Управление поведением в организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившейся прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в создании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. Актуальность работы подтверждается целью - повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Цель данной работы заключается в изучении отдельных аспектов управления поведением в организациях как теоретически, так и практически, на примере конкретной организации.

Содержание

Введение 3
1. Теоретическая часть 4
1.1. История и становление научных школ о поведении 4
1.2. Временной поведенческий диапазон 7
1.3. Эмоциональный и рациональный способы поведения. Психологическая защита 8
1.4. Управление впечатлением 9
2. Практическая часть 13
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Работа содержит 1 файл

Управление персоналом в организациях.docx

— 51.23 Кб (Скачать)

      Эти противоречивые переживания времени  и оказываются психологической  основой поведения руководителя. Если он ориентирован прежде всего на выполнение текущей работы, то время может переживаться им как некая враждебная сила, а если на перспективу, то время может переживаться им как некая созидательная сила. Чем больше руководитель «тонет» в текучке, тем уже временной диапазон его управленческих решений, а чем больше уделяет внимания перспективе, тем больше его поведение подчиняет настоящее будущему, расширяя временной диапазон принятия и реализации стратегических решений. Должностной рост руководителя и определяется тем, в какой пропорции он сочетает тактические и стратегические решения в своем управленческом поведении.

      В стратегических поведенческих ориентациях  время воспринимается руководителем  оптимистически, т.е. как надежда  на реализацию своих замыслов в будущем. В тактических поведенческих  ориентациях оно воспринимается пессимистично, т.е. как его хроническая  нехватка даже для выполнения текущей  работы. Чем выше уровень должностной  иерархии, тем больше проявляется  в поведении индивида стратегическая ориентация, тогда как на нижних уровнях острее необходимость решения  текущих дел. Однако и в том  и в другом случае руководителю важнее найти правильное соотношение в  решении текущих и стратегических проблем.

      Оба типа руководителей могут уплотнять  время в своей управленческой деятельности, но первый использует его  для решения оперативно-авральных  задач, а второй — задач перспективного значения. Для первого типа руководителя высшей деловой ценностью является исполнительность, тогда как для  второго типа такой деловой ценностью  становится инициативность и ответственность.

      С психологической точки зрения эти  типы руководителей можно определить как экстернальный и интернальный (Дж. Роттер, 1960 г.). Руководитель экстернального типа характеризуется прежде всего тем, что оказывается сильно зависимым от обстоятельств, обвиняя во всех своих неудачах возникающие ситуации. Ему кажется, что, разрешая их, он управляет ими. Но на самом деле он пленник таких ситуаций. Это происходит потому, что он гасит последствия, но не устраняет причины, их вызывающие. Его опережающее мышление взлетает за пределы повседневности от случая к случаю, но временной диапазон такого взлета ограничен: прошлое «висит» на нем, лишая его возможности забегать далеко вперед. Он боится перспективы, потому что будущие события кажутся ему неопределенными, а потому малопривлекательными. Его прошлый временной диапазон гораздо шире, ближе ему и роднее. Это его опыт, который он приобрел и от которого он не хочет и не может отказаться.

        Руководитель интернального типа  умеет управлять возникающими  ситуациями, но в неудачах обвиняет прежде всего себя. Свои успехи он объясняет тем, что сам добился победы над теми ситуациями, которые ему пришлось разрешать. Эти успехи являются результатом того, что он глубже проникает в их хитросплетения, анализируя причины их возникновения и воспроизводства. Поэтому он устраняет прежде всего причины. Его опережающее мышление постоянно в работе. Потому-то его временной диапазон широк и наполнен интересными, привлекательными событиями. Он стремится к перспективе, отбрасывая прошлый опыт в критических ситуациях. События прошлого гаснут и растворяются в его памяти перед волнующими образами будущего. Он творит это будущее в своем сознании так, чтобы подчинить себе настоящее во имя заманчивых перспектив

      В практике управленческой деятельности чаще всего встречаются совмещенные  варианты поведения.

    1. Эмоциональный и рациональный способы поведения. Психологическая защита
 

      Поведение человека может опираться как  на разум, так и на эмоции. Для  эмоционального поведения характерны экспрессивность, нелогичность, частое изменение направления. Рациональный способ поведения опирается на логику и целесообразность. Каждый из способов поведения имеет свои положительные  и отрицательные стороны, дополняя друг-друга они обогащают жизнь человека.

      Психологическая защита – это механизмы поведения, обусловленные врожденным потенциалом  и жизненным опытом личности, который  позволяет ей ограждать свою субъективную реальность от посягательств окружающих и разрушительной самокритики.

      Психологическая защита срабатывает автоматически, снижая напряженность и улучшая  самочувствие, но она не помогает решать стоящие перед личностью внешние  проблемы. Однако имеется возможность  влиять на эти механизмы, что позволяет  увидеть препятствия и найти  выход из трудной ситуации. Для  этого необходимо осознать существующие механизмы защиты. Рассмотрим некоторые  механизмы психологической защиты:

      Механизм  «забывания» - это вытеснение из сознания того, что вызывает душевный дискомфорт, в подсознание;

      Механизм  «отрицания» проявляется в избавлении от угрожающих переживаний, вызванных окружением, путем отгораживания от их существования;

      Механизм  «рационализации» - это попытки объяснения нерациональных поступков рациональными, логическими доводами;

      Механизм  «замещение» - это защита от нестерпимой  ситуации с помощью переноса реакции  с «недоступного» объекта на другой – «доступный» или замены неприемлемого  действия на приемлемое;

      Механизм  «регрессии». Человек откатывается к ранним, низшим формам поведения, когда не выдерживает напряжения, которого от него требуют взрослые формы поведения. Появляющиеся детские  формы демонстративны и призваны замаскировать, заменить, отодвинуть поведение, которое человек не хочет принять  и осуществить.

      Среди других механизмов психологической  защиты можно выделить отчуждение, идентификацию, интеллектуализацию, компенсацию, сублимацию и т.д. Человек редко  пользуется каким-либо одним механизмом психологической защиты, чаще всего  они комбинируются в зависимости  от ситуации и состояния человека.

      Знание  особенностей механизмов психологической  защиты помогает оптимально организовать свой опыт, осознанно создавать новые  стратегии и модифицировать старые, делать свое поведение более гибким и свободным.

    1. Управление  впечатлением
 

     Для формирования позитивного  имиджа деловому человеку важно научиться  управлять впечатлением о себе. Для этого необходимо развивать такие важные составляющие своего положительного имиджа, как аттракция, ассертивность и фасцинация.

     1.Аттракция

     Аттракция (от лат. attrahere — привлекать, притягательность) — не только умение нравиться другим, но и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, то есть некоторое качество отношения.

     1.1. Межличностная аттракция — процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притяжения между людьми, умение вызывать взаимную симпатию. Эта эмоциональная оценка имеет весьма устойчивую природу и является одним из ключевых факторов человеческих отношений. Шкала эмоциональной оценки охватывает весь диапазон, от «люблю» до «ненавижу». На процесс межличностной аттракции наибольшее влияние оказывают внешние и внутренние факторы.

     1.2. Внешние факторы  аттракции. К ним относятся: потребность в аффилиации — стремление людей к объединению, потребность создавать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Для того чтобы правильно понять партнера по взаимодействию, надо знать его отношение к нам, как он воспринимает и понимает нас. Способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению, получила название рефлексии.

     Лишь  изучая и учитывая эту информацию, можно рассчитывать, что наш имидж  будет адекватно воспринят, а  личность адекватно оценена. Незнание самого себя, неадекватная самооценка (заниженная или завышенная), игнорирование  мнения о нас других людей может  способствовать серьезным перекосам  в развитии имиджа и помешать добиться успеха.

     Фактор  эмоционального состояния выражается в том, что человек, переживающий положительные эмоции, смотрит на окружающих чаще и более доброжелательно, чем когда он находится в нейтральном, агрессивном или подавленном настроении.

     Пространственная  близость. Влияние этого фактора в том, что при прочих равных условиях чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность. Это может объясняться тем, что люди, более тесно общающиеся, имеют общую информацию, общие вопросы и проблемы, интерес во взаимопомощи.

     1.3. Внутренние факторы  аттракции. Большинство специалистов-психологов убеждены, что в основе аттракции лежит физическая привлекательность.

     Для формирования симпатии учитывается целый спектр позиций: какой образ жизни ведет человек, какова его личная жизнь, отношения с коллегами, родственниками, друзьями, его моральные принципы и достоинства, отношение к делу, поведение и характер. Иногда достаточно одной негативной характеристики, и имидж воспринимается не так, как хотелось бы самому человеку. Поэтому иногда не красота, а именно привлекательность человека более значима в глазах окружающих. Привлекательные люди обычно:

  • часто и охотно улыбаются;
  • обладают хорошим чувством такта и юмора, умеют смеяться над собой;
  • ведут себя естественно и ровно в разных ситуациях;
  • веселы, жизнерадостны и оптимистичны;
  • часто и охотно говорят комплименты;
  • уверены в себе, дружелюбны, контактны;
  • быстро вызывают человека на разговор о нем самом;
  • откликаются на просьбы, демонстрируют готовность помочь;
  • умеют работать в команде, радуются чужим успехам;
  • приятны внешне (эстетичны, со вкусом одеты и пр.).

     Более того, психологические исследования показывают, что когда человек уверен в себе, он действительно выбирает наиболее красивого партнера. При отсутствии такой уверенности он, как правило, ориентируется на средний или даже на низкий уровень физической привлекательности другого человека. В общении ценится умение быть приятным и коммуникабельным гораздо больше, чем природная внешняя красота при неразвитой аттракции. Замечено также, что влияние внешней привлекательности обычно выше в начале знакомства и снижается по мере того, как мы узнаем о других чертах этого человека.

     2. Ассертивность

     Одним из врожденных свойств, присущих человеку, является стремление удовлетворить  свои потребности, интересы, желания. Большинство  людей хотят, чтобы их отношения  с окружающими складывались на основе мира и взаимопонимания, без столкновений и конфликтов. Умение договариваться и приходить к согласию с окружающими, причем не только с пользой для самих себя, но и, как правило, с выгодой для противников, встречается не часто и поэтому очень высоко ценится в деловом мире, являясь важной составляющей конструктивного имиджа. Такой способ поведения называется ассертивным. Он предполагает, что человек знает, чего он хочет и чего не хочет (по крайней мере, в конкретной ситуации), и может это четко сформулировать.

     Ассертивность означает уверенное поведение, умение постоять за себя в межличностных отношениях, защищая свои права и уважая права других. Отсутствие ассертивности может помешать деловому человеку достичь цели и снизить его самооценку. Лучше понять ассертивные качества общения можно при сравнении их с другими способами взаимодействия, при которых наши права, чувства или потребности могут быть нарушены или проигнорированы.

     Ассертивное поведение означает умение эффективно постоять за себя в межличностных  отношениях. Различие между ассертивным, пассивным и агрессивным поведением состоит не в чувствах, стоящих  за вашей реакцией, а в способе реагирования на события. Так, пассивная реакция выражает послание «Я не важен, а вы важны», а агрессивная реакция выражает послание «Я важен, а вы ничто», ассертивный ответ выражает послание «Я важен, вы важны, мы оба важны». Из сказанного очевидно, что для формирования позитивного имиджа целесообразно развивать в себе черты ассертивного поведения.

     3. Фасцинация

     Фасцинация - специально организованное вербальное воздействие на поведение человека с целью формирования доверия и повышения эффективности воздействия информации. С ее помощью снимается напряжение в начале контакта, что важно, так как зажатые, не доверяющие другому, напряженные люди воспринимают только от 14 до 45% информации. В момент взаимодействия фасцинация осуществляется через приятный тембр голоса, контакт глаз, улыбку, доброжелательный взгляд и слова, ласкающие слух, предназначенные для уменьшения потерь значимой информации при восприятии сообщения и создания о себе хорошего впечатления.

     Необходимо  понимать, что доверительность при  взаимодействии, будучи связанной с  риском, всегда есть преодоление внутреннего психологического барьера. Исследователи отмечают, что наиболее существенной причиной, блокирующей доверие, является высокая авторитарность партнера. Следовательно, первой стадией доверительного взаимодействия является установление равноправного первичного контакта и формирование с помощью фасцинации позитивного образа другого человека.

Информация о работе Управление поведением в организациях