, что существуют другие принципы организации жизнедеятельности  детей, ориентированные на развитие инициативы, самостоятельности (Ш.А.Амонашвили, Р.С. Буре, Е.В. Бондаревская, Р.Г.Казакова, Г.М. Киселева, В.И. Логинова, В. Г. Маралов, В.А. Ситаров, Д.В.Сергеева, Л.И. Сайгушева, И.С. Якиманская и др.).

     Теоретический анализ литературы показывает, что  проблемы активности и самобытности интересовали человечество всегда, но появление понятия «социальная активность» свидетельствует о возникновении научного интереса к данному явлению. Несмотря на различные подходы к исследованию социальной активности в отечественной психологической и педагогической науке, традиционная парадигма сводится к тому, что социальная активность рассматривается в трех основных аспектах: состояние субъекта как черта, свойство личности, социальная активность как отношение к деятельности, социальная активность как мера деятельности. В исследованиях ученых выделяются различные подходы к определению категории «активность» (Н.И. Жуков, М.С. Каган, А. . Марцлис, B.А. Смирнов), выделению ведущих характеристик социальной активности (В.И. Астахова, Р.В. Волков, А.И. Илиади, Е. С. Комарова, C.А. Клопов, П.Е. Кряжев, А.И. Норец), к анализу структуры социальной активности (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев).

     Имеющиеся исследования направлены на изучение проявлений активности в том или  ином виде деятельности и педагогические условия ее формирования (М.М. Алексеева, Р.Ю. Андрекене, А.К. Бондаренко, В.Я. Воронова, С.В. Иванникова, Р.И. Капустина, М.В. Крулехт, Р.Г. Казакова, Ю.Н. Рюмина, Н.И. Михальченкова, Л.И. Сайгушева, Э.К. Суслова и др.). Однако проблема социальной активности, ее проявлений и динамики в дошкольном возрасте практически не изучена. В ходе поиска подходов к изучению социальной активности дошкольника встал вопрос о виде деятельности дошкольника, в котором можно было бы наиболее эффективно формировать социальную активность. Мы в своем исследовании рассматриваем формирование социальной активности детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактической игры.

2.3  Формирование социальной активности дошкольников в трудовой деятельности

 

     Анализ  подходов к рассмотрению социальной активности позволил нам сформулировать определение социальной активности старших дошкольников в трудовой деятельности: это деятельно-предметное инициативное отношение ребенка  к миру, проявляющееся под влиянием мотивов и волевых актов, в основе которых лежат общественно значимые потребности. Учитывая особенности развития социальной активности в дошкольном возрасте, базисные характеристики личности дошкольников, в определении структуры социальной активности старших дошкольников мы выделяем следующие компоненты, отличающие социальную активность детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности: мотивационный, эмоционально-ценностный и волевой (поведенческий).

     Определение понятия и компонентов (мотивационный, эмоционально-ценностный и волевой) социальной активности старших дошкольников в трудовой деятельности явились основанием разработки соответствующей модели, обеспечивающей эффективность работы по формированию социальной активности старших дошкольников.

     Разработанная модель педагогического процесса по формированию социальной активности детей старшего дошкольного возраста включает в себя цель, задачи, содержание, этапы, условия, принципы, методы и приемы, критерии и показатели ее сформированности. Оценочно-результативный компонент модели представлен критериями, показателями и уровнями сформированности социальной активности старших дошкольников в трудовой деятельности.

     Согласно  выбранным критериям и показателям, формирование социальной активности дошкольников в трудовой деятельности выступает как движение ребенка в сторону становления субъектной позиции, а сама трудовая деятельность направлена на самостоятельное и инициативное преобразование и применение трудовых знаний, умений и навыков12.

Информация о работе Дидактическая игра как средство формирования социальной активности дошкольника