Активизация познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины «Малый бизнес в рыночной среде»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Объект: процесс познавательной деятельности студентов.
Предмет: активизация познавательной деятельности студентов.
Исходя из проблемы, объекта, предмета выдвинута гипотеза, согласно которой процесс активизации познавательной деятельности студентов протекает успешно, если будет:
определено содержание познавательной деятельности;
выявлены педагогические условия активизации студентов;
разработаны методические рекомендации по активизации познавательной деятельности у студентов.

Содержание

Введение 2
Глава I. Психолого-педагогические основы проблемы активизации познавательной деятельности студентов 4
1.1. Сущность познавательной деятельности 4
1.2. Активизация познавательной деятельности 10
1.3 Методы активизации познавательной деятельности студентов 13
Глава II. Научно-теоретическая сущность проблемы «Малое предпринимательство в рыночной среде» 23
2.1. Общая характеристика малого бизнеса, его особенности и субъекты малого предпринимательства в России 23
2.2. Современное состояние малого предпринимательства в РФ и проблемы его развития 25
2.3. Государственная поддержка малого бизнеса в зарубежных странах и в России 31
Глава III. Методика подготовки и проведения занятия по теме «Организация и условия функционирования малого бизнеса» с использованием активного метода деловая игра 41
3.1 Эффективность применения активизации студентов на практическом и теоретическом занятии 41
3.2 Методика проведения теоретического и практического занятия по теме "Организация и условия функционирования малого бизнеса" 45
3.3 Методические рекомендации 49
Заключение 53
Список литературы 55

Работа содержит 1 файл

Курсовая последний вариант.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

      Педагоги  высокопродуктивного уровня деятельности основное время используют не на само решение задач, а на обучение способам их решения. Если предложенную задачу никто из аудитории решить не может, то педагог не спешит заменить ее более простой, а продолжает работу с ней в плане исследования явных и скрытых условий и взаимосвязей между данными и лишь затем, если решение не найдено, предлагает ее упростить. Если и в таком виде задача не решается студентами самостоятельно, то она упрощается еще раз, способы упрощения ищут сами студенты. И так продолжается до тех пор, пока задача не будет решена. Затем осуществляется обратная процедура постепенного усложнения задачи за счет ранее извлеченных условий. В этом процессе упрощения и последующего усложнения задачи и осуществляется взаимодействие студентов с объектом деятельности и познания и формируется обобщенное умение подходить к решению любой задачи.

      Формы внеаудиторной работы также должны способствовать активизации познавательной деятельности. Поэтом предлагается: расширить и углубить кругозор учащихся в области малого бизнеса, используя факультативные занятия, кружки, проводя викторины, устраивая познавательные игры.

      Особо важное значение следует придать  создание атмосферы интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, вносить техническую смекалку. Поэтому педагогу необходимо использовать весь арсенал методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся и поддержания их познавательной активности в любом направлении. В связи с этим рекомендуется:

  • выдвигать наиболее актуальные для обсуждения вопросы перед студентами, используя методы активизации познавательной деятельности;
  • направлять деятельность студентов на сбор интересного материала и готовить по нему выступления перед всей группой.

      Хорошо  способствует активизации познавательной деятельности и внедрение рейтинговой  системы контроля, согласно которой  студент в зависимости от уровня его познавательной активности в  конце учебного курса по предмету получает зачёт или обеспечивает себе положительную оценку на экзамене. Для достижения высокой эффективности при реализации вышеуказанных рекомендаций следует внедрять их в практику одновременно, в комплексе. Следует использовать многоаспектный подход, позволяющий активизировать познавательную деятельность студентов и тем самым значительно повысить эффективность усвоения учебного материала.  

Заключение

      1.  В процессе профессиональной подготовки студентов важное место занимает их познавательная активность и умение преподавателя активно руководить ею, т.е. активизировать познавательную деятельность обучающихся. Активизация познавательной деятельности способствует формированию всесторонне развитой, эрудированной и образованной личности со сложившимися взглядами на окружающую действительность, способной успешно реализовать в процессе профессиональной деятельности свои знания, умения и навыки,  генерировать идеи и находить эффективные пути претворения их в жизнь, воспитывает в будущем специалисте умение ориентироваться в проблемных ситуациях, возникающих в процессе производственной деятельности, продуктивно мыслить и оперативно принимать решения, позволяющие эффективно их разрешать.

      2.  Методы, входящие в данную группу, ориентированны на самостоятельное добывание знаний студентами, развитие их мышления, формирование у них практических умений и навыков. Необходимость использования методов активного обучения подтверждает и тот факт, что учебный процесс связан с психофизиологическими характеристиками студентов, уровнем развития и спецификой их познавательных процессов. Использование методов активизации познавательной деятельности позволят преподавателю максимально учесть вышеуказанные индивидуальные особенности студентов, интенсифицировать учебный процесс и увеличить объём передаваемой и перерабатываемой информации в единицу времени.

      3. Исследованиями установлено, что использование методов активного обучения напрямую зависит от содержания учебного материала и от специфики предмета, вследствие чего преподаватели некоторых специальных дисциплин предпочитают традиционные методы.  В то же время  преподавателю следует активизировать познавательную деятельность студентов, так как изучаемый материал сложен для усвоения и понимания, имеет свою специфику и усвоение которого кардинально важно для будущего специалиста. Для активизации познавательной деятельности студентов педагогу следует использовать и традиционные методы обучения, но с применением таких приёмов, как постановка вопросов при изложении материала, включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средства обучения, создание опорных конспектов. 

     4. При реализации системы активизации познавательной деятельности при профессиональной подготовке студентов экономического профиля можно удовлетворить потребности общества в квалифицированных кадрах, соответствующим требованиям ведущих фирм и компаний и рыночной экономики в целом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Готовцева И.П., Ишутин С.А. Организационные формы  обучения в средних специальных  учебных заведениях: Методическое пособие. – М.: Издательство МСХА, 2004. – 43 с.
  2. Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод. пособие. — М.: Высш. шк., 2000. — 142 с.
  3. Крюкова Е. А. Введение в социально-педагогической проектирование: Учеб. пособие. — Волгоград: Перемена, 2004. — 106 с.
  4. Никитина Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пос. для студ. учреждений сред. проф. Образования/ Н.Н.Никитина, О.М.Железнякова, М.А.Петухов.  - М.: Мастерство, 2002. - 288 с.
  5. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991
  6. Стефановская Т.А. Технологии обучения педагогике в вузе. М., 2000
  7. Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пос./ Е.Н.Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 526 с.
  8. Е.Балацкий ,А.Потапова  Малый и крупный бизнес:тенденции становления и специфика функционирования //Экономист , 2001г.-№4
  9. Архипов И. Дело избранных //Эксперт Северо-Запад ,2001 гг. 24 декабря -№36
  10. Рубченко М. Многообразие малостей //Эксперт ,2001 год  -№48
  11. Бухвальд Е. Малый бизнес Москвы // Экономист ,2001г.- №8
  12. Сергеев И.В. Экономика предприятия, 2001г
  13. Анискин Ю.П. Организацияи управление в малом бизнесе, 2001г.
  14. Пелих А.С. Экономика предприятия и отрасли промышленности, 2001г.
  15. Грибов  В.Д. Менеджмент в малом бизнесе: Учебник - М., 2000. 128с.
  16. Носова  С.С. Экономическая теория: Учебник - М., 2003. 680с. Гл. 1.
  17. Горфинкель  В.Я., Швандара В.А. Малый бизнес: организация, экономика, управления: Учебник - М., 1998. 426с. Гл.1.
  18. Кузьмин С.А. Занятость: стратегии России: Учебник - М., 2001. 301с.
  19. Кондрачук В.В. Государственное влияния на развитие малого бизнеса:  во зло или во благо // Политическое  исследование.- 2005 - №3. 140с.
  20. Пелих А.С., Джуха В.М. Экономика отрасли: Учебник - Ростов н/д. 2003. 448с. Гл.11.
  21. Балацкий  Е. Малый и крупный бизнес // Экономист. - 2001 - №4.
  22. Блинов А. Проблемы стагнации развитие малого бизнеса // Инвестиции в России. - 2003 - №1.
  23. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебник - М. 2004. 324с. Гл.2.
  24. Рубе В.А. Малый бизнес: Учебник - М. 2000. 227с. Гл.
  25. Е.В. Лысаковская. Проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Право и образование, № 5, 2006, с. 261 - 266
  26. А.И. Антилов. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике // Актуальные проблемы современной науки, № 6, 2006.
  27. Рыбина М.Н. Основные этапы становления малого предпринимательства  в условиях современных радикальных рыночных реформ  в  России//  Менеджмент  в России и за рубежом, № 2, 2001.
 
 
 
 
 
 

    Приложение 1 

    Анкета  для преподавателей

  1. Как часто Вы используете методы активизации познавательной деятельности ?
    • 1 раз в месяц
    • 1 раз в 2 недели
    • В зависимости от возможности темы
    • Редко
    • Не использую
    • Другое
  1. Что может влиять на эффективность усвоения материала, на Ваш взгляд?
    • Активизация познавательной деятельности
    • Правильная организация учебного процесса
    • Самостоятельная работа студентов
  1. Какой метод чаще всего используете Вы ?
    • Репродуктивный
    • Объяснительно-иллюстративный
    • Исследовательский
    • Другое
  1. Отметьте наиболее часто используемые Вами формы обучения?
    • Лекция
    • Работа в группах
    • Семинар
    • Практическое занятие
    • Самостоятельная работа студентов
 
 
  1. Какие из методов активизации познавательной деятельности Вы используете?
    • Решение ситуаций производственной задачи(расчеты, документы)
    • Анализ производственной ситуации
    • Круглый стол
    • Семинар-дискуссия
    • Проблемная лекция
    • Деловая игра
    • Мозговой штурм

Информация о работе Активизация познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины «Малый бизнес в рыночной среде»