Активизация познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины «Малый бизнес в рыночной среде»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Объект: процесс познавательной деятельности студентов.
Предмет: активизация познавательной деятельности студентов.
Исходя из проблемы, объекта, предмета выдвинута гипотеза, согласно которой процесс активизации познавательной деятельности студентов протекает успешно, если будет:
определено содержание познавательной деятельности;
выявлены педагогические условия активизации студентов;
разработаны методические рекомендации по активизации познавательной деятельности у студентов.

Содержание

Введение 2
Глава I. Психолого-педагогические основы проблемы активизации познавательной деятельности студентов 4
1.1. Сущность познавательной деятельности 4
1.2. Активизация познавательной деятельности 10
1.3 Методы активизации познавательной деятельности студентов 13
Глава II. Научно-теоретическая сущность проблемы «Малое предпринимательство в рыночной среде» 23
2.1. Общая характеристика малого бизнеса, его особенности и субъекты малого предпринимательства в России 23
2.2. Современное состояние малого предпринимательства в РФ и проблемы его развития 25
2.3. Государственная поддержка малого бизнеса в зарубежных странах и в России 31
Глава III. Методика подготовки и проведения занятия по теме «Организация и условия функционирования малого бизнеса» с использованием активного метода деловая игра 41
3.1 Эффективность применения активизации студентов на практическом и теоретическом занятии 41
3.2 Методика проведения теоретического и практического занятия по теме "Организация и условия функционирования малого бизнеса" 45
3.3 Методические рекомендации 49
Заключение 53
Список литературы 55

Работа содержит 1 файл

Курсовая последний вариант.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

    Для обеспечения механизмов кредитования малого бизнеса и предоставления займов государство предусмотрело  создание Корпорации страхования малого и среднего бизнеса, а также ассоциаций гарантирования кредита (аналогично созданию Государственных фондов для развития и поддержки малого бизнеса в Китае, США и др. странах).

    Стимулирование  предприятий малого бизнеса в  Японии ведется на всех уровнях, начиная  от властей центрального правительства  и заканчивая самостоятельными союзами  и объединениями малых предприятий. Центральные власти и местные органы самоуправления субсидируют на всех этапах жизненного цикла предприятия малого бизнеса, непосредственно участвующие в создании наукоемкого и высокотехнологичного производства. Для таких предприятий государство выделяет займы, обеспечивает кредитование малого бизнеса через предоставление поручительства и других видов кредитных гарантий. Также при централизованной поддержке государства в специальных центрах, некоммерческих организациях производится обучение кадров, осуществляется консультационно-информационная поддержка.

    Субсидии, займы, кредиты для бизнеса на льготных условиях предусмотрены на следующие цели:

  • совершенствование, модернизация, переоснащение производственно-материальной базы наукоемких предприятий;
  • разработка совместно с институтами и университетами инновационных проектов, новинок, изобретений;
  • развитие легкой и пищевой промышленности;
  • разработка новых технологий (изобретений) и новых видов продукции;
  • создание и развитие новых предприятий малого бизнеса в промышленно отсталых регионах Японии.[27].
 

    В силу объективных причин и факторов на современном этапе социально-экономических  преобразований в России вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Анализ ситуации свидетельствует о том, что малое предпринимательство начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов. Он вбирал в себя основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов, снимая тем самым острые социальные проблемы.

    В связи с растущей важностью малого и среднего бизнеса меры по его  поддержке стали одним из приоритетов  Правительства Российской Федерации  на современном этапе. В 2007 году принят новый Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». О признании большой роли предпринимательства в развитии экономики России, формировании малого и среднего предпринимательства как сложившейся системы социально-экономических отношений, говорит тот факт, что Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. №1381 в России дата 26 мая назначена Днем Российского предпринимательства – как раз в этот день в 1988 был принят Закон "О кооперации в СССР". Это был первый закон, который после значительного перерыва закрепил свободу предпринимательской деятельности.

    22 апреля в Центре международной  торговли состоялся Всероссийский  форум по малому и среднему  предпринимательству.

    В мероприятии принял участие Президент Торгово-промышленной палаты России Евгений Примаков.

    В ходе работы Форума были рассмотрены  вопросы государственной поддержки  малого и среднего предпринимательства  в условиях кризиса, финансирования малого и среднего бизнеса в условиях дефицита кредитных ресурсов, снижения административных барьеров для развития малого и среднего бизнеса.

    С докладом на форуме выступил Председатель Правительства РФ Владимир Путин.

    В своем выступлении он подчеркнул, что малое предпринимательство играет существенную роль в экономике. Развитие малого бизнеса является важным для экономики РФ в силу следующих причин:

    Ø развитие малого бизнеса создает рабочие места и обеспечивает доход для значительной части населения;

    Ø малые предприятия занимают свою рыночную нишу и обеспечивают производство значительного количества как промежуточных, так и потребительских товаров;

    Ø развитие малого бизнеса способствует формированию “среднего класса”, что является важным для обеспечения стабильного спроса в экономике и поддержания высоких темпов экономического роста; сильный и многочисленный средний класс является важным фактором, противодействующим политическому экстремизму;

    Ø доля малого бизнеса в экономике России значительно меньше, чем в развитых странах; развитие малого бизнеса в России также отстает от наиболее успешных стран с переходной экономикой (Венгрия, Чехия);

    Ø малое и среднее предпринимательство создает конкурентную среду, что, в свою очередь, ведет к снижению цен, улучшению качества товаров и услуг. Тем более что не во всех сферах потребности населения могут обеспечиваться крупными организациями. Небольшие организации лучше и быстрее реагируют на изменения рынка, спроса покупателей.

    Таким образом, развитие малых предприятий - это наиболее дешевый путь к  рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране.

    С другой стороны, небольшим организациям и сложнее выживать на рынке в  период экономического спада. Малому предприятию  сложнее даже появиться на свет: с трудом дается преодоление бюрократических процедур, проверок. Без поддержки со стороны государства малое предпринимательство может так и остаться в зачаточном состоянии.

    В условиях экономического кризиса поддержка  таких организаций будет осуществляться по следующим направлениям:

    ü финансовое – выделение средств из бюджетов;

    ü имущественное – передача во владение или пользование земельных участков, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств;

    ü информационное – создание специальных информационных систем;

    ü консультационное – создание специальных консультационных организаций или компенсация затрат;

    ü в области подготовки и повышения квалификации работников;

    ü в области инноваций и промышленного производства;

    ü в области ремесленной деятельности;

    ü субъектам, занимающимся внешнеэкономической деятельностью;

    ü субъектам, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность.

    Напоследок  хочется добавить, что малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного  рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики. 
 
 
 

     ГЛАВА III. Методика подготовки и проведения занятия по теме «Организация и условия функционирования малого бизнеса» с использованием активного метода деловая игра 

    3.1 Эффективность применения активизации студентов на практическом и теоретическом занятии

    Проведение  экспериментального курсового исследования предусматривало решение следующих  задач:

    1. Установление исходного уровня профессиональных знаний и умений, сформированных у обучаемых в условиях традиционного преподавания.

    2. Изучение используемых педагогом активных методов обучения для более эффективного процесса обучения.

    3. Выявление эффективности применяемых активных методов в формировании профессиональных знаний и умений у обучаемых.

    В ходе исследования должны применяться констатирующий, формирующий и контрольный этапы. В первой части эксперимента предполагается проанализировать те условия активизации познавательной деятельности на занятиях, которые имеют место в данный момент. Во второй части эксперимента планируется проведение занятия с использованием методов и форм активизации познавательной деятельности. В третьей части необходимо соотнести результаты первой и второй частей эксперимента и подвести итог, следствием которого будут методические рекомендаций по устранению недостатков, если таковые проявятся при анализе результатов констатирующей части эксперимента.

    Нас в большей степени интересует анализ условий активизации познавательной деятельности на занятиях по малому бизнесу,  поскольку от качества проведения занятий с использованием методов активизации и от эффективности усвоения материала зависит уровень подготовки будущего специалиста.

    Констатирующий  этап эксперимента был проведён с  использованием таких методов, как  наблюдение, беседа, анкетирование преподавателей. Методом наблюдения и беседы с преподавателями и другими сотрудниками ВУЗа было установлено, что в  университете сложился профессиональный педагогический коллектив, состоящий из высококвалифицированных преподавателей. Учебный процесс оснащён современной материально-технической базой, которая включает в себя: наличие компьютерных классов с выходом в Интернет; оснащение аудиторий мультимедиа-средствами и ТСО; оснащение аудиторий учебными местами в соответствии с ГОСТ.

    При посещении 6-и занятий по экономическим дисциплинам методом наблюдения было установлено, что у 60% преподавателей студенты занимают позицию пассивного восприятия и освоения преподносимой извне информации, у остальных 40% - организуемого преподавателем направленного поиска, обнаружения и использования информации. Из наглядных средств в основном используется доска и мел,  на 2-х из 6-и занятий были использованы мультимедиа средства, ТСО, активизирующие познавательную деятельность.

    Анкеты  для преподавателей (Приложение №1) были разработаны с целью выявления отношения преподавателей к методам активного обучения и их применения при преподавании экономических дисциплин и были предложены 5 педагогам-предметникам. Все 5 респондентов отвели учебно-познавательной деятельности ведущую роль в учебном процессе и единогласно ответили, что её обязательно нужно активизировать в целях повышения эффективности усвоения  материала.  Анализируя ответы на вопрос, касающийся чаще всего используемого метода, чётко просматриваем специфику изучаемого предмета. Преподаватели отметили, что в основном используют объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и исследовательские методы. Все 5 респондентов ответили, что из нестандартных занятий проводят только занятия-консультации и занятия-зачёты. 

     По  вопросу о наиболее часто используемых формах обучения из пяти предложенных ответы респондентов были распределены следующим образом (диаграмма 1).

Диаграмма 1

Диаграмма распределения ответов по использованию форм обучения при преподавании дисциплины экономика

 
 

     Таблица 1

Ответы  преподавателей по предпочтению методов активного  обучения

       
Метод Количество  респондентов
Решение ситуаций производственной задачи (расчёты, документы) 4
Анализ  производственной ситуации 2
Круглый стол 2
Семинар-дискуссия 0
Проблемная лекция 3
Деловая игра 0
Мозговой  штурм 0
Производственное  совещание 0

Информация о работе Активизация познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины «Малый бизнес в рыночной среде»