Теория организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 04:28, курсовая работа

Описание работы

Организация – это социальная категория и одновременно – средство достижения целей.
Это – место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Организационные отношения, их типология……………………………………5
1.1. Понятие групп и их значимость………………………………………………12
1.2. Природа социальных групп в организациях…………………………………13
2. Формальные группы, их характеристика………………………………………17
2.2. Типы формальных групп……………………………………..……………….18
3. Феномен неформальной группы в организации……………………………….20
3.1. Причины вступления в неформальную группу……………………………...21
3.2. Особенность лидерства в неформальных группах…………………………..25
3.3. Взаимодействие с неформальными группами……………………………….26
3.4. Методы управления неформальной группой………………………………...28
4. Формальное и неформальное управление в организациях……………………32
4.1. Модели решения проблемы сочетания формального и
неформального управления………………………………………………………..38
5. Повышение эффективности формальных групп………………………………41
5.1. Факторы, влияющие на эффективность групп………………………………41
5.2. Проведение эффективных собраний…………………………………………49
5.3. Управление с помощью комитетов…………………………………………...51
Вывод………………....……………………………………………………………..58
Список использованной литературы ……………………………………………..59

Работа содержит 1 файл

КурсоваяА+.doc

— 371.50 Кб (Скачать)

 

                                                Содержание 

Введение……………………………………………………………………………...3 

1. Организационные отношения, их типология……………………………………5

1.1. Понятие групп  и их значимость………………………………………………12

1.2. Природа социальных  групп в организациях…………………………………13

2. Формальные группы, их характеристика………………………………………17 
2.2. Типы формальных групп……………………………………..……………….18

3. Феномен неформальной группы в организации……………………………….20

3.1. Причины вступления  в неформальную группу……………………………...21

3.2. Особенность лидерства в неформальных группах…………………………..25

3.3. Взаимодействие  с неформальными группами……………………………….26

3.4. Методы управления  неформальной группой………………………………...28

4. Формальное и неформальное управление в организациях……………………32

4.1. Модели решения проблемы сочетания формального и

неформального управления………………………………………………………..38

5. Повышение  эффективности формальных групп………………………………41

5.1. Факторы,  влияющие на эффективность групп………………………………41

5.2. Проведение  эффективных собраний…………………………………………49

5.3. Управление  с помощью комитетов…………………………………………...51

Вывод………………....……………………………………………………………..58

Список использованной литературы ……………………………………………..59

 

      Введение 

     Организация – это социальная категория и  одновременно – средство достижения целей.

     Это – место, где люди строят отношения  и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства.

     Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность. Несмотря на то, что неформальные организации созданы не по воле руководства, они представляют собой фактор, с которым должен считаться каждый руководитель, потому что такие организации, и другие группы могут оказывать сильное влияние на поведение отдельных личностей и на рабочее поведение сотрудников.

       Кроме того, как бы хорошо руководитель  ни выполнял свои функции, невозможно определить, какие действия и отношения потребуются для достижения целей в организации, стремящейся вперед. Руководителю и подчиненному часто приходится взаимодействовать с людьми, находящимися за пределами данной организации и с подразделениями вне их субординации. Люди не смогут успешно выполнять свои задачи, если они не добьются должного взаимодействия отдельных лиц и групп, от которых зависит их деятельность. Чтобы справляться с такими ситуациями, менеджер обязан понимать, какую роль в конкретной ситуации играет та или иная группа, и какое место в ней занимает процесс руководства.

     Одним из необходимых условий эффективности  управления также является умение работать в малых группах, таких как различные комитеты или комиссии, созданные самими руководителями, и умение строить взаимоотношения со своими непосредственными подчиненными.

 

      1. Организационные  отношения, их  типология.

     Организационные отношения – воздействие, взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне ее при создании, функционировании, развитии и разрушении.

     

 
Рисунок 1.1 - Среда организационных отношений: В – взаимодействие; П – противодействие

     Элементы организации – составные неделимые части, которые лежат в основе конкретной организации, или ее первичные компоненты, которые достаточны для появления организации как нового целостного явления.

     Организационные отношения могут складываться на уровне:

  • здравого смысла;
  • взаимного уничтожения;
  • заранее спроектированного взаимодействия.

     Внешняя среда включает условия и организации, в том числе политические, экономические  и экологические условия; конкурирующие  организации, поставщиков и потребителей, социальную инфраструктуру и т.д. Так, для учебного института внешней  средой будет город, где он расположен, отношение общества к образованию и т.д. Внешние организационные отношения возникают с чиновниками различных муниципальных и федеральных служб, спонсорами, поставщиками и потребителями и т.д. Внутренней средой для учебного института являются все его подразделения, в том числе кафедры, деканаты, хозяйственные службы, персонал, студенты.

     Создание  благоприятной атмосферы взаимодействия организации с внешней средой и во внутренней среде – это  задача профессионального управления.

     Город с множеством организаций также имеет внешнюю и внутреннюю среду. Методология деятельности специалиста по организации зависит от интеграции (сложности) организации.

     Организационные отношения могут быть вертикальными (по уровням управления) и горизонтальными (по выполняемым функциям). Принята следующая классификация организационных отношений: структурные и процессорные.

     

 
Рисунок 1.2 - Типология организационных отношений.

     К структурным организационным отношениям относятся воздействия, взаимодействия и противодействия.

     Воздействие определяется как однонаправленное действие по передаче приказа, распоряжения, совета, просьбы от одного объекта (субъекта) управления к другому. Например, руководитель выдает работу исполнителю – это воздействие от субъекта к объекту; или мастер цеха просит главного инженера организации помочь ему – это воздействие от объекта к субъекту.

     Взаимодействиеэто положительное действие обратной связи (положительная реакция) со стороны человека (объекта управления) на воздействие.

     Противодействиеэто отрицательное действие обратной связи со стороны человека на воздействие.

     Организационные отношения складываются в процессах  организации: производства в целом  или его отраслей; труда на предприятии; сферы обращения; создания, реформирования, реорганизации, реструктуризации и ликвидации.

     В основе организационных отношений  лежит порядок, т.е. принятый или  установленный свыше регламент  нахождения объекта во времени и в пространстве. Порядки бывают алфавитными , номерными, должностными, сложившимися, ведомственными, особыми (при чрезвычайных ситуациях), уставными, по законодательству и др.

     Принятый  порядок обычно входит в традицию организации и для его замены, если это требуется, необходимы большие усилия. Прежде чем формировать устойчивые связи, каждому потенциальному контрагенту необходимо выявить ключевой набор порядков в данной организации. Соблюдение принятого порядка в чужой организации – это обязанность любого человека.

     Организационные отношения между персоналом компании могут быть представлены в виде базовых, производных и смешанных схем. К базовым схемам относятся линейная и кольцевая, к производным –  колесообразная, звездообразная, иерархическая, штабная и матричная. Из наборов базовых и производных схем формируются смешанные схемы. В рамках одной компании может существовать несколько типов отношений.

     

 
Рисунок 1.3 - Линейная схема (в схеме нет обратной связи).

     В схеме нет обратной связи. Линейная схема работает в небольших организациях при высоком профессионализме и  авторитете руководителя, а также  большой заинтересованности подчиненного в успешной работе организации.

     Кольцевая схема хорошо зарекомендовала себя в небольших организациях или в подразделениях средних организаций со стабильной продукцией и рынком, в которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников.

     

 
Рисунок 1.4 - Кольцевая схема (функциональные связи).

     Схема «колесо» хорошо зарекомендовала себя в небольших организациях или  в подразделениях средних организаций  с неустойчивой номенклатурой выпуска продукции и рынками сбыта, на которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников. Руководитель реализует линейные (административные) воздействия, а работники выполняют положенные им функциональные обязанности.

     

 
Рисунок 1.5 - Схема «колесо» (линейно-функциональные связи)

     Схема «звезда» дает положительные результаты при филиальной структуре организации  и при необходимости соблюдения конфиденциальности каждой составляющей организации.

     

 
Рисунок 1.6 - Схема «звезда» (линейная связь)

     Иерархическая схема основана на схеме «колесо» и применима для больших организаций с явно выраженным разделением труда.

     

 
Рисунок 1.7 - Иерархическая схема (линейно-функциональные связи)

     Штабная схема основана на схеме «звезда». Она предусматривает создание функциональных штабов при руководителе в форме отделов или групп (например, финансовый отдел, отдел кадров и др.). Эти штабы готовят руководителю проекты решений по соответствующим вопросам. Затем руководитель принимает решение и сам доводит его до соответствующего подразделения. Штабная схема имеет преимущества при необходимости осуществлять линейное управление (единоначалие) по ключевым подразделениям организации.

     

 
Рисунок 1.8 - Штабная схема (линейная связь)

     

 
Рисунок 1.9 - Матричная схема (линейные и функциональные связи)

     В основе матричной схемы лежат  схемы «линия» и «кольцо». Она предусматривает создание двух ветвей связей подчинения: административную – от непосредственного руководителя и функциональную – от специалистов, которые могут и не находиться в подчинении того же руководителя (например, это могут быть специалисты консультационной фирмы или передовой организации). Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг и знаний.

     

 
Рисунок 1.10 - Смешанная схема отношений в организации

     Средний уровень управления определяет гибкость организационной структуры организации – это наиболее активная ее часть. Высший и низовой уровни должны быть наиболее консервативны по структуре.

     В рамках одной организации и даже в рамках одного типа организаций может существовать несколько типов отношений.

     1.1. Понятие групп  и их значимость.

     Человек нуждается в общении с себе подобными и, по-видимому, получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременны и незначительны. Однако если двое или более людей проводят достаточно много времени в непосредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психологически осознавать и существование друг друга. Время, требующееся для такого осознания, и степень осознания очень сильно зависят от ситуации и от характера взаимосвязи людей. Однако, результат такого осознания практически всегда один и тот же. Осознание того, что о них думают и чего-то ждут от них другие, заставляет людей некоторым образом менять свое поведение, подтверждая тем самым существование социальных взаимоотношений. Когда такой процесс происходит, случайное скопление людей становится группой.

     Каждый из нас принадлежит одновременно ко многим группам. Мы – члены нескольких семейных групп: своей непосредственной семьи, семей бабушек и дедушек, двоюродных сестер и братьев, родственников жены или мужа и т.д. Большинство людей принадлежит также к нескольким группам друзей – кругу людей, которые довольно регулярно видятся друг с другом. Некоторые группы оказываются недолговечными, и их миссия проста. Когда миссия выполнена, или когда члены группы утрачивают к ней интерес, группа распадается. Примером такой группы могут быть несколько студентов, которые собираются вместе для подготовки к предстоящему экзамену. Другие группы могут существовать в течение нескольких лет и оказывать существенное влияние на своих членов или даже на внешнее окружение.

     Не  существует стандартного определения группы, т. к. это очень гибкое явление. Но можно дать описание этому явлению, рассмотрев характерные особенности малой группы.

     Группа - это относительно обособленное объединение  людей, которые

  • часто взаимодействуют друг с другом;
  • определяют себя как члены одной группы;
  • разделяют общие нормы по поводу того, что их интересует;
  • участвуют в единой системе разделения ролей;
  • идентифицируют себя с одними и теми же объектами и идеалами;
  • воспринимают группу как источник удовлетворения;
  • находятся в кооперативной взаимозависимости;
  • ощущают себя как некое единство;
  • координируют действия по отношению к среде;
  • способны выработать индивидуализированное представление обо всех остальных и аналогичным образом быть воспринятым каждым из них.

Информация о работе Теория организации