Активизация познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины «Малый бизнес в рыночной среде»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Объект: процесс познавательной деятельности студентов.
Предмет: активизация познавательной деятельности студентов.
Исходя из проблемы, объекта, предмета выдвинута гипотеза, согласно которой процесс активизации познавательной деятельности студентов протекает успешно, если будет:
определено содержание познавательной деятельности;
выявлены педагогические условия активизации студентов;
разработаны методические рекомендации по активизации познавательной деятельности у студентов.

Содержание

Введение 2
Глава I. Психолого-педагогические основы проблемы активизации познавательной деятельности студентов 4
1.1. Сущность познавательной деятельности 4
1.2. Активизация познавательной деятельности 10
1.3 Методы активизации познавательной деятельности студентов 13
Глава II. Научно-теоретическая сущность проблемы «Малое предпринимательство в рыночной среде» 23
2.1. Общая характеристика малого бизнеса, его особенности и субъекты малого предпринимательства в России 23
2.2. Современное состояние малого предпринимательства в РФ и проблемы его развития 25
2.3. Государственная поддержка малого бизнеса в зарубежных странах и в России 31
Глава III. Методика подготовки и проведения занятия по теме «Организация и условия функционирования малого бизнеса» с использованием активного метода деловая игра 41
3.1 Эффективность применения активизации студентов на практическом и теоретическом занятии 41
3.2 Методика проведения теоретического и практического занятия по теме "Организация и условия функционирования малого бизнеса" 45
3.3 Методические рекомендации 49
Заключение 53
Список литературы 55

Работа содержит 1 файл

Курсовая последний вариант.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

       По результатам таблицы 1, можно сделать вывод, что большинство преподавателей используют такую форму активизации познавательной деятельности как семинар-дискуссия. Немаловажную роль играет и уровень педагогического мастерства преподавателя, степень овладения и свободного оперирования методами активизации познавательной деятельности.  Это относится к таким методам, как деловая игра, производственное совещание, круглый стол, проблемная лекция, семинар-дискуссия и анализ производственной ситуации.

       Результаты анкетирования преподавателей и анализ посещенных занятий позволили сформировать цель и задачи, требующие реализации на экспериментальном этапе.

     Цель: оценить эффективность усвоения материала с применением методов и форм активизации учебно-познавательной деятельности и используя стандартный подход.

          Задачи для достижения цели:

    1. Провести в двух учебных группах при изучении темы  "Организация и условия функционирования малого  бизнеса" 1 лекцию и 1 практическое занятие. В одной из двух групп практическое занятие будет экспериментальным, на котором планируется применить метод игровой ситуации и дискуссии. Специально для этого занятия разработать проблемные вопросы в другой группе организовать традиционное занятие контроля знаний - устный опрос по данной же теме.

    2. Провести в обеих группах контрольную работу, включив в нее вопросы, рассмотренные на практическом занятии.

    3. Оценить эффективность усвоения учебного материала в зависимости от применения методов и форм активизации учебно-познавательной деятельности.

    Экспериментальное занятие будет проведено в  форме игровой ситуации, так как  при использовании данной формы  наилучшим образом находят применение методы активизации учебно-познавательной деятельности. Семинар посвящен обсуждению проблемных ситуаций по теме "Организация и условия функционирования малого бизнеса". Используя такие методы активизации познавательной деятельности, как самостоятельная работа с источниками познания (книга, электронные учебные пособия, Интернет) можно обучить студентов оперативно ориентироваться при возникновении сложных ситуаций и верно находить правильное решение.  
 
 
 

    3.2 Методика проведения  теоретического и  практического занятий по теме "Организация и условия функционирования малого бизнеса"

    Для изучения темы "Организация и  условия функционирования малого бизнеса" отводится 4 академических часа, т.е. 1 лекция и 1 практическое занятие.

    Лекцию  предлагается организовать с элементами проблемности, так как вопросы темы не однозначны  для решения и  для них не сформирована готовая схема ответов. Это будет способствовать активизации познавательной деятельности. Каждый вопрос лекции требует размышления студентов.  Данный вид лекции обеспечивает достижение трех основных дидактических целей: усвоение студентами теоретических знаний;   развитие теоретического мышления; формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста.  

       Структура  лекции

    Дидактическая цель: изучить условия для организации бизнеса, законодательно-правовую базу, основные этапы создания фирмы малого бизнеса, порядок регистрации малого бизнеса, инфраструктурное и инновационное обеспечение малого бизнеса.

    Воспитательная  цель: воспитание  у студентов профессионально-деловых качеств.

     Развивающая цель: развивать познавательную деятельность, мышление, видение противоречий проблемы, речь, внимание.

     Тип урока: сообщение и усвоения новых знаний

     Метод обучения: лекция с постановкой проблемных вопросов

     Наглядное пособие: презентация PowerPoint 
 
 

Ход лекции

      Приступая к изложению содержания лекции, преподаватель  задает актуальные вопросы студентам. Это вопросы связанные с состоянием экономики, требующие незамедлительного  решения для успешного ее развития. 

         Возможный перечень вопросов следующий:

  1. Какие возможности вы предлагаете для повышения квалификации и переподготовки работников предприятий малого бизнеса?
  2. В чем преимущества превосходства предприятий малого бизнеса  перед крупным в сельском хозяйстве?
  3. Для какой из форм банки охотнее дают кредит? Почему?
  4. Надо ли изменить порядок регистрации и систему налогообложения малого бизнеса? Есть ли преимущества в существующем налогообложении перед упрощенным порядком налогообложения?
  5. В чем заключается  проблема повышения уровня предпринимательской культуры?
  6. Как осуществляется информационное и инфраструктурное обеспечение малого бизнеса?
  7. Для чего предприятиям малого бизнеса необходимо учитывать местные условия?
  8. Как осуществляется взаимозависимость малого, среднего и крупного бизнеса в регионах?
 
 
 
 
 
 
 

    Структура семинарского занятия  в виде

    игровой ситуации на тему «Создание  фирмы  малого бизнеса» по дисциплине «Малый бизнес в рыночной среде»

    Цели  игры:

     Учебная: углубление, обобщение и систематизация знаний по теме лекции «Организация и условия функционирования малого бизнеса».

     Воспитательная: воспитание системного мышления специалиста, умений и навыков взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений; ответственного отношения к делу.

     Развивающая: развитие умения принимать решения в предлагаемой  экономической ситуации, самостоятельности, коммуникабельности,  активности, организаторских способностей.

    Содержание  игровой ситуации: необходимо создать новое предприятие  независимо от формы собственности.

    Порядок проведения игры

    Подготовительный  этап

          В конце лекции необходимо объявить студентам , что на семинарском  занятии будет рассматриваться  игровая ситуация на тему «Создание  фирмы малого бизнеса».

    Участникам  игры рекомендуется предварительно рассмотреть некоторые вопросы, без решения которых невозможно приступать к организации предприятия:

  • отрасль деятельности предприятия (промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство, научно-техническая сфера, оптовая торговля, розничная торговля и бытовое обслуживание населения, другие отрасли);
  • организационно-правовая форма:

          - общество с ограниченной ответственностью ;

          - акционерные общества. Подразделяются на закрытые акционерные общества и открытые акционерные общества

  •   название;
  • общая численность работников (до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек)

    Численность работников малых предприятий

    Отрасль деятельности     Предельный  уровень численности работников, чел.
    Промышленность     100
    Строительство     100
    Транспорт     100
    Сельское  хозяйство     60
    Научно-техническая  сфера     60
    Оптовая торговля     50
    Розничная торговля и бытовое обслуживание населения     30
    Остальные отрасли и другие виды деятельности     50
  • необходимая документация (Для государственной регистрации создаваемой организации необходимо представить в регистрирующий орган следующие документы (ст.12 закона “О государственной регистрации”:

          -подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;

          -набор документов, требуемых при учреждении данной организации: решение о создании организации в виде протокола, договора (договор о создании или учредительный договор) или иного документа в соответствии с законодательством РФ; учредительные документы (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

          - документ об уплате государственной пошлины. 

    Основной  этап

    На  семинарском занятии каждый участник рассказывает, какими материалами он располагает и в каких вопросах он может считать себя компетентным применительно к созданию нового предприятия малого бизнеса.

    Студенты  определяет общую идею создания фирмы. Каждый участник выступает со своими предложениями. Все нюансы, трения и трудности должны обсуждаться. Необходимо рассмотреть сроки, условия, гарантии, взаимные обязательства, и решить вопросы, связанные с подготовкой к началу деятельности фирмы.

    Подведение  итогов. Рассматриваются организаторские способности участников игры. Обсуждается, почему кто-то не смог полностью проявить себя, хотя имел на это все основания, а кому-то это удалось. Что послужило причиной успешной деятельности одних участников, а что провалом других?

      3. 3 Методические рекомендации

        В соответствии с  результатами педагогического эксперимента, можно сделать вывод о том, что на занятиях по малому бизнесу активизация познавательной деятельности не достаточна. Для ее улучшения следует применять методы и приемы активизации познавательной деятельности. В ходе занятий необходимо изыскивать возможности для самостоятельной работы обучающихся (решение задач, нахождение вариантов разрешения производственных ситуаций и т. д.). Следует поощрять предложенные студентами решения и предложения, полученные в ходе самостоятельного поиска и творческого мышления, стремиться к тому, чтобы студенты не механически запоминали рассказ преподавателя, а попытались сами найти ответы на выдвигаемые педагогом вопросы. Чтобы развить это ценное качество, надо отказаться от быстрых подсказок.

      Процесс усвоения будет успешным, если он развивает  специальные приёмы творческого мышления. С этой целью используются упражнения на находчивость и смекалку, поиск оригинальных вариантов решения задач, проведение исследовательских работ. Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых обучаемые должны:

  • Отстаивать свое мнение;
  • Принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
  • Ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
  • Рецензировать ответы товарищей;
  • Оценивать ответы и результаты работы товарищей;
  • Самостоятельно находить несколько вариантов решения познавательной задачи;
  • Создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных  и практических действий.

      Применение  новых информационных мультимедийных ТСО позволят использовать слайды. С помощью программы PowerPoint предоставляется возможность из слайдов создать презентацию. Информация, размещённая на слайде, может быть самой разнообразной. Объяснение нового материала на лекции с показом презентации значительно активизирует познавательную деятельность учащихся. Активизации познавательной деятельности способствует и употребление электронных учебных пособий, которые значительно стимулируют познавательный интерес учащихся, делая процесс познания всё более интенсивным и глубоким.

      Немаловажную  роль для активизации познавательной деятельности студентов при изучении той или иной темы играет работа преподавателя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора обучаемых, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов. В связи с этим рекомендуется:

  • Информировать студентов о новых изменениях в законодательстве, делая тем самым учебную информацию актуальной и неразрывно связанной с будущей профессиональной деятельностью;
  • При помощи анализа проблемных ситуаций учить студентов находить решение возникающих проблем в профессиональной деятельности самостоятельно;
  • Давать студентам возможность применить приобретенные знания при выполнении заданий.

      В эффективной организации учебно-познавательной деятельности студентов решающее значение имеет технология обучения их решению задач разных типов. Характерно при этом, что количество решенных задач для научения знаниям, умениям и мышлению не имеет принципиального значения. Так, специальным исследованием установлено, что педагоги высших уровней деятельности достигают нужного результата, решая с обучаемыми меньше задач, чем педагоги среднего уровня педагогической деятельности. Они меньше делают замечаний студентам. Их замечания представляют собой, как правило, уместные подсказки: как студенту проверить себя в решении учебной задачи. Такие педагоги формируют у большинства обучаемых умение находить подход к решению любой задачи. Достигается это, прежде всего за счет отбора задач на основе их предварительной типизации. Система задач подбирается таким образом, чтобы они, во-первых, были «привязаны» к теоретическому курсу, во-вторых, чтобы решение каждой предыдущей задачи подготавливало к восприятию и решению новых задач, и, в-третьих, чтобы они учитывали исходный уровень готовности студентов к их решению.

Информация о работе Активизация познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины «Малый бизнес в рыночной среде»