Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:47, курсовая работа
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным. Для этого достаточно всего быть ребёнком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса. Поступление в детский сад коренным образом меняет положение ребёнка.
Введение...................................................................................................3
1. Знакомство с детским садом ..........................................................5
1.1. Психологическая подготовка………………………………………….7
1.2 Питание в детском саду………………………………………………..8
2 Взгляд науки на адаптацию детей раннего возраста к условиям
ДОУ........................................................................................................11
2.1 Понятие адаптации. Фазы адаптационного периода……………
2.2. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям
ДОУ……………………………………………………………………….13
2.3. Адаптация ребёнка, как этап социализации. Роль дошкольно - образовательного учреждения в развитии ребёнка…………………16
2.4. Основные критерии адаптации ребёнка к условиям детского
сада……………………………………………………………………….17
- этап 1 Подготовительный
- этап 2 Наблюдений
- этап 3 Анализ и выводы
3. Игры и упражнения для детей раннего возраста в
адаптационный период…………………………………………………20
3.1 Игры для детей раннего возраста различных типов
темперамента………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………25
Приложения…………………………………………………………………26
Прежде,
чем отдать ребёнка под опеку
воспитательниц яслей,
Как показывают исследования, постепенный переход ребёнка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям. Учитывая индивидуальные особенности ребёнка, воспитатель сможет быстро найти индивидуальный подход к нему. К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед поступлением ребёнка в детский сад максимально приблизить домашний ежим дня к режиму дошкольного учреждения. В ходе комплексного исследования, проведённого учёными в разных странах ( “Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях”/ Под ред. Р.В. Тонковой – Ямпольской, Е. Шмидт – Кольмер, А. Атанасовой – Буковой. – М., 1980), было выделено три фазы адаптационного процесса:
- легкая адаптация
– сдвиги нормализуются в
- адаптация средней
тяжести – сдвиги
- тяжёлая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребёнок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Именно поэтому необходима
2.2. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский садик, несомненно является новым ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями . Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении т.е., каждый ребёнок привыкает по – своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.
Во – первых, надо помнить, что до 2 – 3 лет ребёнок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребёнка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребёнка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нормальный ребёнок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери и ее исчезновение вызывает бурный протест ребёнка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный. Дети 2 - 3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи – одна из причин затрудненной адаптации ребёнка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребёнок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т.к. стресс истощает защитные силы организма.
Мальчики 3 – 5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
Для эмоционально не развитых детей адаптация наоборот происходит легко – у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребёнок будет отдан в дошкольное учреждение ( например до 1 года), тем более он будет коллективистки настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребёнок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы – в дальнейшем такой ребёнок может не испытывать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.
Таким образом,
чем более развита
- в яслях – 7 -10 дней,
- в детском саду в 3 года – 2 -3 недели,
- в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц.
Конечно, каждый ребёнок по – разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты. Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные к себе. Если вы заметили, что у вашего ребёнка проблемы с адаптацией, то попробуйте поговорить с воспитателем. Вашему ребёнку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т.к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. При этом, конечно, излишняя требовательность и принципиальность воспитателя будет серьёзным тормозом. По выходным хорошо играть в самодельную напольную игру “Дорога от дома к детскому саду” – карта с дорожками и домиками – ориентирами: “Наш дом”, “Детский сад”. По дороге из дома в сад и обратно требуется запоминать ориентиры и, придя домой, наносить ( ставить) их на карту. Ребёнок ходит своей фигуркой , родители – своими. Играя в “Дорогу в детский сад” по выходным, малыш не отвыкает от сада, и понедельник не будет казаться ему ужасным днём. Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе. Если ребёнок – единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и: вернуться домой. Затем несколько дней можно приводить ребёнка в сад и забирать до начала дневного сна. В зависимости от поведения ребёнка пребывания нужно постепенно увеличивать. Дома следует больше играть с детьми в подвижные эмоциональные игры, поскольку это благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии ребёнка.
2.3 Адаптация ребёнка, как этап социализации
Роль Дошкольно - образовательного учреждения в развитии ребёнка
ДОУ является первоначальной
ступенью образования и
Содержание работы воспитателя в ДОУ включает следующие:
- Формирование у детей представление о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого вырабатывается активное поведение на занятиях
- Формирование
нравственно – волевых качеств
( настойчивости,
- Формирование
поведения в коллективе и
- Формирование
у детей навыков
Именно в системе взаимодействия ДОУ и семьи, возможна полноценное развитие детей. Поэтому воспитатель должен сотрудничать с семьей, а родители согласовывать свои действия с работой детского сада.
2.4. Основные критерии адаптации ребёнка к условиям детского сада
К основным критериям адаптации относятся:
- поведенческие реакции
- уровень нервно – психического развития
- заболеваемость и течение болезни
- главные антропометрические
показатели физического
Влияет на адаптацию тип темперамента ребёнка. Заметно, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, причём не только в садике, но и дома, не давая возможность побыть самим собой.
Важен и вопрос организации периода адаптации. Так, проведение приема детей в ДОУ заранее – весной – дает возможность реализовать назначение, которое родители получили от педагога – психолога и таким образом приблизить домашние условия к условиям детского сада.
В детском учреждении воспитатель
ведет наблюдение за каждым ребёнком,
фиксируя результаты в листах адаптации
под наблюдением психолога
При нормальной адаптации у ребёнка быстро восстанавливаются поведенческие реакции ( примерно через 2 -3 недели), не отмечается задержки нервно – психического развития, он не болеет или болеет всего 1 раз, не более недели, без осложнений.
Если поведенческие реакции ребёнка нормализуются лишь к 60-му дню пребывания в детском саду, если наблюдается замедление нервно – психического развития, он часто болеет, нет прибавке в весе, не увеличивается рост в течении 3 – 6 месяцев, то можно с уверенностью сказать, что работа ясельной группы не продумана и детям здесь плохо. Разумеется, такой вывод можно сделать, если так проходит адаптация у большинства вновь поступивших детей.
При отработке системы управления процессом адаптации используются следующие варианты адаптационного воздействия, зависящие от степени активности воспитанников.
Чтобы избежать осложнений на первом этапе адаптации и обеспечить оптимальное её течение, осуществляем постепенный переход ребёнка из семьи в дошкольное учреждение.
Этап 1. Подготовительный ( апрель – май)
Работа с родителями
- социальное
- медицинское
4.знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение
- состояние здоровья
- уровень развития
- коммуникабельность
- сформированность предметной и игровой деятельности
-наличие навыков самообслуживания
5. предварительное знакомство с детьми группы, посещение группы родителями вместе с детьми (от 2 – 5 дней). Анкетирование родителей по определению готовности поступления ребёнка в детский сад.
Этап 2. Наблюдений (июнь – август)
Этап 3. Анализ и выводы ( сентябрь – октябрь)
- анализ адаптивных листов
- анализ индивидуальных карт развития
2.Выявление
детей с тяжелой степенью
3.Индивидуальная работа с детьми
4.Рекомендации
родителям и педагогам по прове
5.Внесение
изменений в существующую
Как бы мы ни готовили ребёнка к яслям, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Это проявляется в отказе от пищи, негативном состоянии, ухудшении самочувствия( может наблюдаться повышение артериального давления, иногда температуры). Малыш беспокойно спит или не спит вообще, мочится в постель, жмётся к взрослым или, отказывается от контактов с ними. Родители отмечают, что он вздрагивает во сне, становится дома беспричинно обидчивым, теряет приобретённые ранее умения, худеет. Все это может, отразится на его здоровье.
Информация о работе Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ