Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:13, курсовая работа
Цель работы: рассмотрение территориальной организации сферы обслуживания в России.
Задачи:
изучение понятия и сущность сферы обслуживания.
Рассмотрение размещения сферы обслуживания.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Состав сферы обслуживания………………………………………4
Производственные услуги…………………………………………….4
Непроизводственные услуги………………………………………….7
Глава 2. Особенности организации сферы обслуживания………………...9
2.1. Формирование сферы обслуживания………………………………...9
2.2. Главные особенности в организации сферы обслуживания………...13
2.3. Территориальная организация сферы услуг в России……………….18
Глава 3. Территориальная организация сферы услуг в Кировской области…………………………………………………………………...…….22
3.1. Сфера услуг в Кировской области………………………………………22
3.2. Развитие Кировской области в последние годы………………………..25
Заключение………………………………………………………………….....27
Список литературы………………
Важное понятие, определяющие многие особенности организации сферы обслуживания, — понятие потребности. Потребность — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для подержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы или общества в целом. Соответственно, можно выделить несколько уровней потребностей:
1) биологические — потребности в пище, воде, тепле и т. п.;
2)
личностные — биологические
3) социальные — потребности в безопасности, общении, справедливости;
4)
интеллектуальные пассивные
5)
интеллектуальные активные
Наличие
потребностей — обязательное и необходимое
условие существования
Для территориальной организации сферы обслуживания большое значение имеет наличие географических различий в потребностях. Главные факторы таких различий следующие.
1.
Природные — в частности,
Различия потребностей в жилище, питании и одежде ведут к более высокой стоимости жизни в районах с более суровыми природными условиями.
2.
Состав населения влияет
3.
Движение населения может быть
естественным (рождаемость, смертность
и естественный прирост) и
4. Доходы населения определяют соотношение самообслуживания и общественного обслуживания. Чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля самообслуживания, так как исчезает необходимость экономить средства на услуги, предоставляемые специализированными организациями сферы обслуживания. С ростом доходов растут также потребности в количестве и качестве предоставляемых услуг.
5.
Характер расселения влияет на
возможности удовлетворения
6.
Достигнутый уровень
Но большинство потребностей, формируемых обществом, определяется только поведенческим методом. Он исходит из реального поведения населения и фактических требований, предъявляемым человеком к сфере обслуживания. При этом направления развития потребностей можно определить, изучая так называемые опережающие группы населения - с более высокими уровнями доходов и образования. Предполагается, что современное потребление услуг в таких группах соответствует тому, которое в перспективе будет характерно для большинства населения.
В общем случае можно построить разные типологии потребителей услуг. Так, по фактическому потреблению и нуждаемости можно выделить четыре группы потребителей:
1) неразвитый потребитель — не потребляет и не нуждается;
2) потенциальный потребитель — не потребляет, но нуждается;
3) неудовлетворенный потребитель — потребляет, но нуждается дополнительно;
4)
удовлетворенный потребитель —
потребляет и больше не
По наличию услуги по месту жительства и фактическому потреблению можно выделить также четыре группы потребителей:
1) обделенные — не имеют на месте и не потребляют;
2) отчужденные — имеют на месте, но не потребляют;
3) мобильные — не имеют на месте, но потребляют в другом пункте;
4) локальные — имеют на месте и потребляют.
Схема
комплексной типологии
1) появляются мобильные потребители (получающие услугу в других местах) в неразвитой среде, сначала удовлетворенные состоянием сферы обслуживания по месту жительства (второй тип), а затем неудовлетворенные (третий тип);
2) у "немобильных" жителей появляется потребность, но услуги еще нет — потенциальные потребители в неразвитой среде (четвертый тип);
3)
появляется услуга, но потребности
в ней еще появилось —
Затем или появляется потребность в услуге или она появляется по месту жительства. В итоге формируется шестой тип — удовлетворенный потребитель в развитой среде, и сферу обслуживания на данном этапе можно считать сформировавшейся. Но затем с ростом потребностей может появиться неудовлетворенность существующим уровнем обслуживания, и тогда появится седьмой тип — неудовлетворенный потребитель в развитой среде.
2.2. Главные особенности в организации сферы обслуживания.
В итоге можно выделить главные особенности сферы обслуживания.
1. Место и время производства и потребления услуги для большинства видов услуг совпадают. Поэтому при размещении большинства организаций сферы обслуживания наиболее важной оказывается ориентация на потребителя - или на его место жительства, или на его место работы, или на транспортные потоки между местами жительства и работы.
2.
Услуги могут быть нужными
всем и всегда (например, услуги
жилищно-коммунального
3.
Услуги, как правило, можно
4.
Для большинства услуг
5.
Для каждого вида услуг можно
выделить минимальные и
6.
Выделяются услуги платные и
бесплатные. Последние также являются
платными, но их предоставление
финансирует все общество в
целом через соответствующие
бюджетные и внебюджетные
7. Одним из главных критериев уровня развития сферы обслуживания и оптимальности ее территориальной организации является доступность услуг. Она может быть территориальной (временной) и финансовой (доходной). Территориальная система обслуживания — учреждения обслуживания вместе со своей зоной влияния. Соответственно, можно выделить центры обслуживания — пункты, которые обслуживают не только собственное население, но и из других мест. Доступность в таком случае можно выразить как долю людей, пользующихся услугой, от всего количества населения в зоне влияния, которое нуждается в данной услуге.
8. Территориальные системы обслуживания различаются в городах и в сельской местности. В городах система состоит из трех уровней: 1) город; 2) жилой район; 3) микрорайон. Для каждого уровня формируется свой набор учреждений сферы обслуживания. В больших городах численность населения микрорайонов достигает 20 тыс. чел., районов - до 100—150 тыс. чел. В малых городах выделяются только микрорайоны с населением 4—6 тыс. чел. В пределах микрорайона, как правило, предоставляются все повседневные услуги. Главное — близость к потребителю (в пределах пешеходной доступности 5—10 мин) при минимальном уровне качества. В пределах района предоставляется большинство периодических услуг. Организации наиболее часто концентрируются в транспортных узлах (пересечение магистралей, станции метро и т. п.). Территориальная доступность — 5—10 мин на общественном транспорте. На уровне города предоставляются практически все услуги, в том числе эпизодические. Для них главное — это качество при доступности для максимального количества потребителей. Поэтому соответствующие организации концентрируются обычно в центре города.
Информация о работе Территориальная организация сферы обслуживания