Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:27, курсовая работа
Объект: процесс познавательной деятельности студентов.
Предмет: активизация познавательной деятельности студентов.
Исходя из проблемы, объекта, предмета выдвинута гипотеза, согласно которой процесс активизации познавательной деятельности студентов протекает успешно, если будет:
определено содержание познавательной деятельности;
выявлены педагогические условия активизации студентов;
разработаны методические рекомендации по активизации познавательной деятельности у студентов.
Введение 2
Глава I. Психолого-педагогические основы проблемы активизации познавательной деятельности студентов 4
1.1. Сущность познавательной деятельности 4
1.2. Активизация познавательной деятельности 10
1.3 Методы активизации познавательной деятельности студентов 13
Глава II. Научно-теоретическая сущность проблемы «Малое предпринимательство в рыночной среде» 23
2.1. Общая характеристика малого бизнеса, его особенности и субъекты малого предпринимательства в России 23
2.2. Современное состояние малого предпринимательства в РФ и проблемы его развития 25
2.3. Государственная поддержка малого бизнеса в зарубежных странах и в России 31
Глава III. Методика подготовки и проведения занятия по теме «Организация и условия функционирования малого бизнеса» с использованием активного метода деловая игра 41
3.1 Эффективность применения активизации студентов на практическом и теоретическом занятии 41
3.2 Методика проведения теоретического и практического занятия по теме "Организация и условия функционирования малого бизнеса" 45
3.3 Методические рекомендации 49
Заключение 53
Список литературы 55
Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними студентов только в конце лекции. Подбираются наиболее часто допускаемые ошибки, которые делают как студенты, так и преподаватели в ходе чтения лекции. Задача студентов заключается в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. Количество запланированных ошибок зависит от специфики учебного материала, дидактических и воспитательных целей лекции, уровня подготовленности студентов.
Лекция с запланированными ошибками выполняет не только стимулирующую функцию, но и контрольную. Преподаватель может оценить уровень подготовки студентов по предмету, а тот в свою очередь проверить степень своей ориентации в материале. С помощью системы ошибок преподаватель может определить недочеты, анализируя которые в ходе обсуждения со студентами получает представление о структуре учебного материала и трудностях овладения им. Данный вид лекции лучше всего проводить в завершение темы или раздела учебной дисциплины, когда у студентов сформированы основные понятия и представления.
Лекции
с запланированными ошибками вызывают
у студентов высокую интеллектуальную
и эмоциональную активность, т.к. студенты
на практике используют полученные ранее
знания, осуществляя совместную с преподавателем
учебную работу. Помимо этого, заключительный
анализ ошибок развивает у студентов теоретическое
мышление.
Основой эвристической беседы служит метод Сократа извлекать скрытые в человеке знания через активизацию их мышления, получения ответов посредством искусно поставленных наводящих вопросов.
Студенты с помощью умелой постановки вопросов преподавателя и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний. Излагая учебный материал, педагог время от времени обращается к студентам с вопросами, которые побуждают их включаться в процессе поиска.
Иногда
преподаватель задает вопросы на
воспроизведение ранее
Например, для того чтобы активизировать познавательную деятельность студентов при изучении темы «Роль и значение малого бизнеса в мировой экономике» можно использовать такой метод активизации, как эвристическая беседа.
Преподаватель в ходе лекции задает студентам следующие вопросы:
Что такое малый бизнес? Какое влияние он оказывает на экономику и социальное развитие? Какие примеры развития малого бизнеса в зарубежных странах вы знаете? Как вы думаете, что такое аграрное предпринимательство? Как связаны малый бизнес и продовольственная независимость? Возможно ли в России использовать мировой опыт деятельности предприятий малого бизнеса в аграрной сфере? Как осуществляется государственная поддержка малого бизнеса в развитых странах?
Также студентам предлагается сделать доклады на семинарское занятие по теме : «Опыт зарубежных стран в развитии малого бизнеса».
1.Развитие малого предпринимательства в США
2.Малое предпринимательство в Германии
3. Развитие малого бизнесав Японии
4. Развитие экономики Китая: становление малого предпринимательства
После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.
Например, при изучении темы «Государственная поддержка малого бизнеса в рыночной среде» дать студентам задание подготовить сообщения
1)
об органах, занимающихся
2)
о содержании основных
3)
о необходимости
Это способствует формированию у студентов теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении.
На занятии студенты должны пересказать свое сообщение, используя свой план-конспект. При таком виде работы студенты учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь.
Основа имитационных методов– воспроизводство в условиях обучения процессов, происходящих в реальных условиях (отражает различные виды профессиональной деятельности).
Неигровые имитационные методы – группа конкретных ситуаций. Анализ конкретной ситуации – глубокое изучение реальной или искусственной обстановки с целью выявления её характерных свойств. Анализ может быть представлен как:
В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в создании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят обучаемых к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности. Ситуационный метод – это скомбинированный из многих путей и способов метод, применяемый педагогом тогда, когда ни один из известных изолированных методов не даёт возможности быстро и эффективно достичь намеченных целей в имеющихся конкретных условиях. Главную роль в выборе и применении данного метода играет ситуация. Метод позволяет принимать нестандартные решения, использовать нетрадиционные пути, вытекающие из намеченной цели.
В
основе данного метода – принцип
коллективного обсуждения проблем
изучаемой данной темы. Главная цель
– обеспечение студентам
Например, при изучении темы «Государственная поддержка малого бизнеса в рыночной среде» студентам предлагается коллективно обсудить какими способами государство поддерживает малый бизнес, решения, принятые Правительством РФ, существующие мнения и предложить свои идеи.
Преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем преподаватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.
Активизация деятельности студентов на лекции-пресс-конференции достигается за счет адресованного информирования каждого студента лично. В этом отличительная черта этой формы лекции. Необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать активизирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует внимание студента.
Упражнение по серии
Игровые имитационные методы. Ценным методом активизации интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство активизации интереса к учению. В практике работы педагогов используются игры с познавательным содержанием. К ним относятся:
Применяется только по профильным специальным дисциплинам, при изучении какой-то крупной темы, раздела. Участвует одновременно вся группа. Перед занятием каждый студент и получает определенную роль и готовится, работая с конкретными документами. На занятиях выбирается ведущий совещания, который зачитывает повестку, проводит совещание, где каждый по своей роли должен выступить, проводится голосование по решению вопросов, готовится проект решения.
Цель: научиться правильно взаимодействовать в профессиональном коллективе.
Цель: коллективная познавательная деятельность. Каждому студенту заранее определяется роль по его типу мышления, характеру и типу поведения. При разыгрывании ролей цель: научиться играть определенные роли, если личная позиция не совпадает с предлагаемой позицией, то по ситуации необходимо подыграть.
Применяется после изучения нескольких дисциплин. Длительность обычно 4 ч. учебного времени. Ведётся по сценарию. В деловой игре должен быть конфликт и обязательное столкновение интересов.
Цель: закрепление знаний и умений; выработка умений взаимодействовать в коллективе, не оскорбляя друг друга; формирование собственной линии поведения.
Для активизации познавательной деятельности студентов педагоги используют и традиционные методы обучения, но с применением таких приёмов, как постановка вопросов при изложении материала, включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средства обучения, создание опорных конспектов.
Внедрение методов активного обучения преподавателем происходит поэтапно:
Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:
1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.
2
этап – контроль знаний (закрепление),
могут быть использованы такие
методы как коллективная
3
этап – формирование
Применение
тех или иных методов не является
самоцелью. Поэтому для преподавателя
любая классификация имеет
Но также следует отметить, что большинство активных методов обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе. Так, например; разбор конкретной ситуации можно использовать для решения трех дидактических задач: закрепление новых знаний (полученных во время лекции); совершенствование уже полученных профессиональных умений; активизация обмена знаниями и опыта.