Активизация познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины «Малый бизнес в рыночной среде»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Объект: процесс познавательной деятельности студентов.
Предмет: активизация познавательной деятельности студентов.
Исходя из проблемы, объекта, предмета выдвинута гипотеза, согласно которой процесс активизации познавательной деятельности студентов протекает успешно, если будет:
определено содержание познавательной деятельности;
выявлены педагогические условия активизации студентов;
разработаны методические рекомендации по активизации познавательной деятельности у студентов.

Содержание

Введение 2
Глава I. Психолого-педагогические основы проблемы активизации познавательной деятельности студентов 4
1.1. Сущность познавательной деятельности 4
1.2. Активизация познавательной деятельности 10
1.3 Методы активизации познавательной деятельности студентов 13
Глава II. Научно-теоретическая сущность проблемы «Малое предпринимательство в рыночной среде» 23
2.1. Общая характеристика малого бизнеса, его особенности и субъекты малого предпринимательства в России 23
2.2. Современное состояние малого предпринимательства в РФ и проблемы его развития 25
2.3. Государственная поддержка малого бизнеса в зарубежных странах и в России 31
Глава III. Методика подготовки и проведения занятия по теме «Организация и условия функционирования малого бизнеса» с использованием активного метода деловая игра 41
3.1 Эффективность применения активизации студентов на практическом и теоретическом занятии 41
3.2 Методика проведения теоретического и практического занятия по теме "Организация и условия функционирования малого бизнеса" 45
3.3 Методические рекомендации 49
Заключение 53
Список литературы 55

Работа содержит 1 файл

Курсовая последний вариант.doc

— 307.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

Активизация познавательной деятельности студентов  при изучении дисциплины «Малый бизнес в рыночной среде» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание

     Введение                                                                                        2

     Глава I. Психолого-педагогические основы проблемы активизации познавательной деятельности студентов                                                        4

     1.1. Сущность познавательной деятельности                                             4

     1.2. Активизация познавательной деятельности                                      10

     1.3 Методы активизации познавательной  деятельности студентов       13

     Глава II. Научно-теоретическая сущность проблемы «Малое предпринимательство в рыночной среде»                                                     23

     2.1. Общая характеристика малого  бизнеса, его особенности и  субъекты малого предпринимательства  в России                                                               23

     2.2. Современное состояние малого  предпринимательства в РФ и проблемы его развития                                                                                         25

     2.3. Государственная поддержка малого  бизнеса в зарубежных странах  и в России                                                                                                               31

     Глава III. Методика подготовки и проведения занятия по теме «Организация и условия функционирования малого бизнеса» с использованием активного метода деловая игра                                         41

    3.1 Эффективность применения активизации студентов на практическом и теоретическом занятии                                                                                      41

    3.2 Методика проведения теоретического и практического занятия по теме "Организация и условия функционирования малого бизнеса"                45

    3.3 Методические рекомендации                                                                 49

     Заключение                                                                                                 53

     Список  литературы               55

     Приложения                                                                                                57

       Введение

         Потребность всех сфер общественной, социально-экономической и производственной деятельности в компетентных специалистах представляет собой актуальную проблему экономики страны. Чем выше уровень образованности специалиста, тем выше профессиональная и социальная мобильность работника.

       Активизация познавательной деятельности м позволяет достичь цели формирования всесторонне развитой личности, обладающей необходимыми деловыми качествами, удовлетворить потребности общества в квалифицированных кадрах, поддерживать интерес к обучению у студентов, активизировать их познавательные процессы, воспитывать в них осознание необходимости к овладению профессиональных знаний, умений и навыков,  готовя их к предстоящей трудовой деятельности. 

       Традиционные  методы обучения полностью не решают перечисленных проблем. Ориентация на развитие социально и творчески активной личности специалиста, исходя из потребностей общества, обусловлена  необходимость совершенствования и изменения методов обучения.

       В педагогике существует множество подходов к пониманию сущности познавательной деятельности, разработаны формы и методы её активизации. Однако не отражены особенности формирования познавательной деятельности при изучении экономических дисциплин.

       Таким образом, недостаточная разработанность  проблем, их актуальность определили выбор темы исследования.   

       Проблема  исследования: как активизировать познавательную деятельность студентов с учетом особенностей их познавательной деятельности при изучении экономических дисциплин.

       Решение данной проблемы составило цель исследования.

       Объект: процесс познавательной деятельности студентов.

       Предмет: активизация познавательной деятельности студентов.

       Исходя  из проблемы, объекта, предмета выдвинута  гипотеза, согласно которой процесс активизации познавательной деятельности студентов протекает успешно, если будет:

  • определено содержание познавательной деятельности;
  • выявлены педагогические условия активизации студентов;
    • разработаны методические рекомендации по активизации познавательной деятельности у студентов.

       Исходя  из гипотезы решались следующие задачи исследования:

  1. Обобщить и систематизировать теоретическую психолого-педагогическую и экономическую литературу по проблеме исследования.
  2. Определить содержание познавательной деятельности студентов при изучении темы «Организация и условия функционирования малого бизнеса».
  3. Выявить педагогические условия активизации студентов при изучении экономических дисцмплин.
  4. Разработать методические рекомендации по активизации познавательной деятельности студентов при изучении темы «Организация и условия функционирования малого бизнеса».

       Методологической  основой является теория познания, психологическая теория активной деятельности студента в формировании и развитии его личности; общенаучные методы – анализ, синтез, обобщение; методы педагогики и психологии – непосредственное и опосредованное наблюдение за процессом учебно-воспитательной деятельности студентов; эксперимент.

       Практическая  значимость: обобщена и систематизирована методическая литература по проблеме исследования, результаты исследования могут быть использованы при организации учебного процесса.

       Структура дипломной работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

       Глава I. Психолого-педагогические основы проблемы активизации  познавательной деятельности студентов 

       1. 1. Сущность познавательной  деятельности

      В основе характеристики процесса учения лежит идея деятельностного подхода, разработанная в советской психологии такими известными отечественными психологами  как А. Н. Леонтьев, Д. Б. Давыдов, Л. В. Занков, Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, которые, опираясь на учение Л. С. Выготского разработали теоретические основы учебной деятельности, которые особенно благоприятно влияют на развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной и мотивационной сфер личности, а также обеспечивают её равностороннее воспитание. Деятельностный подход является принципиальным завоеванием советской психологии. В ходе исследования было выявлено, что этот подход является продуктивным как в построении организации обучения, так и процесса усвоения знаний студентами.

      С позиции общей теории деятельности в советской психологии различают  понятия «учебно-познавательная деятельность»  и «учение».

      Учебно-познавательная деятельность - один из основных видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний (Н.А. Менчинская).

       Её  предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый.

       Воспитательно-развивающий результат состоит в интеллектуально-нравственном развитии личности, приобретении опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающему миру, формировании потребности в знаниях и познании как деятельности.

       Содержанием учебно-познавательной деятельности является опыт, накопленный предшествующими поколениями, а местом преимущественного осуществления — учебное заведение, классы и аудитории.

       Специфика учебно-познавательной деятельности состоит в том, что своим предметным результатом она имеет подчиняющиеся жестким критериям научные знания в форме понятий, суждений и умозаключений, а также умения, навыки и общее интеллектуальное развитие. Другими словами, она требует научения знаниям, умениям и мышлению. В то же время учение теснейшим образом связано со всеми другими видами деятельности, органично вбирая их в себя. В силу этого учение — важнейшее средство воспитания, целостного формирования личности.

       В ходе исследования было выявлено, что  познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние  воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая (направленность) и оказывает влияние на все развитие психологических процессов человека.

       Благодаря направленности личности студента вся  его познавательная деятельность приобретает  избирательный характер, что создает  устойчивое внимание к предмету познания. Под влиянием устойчивого внимания к объекту познания совершенствуется и сложившаяся динамическая система психических процессов, обеспечивающая развитие познавательной активности и самостоятельности личности.

       Понятие «учебная деятельность» по отношению к «учению» рассматривается как более широкое, так как оно включает одновременно и деятельность обучающего и деятельность обучаемого.

      Учение – процесс приобретения и закрепления способов деятельности, который включает в себя.

  • Процесс усвоения информации о значимых свойствах мира, необходимой для успешной организации тех или иных видов идеальной и практической деятельности (продукт этого процесса – знания);
  • Процесс овладения способами использования указанной информации для правильного выбора и контроля приемов и операций в соответствии с условиями задачи и поставленной целью (продукт этого процесса – умения);
  • Процесс освоения приемов и операций, из которых складываются все эти виды деятельности (продукт этого процесса – навыки).

      Таким образом, учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, умения, навыки.

       Учебная деятельность вооружает человека не только ими, так же  она формирует у человека умение управлять своими психическими процессами, умение выбирать, организовывать и направлять свои действия и операции, навыки и опыт в соответствии с решаемой задачей. То есть, она подготавливает человека к труду, к его профессиональной деятельности, к становлению его как специалиста своего дела, обладающего знаниями, умениями и навыками на высоком профессиональном уровне (рис.1). 

Информация о работе Активизация познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины «Малый бизнес в рыночной среде»