Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным. Для этого достаточно всего быть ребёнком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса. Поступление в детский сад коренным образом меняет положение ребёнка.

Содержание

Введение...................................................................................................3

1. Знакомство с детским садом ..........................................................5

1.1. Психологическая подготовка………………………………………….7

1.2 Питание в детском саду………………………………………………..8

2 Взгляд науки на адаптацию детей раннего возраста к условиям
ДОУ........................................................................................................11

2.1 Понятие адаптации. Фазы адаптационного периода……………

2.2. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям
ДОУ……………………………………………………………………….13

2.3. Адаптация ребёнка, как этап социализации. Роль дошкольно - образовательного учреждения в развитии ребёнка…………………16

2.4. Основные критерии адаптации ребёнка к условиям детского
сада……………………………………………………………………….17
- этап 1 Подготовительный
- этап 2 Наблюдений
- этап 3 Анализ и выводы

3. Игры и упражнения для детей раннего возраста в
адаптационный период…………………………………………………20

3.1 Игры для детей раннего возраста различных типов
темперамента………………………………………………………….21

Заключение………………………………………………………………….23

Список литературы………………………………………………………25

Приложения…………………………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

Адаптация детей к детскому саду.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Игры и упражнения для детей раннего возраста в адаптационный период

 

 

 

  1. Игры с песком:”Слезы на песке”, “ Отыщи шарик”
  2. “Что в кулачке?”.
  3. “Кулачок на кулачок”. 
  4. Звучащие игры: “Шуршалки” ,”  Звенелки”  ,”  Стучалки”  , “Телефон”
  5. Игры с солнечным зайчиком.
  6. Игры с игрушкой (куклой, мишкой), “Покружимся с мишкой”, “Покормим куклу кашей”, “Уложим мишку спать”.
  7. Игры с бумагой и карандашами ( обведи руку, укрась руку браслетом, часами, колечками, веселое солнышко)

 

Игровые занятия с детьми

 

 

  1. Игра – Обведу карандашом руку твою и тебе подарю
  2. Телефон – позвони маме
  3. Обыгрывание ситуации с помощью конструктора и игрушек.
  4. Групповые занятия на стимуляцию обучения, на организацию взаимодействия со сверстниками, познание себя и других

- техника поочередного  напряжения и расслабления основных  мышечных групп

- сюжетная  игра “Гуляем в парке, бегаем по лужайке…плаваем в речке, играем с водой, брызгаемся…. Лежим на песке – загораем.

   - потешки “Сорока – ворона”,”Ладушки”( снятие эмоционального напряжения), массирование пальцев. 

- танцы под веселую музыку.

 

 

 

3.1. Игры для детей раннего возраста различных типов темперамента

 

Меланхолик- Игра с лентами под медленную спокойную музыку ,конструкторы, настольные игры, игра с большим мячом, игры водой, экспериментирование с красками. Игра “Мой хороший попугай”. Дети стоят в кругу, плотно прижимаясь плечиками друг к другу. Воспитатель бросает кому – либо из них плюшевого попугая ( или другу мягкую игрушку). Ребёнок, поймав игрушку, должен прижать ее к себе, назвать ласковым словом и передать ее другому ребёнку. 

Сангвиник – Рвать бумагу и играть с ней, хороводы, игры с водой, песком, игры с подушками. Игра “Лягушка” Все дети сидят на маленьких подушечках. Затем они начинают передвигаться на этих подушечках по ковру и приговаривают все вместе…

                            Две лягушечки с утра   

Съесть хотели комара. 

Далее воспитатель  говорит…

Комары все  улетели,

И лягушки  их не съели.

Дети встают с подушек и все вместе пляшут, взявшись за руки и припевая.

Тара –  Ра, тара – Ра,

Веселится всем пора.

 

Холерик – игры с кеглями. Игра “Кенгуру”. Дети разбиваются на пары. Один ребёнок – “кенгуру” стоит, второй кенгурёнок сначала встаёт к нему спиной, затем приседает. Дети берутся за руки. Их задача – не расцепляя рук, пройти в таком положении до воспитателя.

Флегматик- Игры – эксперименты. Игра – пазлы “ Помогите Тане”. Воспитатель говорит, что у девочки Тани случилась беда, сломались все игрушки и ей больше не во что играть. Детям показывают несколько заранее подобранных старых игрушек, каждая из которых разделена на две части. Например, шляпа гриба и ножка гриба, две части одной матрешки и др. полученные детали раздают детям – каждому ребёнку по одной – и просят их помочь Тане починить ее игрушки. Задача малышей – найти отдельные части игрушки и соединить их.

С холериками следует играть в быстрые, подвижные  игры. Им рекомендуется заниматься прыжками на батуте, ритмическими танцами. Таких детей нельзя стыдить в присутствии посторонних за их несдержанность и непослушание. Малышей необходимо учить держать себя в руках, на что взрослым самим потребуется немалое терпение и такт.

С ребёнком –  сангвиником стоит играть в веселые, подвижные игры, можно совместно  просматривать диафильмы, 

Сочинять и  фантазировать. Сангвиники быстро устают от однообразных занятий, быстро переключаются  с одного дела на другое, поэтому  в арсенале педагога всегда должен быть набор разноплановых и при этом не скучных игр.

Флегматики  могут долго заниматься одним  и тем же делом, рассматривать  картинки в книжке, лепить, рисовать. Эти дети предпочитают спокойные  игры. Чтобы флегматик развивался более гармонично, можно также учить его фантазировать и сочинять.

Меланхолик  предпочитают спокойные виды деятельности. Они любят животных, особенно тех, которых можно погладить и  приласкать. Грубое обращение с такими детьми просто неприемлемо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

….Твёрдо убеждён, что есть качества души,

без которых  человек не может стать

настоящим воспитателем, и

                              среди этих качеств на первом  месте -

умение проникнуть в духовный мир ребёнка.

 

                                                                          Сухомлинский В.А.

 

               Эти качества  души в полной мере должны раскрывать в воспитателе при обращении к вновь поступившим детям.

               Почему одни ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя  “  как рыба в воде”?  Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми, себе подобными,  могут стать для ребёнка серьёзной психологической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот период был плавным, мягким, бестравматичным. Много   здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребёнка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни.

Для профилактики дошкольной дезадаптации в последнее время  создаются различные специализированные классы, их основная задача осуществление индивидуального подхода к детям, это способствует снижению серьезных психологических проблем. Поэтому первый этап подготовки детей в детский сад необходимо начинать со сбора информации о вновь поступивших детях, организация родительских собраний. На таких мероприятиях решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребёнка в детский сад. Родители могут детально познакомится с жизнью ребёнка в детском саду.( режимом дня, образовательной программой, с особенностью адаптационного периода и т.д.) Второй этап подготовки малыша к жизни в детском саду – знакомство с педагогами и их сотрудниками.

 

В заключении необходимо подчеркнуть, что тип  личности ребёнка существенно обусловлен определёнными условиями воспитания в семье, общение с ребёнком, организация его деятельности, характером оценок близких, стилем жизни семьи и местом, которое в нем занимает ребёнок.

 Самое главное  – положительный настрой на  детский сад, если вы верите, что детский сад самое лучшее место на Земле для вашего ребёнка, так же будет считать и ваш ребёнок, пусть пока на уровне внутренних ощущений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

.    1. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. –   

        Медецина 2007. – 304с

.

2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям    

       ДОУ. – Воронеж 2004,- 236с 

 

3.Ватутина Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад: Пособие

    для  воспитателей детского сада \ - М.:Просвещение2003.№3.     

   104с

 

     4. Ж- л №4. Ребёнок в детском саду. -2001.

 

    5. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях    

      Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Голубева  Л.Г. 2003г – 176с.

 

    6. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка

- М.: Просвещение , 1985.-112с

 

    7. Соколовская Н.В. автор – составитель Адаптация ребёнка  

       к условиям детского сада 2008 

 

   8. Семинака СИ. Развитие и воспитание. Социально –  

      психологическая Адаптация ребёнка в обществе

Москва 2004 - 68 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Анкета “Особенности развития личности ребёнка”

 

1. Перечислите,  пожалуйста, черты характера ребёнка, которые вам нравится

…………………………………………………………………..

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

 

2. Какие черты  характера ребёнка вам хотелось бы исправить?

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

 

3.Как ребёнок  относится к взрослым которых  он знает?

……………………………………………………………………..

…………………………………………………………………….

………………………………………………………………………..

   К незнакомым

……………………………………………………………..

……………………………………………………………..

……………………………………………………………..

 

4. Как ребёнок  взаимодействует со сверстниками?

……………………………………………………………….

             . ………………………………………………………………

……………………………………………………………….

5. Отметьте, пожалуйста, черты, ярко выраженные у ребёнка

- спокойный - открытый

- размеренный - возбудимый

- миролюбивый - контактный

- пассивный   - обидчивый

- сдержанный - инициативный

- тревожный - агрессивный

-общительный - замкнутый

 

 

 

Приложение 2

 

Модель  организации адаптационного периода через режимные процессы (использование гибкого режима в организации адаптационного периода)

 

 

Утро  – утренний режим

-зарядка

- игры с  элементами фольклора

 Формирование культурно  – гигиенических навыков (приём                 

            пищи, одевание, гигиенические процедуры)

- завтрак

- игры – занятия,  игры – упражнения в группе

- игровые ситуации, общение

Подготовка к прогулке

 

Прогулка  – игры с элементами фольклора

- игры – сюжетно –  ролевые, дидактические,   

                   подвижные, развивающие

- игры с водой и  песком

- Наблюдения, развлечения, беседы

- Опыты и эксперименты

- закаливание воздушные,  солнечные ванны

Формирование культурно  – гигиенических навыков

 

После сна – разминка  после сна, закаливание

- полдник

- элементы театрализованной  деятельности

- художественно – творческая  деятельность

                    - игры- драматизации, инсценировки

                    - прогулка

 

Вечер – формирование культурно – гигиенических навыков

           - ужин

          - игры – драматизации, инсценировки

          - элементы театрализованной деятельности

          - общение детей

         - уход домой

Приложение 3

 

 

Анкета  для родителей

     Уважаемые родители,  для того чтобы привыкание Вашего ребёнка к ДОУ проходило в более лёгкой форме, просим Вас ответить на следующие вопросы.

 

1. Кто ухаживает  за ребёнком?

__________________________________________________________

2.Как долго  ребёнок может бодрствовать?

__________________________________________________________

3.Как долго  ребёнок может бодрствовать?

__________________________________________________________

4.Что предпочитает: движение, занятия с игрушками, наблюдение за окружающим?________________________________

5.Какие игрушки  любит?

__________________________________________________________

6. Часто ли  каким образом общаются с ребёнком  окружающие взрослые(разговаривают,  ласкают, берут на руки, играют…..)

__________________________________________________________

7.Как Вы дома называете ребёнка дома?

__________________________________________________________

8.Как малыш  реагирует на знакомых и чужих  людей?

__________________________________________________________

9. Соблюдаются  ли в семье часы сна и  кормления?

__________________________________________________________

10. Как относится ребёнок к переодеванию, умыванию, гигиеническим процедурам?

__________________________________________________________

11. Как относится  к новой пище?

__________________________________________________________

12. Ест ли ребёнок самостоятельно или нет?

__________________________________________________________

13. Как ведёт себя при укладывании?

__________________________________________________________14. Сколько спит и как ( глубоко,  прерывисто)? 


 

 

15. В каком  настроение просыпается Ваш ребёнок?


 

 

16. Как спит  ночью?________________________________________

 

17. Дают ли  соску при засыпании, укачивают?

__________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Диагностическая карта

 

Имя, Фамилия ребёнка-------------------------------------------

Дата рождения------------------------поступления в Д\С ----------

 

 

 

возраст

Поним.

речи

Активная речь

Сенсорное

Развитие

игра

движение

навыки

изо

Конст-

руирование

поведение

заключение

назначения

       

еда

одевание

1 год 9 мес

                           

2 года

                           

2г. 6 мес

                           

3 года

                           

Информация о работе Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ