Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:27, курсовая работа
Объект: процесс познавательной деятельности студентов.
Предмет: активизация познавательной деятельности студентов.
Исходя из проблемы, объекта, предмета выдвинута гипотеза, согласно которой процесс активизации познавательной деятельности студентов протекает успешно, если будет:
определено содержание познавательной деятельности;
выявлены педагогические условия активизации студентов;
разработаны методические рекомендации по активизации познавательной деятельности у студентов.
Введение 2
Глава I. Психолого-педагогические основы проблемы активизации познавательной деятельности студентов 4
1.1. Сущность познавательной деятельности 4
1.2. Активизация познавательной деятельности 10
1.3 Методы активизации познавательной деятельности студентов 13
Глава II. Научно-теоретическая сущность проблемы «Малое предпринимательство в рыночной среде» 23
2.1. Общая характеристика малого бизнеса, его особенности и субъекты малого предпринимательства в России 23
2.2. Современное состояние малого предпринимательства в РФ и проблемы его развития 25
2.3. Государственная поддержка малого бизнеса в зарубежных странах и в России 31
Глава III. Методика подготовки и проведения занятия по теме «Организация и условия функционирования малого бизнеса» с использованием активного метода деловая игра 41
3.1 Эффективность применения активизации студентов на практическом и теоретическом занятии 41
3.2 Методика проведения теоретического и практического занятия по теме "Организация и условия функционирования малого бизнеса" 45
3.3 Методические рекомендации 49
Заключение 53
Список литературы 55
Для обеспечения механизмов кредитования малого бизнеса и предоставления займов государство предусмотрело создание Корпорации страхования малого и среднего бизнеса, а также ассоциаций гарантирования кредита (аналогично созданию Государственных фондов для развития и поддержки малого бизнеса в Китае, США и др. странах).
Стимулирование
предприятий малого бизнеса в
Японии ведется на всех уровнях, начиная
от властей центрального правительства
и заканчивая самостоятельными союзами
и объединениями малых
Субсидии, займы, кредиты для бизнеса на льготных условиях предусмотрены на следующие цели:
В
силу объективных причин и факторов
на современном этапе социально-
В связи с растущей важностью малого и среднего бизнеса меры по его поддержке стали одним из приоритетов Правительства Российской Федерации на современном этапе. В 2007 году принят новый Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». О признании большой роли предпринимательства в развитии экономики России, формировании малого и среднего предпринимательства как сложившейся системы социально-экономических отношений, говорит тот факт, что Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. №1381 в России дата 26 мая назначена Днем Российского предпринимательства – как раз в этот день в 1988 был принят Закон "О кооперации в СССР". Это был первый закон, который после значительного перерыва закрепил свободу предпринимательской деятельности.
22
апреля в Центре международной
торговли состоялся
В мероприятии принял участие Президент Торгово-промышленной палаты России Евгений Примаков.
В
ходе работы Форума были рассмотрены
вопросы государственной
С докладом на форуме выступил Председатель Правительства РФ Владимир Путин.
В своем выступлении он подчеркнул, что малое предпринимательство играет существенную роль в экономике. Развитие малого бизнеса является важным для экономики РФ в силу следующих причин:
Ø развитие малого бизнеса создает рабочие места и обеспечивает доход для значительной части населения;
Ø малые предприятия занимают свою рыночную нишу и обеспечивают производство значительного количества как промежуточных, так и потребительских товаров;
Ø развитие малого бизнеса способствует формированию “среднего класса”, что является важным для обеспечения стабильного спроса в экономике и поддержания высоких темпов экономического роста; сильный и многочисленный средний класс является важным фактором, противодействующим политическому экстремизму;
Ø доля малого бизнеса в экономике России значительно меньше, чем в развитых странах; развитие малого бизнеса в России также отстает от наиболее успешных стран с переходной экономикой (Венгрия, Чехия);
Ø малое и среднее предпринимательство создает конкурентную среду, что, в свою очередь, ведет к снижению цен, улучшению качества товаров и услуг. Тем более что не во всех сферах потребности населения могут обеспечиваться крупными организациями. Небольшие организации лучше и быстрее реагируют на изменения рынка, спроса покупателей.
Таким образом, развитие малых предприятий - это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране.
С другой стороны, небольшим организациям и сложнее выживать на рынке в период экономического спада. Малому предприятию сложнее даже появиться на свет: с трудом дается преодоление бюрократических процедур, проверок. Без поддержки со стороны государства малое предпринимательство может так и остаться в зачаточном состоянии.
В
условиях экономического кризиса поддержка
таких организаций будет
ü финансовое – выделение средств из бюджетов;
ü имущественное – передача во владение или пользование земельных участков, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств;
ü информационное – создание специальных информационных систем;
ü консультационное – создание специальных консультационных организаций или компенсация затрат;
ü в области подготовки и повышения квалификации работников;
ü в области инноваций и промышленного производства;
ü в области ремесленной деятельности;
ü субъектам, занимающимся внешнеэкономической деятельностью;
ü субъектам, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность.
Напоследок
хочется добавить, что малое предпринимательство
- это существенная составляющая цивилизованного
рыночного хозяйства, неотъемлемый
элемент присущего ему
ГЛАВА
III. Методика
подготовки и проведения
занятия по теме «Организация
и условия функционирования
малого бизнеса» с использованием
активного метода деловая
игра
3.1 Эффективность применения активизации студентов на практическом и теоретическом занятии
Проведение
экспериментального курсового исследования
предусматривало решение
1. Установление исходного уровня профессиональных знаний и умений, сформированных у обучаемых в условиях традиционного преподавания.
2. Изучение используемых педагогом активных методов обучения для более эффективного процесса обучения.
3. Выявление эффективности применяемых активных методов в формировании профессиональных знаний и умений у обучаемых.
В ходе исследования должны применяться констатирующий, формирующий и контрольный этапы. В первой части эксперимента предполагается проанализировать те условия активизации познавательной деятельности на занятиях, которые имеют место в данный момент. Во второй части эксперимента планируется проведение занятия с использованием методов и форм активизации познавательной деятельности. В третьей части необходимо соотнести результаты первой и второй частей эксперимента и подвести итог, следствием которого будут методические рекомендаций по устранению недостатков, если таковые проявятся при анализе результатов констатирующей части эксперимента.
Нас
в большей степени интересует
анализ условий активизации
Констатирующий этап эксперимента был проведён с использованием таких методов, как наблюдение, беседа, анкетирование преподавателей. Методом наблюдения и беседы с преподавателями и другими сотрудниками ВУЗа было установлено, что в университете сложился профессиональный педагогический коллектив, состоящий из высококвалифицированных преподавателей. Учебный процесс оснащён современной материально-технической базой, которая включает в себя: наличие компьютерных классов с выходом в Интернет; оснащение аудиторий мультимедиа-средствами и ТСО; оснащение аудиторий учебными местами в соответствии с ГОСТ.
При посещении 6-и занятий по экономическим дисциплинам методом наблюдения было установлено, что у 60% преподавателей студенты занимают позицию пассивного восприятия и освоения преподносимой извне информации, у остальных 40% - организуемого преподавателем направленного поиска, обнаружения и использования информации. Из наглядных средств в основном используется доска и мел, на 2-х из 6-и занятий были использованы мультимедиа средства, ТСО, активизирующие познавательную деятельность.
Анкеты
для преподавателей (Приложение №1)
были разработаны с целью выявления отношения
преподавателей к методам активного обучения
и их применения при преподавании экономических
дисциплин и были предложены 5 педагогам-предметникам.
Все 5 респондентов отвели учебно-познавательной
деятельности ведущую роль в учебном процессе
и единогласно ответили, что её обязательно
нужно активизировать в целях повышения
эффективности усвоения материала.
Анализируя ответы на вопрос, касающийся
чаще всего используемого метода, чётко
просматриваем специфику изучаемого предмета.
Преподаватели отметили, что в основном
используют объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный и исследовательские методы.
Все 5 респондентов ответили, что из нестандартных
занятий проводят только занятия-консультации
и занятия-зачёты.
По вопросу о наиболее часто используемых формах обучения из пяти предложенных ответы респондентов были распределены следующим образом (диаграмма 1).
Таблица 1
Ответы преподавателей по предпочтению методов активного обучения
Метод | Количество респондентов |
Решение ситуаций производственной задачи (расчёты, документы) | 4 |
Анализ производственной ситуации | 2 |
Круглый стол | 2 |
Семинар-дискуссия | 0 |
Проблемная лекция | 3 |
Деловая игра | 0 |
Мозговой штурм | 0 |
Производственное совещание | 0 |