Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 20:49, курсовая работа
Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившейся прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в создании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. Актуальность работы подтверждается целью - повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Цель данной работы заключается в изучении отдельных аспектов управления поведением в организациях как теоретически, так и практически, на примере конкретной организации.
Введение 3
1. Теоретическая часть 4
1.1. История и становление научных школ о поведении 4
1.2. Временной поведенческий диапазон 7
1.3. Эмоциональный и рациональный способы поведения. Психологическая защита 8
1.4. Управление впечатлением 9
2. Практическая часть 13
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Эти
противоречивые переживания времени
и оказываются психологической
основой поведения
В
стратегических поведенческих ориентациях
время воспринимается руководителем
оптимистически, т.е. как надежда
на реализацию своих замыслов в будущем.
В тактических поведенческих
ориентациях оно воспринимается
пессимистично, т.е. как его хроническая
нехватка даже для выполнения текущей
работы. Чем выше уровень должностной
иерархии, тем больше проявляется
в поведении индивида стратегическая
ориентация, тогда как на нижних
уровнях острее необходимость решения
текущих дел. Однако и в том
и в другом случае руководителю важнее
найти правильное соотношение в
решении текущих и
Оба
типа руководителей могут уплотнять
время в своей управленческой
деятельности, но первый использует его
для решения оперативно-
С
психологической точки зрения эти
типы руководителей можно определить
как экстернальный и
Руководитель интернального
В практике управленческой деятельности чаще всего встречаются совмещенные варианты поведения.
Поведение человека может опираться как на разум, так и на эмоции. Для эмоционального поведения характерны экспрессивность, нелогичность, частое изменение направления. Рациональный способ поведения опирается на логику и целесообразность. Каждый из способов поведения имеет свои положительные и отрицательные стороны, дополняя друг-друга они обогащают жизнь человека.
Психологическая защита – это механизмы поведения, обусловленные врожденным потенциалом и жизненным опытом личности, который позволяет ей ограждать свою субъективную реальность от посягательств окружающих и разрушительной самокритики.
Психологическая
защита срабатывает автоматически,
снижая напряженность и улучшая
самочувствие, но она не помогает решать
стоящие перед личностью
Механизм «забывания» - это вытеснение из сознания того, что вызывает душевный дискомфорт, в подсознание;
Механизм
«отрицания» проявляется в
Механизм «рационализации» - это попытки объяснения нерациональных поступков рациональными, логическими доводами;
Механизм «замещение» - это защита от нестерпимой ситуации с помощью переноса реакции с «недоступного» объекта на другой – «доступный» или замены неприемлемого действия на приемлемое;
Механизм «регрессии». Человек откатывается к ранним, низшим формам поведения, когда не выдерживает напряжения, которого от него требуют взрослые формы поведения. Появляющиеся детские формы демонстративны и призваны замаскировать, заменить, отодвинуть поведение, которое человек не хочет принять и осуществить.
Среди
других механизмов психологической
защиты можно выделить отчуждение,
идентификацию, интеллектуализацию, компенсацию,
сублимацию и т.д. Человек редко
пользуется каким-либо одним механизмом
психологической защиты, чаще всего
они комбинируются в
Знание особенностей механизмов психологической защиты помогает оптимально организовать свой опыт, осознанно создавать новые стратегии и модифицировать старые, делать свое поведение более гибким и свободным.
Для формирования позитивного имиджа деловому человеку важно научиться управлять впечатлением о себе. Для этого необходимо развивать такие важные составляющие своего положительного имиджа, как аттракция, ассертивность и фасцинация.
1.Аттракция
Аттракция (от лат. attrahere — привлекать, притягательность) — не только умение нравиться другим, но и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, то есть некоторое качество отношения.
1.1. Межличностная аттракция — процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притяжения между людьми, умение вызывать взаимную симпатию. Эта эмоциональная оценка имеет весьма устойчивую природу и является одним из ключевых факторов человеческих отношений. Шкала эмоциональной оценки охватывает весь диапазон, от «люблю» до «ненавижу». На процесс межличностной аттракции наибольшее влияние оказывают внешние и внутренние факторы.
1.2. Внешние факторы аттракции. К ним относятся: потребность в аффилиации — стремление людей к объединению, потребность создавать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Для того чтобы правильно понять партнера по взаимодействию, надо знать его отношение к нам, как он воспринимает и понимает нас. Способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению, получила название рефлексии.
Лишь изучая и учитывая эту информацию, можно рассчитывать, что наш имидж будет адекватно воспринят, а личность адекватно оценена. Незнание самого себя, неадекватная самооценка (заниженная или завышенная), игнорирование мнения о нас других людей может способствовать серьезным перекосам в развитии имиджа и помешать добиться успеха.
Фактор эмоционального состояния выражается в том, что человек, переживающий положительные эмоции, смотрит на окружающих чаще и более доброжелательно, чем когда он находится в нейтральном, агрессивном или подавленном настроении.
Пространственная близость. Влияние этого фактора в том, что при прочих равных условиях чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность. Это может объясняться тем, что люди, более тесно общающиеся, имеют общую информацию, общие вопросы и проблемы, интерес во взаимопомощи.
1.3. Внутренние факторы аттракции. Большинство специалистов-психологов убеждены, что в основе аттракции лежит физическая привлекательность.
Для формирования симпатии учитывается целый спектр позиций: какой образ жизни ведет человек, какова его личная жизнь, отношения с коллегами, родственниками, друзьями, его моральные принципы и достоинства, отношение к делу, поведение и характер. Иногда достаточно одной негативной характеристики, и имидж воспринимается не так, как хотелось бы самому человеку. Поэтому иногда не красота, а именно привлекательность человека более значима в глазах окружающих. Привлекательные люди обычно:
Более того, психологические исследования показывают, что когда человек уверен в себе, он действительно выбирает наиболее красивого партнера. При отсутствии такой уверенности он, как правило, ориентируется на средний или даже на низкий уровень физической привлекательности другого человека. В общении ценится умение быть приятным и коммуникабельным гораздо больше, чем природная внешняя красота при неразвитой аттракции. Замечено также, что влияние внешней привлекательности обычно выше в начале знакомства и снижается по мере того, как мы узнаем о других чертах этого человека.
2. Ассертивность
Одним из врожденных свойств, присущих человеку, является стремление удовлетворить свои потребности, интересы, желания. Большинство людей хотят, чтобы их отношения с окружающими складывались на основе мира и взаимопонимания, без столкновений и конфликтов. Умение договариваться и приходить к согласию с окружающими, причем не только с пользой для самих себя, но и, как правило, с выгодой для противников, встречается не часто и поэтому очень высоко ценится в деловом мире, являясь важной составляющей конструктивного имиджа. Такой способ поведения называется ассертивным. Он предполагает, что человек знает, чего он хочет и чего не хочет (по крайней мере, в конкретной ситуации), и может это четко сформулировать.
Ассертивность означает уверенное поведение, умение постоять за себя в межличностных отношениях, защищая свои права и уважая права других. Отсутствие ассертивности может помешать деловому человеку достичь цели и снизить его самооценку. Лучше понять ассертивные качества общения можно при сравнении их с другими способами взаимодействия, при которых наши права, чувства или потребности могут быть нарушены или проигнорированы.
Ассертивное
поведение означает умение эффективно
постоять за себя в межличностных
отношениях. Различие между ассертивным,
пассивным и агрессивным
3. Фасцинация
Фасцинация - специально организованное вербальное воздействие на поведение человека с целью формирования доверия и повышения эффективности воздействия информации. С ее помощью снимается напряжение в начале контакта, что важно, так как зажатые, не доверяющие другому, напряженные люди воспринимают только от 14 до 45% информации. В момент взаимодействия фасцинация осуществляется через приятный тембр голоса, контакт глаз, улыбку, доброжелательный взгляд и слова, ласкающие слух, предназначенные для уменьшения потерь значимой информации при восприятии сообщения и создания о себе хорошего впечатления.
Необходимо понимать, что доверительность при взаимодействии, будучи связанной с риском, всегда есть преодоление внутреннего психологического барьера. Исследователи отмечают, что наиболее существенной причиной, блокирующей доверие, является высокая авторитарность партнера. Следовательно, первой стадией доверительного взаимодействия является установление равноправного первичного контакта и формирование с помощью фасцинации позитивного образа другого человека.