Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:38, курсовая работа
Практическая значимость работы заключается в следующем: управление карьерой организации и оптимизации работы кадровых служб представлены с позиции систематического подхода, что позволяет наиболее полно охватить все стадии (этапы) процесса управления карьерой.
Введение………………………………………………………………………
1. Трудовая карьера как объект исследования……………………………..
1.1 Сущность карьеры……..……………………………………………..
1.2 Основные цели и этапы трудовой карьеры работника…………….
2.
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..
потребностей, способностей, целей) и реальную (то, что удалось достигнуть
на протяжении определенного отрезка времени)
По скорости, последовательности прохождения ступеней карьерной лестницы
различают скоростную, нормальную суперавантюрную , авантюрную, типичную,
последовательно-кризисную и другие виды карьеры.
Кроме того, можно применить типологизацию карьеры по признаку
принадлежности к определенной отрасли профессиональной деятельности,
определенной профессии. Например, карьера менеджера, карьера преподавателя,
юриста и т.д.
Карьера менеджера в свете выше изложенного представляет собой наиболее
сложный вид карьеры.
Во - первых, она охватывает все перечисленные типы карьерного процесса,
вбирает в себя все свойства. Присущие карьере вообще. Она может выражаться
как в продвижении менеджера по ступеням иерархии, так и в совершенствовании
его профессионализма при движении менеджера по функциональным звеньям
организационной структуры.
Во-вторых , сама профессия “менеджер” означающая тип руководителя ,
ориентированного на деятельность в условиях рыночной экономики, являет собой
сложное образование , для овладения ею необходимо иметь самые
высокоорганизованные из личностных качеств и способностей, обладать самыми
сложными из практических навыков , и все это оказывает большое влияние на
особенности карьеры в данной профессиональной деятельности
В-третьих, являясь важной фигурой в организации, менеджер своим
профессиональным ростом во многом определяет рост организации в целом, и
особенности организации
во многом взаимообусловлены
менеджера, что тоже накладывает сильный отпечаток на характер карьеры.
Будучи проводниками в жизнь программ по достижению целей организации,
ответственными за успешность их выполнения, менеджеры, по сути ,
олицетворяют собой саму организацию, являясь носителями и “сеятелями” ее
культуры , образа .
В четвертых, менеджер, будучи в большей или меньшей степени (все зависит от
его положения в иерархии) “законодателем” правил игры внутри организации
являясь одновременно и создателем, и потребителем системы карьерного
движения. Он создает социальный контекст , смысл трудовой деятельности в
рамках организации и для подчиненных и для себя .
Таким образом, карьера менеджера как объект исследования представляет
собой сложное, комплексное , многоаспектное явление, и для наиболее полного
, адекватного ее изучения необходимо опираться на перечисленные принципы,
правила и требования к осуществлению исследования карьеры вообще , учитывая
при этом особенности карьеры менеджера в частности.
3.ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ
Главная задача планирования и реализации заключается в обеспечении
взаимодействия профессиональной и внутриорганизационной карьер. Это
взаимодействие предполагает выполнения ряда задач, а именно:
n достижение
взаимосвязи целепологания
n обеспечение направленности планирования карьеры на конкретного
сотрудника с целью учета его специфических потребностей и ситуаций;
n обеспечение открытости процесса управления карьерой;
n устранение “карьерных тупиков” , в которых практически не оказывается
возможностей для развития сотрудника;
n повышение качества процесса планирования карьеры ;
n формирование наглядных и воспринимаемых критериев служебного роста ,
используемых в конкретных карьерных решениях;
n изучение карьерного потенциала сотрудников;
n обеспечение
обоснованной оценки
целью сокращения нереалистичных ожиданий ;
n определение путей служебного роста , использование которых могло бы
удовлетворить количественную и качественную потребность в персонале в
нужный момент времени и в нужном месте.
Как показывает практика, часто работники не знают своих перспектив в
данном коллективе, что говорит о плохой постановке работы с персоналом,
отсутствии планирования и контроля карьеры в организации.
Планирование и контроль деловой карьеры состоят в том, что, начиная с
момента принятия работника в организацию и кончая предполагаемым
увольнением с работы, необходимо организовать планомерное горизонтальное
и вертикальное его продвижение по системе должностей или рабочих мест.
Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и
долгосрочный период, но и то каких показателей он должен добиться , чтобы
рассчитывать на продвижение по службе. Приведем пример:
Одной из форм планирования карьеры является система пожизненного найма ,
распространенная в Японии. Эта система возникла после второй мировой
войны и доказала свою жизнеспособность и эффективность. Суть системы в
том, что человек, получив образование , поступает на работу в компанию и
работает там до выхода на пенсию. За это время сотрудник может поменять
несколько мест , сменить сферу деятельности, продвинуться по службе- и
все это в рамках одной компании. Преимущество пожизненного найма в том ,
что каждый сотрудник в мыслях на прямую связывает себя с компанией, на
которую он работает, понимает что его личное процветание зависит от
процветания его компании. Система создает уверенность в завтрашнем дне,
работник почти гарантирован от увольнения. Вместе с тем пожизненный наем
имеет серьезные ограничения: эта система в Японии распространяется только
на 25-30% работников в крупных компаниях; в случае ухудшения финансового
положения компании все равно проводят увольнения : соглашения о гарантиях
занятости не записаны в официальных документах.
Японская система пожизненного найма - это одна из форм гарантированной
занятости. В настоящее время в мире растет интерес к гарантиям сохранения
работы. Для этого существуют и другие , кроме указанных выше причины:
n страх
быть уволенным создает
производительность труда;
n страх ,
что применение нового
рабочих мест , приводит к торможению технического развития производства;
n высокая
текучесть работников
организации с
высококвалифицированным
Обеспечение гарантий занятости - одна из наиболее сложных проблем
управления работой с персоналом в организациях. Некоторые руководители даже
не желают рассматривать эту проблему, считая, что в условиях рынка
предприниматель сам в праве решать, когда и кого уволить. Однако если
руководители организации ожидают от работников готовности повышать
производительность труда , его качество и эффективность, то они должны
предоставить им определенные гарантии сохранения работы.
Японцы твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть
специалистом, способным работать на любом участке компании, а не выполнять
какую - либо отдельную функцию. Поднимаясь по служебной лестнице, человек
должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не
задерживаясь на одной должности более чем на три года. Так, считается
вполне нормально, если руководитель отдела сбыта меняется местами с
руководителем отдела снабжения. Многие японские руководители на ранних
этапах карьеры работали в профсоюзах. В результате такой политики японский
руководитель обладает значительно меньшим объемом специализированных знаний
Которые в любом случае потеряют свою ценность через 5 лет) и одновременно
владеет целостным представлением об организации, подкрепленным к тому же
личным опытом.
3.1 ЭТАПЫ КАРЬЕРЫ
На разных этапах карьеры человек удовлетворяет различные потребности :
Предварительный этап включает учебу в школе, среднее и высшее
образование длится до 25 лет. За этот период человек может сменить несколько
различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего потребности и
отвечающие его возможностям . Если он сразу находит такой вид деятельности,
начинается процесс самоутверждения его личности, он заботится о безопасности
существования .
Далее наступает этап становления , который длится примерно пять лет
от 25 до 30 лет. В этот период работник осваивает выбранную профессию,
приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация , происходит
самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Его
продолжают беспокоить безопасность существования , забота о здоровье. Обычно в
этом возрасте создаются и формируются семьи, поэтому появляется желание
получить заработную плату, уровень которой был бы выше прожиточного минимума.
Этап продвижения обычно длится от 30 - до 45 лет. В этот период идет
процесс роста квалификации, работник продвигается по служебной лестнице .
Накапливается богатый практический опыт приобретаются навыки, растет
потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще
большей независимости, начинается самовыражение работника как личности. В
этот период гораздо меньше уделяется внимания удовлетворению потребности в
безопасности, усилия работника сосредоточены на вопросах , касающихся
увеличения размеров оплаты труда и заботы о здоровье.
Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых
результатов и длится от 45 до 60 лет. Наступает пик совершенствования
квалификации и происходит ее повышение в результате активной деятельности и
специального обучения . Работник заинтересован передать свои знания молодежи.
Этот период характеризуется творческим самовыражением, возможен подъем на
Информация о работе Трудовая карьера работника предприятия: социологический аспект