Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:27, курсовая работа
Объект: процесс познавательной деятельности студентов.
Предмет: активизация познавательной деятельности студентов.
Исходя из проблемы, объекта, предмета выдвинута гипотеза, согласно которой процесс активизации познавательной деятельности студентов протекает успешно, если будет:
определено содержание познавательной деятельности;
выявлены педагогические условия активизации студентов;
разработаны методические рекомендации по активизации познавательной деятельности у студентов.
Введение 2
Глава I. Психолого-педагогические основы проблемы активизации познавательной деятельности студентов 4
1.1. Сущность познавательной деятельности 4
1.2. Активизация познавательной деятельности 10
1.3 Методы активизации познавательной деятельности студентов 13
Глава II. Научно-теоретическая сущность проблемы «Малое предпринимательство в рыночной среде» 23
2.1. Общая характеристика малого бизнеса, его особенности и субъекты малого предпринимательства в России 23
2.2. Современное состояние малого предпринимательства в РФ и проблемы его развития 25
2.3. Государственная поддержка малого бизнеса в зарубежных странах и в России 31
Глава III. Методика подготовки и проведения занятия по теме «Организация и условия функционирования малого бизнеса» с использованием активного метода деловая игра 41
3.1 Эффективность применения активизации студентов на практическом и теоретическом занятии 41
3.2 Методика проведения теоретического и практического занятия по теме "Организация и условия функционирования малого бизнеса" 45
3.3 Методические рекомендации 49
Заключение 53
Список литературы 55
Курсовая работа
Активизация
познавательной деятельности студентов
при изучении дисциплины «Малый бизнес
в рыночной среде»
Содержание
Введение
Глава
I. Психолого-педагогические
основы проблемы активизации
познавательной деятельности
студентов
1.1.
Сущность познавательной деятельности
1.2.
Активизация познавательной деятельности
1.3
Методы активизации
Глава
II. Научно-теоретическая
сущность проблемы «Малое
предпринимательство
в рыночной среде»
2.1.
Общая характеристика малого
бизнеса, его особенности и
субъекты малого
2.2.
Современное состояние малого
предпринимательства в РФ и проблемы его
развития
2.3.
Государственная поддержка
Глава
III. Методика подготовки
и проведения занятия
по теме «Организация
и условия функционирования
малого бизнеса» с использованием
активного метода деловая
игра
3.1
Эффективность применения активизации
студентов на практическом и теоретическом
занятии
3.2 Методика проведения теоретического и практического занятия по теме "Организация и условия функционирования малого бизнеса" 45
3.3
Методические рекомендации
Заключение
Список литературы 55
Приложения
Введение
Потребность всех сфер общественной, социально-экономической и производственной деятельности в компетентных специалистах представляет собой актуальную проблему экономики страны. Чем выше уровень образованности специалиста, тем выше профессиональная и социальная мобильность работника.
Активизация познавательной деятельности м позволяет достичь цели формирования всесторонне развитой личности, обладающей необходимыми деловыми качествами, удовлетворить потребности общества в квалифицированных кадрах, поддерживать интерес к обучению у студентов, активизировать их познавательные процессы, воспитывать в них осознание необходимости к овладению профессиональных знаний, умений и навыков, готовя их к предстоящей трудовой деятельности.
Традиционные методы обучения полностью не решают перечисленных проблем. Ориентация на развитие социально и творчески активной личности специалиста, исходя из потребностей общества, обусловлена необходимость совершенствования и изменения методов обучения.
В педагогике существует множество подходов к пониманию сущности познавательной деятельности, разработаны формы и методы её активизации. Однако не отражены особенности формирования познавательной деятельности при изучении экономических дисциплин.
Таким образом, недостаточная разработанность проблем, их актуальность определили выбор темы исследования.
Проблема исследования: как активизировать познавательную деятельность студентов с учетом особенностей их познавательной деятельности при изучении экономических дисциплин.
Решение данной проблемы составило цель исследования.
Объект: процесс познавательной деятельности студентов.
Предмет: активизация познавательной деятельности студентов.
Исходя из проблемы, объекта, предмета выдвинута гипотеза, согласно которой процесс активизации познавательной деятельности студентов протекает успешно, если будет:
Исходя из гипотезы решались следующие задачи исследования:
Методологической основой является теория познания, психологическая теория активной деятельности студента в формировании и развитии его личности; общенаучные методы – анализ, синтез, обобщение; методы педагогики и психологии – непосредственное и опосредованное наблюдение за процессом учебно-воспитательной деятельности студентов; эксперимент.
Практическая значимость: обобщена и систематизирована методическая литература по проблеме исследования, результаты исследования могут быть использованы при организации учебного процесса.
Структура дипломной работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Глава
I. Психолого-педагогические
основы проблемы активизации
познавательной деятельности
студентов
1. 1. Сущность познавательной деятельности
В
основе характеристики процесса учения
лежит идея деятельностного подхода,
разработанная в советской
С позиции общей теории деятельности в советской психологии различают понятия «учебно-познавательная деятельность» и «учение».
Учебно-познавательная деятельность - один из основных видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний (Н.А. Менчинская).
Её предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый.
Воспитательно-
Содержанием учебно-познавательной деятельности является опыт, накопленный предшествующими поколениями, а местом преимущественного осуществления — учебное заведение, классы и аудитории.
Специфика учебно-познавательной деятельности состоит в том, что своим предметным результатом она имеет подчиняющиеся жестким критериям научные знания в форме понятий, суждений и умозаключений, а также умения, навыки и общее интеллектуальное развитие. Другими словами, она требует научения знаниям, умениям и мышлению. В то же время учение теснейшим образом связано со всеми другими видами деятельности, органично вбирая их в себя. В силу этого учение — важнейшее средство воспитания, целостного формирования личности.
В ходе исследования было выявлено, что познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая (направленность) и оказывает влияние на все развитие психологических процессов человека.
Благодаря направленности личности студента вся его познавательная деятельность приобретает избирательный характер, что создает устойчивое внимание к предмету познания. Под влиянием устойчивого внимания к объекту познания совершенствуется и сложившаяся динамическая система психических процессов, обеспечивающая развитие познавательной активности и самостоятельности личности.
Понятие «учебная деятельность» по отношению к «учению» рассматривается как более широкое, так как оно включает одновременно и деятельность обучающего и деятельность обучаемого.
Учение – процесс приобретения и закрепления способов деятельности, который включает в себя.
Таким образом, учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, умения, навыки.
Учебная
деятельность вооружает человека не
только ими, так же она формирует у
человека умение управлять своими психическими
процессами, умение выбирать, организовывать
и направлять свои действия и операции,
навыки и опыт в соответствии с решаемой
задачей. То есть, она подготавливает человека
к труду, к его профессиональной деятельности, к становлению его как
специалиста своего дела, обладающего
знаниями, умениями и навыками на высоком
профессиональном уровне (рис.1).