Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:13, курсовая работа
Цель работы: рассмотрение территориальной организации сферы обслуживания в России.
Задачи:
изучение понятия и сущность сферы обслуживания.
Рассмотрение размещения сферы обслуживания.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Состав сферы обслуживания………………………………………4
Производственные услуги…………………………………………….4
Непроизводственные услуги………………………………………….7
Глава 2. Особенности организации сферы обслуживания………………...9
2.1. Формирование сферы обслуживания………………………………...9
2.2. Главные особенности в организации сферы обслуживания………...13
2.3. Территориальная организация сферы услуг в России……………….18
Глава 3. Территориальная организация сферы услуг в Кировской области…………………………………………………………………...…….22
3.1. Сфера услуг в Кировской области………………………………………22
3.2. Развитие Кировской области в последние годы………………………..25
Заключение………………………………………………………………….....27
Список литературы………………
9. На селе относительный полный набор учреждений повседневного обслуживания можно создать только в населенных пунктах с более чем 1 тыс. жителей. Это будет соответствовать микрорайону в городе, но некоторые организации придется дотировать, так число клиентов будет слишком мало для безубыточной работы. В более мелких поселениях будут только отдельные учреждения (магазины, школы, больницы и др.), а в большинстве сельских населенных пунктов вообще нет никаких учреждений обслуживания. Эпизодические и большинство периодических услуг сельским жителям предоставляются в городах, что является одним из проявлений центральных функций городов.
10.
Можно выделить несколько
Существенно также потребление услуг на человека (в абсолютных или денежных показателях), но душевое потребление обязательно надо соотносить с доступностью — долей потребляющих услугу от всех нуждающихся в ней. Среднее душевое потребление может быть относительно высоким, при этом для большинства нуждающихся услуга может быть недоступной по тем или иным причинам. Важный показатель — комплексность сферы обслуживания. Предоставление многих видов услуг может быть развито очень хорошо, но при этом услуги не взаимозаменяемы. И отсутствие хотя бы одной из основных услуг делает всю сферу обслуживания неразвитой, не способной удовлетворить потребности. Наконец, о значении сферы услуг в экономике судят по ее доле в ВВП и занятости. Но при этом иногда даже 100% доля сферы обслуживания является свидетельством не ее высокого уровня развития, а показателем неразвитости всех остальных сфер экономики (например, такая ситуация может сложиться в шахтерском городе после закрытия всех шахт).
По мере роста значения сферы обслуживания в обществе увеличиваются масштабы связанных с ней миграций. Маятниковые поездки за услугами в развитых странах по масштабам уже превосходят маятниковые трудовые поездки, хотя и отличаются меньшей регулярностью. Огромные масштабы получили также нерегулярные рекреационные поездки. Только зарубежные страны с туристическими целями ежегодно посещает около 700 млн. чел., в основном из США, Японии и европейских государств.
В
некоторых небольших
2.3. Территориальная организация сферы обслуживания в России.
В общем случае сфера обслуживания в развивающихся государствах значительно отстает по сравнению с уровнем развитых стран.
Заметно отстает от уровня развитых государств сфера обслуживания в России. В советский период многие ее отрасли развивались по "остаточному" принципу, так как приоритет отдавался другим отраслям экономики (военно-промышленному комплексу и др.). В период кризиса 1990-х гг. многие отрасли сферы обслуживания также оказались в тяжелом положении, поскольку финансировались или через дефицитный государственный бюджет, или через резко снизившийся платежеспособный спрос населения.
Поэтому значительно увеличилась доля самообслуживания по большинству видов услуг. Особенно ярко это проявилось в сельской местности, где многие предприятия сферы обслуживания закрылись, поскольку были дотационными, резко подорожал транспорт. В итоге и территориальная, и финансовая доступность многих услуг для большинства сельских жителей резко снизилась. Проявилась данная тенденция и для городских жителей. Около 1/3 всех городских семей имеют садовый участок или дом в деревне, где в летний период самостоятельно организуют свой отдых и частично обеспечивают себя продуктами питания. Еще около 20% горожан делают это у своих сельских родственников. В итоге сформировались массовые сезонные миграционные потоки между городами и сельской местностью, которые в развитых странах практически полностью связаны со сферой обслуживания, а у нас используют эту сферу лишь в малой степени.
Очень значительна в России территориальная дифференциация в уровне развития сферы обслуживания. Даже на уровне экономических районов и федеральных округов различия достигают нескольких раз. Так, объем платных услуг на человека в год (обобщенный показатель развития бытового обслуживания) в 2000 г. в Центральном районе составлял 6,1 тыс. руб., а в Центрально-Черноземном — 1,4 тыс. руб. На уровне регионов субъектов РФ различия в развитии разных отраслей достигают десятков раз.
Различия в уровнях развития сферы обслуживания между разными территориями уже давно являются в России одной из главных причин постоянных переселений. Ярко проявилась эта причина в 1960—1970 гг., когда до 1 млн. чел. ежегодно переселялось из сельской местности в города, в том числе из-за неразвитости сельской сферы обслуживания. Особенно важной эта причина может быть для некоторых групп населения, связанных с необходимостью потребления определенных услуг. Так, в сельской местности семьи, имеющие детей школьного возраста, стремятся переселиться в те поселения, где есть школы.
В общем случае в России можно выделить следующую иерархию центров обслуживания:
1) столица — Москва;
2)
города - главные центры экономических
районов и федеральных округов
(Новосибирск, Санкт-Петербург*
3) центры регионов — субъектов Российской Федерации (Псков, Белгород, Пенза и т. д.);
4) межрайонные центры, обслуживающие население нескольких сельских районов внутри региона (Орск в Оренбургской области, Новокузнецк в Кемеровской области и др.);
5) районные центры;
6) кустовые центры, обслуживающие население нескольких сельских администраций внутри района;
7) центры сельских администраций;
8) сельские поселения, имеющие организации сферы обслуживания.
Особую
специфику размещения имеют рекреационные
и санаторно-курортные
Однако большую вместимость имеют также рекреационные и санаторно-курортные учреждения Московской области. Их развитие было обусловлено не благоприятными природными условиями, а близостью потребителя. Рассчитаны они в основном на краткосрочные отдых и лечение. Важные центры туризма расположены в Северо-Западном (Санкт-Петербрг с пригородами, Ростов Великий, Новгород, Псков) и Центральном экономических районах (города Золотого кольца России — Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль, Углич, Переславль-Залесский, Сергиев Посад).
В расчете на жителей России развивались в советский период курортные районы в государствах ближнего зарубежья. Самые важные из них — это Черноморское побережье Украины, Черноморское побережье Грузии, побережье Балтийского моря в Латвии, Литве и Эстонии. Но в 1990-е гг. российским гражданам по различным причинам удобнее и выгоднее стало выезжать на отдых не в эти районы, а в государства дальнего зарубежья. Ежегодно в начале XXI в. с туристическими целями выезжает из России в государства дальнего зарубежья около 3 млн. чел. Больше всего — в Турцию, Испанию, Финляндию, Египет и Кипр. Приезжает туристов в Россию из дальнего зарубежья примерно в 3 раза меньше. Одна из причин этого - уровень обслуживания туристов в России сильно отстает от современных мировых стандартов. Так, во всей стране имеется только 350 тыс. мест в гостиницах (в 3 меньше, чем в Австрии), а мест в гостиницах современного класса (от 3 до 5 звезд) всего 75 тыс. — меньше, чем во многих европейских городах.
В
общем случае можно сказать, что
развитие взаимосвязи территориальной
организации населения и сферы обслуживания
находится в противофазе с аналогичной
связью для хозяйства в целом. Появляется
сфера обслуживания вслед за населением,
но по мере ее развития размещение населения
все больше начинает ориентироваться
на сферу обслуживания. В нашей стране
уровень развития сферы обслуживания
заметно отстает от современных стандартов.
И на большей части территории России
концентрация населения слишком мала,
чтобы отрасли обслуживания могли интенсивно
развиваться. Но в некоторых районах —
наиболее освоенных и заселенных в центре
и на юге Европейской части России — возможности
для развития есть. Видимо, именно в этих
частях страны будет концентрироваться
население в перспективе.
Глава 3. Территориальная организация сферы услуг в Кировской области.
3.1. Сфера услуг в Кировской области.
Зарубежная практика показывает, что наиболее оптимальной формой организации в сфере услуг являются предприятия малого бизнеса. В России малый бизнес существует более 10 лет. Начало процессу становления малого предпринимательства положил принятый в 1988 году Закон СССР «О кооперации в СССР». Последовавший затем бурный рост числа предпринимательских структур произошел в результате масштабной приватизации государственной и муниципальной собственности, снятия барьеров в создании малых негосударственных и индивидуальных частных предприятий, высвобождения работников крупных неэффективных предприятий в условиях конверсии оборонных производств и кризисных явлений в экономике России. Принятые Постановления Правительства и Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» укрепили нормативно-правовую базу развития предпринимательства.
Важное значение на современном этапе развития малого бизнеса приобретает проблема формирования эффективной стратегии его развития в ведущих отраслях национальной экономики, в том числе в сфере услуг.
В настоящее время всё большее число индивидуальных предпринимателей в Кировской области занято именно в этой отрасли народного хозяйства. Хотя сфера платных услуг в нашем регионе развивается недостаточно успешно по сравнению с некоторыми другими регионами РФ. Например, по данным 2010 года объём платных услуг в Кировской области на равнее с Камчатской, республиками Ингушетия, Хакасия, Красноярским краем сократился до 9%. Тогда как в Костромской, Курской, Тверской, Челябинской, Томской областях, республиках Адыгея, Дагестан, Калмыкия, Татарстан, Ставропольском крае отмечены высокие темпы прироста объема платных услуг населению (более 15%).
С
переходом экономики России на рыночные
отношения стали активно
Основным производителем этих услуг является частный бизнес, который представлен главным образом организациями, являющимися субъектами малого предпринимательства.
Если же говорить в частности о Кировской области, то можно сделать вывод, что сфера платных услуг в этом регионе в начале 90-х годов очень быстро набирало обороты. Об этом говорят показатели объема платных услуг на душу населения. За два года, с 1995 по 1997 г., эти цифры выросли практически в 10 раз только в одном городе Кирове. Рост объема платных услуг наблюдался и по всей области. Также равномерно по всему региону в период с 1997 по 2000 года произошел спад этого показателя. Объяснить это явление можно инфляционными процессами, которые происходили в начале 90-х годов по всей России. С 2000 года, когда уровень инфляции снизился, потребительские рынки стали насыщаться новыми предложениями, а объем платных услуг на душу населения перестал снижаться. В период с 2000 по 2002 года этот показатель постепенно увеличился по сравнению с 2000 годом в два раза и продолжал расти медленными темпами. Постепенно на рынке платных услуг в Кировской области появилась стабильность.
Характеризуя развитие сферы услуг в этом регионе, можно отметить, что районы в зависимости от их расположения относительно областного центра, от демографической ситуации в районе, от уровня развития экономики в целом развивались также по-разному. Например, в тех частях области, в которой находятся города областного значения, развитие сферы обслуживания шло гораздо интенсивнее, чем в остальных районах.
Информация о работе Территориальная организация сферы обслуживания