Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 23:39, реферат
Рассматривая управленческое решение как явление, специалисты определяют его как набор мероприятий, направленных на разрешение рассматриваемой проблемы в форме постановления, приказа в устном или письменном виде.
1 Управленческое решение как явление и как процесс………………………...2
2 Обобщенная схема цикла принятия управленческих решений……………...3
3 Модель «белого ящика» в системном подходе……………………………….5
4 Разработка управленческого решения («белый ящик»)……………………...7
Список использованных источников…………………………………………….9
Содержание
1 Управленческое решение
как явление и как процесс……………
2 Обобщенная схема цикла
принятия управленческих
3 Модель «белого ящика»
в системном подходе……………………………
4 Разработка управленческого
решения («белый ящик»)……………………
Список использованных источников…………………………………………….9
1 Управленческое решение как явление и как процесс
Рассматривая управленческое решение как явление, специалисты определяют его как набор мероприятий, направленных на разрешение рассматриваемой проблемы в форме постановления, приказа в устном или письменном виде.
Управленческое решение как процесс – это выполнение восьми основных процедур:
● информационная подготовка;
● разработка вариантов УР;
● согласование вариантов УР;
● выбор одного варианта УР;
● утверждение УР;
● реализация УР;
● контроль за выполнением УР;
● информирование инициатора решения.
Процесс управленческого решения можно представить в виде схемы, изображенной на рис. 1.
Рис. 1. Процесс разработки и реализации управленческого решения
2 Обобщенная схема цикла принятия управленческих решений
Обобщенная схема цикла разработки управленческих решений представлена на рис. 2. Циклический характер РУР заключается в том, что если в результате реализации решения эффективность его оказалась низкой, то принятое решение необходимо пересмотреть, усовершенствовать или разработать вновь. Таким образом, цикл РУР может повторяться до тех пор, пока не будет принято и реализовано решение, обеспечивающее требуемую эффективность и достижение цели. Если цель РУР по каким-либо причинам не может быть достигнута, то корректировке подвергается сама цель, и проблемная ситуация решается другим образом.
Управленческое решение должно быть направлено на решение проблемы. Некоторые проблемы, например выход из строя оборудования, можно решить полностью, некоторые – частично, например снизить текучесть кадров. Некоторые проблемы вообще не решаются, а лишь снимается их острота, например конфликт целей собственников и управленческого персонала или конфликт между интересами (целями) предприятия и конкурентов.
Несмотря на то что проблему можно решить корректировкой и согласованием целей, приоритетными все же считаются решения, направленные на изменение конкретной ситуации. Если ситуация изменяется незначительно или меняется не в соответствии с целью предприятия, то это означает, что либо не были учтены какие-либо факторы, влияющие на процесс реализации решения, либо появились новые факторы как результат постоянно изменяющихся условий внешней среды.
На рисунке 2 показано, что некоторые этапы разработки решения могут быть пропущены. Например, в условиях полной определенности, когда известен круг проблем, их приоритетность, поставлены цели, определены критерии, альтернативы, исходы альтернатив и их вероятности решать, строго говоря, нечего, остается осуществить целенаправленный выбор на основе личных предпочтений, т. е. принять решение в чистом виде. Такая ситуация возможна в централизованно-управляемой системе с четкими директивными установками – что, как, когда и в каких ситуациях делать и какие ожидать результаты – например, в армии.
Рис. 2. Обобщенная схема циклического характера процесса РУР во взаимосвязи этапов, условий и применяемого инструментария
В практике управления в большинстве случаев ситуация полной определенности встречается редко. Зачастую при разработке решения необходимо определять цели, критерии, альтернативы и их исходы. Эти ситуации называются ситуациями полной или частичной неопределенности. Например, цели организации могут быть детерминированы какой-либо надструктурой, обстоятельствами или ранее разработанной стратегией. Проблема в таком случае – рассогласование целей и текущего состояния организации, т. е. конфликт состояний (несоответствие существующего и желаемого или необходимого).
Каждый этап цикла представляет собой логически обособленную целями этапа процедуру, требующую своего инструментария и технологию его применения. На рисунке 2 показано, что необходимый инструментарий может формироваться тремя методами:
- эмпирическим анализом ранее разработанных решений и методов их разработки и разработкой на его основе инструментов и технологии РУР;
- ознакомлением с теоретическими разработками в области РУР и смежных областей исследований применительно к специфике деятельности каждой конкретной организации;
- комбинированным, включающим эмпирический и теоретический анализ, а также синтез инструментария и технологии его применения.
3 Модель «белого ящика» в системном подходе
Белый ящик — это система,
состоящая из известных компонентов, соединенных
известным образом и преобразующих сигналы
по известным алгоритмам или законам.
Экспоненциальная зависимость между дозой
D и реакцией Р (например, для зависимости
частоты презентаций от поступления в
фирму денег) в виде схемы аналогового
моделирования представлена на рисунке
3:
Рис. 3. «Белый ящик»: 1 — потенциометр; 2 — интегратор; 3 — усилитель
Для такой простой задачи системный анализ может считаться выполненным. Но, как правило, для сложных организационных систем он никогда не может быть доведен «до конца» в силу постоянно изменяющихся внешних или внутренних условий.
Схематично в самой общей форме экономическая система представлена на рисунке 4:
Рис. 4. «Экономическая система»:
Z — неуправляемые внешние факторы; А —
центральный орган управления; Э — блок
«Структура и функционирование экономической
системы»; D1 ..., Dn — локальные звенья управления;
X — блок «Результирующие показатели состояния
экономической системы»; W — шкала предпочтений
центрального органа управления; (U1 —
, ... Un — шкалы предпочтений локальных
звеньев управления; ОС — обратная связь
результатов функционирования экономической
системы с блоками принятия решений.
Наличие группы неуправляемых внешних факторов, различных предпочтений (интересов) у центральных и локальных органов власти и множество прочих факторов усложняют задачу системного анализа.
Для оценки результирующего состояния системы (блок X) требуется проследить множество связей, что практически невозможно. Некоторые из связей не функциональны по отношению к цели системы, к тому же некоторые элементы системы сами могут оставаться «черными ящиками» («темными лошадками», «котами в мешке» и пр.).
Таким образом, говорить следует о модели, с помощью которой можно исследовать свойства и поведение системы.
4 Разработка управленческого решения («белый ящик»)
Можно видеть, что субъекты не показаны на структурной схеме процесса РУР – это обусловлено тем, что в данном процессе они лишь оперируют информацией с целью разработки решения. На ранних этапах процесса РУР лицом, принимающим решение, или консультантами по управлению могут быть задействованы различные субъекты, участвующие в разработке.
Можно также сказать,
что единственный субъект
Рис. 3 Схема разработки управленческого решения («белый ящик»)
На рисунке 3 продемонстрировано
также, что для решения проблем
могут быть задействованы не только
ресурсы организации, но и благоприятные
возможности внешней среды как
специфический ресурс ее развития.
Пересечение ресурсов и проблем
дает возможность рассмотреть
Например, для решения
некоторых проблем может
Список использованных источников
1 Лапыгин Ю.Н. Управленческие решения. Эксмо, 2009г.
2 Латфуллин Г. Р. Теория организации. - CПб. : Питер, 2005.