Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:38, курсовая работа
Практическая значимость работы заключается в следующем: управление карьерой организации и оптимизации работы кадровых служб представлены с позиции систематического подхода, что позволяет наиболее полно охватить все стадии (этапы) процесса управления карьерой.
Введение………………………………………………………………………
1. Трудовая карьера как объект исследования……………………………..
1.1 Сущность карьеры……..……………………………………………..
1.2 Основные цели и этапы трудовой карьеры работника…………….
2.
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..
21.
Парсоданов Г. М. Планирование
карьеры руководителя или
22. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала. – Ростов – на – Дону: Изд – во "Феникс", 1997. – 480 с.
23.
Фахрутдинов Р. А.
24.
Фоменко Л. И. Разработка
25.
Черноиванов В. а. Фирменное
обучение руководителей и
26.
Шекшиня С. В. Управление
27
Шульженко А. И. О совершенствовании
работы с кадрами в Севергазпроме //Кадры
газовой промышленности: Научно – методический
сборник / ООО "ИРЦ Газпром". – М.,
1999. – вып. 1 - 3. – с. 40 – 45
2.КАРЬЕРА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 СУЩНОСТЬ КАРЬЕРЫ
Процессная сущность карьеры отражена в большинстве определений этого
понятия о чем красноречиво свидетельствуют используемые в них термины
“движение” , “продвижение”, “рост”, а также подтверждается этимологией
слова “карьера” ( что в переводе с итальянского означает “бег”) .
Так под карьерой понимают “активное продвижение человека в освоении и
совершенствовании способа жизнедеятельности , обеспечивающего его
устойчивость в потоке социальной жизни” карьеру трактуют как движение
человека в пространстве организационных позиций , предполагающие
последовательную смену функций статуса , социально-экономического
положения . То есть карьера это процесс движения по пути овладения некими
ценностями, благами признанными в обществе или организации. Таковыми
являются:
- должностные ступени , уровни иерархии;
-
ступени квалификационной
ней разряды, дифференцирующие навыки и знания людей по уровню мастерства;
- статусные ранги, отражающие величину вклада
работника в развитие организации ( выслуга лет, уникальные рациональные
предложения , судьбоносные для организации) его положение в коллективе;
- ступени власти как степени влиятельности в
организации ( участие в принятии важных решений, близость к
руководству);
-
уровни материального
уровень заработной платы и разнообразие социальных льгот).При этом следует
подчеркнуть , что перечисленные блага могут быть рассмотрены как через
призму субъективности человека, так и сточки зрения его среды
(организации профессиональной сферы, общества), оценены как чисто
субъективно в форме самоощущений, самооценки достижений , так и подкреплены
признанием их в среде в виде повышения в должности , уровня оплаты и
т.д. Например , человек может ощущать изменения своих навыков , знаний ,
но окружающие воспримут , “увидят” его профессиональный рост только
после того, как ему повысят квалификационный разряд.
Таким образом , карьера - это процесс профессионального роста человека,
роста его влияния власти авторитета, статуса в среде, выражений в его
продвижении по ступеням иерархии , квалификационной лестницы,
вознаграждения , престижа.
2.2 ВИДЫ КАРЬЕРЫ
Многообразность и сложность явления карьеры отражается и в многообразии
ее видов, разнообразии подходов к ее типологизации. Для классификации
видов карьеры можно выделить множество различных оснований, признаков,
критериев
КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ | ВИДЫ КАРЬЕРЫ |
1.
СРЕДА РАССМОТРЕНИЯ
2. НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ РАБОТНИКА В СТРКУТУРЕ ОРГАНИЗАЦИИ 3. ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ОПРЕДЕЛЕННОЙ СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4. ХАРАКТЕР ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗМЕНЕНИЙ. |
-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
-ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННАЯ -ВЕРТИКАЛЬНАЯ -ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ -ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНАЯ -КАРЬЕРА МЕНЕДЖЕРА -КАРЬЕРА ЮРИСТА -КАРЬЕРА ВРАЧА -ВЛАСТНАЯ -КВАЛИФИКАЦИОННАЯ -СТАТУСНАЯ -МОНЕТАРНАЯ |
По среде рассмотрения карьеру традиционно делят на профессиональную и
внутриорганизационную.
Профессиональная карьера характеризуется тем , что конкретный
сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит
различные стадии развития : обучение, поступление на работу ,
профессиональный рост , поддержка индивидуальных способностей , наконец уход
на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно в
разных организациях.
Наряду с профессиональной карьерой следует выделять внутриорганизационную
карьеру. Она охватывает последовательную смену стадий развития
работника в рамках одной организации.
Внутриорганизационная карьера реализуется в трех основных направлениях :
n вертикальное - именно с этим направлением часто связывают само понятие
карьеры, так как в этом случае карьерное продвижение наиболее зримо. Под
вертикальным направлением карьеры буквально понимается подъем на более
высокую ступень структурной иерархии;
n горизонтальное - имеется в виду либо перемещение в другую
функциональную область деятельности, либо выполнение определенной
служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в
организационной структуре ( например, выполнение роли руководителя
временной целевой группы, программы и т.п.) К горизонтальной карьере
можно отнести также расширение или усложнение задач в рамках занимаемой
ступени (как правило, адекватным изменением вознаграждения);
n центростремительное - данное направление наименее очевидно, хотя во
многих случаях является весьма привлекательным для сотрудников. Под
центростремительной карьерой понимается движение к ядру , руководству
организации. Например, приглашение работника на недоступные ему ранее
встречи, совещания как формального , так и не формального характера;
получение доступа к неформальным источникам информации, доверительные
обращения , отдельные важные поручения руководства.
По содержанию происходящих в процессе карьерного движения изменений можно
выделить такие виды карьеры, как властная (рост влияния),
квалификационная, статусная , монетарная (карьера дохода).
Властная карьера связана либо с формальным ростом влияния в
организации посредством движения вверх по иерархии управления , либо с ростом
неформального авторитета работника в организации.
Квалификационная карьера предполагает профессиональный рост, движение по
разрядам тарифной сетки той или иной профессии.
Статусная карьера - это увеличение статуса работника в организации,
выражаемое либо присвоением очередного ранга за выслугу лет , либо почетного
звания за выдающийся вклад в развитие фирмы.
Монетарная карьера - это повышение уровня вознаграждения работника, а
именно : уровня оплаты труда, объема и качества предоставляемых ему
социальных льгот.
Как основания для классификации могут быть использованы характеристики
протекания процесса карьерного развития
КРИТЕРИЙ КЛАССИФИКАЦИИ | ВИДЫ КАРЬЕРЫ |
1.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОИСХОДЯЩИХ
ИЗМЕНЕНИЙ
2. ХАРАКТЕР НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОЦЕССА 3. СТЕПЕНЬ УСТОЙЧИВОСТИ 4. СТЕПЕНЬ НЕПРЕРЫВНОСТИ 5. ВОЗМОЖНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 6. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЗАНИМАНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ (ПОЗИЦИЙ) 7. ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ СТУПЕНЕЙ КАРЬЕРЫ |
-ПРОГРЕССИВНАЯ
-РЕГРЕССИВНАЯ -ЛИНЕЙНАЯ -НЕЛИНЕЙНАЯ -УСТОЙЧИВАЯ -НЕУСТОЙЧИВАЯ -НЕПРЕРЫВНАЯ -ПРЕРЫВИСТАЯ -ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ -РЕАЛЬНАЯ -СУПЕРАВАНТЮРНАЯ -АВАНТЮРНАЯ -ТРАДИЦИОННАЯ -ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО-КРИЗИСНАЯ -СКОРОСТНАЯ -НОРМАЛЬНАЯ |
По характеру протекания различают линейный и нелинейный типы карьеры .
При линейном типе развитие происходит равномерно и непрерывно, тогда как
нелинейный тип характеризует движение осуществляющееся скачками или
прорывами. Как частный случай данных типов выделяют застой (стагнация,
тупик), стадию отсутствия каких либо существенных изменений в карьере.
По степени устойчивости,
непрерывности оправдано
соответственно на устойчивую и неустойчивую, прерывистую и непрерывную.
По возможности осуществления карьеру делят на потенциальную (лично
выстраиваемый человеком трудовой жизненный путь на основе его планов ,
Информация о работе Трудовая карьера работника предприятия: социологический аспект