Дидактическая игра как средство формирования социальной активности дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Современный период, отличающийся кардинальными изменениями, ставит проблему формирования нового человека, социально активного, способного к творческой, преобразовательной деятельности, готового принимать самостоятельные решения.

Содержание

Введение 2
Глава 1 Теоретические основы использования дидактических игр в работе с дошкольниками 4
1.1 Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста 4
1.2 Использование дидактической игры в организации деятельности старшего дошкольника 6
1.3 Основные функции дидактической игры в работе с дошкольниками 11
Глава 2 Формирование социальной активности старших дошкольников 17
2.1 Понятие «социального развития» дошкольника 17
2.2 Социальная активность дошкольника 21
2.3 Формирование социальной активности дошкольников в трудовой деятельности 24
Глава 3 Исследовательская часть 27
3.1 Методика организации дидактических игр 27
3.2 Исследования формирования социальной активности дошкольников в дидактической игре 29
Заключение 34
Литература 36
Приложение 1 38

Работа содержит 1 файл

61464 -Дидактическая игра как средство формирования социальной активности у старших дошкольников.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

     Характеристика  выделенных уровней разработана нами с учетом присутствия отдельных показателей, устойчивости и достаточности их проявления.

     Создание  модели педагогического процесса по формированию социальной активности старших  дошкольников в процессе трудовой деятельности в природе предусматривало систематизацию и разработку форм и методов организации образовательного процесса. Сочетание выделенных компонентов модели позволяет организовать всестороннюю педагогическую деятельность по формированию социальной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности, создать условия для развития мотивационной, и волевой сфер дошкольника.

     В процессе реализации предложенной модели у детей формировались системные  знания о труде и обобщенные трудовые умения и навыки, развивались общественно значимые мотивы. Проведенное исследование подтвердило целесообразность построения модели педагогического процесса по формированию социальной активности детей старшего дошкольного возраста при организации трудовой деятельности в природе. Возможность формирования социальной активности дошкольников на примере организации трудовой деятельности в природе обусловлена тем, что данный вид детского труда позволяет установить зависимость жизни и состояния различных природных объектов от деятельности людей. 

     Таким образом, современная ситуация определяет необходимость обновления подходов к организации трудовой деятельности дошкольников, поиска актуальных методов  и средств, способствующих эффективному формированию социальной активности в  трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

 

Глава 3  Исследовательская  часть

3.1  Методика организации дидактических игр

 

     Организация дидактических игр (ДИ) педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению ДИ, её проведение и анализ.

     В подготовку к проведению дидактической  игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения ДИ (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
  • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
  • определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…);
  • подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

     Проведение  дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
  • объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;
  • показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
  • определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
  • подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

     В конце игры педагог спрашивает у  детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня. Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

     Воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Отдельные изолированные игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть общего обучающего и развивающего результата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.

3.2  Исследования  формирования социальной активности дошкольников в дидактической игре

 

     Одним из значимых показателей социального  здоровья ребёнка старшего дошкольного  возраста является показатель его активности и самостоятельности. Мы провели некоторые исследования, целью которых было: выявить уровень умения детей старшего дошкольного возраста играть и заниматься самостоятельно, находить себе дело по душе. В исследовании приняли участие 72 ребёнка. Результат оказался следующим: 27 % детей нашли себе игру или занятие в первые 5-10 минут, ещё 40% в первые 10-15 минут, 33% детей не смогли занять себя самостоятельно в течение 20 минут, им понадобилась помощь взрослого. В чём же причина? Проанализировав ситуацию, мы выделили следующие причины:

  • Развивающая среда в группе не соответствует запросам детей, их интересам;
  • Деятельность детей в ДОУ излишне регламентирована. Мы подсчитали, что практически 70-80% времени в детском саду для ребёнка составляет деятельность организованная взрослыми, и 50 % из них – строго регламентированная, включая режимные моменты;
  • У детей недостаточно сформированы самостоятельность и активность.

     Анализ  работы дошкольных образовательных  учреждений, изучение планов учебно-воспитательной работы, анкетирование педагогов, непосредственно работающих с детьми дошкольного возраста, показали, что предметный мир, являясь объектом занятий по ознакомлению с социальной действительностью, используется для сенсорного, математического, речевого развития детей. Некоторые воспитатели (45%), демонстрируя связь между предметом и деятельностью человека, выделяют общественное значение труда, умелость человека, владение трудовым процессом и технологией при создании предметов.

     Творческое  отношение взрослого к созданию и преобразованию предметов раскрывается неконкретно, расплывчато. Если в стихийном познании ребенок еще способен понять процесс создания предметов, то увидеть и осознать связь «человек - предмет» без помощи взрослого не может.

     В совместной деятельности взрослого и детей наблюдается нарушение соотношения собственной активности ребенка и активности, стимулируемой взрослым. Сбалансированность этих процессов часто нарушается при слишком энергичном воздействии взрослого, которое обычно снижает активность детей и в конечном итоге отрицательно влияет не только на творческое развитие, но и на другие стороны личности ребенка.

     При создании оптимальной системы комплексных  мероприятий по развитию у детей  социального опыта, коммуникативных  способностей, эмоциональной сферы  и адаптивных возможностей необходимо использовать дидактические игры, как эффективное средство формирования социальной активности старшего дошкольника13.

     При реализации проекта «Использование дидактических игр при формировании социальной активности» решались следующие задачи:

  • приучать рассуждать, делать выводы, умозаключения, высказывать самостоятельно суждения,
  • приучать применять свои знания в соответствии с обстоятельствами,
  • развивать находчивость, сообразительность, умение найти разные способы решения одной и той же задачи.

     При проведении дидактических игр воспитатель  учитывает следующие принципы: системность, повторность, наглядность, разнообразие форм деятельности, эмоциональный настрой детей, роль воспитателя, темп игры, формы организации детей, время игры, результат игры. Систематическое использование в работе словесных дидактических игр показало, что в группе произошли значительные положительные изменения. Благодаря групповой, подгрупповой, индивидуальной форме работы с использованием дидактических игр, дети стали намного внимательнее и наблюдательнее. У детей отмечается сознательное отношение и большой интерес к дидактической игре, что отражается на развитии речи (она приобрела выраженную эмоциональную окраску, появилось серьёзное отношение к звукопроизношению и построению предложения). При проведении дидактических игр необходимо соблюдать условия, способствующие полноценному развитию личности – единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей (приложение 1).

     Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

     Дидактическая игра является эффективной формой организации  занятий по усвоению старшими дошкольниками  понятийных отношений на основе использования  наглядных пространственных моделей. В процессе освоения логических отношений была создана принципиально новая структура дидактической игры, которая показывает поэтапность моделирования, уровня трудности, способы организации взаимодействия детей (табл. 1).

     Таблица 1

     Структура дидактической игры на основе понятийных отношений

Этапы освоения действий наглядного моделирования Уровни  сложности проблемной ситуации Организация взаимодействия детей Характер  вопросов взрослого Примеры игры
Обучение Закрепление
Действия  по использованию готовых моделей Противоречие  из-за недостаточности прежних знаний (1) Взаимодействие  в малых группах (2-3 ребенка). Без организации  взаимодействия Направляющие, стимулирующие диалог детей. Найди место  в ряду, Злой Ураган и др.
Построение  модели понятийных отношений Противоречия  с связи с необходимостью использования  знаний в новых практических условиях (2) Взаимодействие  в малых группах (2-3 ребенка). Без организации  взаимодействия Направляющие, ориентирующие на поиск существенных признаков понятий. Кто быстрее? Дорисуй. Найди место для картинки и  др.
Интериоризация  действий Противоречия  с связи с необходимостью использования  знаний в новых практических условиях (2) Без организации  взаимодействия. Организация взаимодействия командами (4-5 человек) Систематизирующие, помогающие детям отнести объект к определенной категории. У кого длинее косички? Как по-другому разложить картинки? И др.
Интериоризация  действий Противоречие  с теоретически возможным путем  решения и практической неосуществимостью  выбранного способа (3).

Противоречие  между практически достигнутым  результатом и невозможностью его  теоретического обоснования (4).

Без организации  взаимодействия и игровых ситуаций. Направляющие  на нахождение причины явления и  оценку его значения. Кто сильнее? Что лишнее? И др.

Информация о работе Дидактическая игра как средство формирования социальной активности дошкольника