Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:27, курсовая работа
Объект: процесс познавательной деятельности студентов.
Предмет: активизация познавательной деятельности студентов.
Исходя из проблемы, объекта, предмета выдвинута гипотеза, согласно которой процесс активизации познавательной деятельности студентов протекает успешно, если будет:
определено содержание познавательной деятельности;
выявлены педагогические условия активизации студентов;
разработаны методические рекомендации по активизации познавательной деятельности у студентов.
Введение 2
Глава I. Психолого-педагогические основы проблемы активизации познавательной деятельности студентов 4
1.1. Сущность познавательной деятельности 4
1.2. Активизация познавательной деятельности 10
1.3 Методы активизации познавательной деятельности студентов 13
Глава II. Научно-теоретическая сущность проблемы «Малое предпринимательство в рыночной среде» 23
2.1. Общая характеристика малого бизнеса, его особенности и субъекты малого предпринимательства в России 23
2.2. Современное состояние малого предпринимательства в РФ и проблемы его развития 25
2.3. Государственная поддержка малого бизнеса в зарубежных странах и в России 31
Глава III. Методика подготовки и проведения занятия по теме «Организация и условия функционирования малого бизнеса» с использованием активного метода деловая игра 41
3.1 Эффективность применения активизации студентов на практическом и теоретическом занятии 41
3.2 Методика проведения теоретического и практического занятия по теме "Организация и условия функционирования малого бизнеса" 45
3.3 Методические рекомендации 49
Заключение 53
Список литературы 55
Педагоги высокопродуктивного уровня деятельности основное время используют не на само решение задач, а на обучение способам их решения. Если предложенную задачу никто из аудитории решить не может, то педагог не спешит заменить ее более простой, а продолжает работу с ней в плане исследования явных и скрытых условий и взаимосвязей между данными и лишь затем, если решение не найдено, предлагает ее упростить. Если и в таком виде задача не решается студентами самостоятельно, то она упрощается еще раз, способы упрощения ищут сами студенты. И так продолжается до тех пор, пока задача не будет решена. Затем осуществляется обратная процедура постепенного усложнения задачи за счет ранее извлеченных условий. В этом процессе упрощения и последующего усложнения задачи и осуществляется взаимодействие студентов с объектом деятельности и познания и формируется обобщенное умение подходить к решению любой задачи.
Формы внеаудиторной работы также должны способствовать активизации познавательной деятельности. Поэтом предлагается: расширить и углубить кругозор учащихся в области малого бизнеса, используя факультативные занятия, кружки, проводя викторины, устраивая познавательные игры.
Особо важное значение следует придать создание атмосферы интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, вносить техническую смекалку. Поэтому педагогу необходимо использовать весь арсенал методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся и поддержания их познавательной активности в любом направлении. В связи с этим рекомендуется:
Хорошо
способствует активизации познавательной
деятельности и внедрение рейтинговой
системы контроля, согласно которой
студент в зависимости от уровня
его познавательной активности в
конце учебного курса по предмету
получает зачёт или обеспечивает
себе положительную оценку на экзамене.
Для достижения высокой эффективности
при реализации вышеуказанных рекомендаций
следует внедрять их в практику одновременно,
в комплексе. Следует использовать многоаспектный
подход, позволяющий активизировать познавательную
деятельность студентов и тем самым значительно
повысить эффективность усвоения учебного
материала.
Заключение
1. В процессе профессиональной подготовки студентов важное место занимает их познавательная активность и умение преподавателя активно руководить ею, т.е. активизировать познавательную деятельность обучающихся. Активизация познавательной деятельности способствует формированию всесторонне развитой, эрудированной и образованной личности со сложившимися взглядами на окружающую действительность, способной успешно реализовать в процессе профессиональной деятельности свои знания, умения и навыки, генерировать идеи и находить эффективные пути претворения их в жизнь, воспитывает в будущем специалисте умение ориентироваться в проблемных ситуациях, возникающих в процессе производственной деятельности, продуктивно мыслить и оперативно принимать решения, позволяющие эффективно их разрешать.
2. Методы, входящие в данную группу, ориентированны на самостоятельное добывание знаний студентами, развитие их мышления, формирование у них практических умений и навыков. Необходимость использования методов активного обучения подтверждает и тот факт, что учебный процесс связан с психофизиологическими характеристиками студентов, уровнем развития и спецификой их познавательных процессов. Использование методов активизации познавательной деятельности позволят преподавателю максимально учесть вышеуказанные индивидуальные особенности студентов, интенсифицировать учебный процесс и увеличить объём передаваемой и перерабатываемой информации в единицу времени.
3. Исследованиями установлено, что использование методов активного обучения напрямую зависит от содержания учебного материала и от специфики предмета, вследствие чего преподаватели некоторых специальных дисциплин предпочитают традиционные методы. В то же время преподавателю следует активизировать познавательную деятельность студентов, так как изучаемый материал сложен для усвоения и понимания, имеет свою специфику и усвоение которого кардинально важно для будущего специалиста. Для активизации познавательной деятельности студентов педагогу следует использовать и традиционные методы обучения, но с применением таких приёмов, как постановка вопросов при изложении материала, включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средства обучения, создание опорных конспектов.
4.
При реализации системы активизации познавательной
деятельности при профессиональной подготовке
студентов экономического профиля можно
удовлетворить потребности общества в
квалифицированных кадрах, соответствующим
требованиям ведущих фирм и компаний и
рыночной экономики в целом.
Список
литературы
Приложение 1
Анкета для преподавателей