Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:47, курсовая работа
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным. Для этого достаточно всего быть ребёнком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса. Поступление в детский сад коренным образом меняет положение ребёнка.
Введение...................................................................................................3
1. Знакомство с детским садом ..........................................................5
1.1. Психологическая подготовка………………………………………….7
1.2 Питание в детском саду………………………………………………..8
2 Взгляд науки на адаптацию детей раннего возраста к условиям
ДОУ........................................................................................................11
2.1 Понятие адаптации. Фазы адаптационного периода……………
2.2. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям
ДОУ……………………………………………………………………….13
2.3. Адаптация ребёнка, как этап социализации. Роль дошкольно - образовательного учреждения в развитии ребёнка…………………16
2.4. Основные критерии адаптации ребёнка к условиям детского
сада……………………………………………………………………….17
- этап 1 Подготовительный
- этап 2 Наблюдений
- этап 3 Анализ и выводы
3. Игры и упражнения для детей раннего возраста в
адаптационный период…………………………………………………20
3.1 Игры для детей раннего возраста различных типов
темперамента………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………25
Приложения…………………………………………………………………26
Проблемы развития и воспитания детей раннего возраста в условиях семьи и ДОУ
К.Л. Печора
Ранний возраст – это совершенно особый период становления всех органов и систем и , как совершенно справедливо писал Л.С. Выгодский, - “ранний возраст сензитивен во всём”. Пройдя важный этап, период первого года, ребёнок становится на ноги, овладевает вертикальной человеческой походкой; у него освобождается руки и появляется возможность непосредственного общения с окружающим миром. Это период бурного сенсорного развития, формирования наглядно – действительного мышления, особой чувствительности к речевому обучению – период формирования 2 сигнальной системы и основных ее функций – обобщения и отвлечения от действительности. Этот период начала формирования личности ребенка. И если не созданы необходимые условия для оптимального хода ребёнка и не формируются необходимые функции сензитивного периода, это оказывает отрицательное влияние на дальнейшее развитие ребёнка.
Наблюдая детей семейных и воспитывающихся в ДОУ, можно выделить ряд проблем, с которыми дети из семей поступают в детский сад. Выделены 3 проблемы, которые наиболее актуальны и на них следует обратить особое внимание.
В период адаптации происходит переделка динамического стереотипа, ранее сформированных привычек и , помимо иммунной, физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград, вызывающих стресс и защиту в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, ограничение себя в пространстве, элементарном мутизме (дома говорит, а в саду – замолкает).
В большой степени протекание периода адаптации зависит от готовности ребёнка к поступлению в ДОУ. Для более адаптационные механизмы путем установления разнообразных связей с окружающим, физическим воспитанием, закаливанием. Одним из способов, формирующих адаптационные механизмы, являются формирование инициативности в игре, умение решать “проблемы в игре”, которые им предлагает взрослый. Так, уже в 1г.6мес. мы предлагаем ребёнку решить проблему “У куклы грязный носик”, при этом даём куклу и рядом - носовой платок, а в 2 года – проблему “Кукла грязная”. В игре дети учатся не просто выполнять простые задания взрослого, а решать “проблемы самостоятельно”.
Важен и вопрос организации периода адаптации. Если проведение приема детей в ДОУ заранее – весной – дает возможность реализовать назначение, которые родители получили от педагога - психолога и таким образом приблизить домашние условия к условиям детского сада. В детском саду воспитатель ведет наблюдение за каждым ребёнком, фиксируя результаты в листах адаптации под наблюдением психолога и врача. В период адаптации также очень важны комплексные оздоровительно – воспитательные мероприятия ( массаж, аромафитотерапия, индивидуальное общение, музыкальные занятия, рисование красками). \процесс адаптации управляем и дает свои положительные результаты.
Стр26
Кн Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов.
Санкт – Петербург “Детство – пресс” 2003. 220 стр.
К.Ю Белая Методическая работа в доу . Анализ, планирование, формы и методы
Можно использовать как вывод
В основе результативности
работы ДОУ лежит постоянное совершенствование
воспитательно –
Стр 27
Адаптация ребёнка к условиям детского сада
Изда
Тельство “Учитель“
Автор – составитель Н.С. Соколовская
Волгоград 2008г 188стр.
Проектная форма управления процессом адаптации.
В настоящие время дошкольное образовательное учреждение, работающее в инновационном режиме, значительно отличается от ДОУ, целью которых, является поддержание заведённого порядка функционирования.
Процесс формирования гражданского общества, быстрое внедрение информационных технологий предъявляет к процессу воспитания дошкольников новые, более высокие требования, базирующиеся на современных методах. Практическое решение проблемы адаптации как одной из ведущих в дошкольном образовании потребовало пересмотра подходов концепции формирования адаптивной среды и управления ею.
Базируя свою деятельность на проектной форме управления, группа специалистов ДОУ ( администрация, педагогический коллектив) определила меры по развитию партнерских отношений дошкольного образовательного учреждения и семьи в рассматриваемом направлении как ведущее условие развития ответственности, решительности, уверенности родителей в деле воспитания дошкольника.
Стр 5
Белкина Адаптация детей раннего возраста к условиям доу Воронеж 2004
Стр 58 Работа с родителями
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Родители
очень часто спонтанно
Малыш
тяжело переносит даже
Для того чтобы облегчить этот период, сделать его менее болезненным и узнать об интересах, привычках детей, о состоянии их здоровья, об уровни развития, о том, как спит ребенок, любит ли он играть, трудиться, - в помощь воспитателя предлагаются анкеты.
Стр 59
Основные формы работы детского сада с семьей
Родительское собрание
анкетирование
Детский сад Посещение на дому
Выставки
Папки - передвижки
Наглядные формы педагогической
пропаганды
Консультации
Беседы
Присутствие родителей во время
Укороченное время пребывания в
Алгоритмы “Я одеваюсь”, “Учимся
ст 60
Перспективный план по работе с родителями на адаптационный период
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
“Познай себя как родитель” |
“Здоровый ребёнок” |
“Общение родителей и детей” |
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду |
Профилактика простудных заболеваний |
Игры и развлечения |
Как помочь родителям в период адаптации детей к детскому саду |
Система оздоровления |
Домашние игры – детские травмы |
Значение режима дня для воспитания |
Закаливание в семье |
Как организовать игровой уголок дома |
Гигиенические требования к одежде ребёнка |
Нетрадиционные формы оздоровления, точечный массаж, чесночный настой, чай из лечебных трав. |
Какие игрушки покупать малышу |
Анкетирование |
Питание – залог здоровья |
Организация прогулок с детьми |
Тест “Я и мой ребёнок” |
Любовь к книге, детская библиотека в семье |
Организация адаптационных групп на базе доу
Работа доу с семьями воспитанников
Давыдова стр 20
Семья –
первая педагогическая система,
Семья как первичный институт социализации является первичной сферой жизнедеятельности и социализации личности ребёнка, поэтому объяснимо особое внимание общества к ее функционированию. В настоящие время возникает проблема, как дисфункция семьи, в том числе и сфере воспитания детей. Среди функций семьи наибольший интерес представляют те, что связаны с воспитанием и развитием детей: репродукция, воспитание, первичный социальный контроль, охрана и поддержание здоровья, духовное общение, эмоционально – психотерапевтическая, рекреативная, восстановительно – оздоровительная, статусно– позиционная. Именно в опоре на них ДОУ должно строить свою работу с семьей.
Информация о работе Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ