Активизация познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины «Малый бизнес в рыночной среде»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Объект: процесс познавательной деятельности студентов.
Предмет: активизация познавательной деятельности студентов.
Исходя из проблемы, объекта, предмета выдвинута гипотеза, согласно которой процесс активизации познавательной деятельности студентов протекает успешно, если будет:
определено содержание познавательной деятельности;
выявлены педагогические условия активизации студентов;
разработаны методические рекомендации по активизации познавательной деятельности у студентов.

Содержание

Введение 2
Глава I. Психолого-педагогические основы проблемы активизации познавательной деятельности студентов 4
1.1. Сущность познавательной деятельности 4
1.2. Активизация познавательной деятельности 10
1.3 Методы активизации познавательной деятельности студентов 13
Глава II. Научно-теоретическая сущность проблемы «Малое предпринимательство в рыночной среде» 23
2.1. Общая характеристика малого бизнеса, его особенности и субъекты малого предпринимательства в России 23
2.2. Современное состояние малого предпринимательства в РФ и проблемы его развития 25
2.3. Государственная поддержка малого бизнеса в зарубежных странах и в России 31
Глава III. Методика подготовки и проведения занятия по теме «Организация и условия функционирования малого бизнеса» с использованием активного метода деловая игра 41
3.1 Эффективность применения активизации студентов на практическом и теоретическом занятии 41
3.2 Методика проведения теоретического и практического занятия по теме "Организация и условия функционирования малого бизнеса" 45
3.3 Методические рекомендации 49
Заключение 53
Список литературы 55

Работа содержит 1 файл

Курсовая последний вариант.doc

— 307.50 Кб (Скачать)
  • Лекция с заранее запланированными ошибками

      Подготовка  преподавателя к лекции состоит  в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними студентов только в конце лекции. Подбираются наиболее часто допускаемые ошибки, которые делают как студенты, так и преподаватели в ходе чтения лекции. Задача студентов заключается в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. Количество запланированных ошибок зависит от специфики учебного материала, дидактических и воспитательных целей лекции, уровня подготовленности студентов.

      Лекция  с запланированными ошибками выполняет  не только стимулирующую функцию, но и контрольную. Преподаватель может оценить уровень подготовки студентов по предмету, а тот в свою очередь проверить степень своей ориентации в материале. С помощью системы ошибок преподаватель может определить недочеты, анализируя которые в ходе обсуждения со студентами получает представление о структуре учебного материала и трудностях овладения им. Данный вид лекции лучше всего проводить в завершение темы или раздела учебной дисциплины, когда у студентов сформированы основные понятия и представления.

      Лекции  с запланированными ошибками вызывают у студентов высокую интеллектуальную и эмоциональную активность, т.к. студенты на практике используют полученные ранее знания, осуществляя совместную с преподавателем учебную работу. Помимо этого, заключительный анализ ошибок развивает у студентов теоретическое мышление. 

       
  • Эвристический метод;

    Основой эвристической беседы служит метод  Сократа извлекать скрытые в  человеке знания через активизацию  их мышления, получения ответов посредством  искусно поставленных наводящих  вопросов.

    Студенты с помощью умелой постановки вопросов преподавателя и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний. Излагая учебный материал, педагог время от времени обращается к студентам с вопросами, которые побуждают их включаться в процессе поиска.

    Иногда  преподаватель задает вопросы на воспроизведение ранее усвоенных  знаний, ( Что такое ? Что характеризует?). Такая вводная беседа необходима, она подготавливает базу для усвоения нового материала. Поставив вопрос, педагог внимательно, не перебивая, выслушивает ответ, затем обращается к студентам с предложением дополнить или исправить ошибки. В случае, когда учащиеся затрудняются с ответом или начинают уходить в сторону от правильного  пути поиска, с помощью подсказки, которая может быть дополнительным вопросом, преподаватель направляет мысль учащихся по нужному руслу.

    Например, для того чтобы активизировать познавательную деятельность студентов при изучении темы «Роль и значение малого бизнеса  в мировой экономике»   можно  использовать такой  метод активизации, как эвристическая беседа.

    Преподаватель в ходе лекции задает студентам следующие  вопросы:

    Что такое малый бизнес? Какое влияние  он оказывает на экономику и социальное развитие? Какие примеры развития малого бизнеса в зарубежных странах  вы знаете? Как вы думаете, что такое  аграрное предпринимательство? Как связаны малый бизнес и продовольственная независимость? Возможно ли в России использовать мировой опыт деятельности предприятий малого бизнеса в аграрной сфере? Как осуществляется государственная поддержка малого бизнеса в развитых странах?

    Также студентам предлагается сделать  доклады на семинарское занятие  по теме : «Опыт зарубежных стран  в развитии малого бизнеса».

1.Развитие малого предпринимательства в США

2.Малое предпринимательство в Германии

3. Развитие малого бизнесав Японии

4. Развитие экономики Китая: становление малого предпринимательства

  • Исследовательский метод;

       После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

  • самостоятельная работа с источниками познания (книга, электронные учебные пособия, Интернет и т. п.) и т. д.

    Например, при изучении темы «Государственная поддержка малого бизнеса в рыночной среде» дать студентам задание подготовить сообщения

    1) об органах, занимающихся поддержкой  малого бизнеса на федеральных  и региональных уровнях;

    2) о содержании основных направлений  государственной поддержки малого  бизнеса

    3) о необходимости государственной поддержки малого бизнеса.

    Это способствует формированию у студентов  теоретического и образно-предметного  мышления при анализе и обобщении.

    На  занятии студенты должны пересказать  свое сообщение, используя свой план-конспект. При таком виде работы студенты учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь.

       Основа  имитационных методов– воспроизводство в условиях обучения процессов, происходящих в реальных условиях (отражает различные виды профессиональной деятельности).

       Неигровые имитационные методы – группа конкретных ситуаций. Анализ конкретной ситуации – глубокое изучение реальной или искусственной обстановки с целью выявления её характерных свойств. Анализ может быть представлен как:

  • Анализ производственной ситуации

     В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в создании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят обучаемых к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности. Ситуационный метод – это скомбинированный из многих путей и способов метод, применяемый педагогом тогда, когда ни один из известных изолированных методов не даёт возможности быстро и эффективно достичь намеченных целей в имеющихся конкретных условиях. Главную роль в выборе и применении данного метода играет ситуация. Метод позволяет принимать нестандартные решения, использовать нетрадиционные пути, вытекающие из намеченной цели.

  • Решение ситуационных производственных задач (расчёты, документы, планирование мероприятий);
  • Круглый стол;

       В основе данного метода – принцип  коллективного обсуждения  проблем  изучаемой данной темы. Главная цель – обеспечение студентам возможности  практического использования теоретических  знаний в условиях близких к реальным. Такие занятия развивают творческо-профессиональное мышление, познавательную мотивацию. Студенты должны научиться выступать в роли докладчиков и оппонентов, владеть навыками в постановке и решении интеллектуальных проблем и задач, отстаивать свою точку зрения и др. На круглый стол выносятся основные темы курса, наиболее сложные вопросы.

    Например, при изучении темы «Государственная поддержка малого бизнеса в рыночной среде» студентам предлагается  коллективно обсудить какими способами государство поддерживает малый бизнес, решения, принятые Правительством РФ, существующие мнения и предложить свои идеи.

  • Пресс-конференция;

    Преподаватель называет тему лекции и просит студентов  письменно задавать ему вопросы  по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем преподаватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.

    Активизация деятельности студентов на лекции-пресс-конференции достигается за счет адресованного информирования каждого студента лично. В этом отличительная черта этой формы лекции. Необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать активизирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует внимание студента.

  • Имитационный тренинг;

       Упражнение по серии однотипных  задач или ситуации на одну  и ту же тему на осознание  единого принципа решения задач  и ситуаций. Студенты решают по  парам или малым группам.

     Игровые имитационные методы. Ценным методом активизации интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство активизации интереса к учению. В практике работы педагогов используются игры с познавательным содержанием. К ним относятся:

  • Производственное совещание;

      Применяется только по профильным специальным дисциплинам, при изучении какой-то крупной темы, раздела. Участвует одновременно вся группа. Перед занятием каждый студент и получает определенную роль и готовится, работая с конкретными документами. На занятиях выбирается ведущий совещания, который зачитывает повестку, проводит совещание, где каждый по своей роли должен выступить, проводится голосование по решению вопросов, готовится проект решения.

      Цель: научиться правильно взаимодействовать в профессиональном коллективе.

  • Разыгрывание ролей (инсценировка);

      Цель: коллективная познавательная деятельность. Каждому студенту заранее определяется роль по его типу мышления, характеру и типу поведения. При разыгрывании ролей цель: научиться играть определенные роли, если личная позиция не совпадает с предлагаемой позицией, то по ситуации необходимо подыграть.

  • Деловая игра;

      Применяется после изучения нескольких дисциплин. Длительность обычно 4 ч. учебного времени. Ведётся по сценарию. В деловой игре должен быть конфликт и обязательное столкновение интересов.

Цель: закрепление знаний и умений; выработка умений взаимодействовать в коллективе, не оскорбляя друг друга; формирование собственной линии поведения.

      Для активизации познавательной деятельности студентов педагоги используют и  традиционные методы обучения, но с  применением таких приёмов, как  постановка вопросов при изложении  материала, включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средства обучения, создание опорных конспектов.

      Внедрение методов активного обучения преподавателем происходит поэтапно:

    • Изучение теории активного обучения и освоение методики;
    • Выделение тем для активного обучения;
    • Разработка задач для конкретного занятия.

    Методы  активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

    1 этап – первичное овладение  знаниями. Это могут быть проблемная  лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

    2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие  методы как коллективная мыслительная  деятельность, тестирование и т.д. 

    3 этап – формирование профессиональных  умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, игровые и неигровые методы.

    Применение  тех или иных методов не является самоцелью. Поэтому для преподавателя  любая классификация имеет практический смысл в той мере, в какой  помогает ему осуществлять целенаправленный выбор соответствующего метода обучения или их сочетание для решения конкретных дидактических задач. Поэтому данная классификация предлагает рассматривать активные методы обучения по их назначению в учебном процессе.

    Но  также следует отметить, что большинство активных методов обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе. Так, например; разбор конкретной ситуации можно использовать для решения трех дидактических задач: закрепление новых знаний (полученных во время лекции); совершенствование уже полученных профессиональных умений; активизация обмена знаниями и опыта.

Информация о работе Активизация познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины «Малый бизнес в рыночной среде»