Виды торговых предприятий и их роль в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Процесс преобразования государства через проведение разгосударствления и приватизации государственной собственности был вызван изменением политического режима в связи с распадом СССР, переходом Республики Беларусь от командно–административных методов управлении к методам управления, характерным для социально-ориентированной рыночной экономики.

Содержание

Введение………...……………………………………………………………. 5
1. Общая характеристика торговых предприятий…………………………….. 7
2. Организационно – правовые формы коммерческих предприятий………... 9
2.1. Хозяйственные товарищества……………………………………………... 9
2.2. Хозяйственные общества…………………………………………………... 11
2.2.1. Общества с ограниченной ответственностью……………......………… 12
2.2.2. Общества с дополнительной ответственностью………………...……... 13
2.2.3. Акционерные общества………………………………………………….. 14
2.3. Производственные кооперативы………………………………………….. 18
2.4. Унитарные предприятия…………………………………………………… 19
2.5. Арендные предприятия…………………………………………………….. 22
3. Организационно – правовые формы некоммерческих предприятий……... 24
3.1. Ассоциации и союзы……………………………………………………….. 24
3.2. Концерны……………………………………………………………………. 26
3.3. Холдинги……………………………………………………………………. 27
3.4. Консорциумы……………………………………………………………….. 29
Заключение………………………………………………………………….. 31
Приложение 1……………………………………………………………….. 32
Приложение 2……………………………………………………………….. 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………………………….. 34
Список использованных источников…………………………… 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 295.50 Кб (Скачать)

     Если  по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

     Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность  и права юридического лица.

     Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих  членов. Члены ассоциации (союза) несут  субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации. Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав. Учредительные документы ассоциации (союза) должны содержать, помимо общепринятых сведений (см. Приложение 3), условия о составе и компетенции органов управления ассоциацией (союзом) и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов членов ассоциации (союза), и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза).

     Члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами. Они вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этом случае они несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода. Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и в порядке, установленных учредительными документами. В отношении ответственности исключенного члена ассоциации (союза) применяются правила, относящиеся к выходу из ассоциации (союза). С согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый участник.  

     Основными функциями ассоциации являются:

    • Координация деятельности входящих предприятий
    • Защита и представление интересов в суде, арбитраж и др.
    • Исследование рынка
    • Анализ и обобщение передового опыта
    • Подготовка кадров
    • Социальное развитие предприятий
 

     Торговые  ассоциации могут создаваться по следующим признакам:

    • Региональному (районные, областные и республиканские)
    • Товарному (по товарным группам)
    • Межотраслевому (оптовая и розничная торговля)
    • В зависимости от типа предприятий (ассоциации универмагов, универсамов).
    • В зависимости от формы собственности (ассоциации арендных, коллективных, частных предприятий).
    • В зависимости от размеров предприятий (ассоциации малых предприятий).
 
 
 
 
 
 

               3.2. Концерны 
           

     Концерн – это объединение предприятий, добровольно централизующих некоторые или все функции хозяйственного и научно-технического развития, инвестиционной, финансовой, внешнеторговой деятельности.

     Номинально  входящие в концерн предприятия, производящие отдельные товары,  расположенные в разных регионах, сохраняют хозяйственную самостоятельность, остаются юридическими лицами, являясь дочерними компаниями, филиалами головной компании, которая держит в своих руках акции  этих предприятий.

     Концерн имеет общие финансовые ресурсы   для развития, единый научно-технический потенциал  и устойчивые кооперативные связи между входящими в его состав организациями. Концерны могут быть отраслевыми и межотраслевыми, объединяют предприятия разной специализации, находящиеся в устойчивых кооперированных связях. Объединяться в концерн могут промышленные предприятия, торговые предприятия и фирмы, транспортные предприятия, финансовые и научно-исследовательские фирмы.

     Объединение в концерн предполагает наличие  общей (единой) собственности, единый контроль, единые интересы, договора, наличие производственно-технологических связей между всеми участниками концерна. 
Дочерние предприятия концерна могут территориально располагаться в разных частях страны и за рубежом, иметь хозяйственную самостоятельность, оставаться юридическими лицами. Головное предприятие концентрирует управление и хозяйственное подчинение в своих руках, поэтому члены концерна не могут входить в состав других концернов.
 

     Основными функциями концерна являются:

    • Финансовый контроль за деятельностью входящих предприятий
    • Координация коммерческой и хозяйственной деятельности предприятий
    • Проведение единой ассортиментной, закупочной и торговой политики
    • Маневрирование товарными ресурсами
    • Создание фондов и резервов
 
 
 
 
 
 

     3.3. Холдинги 
 

     Холдинговой компанией признается предприятие  независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Холдинговая компания — это компания или корпорация, владеющая контрольными пакетами акций или долями в паях других компаний (фирм) с целью контроля и управления их деятельностью. Механизм контрольного пакета акций дает холдинговой компании право голоса, благодаря чему она получает возможность проводить единую политику и осуществлять единый контроль за соблюдением интересов больших конгломератов (корпораций, концернов, трестов) или ускорять процесс диверсификации. Размеры холдинга при этом могут быть намного меньше размеров подконтрольных фирм. Холдинговая компания — вершина пирамиды, составленной из дочерних компаний. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, именуются дочерними. 

     Характерные черты холдинга

  1. Концентрация акций фирм различных отраслей и сфер экономики или фирм, расположенных в различных регионах.
  2. Многоступенчатость, то есть наличие дочерних, внучатых и прочих родственных компаний. Нередко холдинг представляет собой пирамиду, возглавляемую одной или двумя фирмами, иногда даже разной национальной принадлежности.
  3. Централизация управления в рамках группы путём выработки материнской компанией глобальной политики и координации совместных действий предприятий по следующим направлениям:
    • выработка единой тактики и стратегии в глобальном масштабе;
    • реорганизация компаний и определение внутренней структуры холдинга;
    • осуществление межфирменных связей;
    • финансирование капиталовложений в разработку новой продукции;
    • предоставление консультационных и технических услуг.
 

     Типы  холдинга:

     1. В зависимости от способа установления контроля головной компании над дочерними фирмами выделяют:

    • имущественный холдинг, в котором материнская компания владеет контрольным пакетом акций дочерней;
    • договорной холдинг, в котором у головной компании нет контрольного пакета акций дочернего предприятия, а контроль осуществляется на основании заключенного между ними договора.
 

     2. В зависимости от видов работ  и функций, которые выполняет  головная компания, различают:

    • чистый холдинг, в котором головная компания владеет контрольными пакетами акций дочерних предприятий, но сама не ведет никакой производственной деятельности, а выполняет только контрольно-управленческие функции;
    • смешанный холдинг, в котором головная компания ведет хозяйственную деятельность, производит продукцию, оказывает услуги, но при этом выполняет и управленческие функции по отношению к дочерним предприятиям.
 

     3. С точки зрения производственной  взаимосвязи компаний выделяют:

    • интегрированный холдинг, в котором предприятия связаны технологической цепочкой.
    • конгломератный холдинг, который объединяет разнородные предприятия, не связанные технологическим процессом. Каждое из дочерних предприятий ведет свой бизнес, ни в коей мере не зависящий от других "дочек".
 

     4. В зависимости от степени взаимного  влияния компаний различают:

    • классический холдинг, в котором головная компания контролирует дочерние фирмы в силу своего преобладающего участия в их уставном капитале. Дочерние предприятия, как правило, не владеют акциями головной компании, хотя абсолютно исключить такую возможность нельзя. В ряде случаев они имеют мелкие пакеты акций материнской компании;
    • перекрестный холдинг, при котором предприятия владеют контрольными пакетами акций друг друга. Таким образом, происходит сращивание финансового и промышленного капитала, что, с одной стороны, облегчает предприятию доступ к финансовым ресурсам, имеющимся у банка, а с другой стороны, дает банкам возможность полностью контролировать деятельность дочерних фирм, предоставляя им кредиты».
 

     Преимущества  холдинговых компаний в том, что они борются с конкурентами своей объединенностью, консолидацией. Эта важнейшая особенность холдинговых компаний является также и существенным недостатком для потребителей, так как чрезмерная консолидация производства и сбыта ведет к монополизму производителя со всеми вытекающими отсюда для потребителя последствиями. 

     Положительные стороны обусловливаются следующими возможностями холдинговых компаний:

    • использовать увеличение размеров производства и сбыта;
    • достичь высокой эффективности в международном движении капитала;
    • самортизировать негативное воздействие государства на предприятия.
 

     Отрицательные стороны холдинга:

    • стремление к монополизму (олигополизму);
    • стремление к усилению контроля над предприятиями;
    • искусственное поддержание нерентабельных предприятий за счет рентабельных
    • невозможность четкого отслеживания перераспределения фондов между своими предприятиями;
    • потребность в большом количестве высококвалифицированных менеджеров.
 

     Холдинговые компании могут быть созданы в  следующих случаях:

    • при образовании крупных предприятий с выделением из их состава подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) предприятий;
    • при объединении пакетов акций юридически самостоятельных предприятий; при учреждении новых акционерных обществ.
 
 
 
 
 
 

     3.4. Консорциум 
 
 

     Слово «консорциум» буквально переводится с латинского как «участие», а в экономике консорциум – это организационная форма временного объединения независимых предприятий и организаций с целью координации их предпринимательской деятельности. Внутри консорциума роли распределяются таким образом, чтобы каждый участник работал в той сфере деятельности, где он достиг наивысшего технического уровня при наименьших издержках производства.

Информация о работе Виды торговых предприятий и их роль в рыночной экономике