Теория организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 14:27, курс лекций

Описание работы

Цель курса – дать конкретные знания в области теории и практики организации для повышения уровня понимания процессов, происходящих в организационных системах различных видов.
В результате изучения курса представляется возможным:
- овладеть основным категориально-понятийным аппаратом теории организации;
- усвоить основные законы и принципы построения и функционирования различных организационных систем;
- научиться применять методы научной организации труда и организационного проектирования;
- овладеть методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценки их состояния.

Работа содержит 1 файл

Теория организации часть1.doc

— 407.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ  
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

 «ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ»

федерального компонента цикла СД

по специальности 080507 (061100)

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

 

 

 

Составитель к.э.н., доц. Олянич Д.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

3 ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

4 КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ, КОММЕНТАРИИ, 

   ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА 

 

5 ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ  ПО КУРСУ

 

6 ПЕРЕЧЕНЬ ВЫНОСИМЫХ НА ЭКЗАМЕН  ВОПРОСОВ 

 

 

 

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс теории организации представляет собой выстроенное изложение базовых понятий, основных законов и принципов организации, рассматриваемой как в качестве процесса, так и в качестве явления, на основе анализа различных типов организационных систем.

Цель курса – дать конкретные знания в области теории и практики организации для повышения уровня понимания процессов, происходящих в организационных системах различных видов.

В результате изучения курса  представляется возможным:

-    овладеть основным  категориально-понятийным аппаратом теории организации;

- усвоить основные  законы и принципы построения  и функционирования различных организационных систем;

- научиться применять  методы научной организации труда  и организационного проектирования;

- овладеть методами  прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценки их состояния.

 

2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Тема 1. Организационные  системы.

Организация как система. Организационные отношения. Понятие  и классификация организационных  систем. Виды социальных систем. Основные схемы отношений соподчинения в системах. Классификация организаций. Социально-экономические организации. Человеко-машинные коммуникации. Общие понятия хозяйственной организации. Организационно-правовые формы. Организационно-функциональные формы. Мотивация в хозяйственных организациях. Научная теория организации. Ф.Тэйлор. А.Файоль.

Тема 2. Организация  и управление.

Состав, структура и  особенности системы управления организацией. Различные модели менеджмента. Функциональный и структурный аспекты организации. Функциональное содержание организации. Формирование функциональной структуры управления. Коммуникации в организационной системе. Формирование внутренней среды. Управление противоречиями. Компромиссы. Регламентация и самоорганизация.

Тема 3. Базовые законы организации.

Особенности законов  организации и законов для  организации. Влияние потенциалов ресурсов, составляющих организацию, на ее общий потенциал. Закон синергии. Достижение синергии в организации. Философия самосохранения и стратегия предпринимательства. Усиление ресурсов организации за счет страхования. Философия развития. Закон и принципы развития.

Тема 4. Законы организации  второго уровня.

Закон информированности-упорядоченности. Организация информационной безопасности. Основные понятия рекламы. Закон единства анализа и синтеза. Методика управленческого анализа и синтеза организаций. Закон композиции и пропорциональности. Общее и особенное  в социальных организациях. Оптимизация деятельности людей. Взаимосвязь законов организации.

Тема 5. Принципы организации.

Статический и динамический типы организации. Принципы приоритета и соответствия. Принципы формирования процесса организации. Принципы рационализации. Кружки качества. Основы проектирования организационных систем. Формирование внутренних и внешних механизмов организационных систем. Технология создания и регистрации организаций.

Тема 6. Субъекты и объекты  организационной деятельности.

Общие понятия организационной  культуры. Организационная культура в компании.

Тема 7. Развитие организации.

Контроллинг. Организационный  аудит. Стандартизация и учет ключевых элементов организации. Технология организационного аудита.

 

3. ПЕРЕЧЕНЬ  РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Основная литература

 

    1. Лафта Дж. К. Теория организации. М.: Проспект, 2003. – 416 с.
    2. Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 480 с.
    3. Саймон Г. Менеджмент в организациях / Пер. с англ. М.: Экономика. -1995.
    4. Щербинина В.В. Социальные теории организации. М.: ИНФРА-М. - 2001.
    5. Смирнов Э.А. Теория организация. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 248 с.
    6. Фалмер Р. Энциклопедия современного управления. М.: Випэнерго, 2000. Т 1.
    7. Румянцева З.П. Общее управление организацией. М.: ИНФРА-М, 2001.
    8. Менеджмент организации: современные технологии. / Под ред. Проф. Н.Г. Кузнецова, проф. И.Ю, Солдатовой. Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 480 с.
    9. Смирнова В.Г. Организация и ее деловая среда. Мод. Прогр. для менеджеров № 2. – М.: ИНФРА-М, 1999. 

 

Дополнительная литература

 

    1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарики, 2003. – 528 с.
    2. История менеджмента / Под ред. Д.В. Валового. М.: ИНФРА-М, 1997.
    3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 1992.
    4. Менар К. Экономика организации / Пер. с франц. М.: ИНФРА-М. -1996.
    5. Petter Drucker. The practice of Management. London: Pan Books Ltd. - 1989.
    6. Карлофф Б., Седерберг С. Вызов лидеров / Пер. со швед. М.: Дело, 1996.
    7. Карлофф Б. Деловая стратегия / Пер. с англ. М.: Экономика, 1996.
    8. Ламанов А. Новые формы российских промышленных сетей // Проблемы теории практики управления. - № 1. – С. 57-62.
    9. Ламанов А. Отечественная кооперация: «перевернутая модель» в «перевернутой экономике» // Российское предпринимательство. – 2002. - №6. – С.12-18.
    10. Черемных О. Как построить «счастливую» компанию. // Менеджмент сегодня. - №2, 2003. – С.2-38.
    11. Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология организации. М.: ИНФРА – М, 2000.
    12. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. М.: Русская Деловая Литература, 1998.
    13. Коротков Э.М. Исследование систем управления. М.: ДеКА, 2000.
    14. Савченко И. Система управления предприятием как фактор повышения его конкурентоспособности.// Менеджмент сегодня. - №4, 2003. – С. 2-5.
    15. Клейнер Г. Системная парадигма и теория предприятия // Вопросы экономики. - №10, 2002. – С.47-69.
    16. Маракулин М.В. Оптимизация структуры компании в целях повышения конкурентоспособности. // Менеджмент в России и за рубежом. – №1,  2003. – С.52-58.
    17. Дворецкая А.Е. Организация управления финансами на предприятии.// Менеджмент в России и за рубежом. - №4,2002. – С. 96 – 101.
    18. Зиновьев В., Зиновьева И. Методика разработки рациональной структуры управления предприятием. // Менеджмент сегодня. - №4, 2003. – С. 34-39.
    19. Комихман С., Хорькова Н. Управление децентрализацией на предприятии // Проблемы теории и практики управления. - №4, 2002. – С.18-27.
    20. Мейтус В. Виртуализация производства // Проблемы теории и практики управления. - №1, 2004. – С. 91-95.
    21. Минцберг Г. Структурирование организаций / Стратегический процесс. – СПб.: Питер, 2001. – 342 с.
    22. Сердюк В.А., Сердюк В.А. Сетевые и виртуальные организации: состояние, перспективы развития. // Менеджмент в России и за рубежом. - №4, 2003. – С. 32-36.
    23. Сысоева Е.Ф.. Плетнев Ю.М. организационная структура финансово-экономической службы промышленного предприятия. // Менеджмент в России и за рубежом. - №4, 2003. – С. 90-101.
    24. Регионы России. Социально-экономические показатели.2003: Стат сб./ Госкомстат России. – М., 2002. – 863 с.
    25. Грошев И., Емельянов П. Каков руководитель – такова и организация. // Проблемы теории и практики управления. - №5, 2003. – С.99-104
    26. Глюр М., Климецки Р., Литц Ш. Набор руководящих кадров на наукоемких предприятиях // Проблемы теории и практики управления. - №1, 2004. – С.85-90.
    27. Кузнецова Н.В. Хороший лидер не имеет подчиненных (Мэри Паркер Фолллетт  – теоретик менеджмента) // Менеджмент в России и за рубежом. - №6, 2003. – С.116-122.
    28. 2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 1992.
    29. Бородин А. Этапы формирования стратегического потенциала предприятия // Проблемы теории и практики управления. - № 6, 2003. – С.95-102.
    30. Гутнико Т. Руководители и управление знанием. Роль руководителей в создании атмосферы доверия.// Менеджмент сегодня. - №2, 2003. – С. 2-5.
    31. Лавизина О.В. Жизненный цикл организации, понимаемой как социальная система. // Менеджмент в России и за рубежом. - №5,  2003. – С. 47-60.
    32. Овчинникова Т., Волков А. Гоз С., Хорс И. Проблемы  трансформации и самоорганизации в менеджменте // Менеджмент сегодня. - №2, 2003. – С. 45-51.
    33. Семенов К. Синергетика бизнеса – новый путь развития коуч – менеджмента.// Менеджмент сегодня. - № 4, 2003. – С.30-37.
    34. Хачатурян А., Рудольф К. Учреждение бизнеса (фирмы, предприятия) // Проблемы теории и практики управления. - №4, 2003. – С. 94-98; №5, 2003. – С. 117-123.
    35. Хмельникова Н.В., Попов Е.В. О жизненном цикле внутренней среды организации // Менеджмент в России и за рубежом. - №1, - 2004. – С. 119-126.

 

 

4. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ  ЛЕКЦИЙ,

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  КУРСА

 

Организационные системы.

Организации представляют собой группу наиболее старых общественных образований на Земле.

Организация может рассматриваться  как процесс либо как явление. Как процесс организация –  это совокупность действий, ведущих  к образованию и совершенствованию  взаимосвязей между частями целого. Как явление организация – это объединение элементов для реализации программы или цели и действующих на основании определенных правил и процедур.

Теория организации  изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, развития и ликвидации организаций. Теория организации  – это научная организация организаций.

Организационные отношения  – это взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне ее при создании, функционировании, развитии и разрушении организации. Соответственно, они бывают трех уровней – здравого смысла, взаимного уничтожения, заранее спроектированного взаимодействия.

Внешняя среда включает условия и организации, в т.ч. политические, экономические и экологические  условия; конкурирующие организации, поставщиков и потребителей, социальную инфраструктуру и т.д.

Общие черты организаций: наличие по крайней мере одного человека; наличие хотя бы одной цели, направленной на удовлетворение потребностей или интереса человека или общества; получение прибавочного продукта в различных формах (материальной, духовной, информационной).

Основой теории организации  является теория систем. Признаки системы: множество элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, структура и иерархичность, относительная самостоятельность, четко выраженное управление.

Подсистема – это  набор элементов, представляющих автономную область внутри системы.

Основные свойства системы: стремление сохранить свою структуру (основано на объективном законе организации  – законе самосохранения); потребность в управлении (существует набор потребностей у человека, у животного, у общества, у стада животных, у большого социума); наличие сложной зависимости от свойств входящих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и может не иметь свойств этих элементов). Каждая система имеет входное воздействие, технологию ее обработки, конечные результаты и обратную связь.

Основная классификация  систем – разделение каждой из них  на три подсистемы: техническую, биологическую и социальную.

Техническая подсистема включает оборудование и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя. Набор решений в технической подсистеме ограничен и последствия всех решений, как правило, предопределены. Решения носят строго формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке.

Биологическая подсистема включает флору и фауну планеты, в т.ч. человеческий организм. Набор решений также ограничен вследствие медленного эволюционного развития живых организмов. Последствия решений могут быть непредсказуемыми вследствие наличия субъективных факторов и огромного многообразия вариантов.

Социальная подсистема характеризуется наличием человека как субъекта и объекта управления в совокупности взаимосвязанных элементов. Социальная подсистема может включать биологическую и техническую подсистемы, а биологическая подсистема – техническую подсистему.

Системы также подразделяются на искусственные и естественные, открытые и закрытые, детерминированные и стохастические, жесткие и мягкие.

Искусственные системы  создаются человеком для реализации к.-л. заданных программ или целей на основании субъективной воли (техника, учреждения культуры).

Естественные системы  возникают в природе или создаются  человеком вследствие объективных природных процессов (экологические системы, моногамия).

Открытые системы характеризуются  открытым характером связей с внешней  средой и сильной зависимостью от нее (СМИ, коммерческие структуры).

Закрытые системы характеризуются  преимущественно внутренними связями и создаются для удовлетворения внутренних потребностей персонала и учредителей (профсоюзы, политические партии, мафиозные структуры).

Детерминированные системы  функционируют по заранее заданным правилам, с заранее определенным результатом (типовое производство, начальное образование).

Стохастические системы  характеризуются трудно предсказуемыми входными воздействиями внешней  и (или) внутренней среды и выходными  результатами (научные исследования, предпринимательство, игорный бизнес).

Мягкие системы характеризуются высокой чувствительностью к внешним воздействиям и слабой устойчивостью (финансовые котировки, слабообученный персонал).

Жесткие системы –  как правило, авторитарные, основанные на высоком профессионализме небольшой группы руководителей, организации (религиозные организации, диктатуры).

Каждая организация  должна обладать признаками системы. Выпадание  хотя бы одного из них неизбежно  приводит организацию к ликвидации.

Информация о работе Теория организации