Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:16, курсовая работа
Цель - охарактеризовать всеобщую организационную науку(тектологию) А.А. Богданова .
Задачи. Данная цель предполагает постановку и разрешение следующих задач:
рассмотреть принципы и методы всеобщей организационной науки;
выявить общее значение и основные идеи;
рассмотреть основные организационные механизмы и устойчивость и организованность форм;
Устойчивость целого зависит от наименьших относительных сопротивлений всех его частей во всякий момент – закономерность громадного жизненного и научного значения. В этом виде положение охватывает весь организационный и дезорганизационный опыт, относящийся к ингрессивным комплексам.
3. Закон наименьших в решении практических задач
Как
и всякий научный закон, закон
относительных сопротивлений
Вся знаменитая троица национальной русской тектологии – «авось, небось и как-нибудь» выражает не что иное, как игнорирование закона относительных сопротивлений, зависящее от недостаточности организованного опыта и его несвязности, того, что обычно называют «низкой культурой». Напротив, планомерно и систематически пользуясь законом относительных сопротивлений, люди могут достигать наибольшей устойчивости своих собственных организаций, своих технических и идейных построений, освобождаясь от вечной угрозы стихийных сил.
Задачи,
в решении которых этот закон
должен систематически, сознательно
применяться, бесчисленны и бесконечно
разнообразны. К нему сводится целый
ряд важнейших методов, давно
существующих в практике и в науке,
но не обобщенных, разрозненных и потому
прилагаемых лишь частично, в той
или иной области труда-опыта; за
этими пределами они
В общем все задачи, сюда относящиеся, разделяются на два типа. К первому принадлежат те, в которых требуется преодолевать определенно-изменяющиеся воздействия или сопротивления, ко второму – те, в которых эти преодолеваемые величины являются неопределенно-изменчивыми. Примером первого типа может служить любое здание, любая машина, всякое орудие: разные их части подвергаются разным по силе давлениям, трениям, ударам, но так, что эти различия на основании опыта и теоретического расчета удается в общем выразить определенными коэффициентами. Примеры второго: ребенок, подготовляемый воспитанием к работе и борьбе в неопределенно-изменяющейся, заранее не учитываемой социальной обстановке; армия в оборонительном положении на временно установившейся линии фронта, при отсутствии объективных данных, определяющих тактику неприятеля; научное или художественное произведение, выпускаемое в малоизвестную автору «публику», и т. п. Задачи того и другого типа решаются двумя соответственно различными общими методами.
Принципиальное
решение для первого типа намечается
само собой. Если известно, что данный
комплекс или система в таких-то
своих частях должен выдерживать
воздействия или преодолевать противодействия
такого-то рода и такой-то величины,
то в этих частях и приходится концентрировать
активности-сопротивления
Второй тип задач – это те, в которых среда, ее воздействия и сопротивления, изменяясь неопределенно, не могут учитываться заранее со стороны их неравномерности. Разумеется, задача может быть и просто неразрешима – именно тогда, когда неопределенные изменения среды не заключаются в каких-нибудь границах, достаточно соизмеримых с наличными средствами решения, т.е. общим запасом активностей-сопротивлений, какой для него имеется. Например, для муравьев неразрешима задача ограждения муравейника от нападения внешних врагов вообще, когда в числе их возможны такие существа, как люди, но разрешима задача защиты от нападения других муравьев и иных насекомых. Люди же способны коллективно создавать крепости, удовлетворительно противостоящие всяким живым врагам, но еще не в силах оградиться против геологических, а тем более космических кризисов.
Закон наименее благоприятных условий сурово властвует над че-ловечеством, пока оно не овладеет им. Здесь для тектологии возникает вопрос: как овладеть им в культурной сфере, чтобы не получалось такого равнения по низшему, которое подчиняет цивилизацию пережиткам дикости, хотя бы они были количественно гораздо слабее накопленных ею активностей. Это вопрос об организационном переходе от низших величин к средним; его принципиальное решение требует еще одного шага в тектологическом исследовании – формулы наименьших тут недостаточно.
4. Структура слитная и «четочная»
Структурную
устойчивость любой системы можно
рассматривать еще с одной
точки зрения. Ее среда воздействует
на нее, как и она на свою среду,
непосредственно лишь там, где обе
они соприкасаются, в пограничной
области, понимая это слово
Вот простейший случай. Из двух равных количеств одинакового металла сделаны два стержня равной длины, положим в метр, но один равной толщины на всем протяжении, а другой – «четочной формы», с попеременными сужениями и расширениями. Свойства того и другого окажутся в целом ряде случаев различны. Сопротивление излому меньше у четковидного; если среда такова, что окисляет их, то и проржавеет он скорее. В среде холодной он будет быстрее терять теплоту; зато в теплой быстрее будет и приобретать ее. Его статическая электроемкость больше, сопротивление току значительнее и т. д. Все это следствия увеличенной поверхности, большей суммы соприкосновений со средой.
Очевидно,
что идет ли дело о физической поверхности,
как в данном случае, или об иных
соприкосновениях со средой, все равно;
чем их больше, тем меньше концентрация
активностей-сопротивлений, приходящаяся
в среднем на единицу такой
пограничной области; и притом в
«четочных формах» эта
В
более общей форме можно
Строение более «ровное», менее разветвляющееся, вообще противоположное «четочному», мы обозначим термином «слитность».
Отсюда общее решение вопроса о том, какая структура благоприятнее для сохранения и развития комплексов: под отрицательным подбором благоприятнее «слитная», под положительным – «четочная».
«Четочность» характеризуется вообще неравномерными связями в разных частях комплекса или в разных направлениях; чем выше их равномерность, тем больше «слитность».
5. Системы равновесия
Выражением структурной устойчивости является «закон равновесия», формулированный Ле-Шателье для физических и химических систем, но в действительности тектологический, т. е. универсальный.
Системой равновесия можно назвать такую, которая сохраняет свое данное строение в данной среде. Обычная иллюстрация – весы в их спокойном состоянии. Если на одну чашку их произведено давление, например, положена гирька, то эта чашка начинает опускаться, другая – поднимается, а коромысло из горизонтального становится наклонным: структурное изменение. Но по мере того, как оно происходит, в самой системе возникает противодействие ему: чашка с гирькой падает с замедлением и только до известного предела, за которым начинается даже обратное движение, а после колебаний устанавливается новое, измененное равновесие, определяемое простыми механическими условиями.
Закон Ле-Шателье формулируется так: если система равновесия подвергается воздействию, изменяющему какое-либо из условий равновесия, то в ней возникают процессы, направленные так, чтобы противодействовать этому изменению.
Различие между системами равновесия и неуравновешенными, а особенно системами «ложного равновесия», имеет огромное значение не только в познании, но и в практике жизни. Чрезвычайно важно распознавать тот и другой тип, чтобы правильно предвидеть возможности, существующие для той или иной системы. И особенно это важно там, где закон равновесия до сих пор точно не формулировался и планомерно не применялся, в области сложнейших явлений – жизненных, психических и социальных.
В законе Ле-Шателье дело идет о внутренних процессах системы, о внутренних перегруппировках ее активностей, непосредственно уменьшающих результат внешнего воздействия. Акты борьбы против причины или носителя этого воздействия отнюдь не таковы; и потому они указывают на то, что дело идет не о системе равновесия.
Как упоминалось, человеческий организм на усиленное нагревание извне отвечает усиленным испарением воды, при котором теплота поглощается; это вполне согласно с принципом Ле-Шателье и показывает, что в прямых термических отношениях со своей средой организм является системой равновесия. Эти движения сопровождаются переходом химической и механической энергии в тепловую, а следовательно, сами по себе, т. е. взятые независимо от дальнейших результатов, ведут к еще большему нагреванию тканей тела. Отсюда ясно, что по отношению к двигательным нервно-мускульным активностям организм есть комплекс неуравновешенный. И надо помнить, что вообще одна и та же система всегда может со стороны одних входящих в ее состав активностей быть системой равновесия, со стороны других – явно или скрыто неуравновешенной.
Делая
вывод можно выделить основные организационные
механизмы, к ним относятся: регулирующий
и формирующий механизмы, устойчивость
и организованность форм. Каждый из
этих механизмов подразделяется на определенные
ступени.
Заключение
Тектология, или «всеобщая организационная наука» — новая научная дисциплина, разработанная учёным-экономистом А. А. Богдановым в 20-х годах XX века, проект был опубликован в одноимённом труде. Осталась непонятой и непризнанной современниками. Создание всеобщей организационной науки, или тектологии, было, несомненно, главным научным достижением А. Богданова в его потрясающе многосторонней научной деятельности. Богданов был одним из наиболее энциклопедических умов своего времени. В нем поражал своеобразный космический универсализм, широчайшие интересы во всех вопросах науки, искусства и жизни общества.
Основная идея всеобщей организационной науки в том, что организованность выступает как самая общая характеристика мира. Все явления и процессы имеют организационный характер, Законы организации едины для любых комплексов, независимо от природы составляющих их элементов. Тектология как наука об организации способна описать любой комплекс через его организацию, едиными организационными тектологическими законами.
Тектология выделяется тем, что не ограничивается поисками внутри одной области или универсализацией одного принципа, а предлагает универсальные тектологические законы, приложимые к любым организованным объектам и процессам мира, независимо от их материальной основы – и является предтечей нового системного уровня изучения мира.
Тектологические положения Богданова А.А. приобретают особую актуальность для современных условий нашей страны в период ломки старых форм производственных отношений и формирования новых механизмов организации экономики, новых целостных моделей систем управления на всех уровнях.
В основе тектологии лежат понятия формирования и регулирования динамических комплексов (систем). Богданов вводит три типа комплексов: организованные, дезорганизованные, нейтральные и, утверждая, что эта таксономия зависит от наблюдателя и контекста, по сути, формулирует принцип относительности в теории организаций.
Система (или комплекс) у Богданова не просто множество или вектор составляющих с определенными отношениями между ними (как у Л.Берталанфи, А.Холла, У.Черчмена и др.). Его комплекс есть процесс или поток независимых процессов производства составляющих, связанных циклами развития и деградации. При этом проводится четкое различие между организацией и структурой.
Под
организацией понимается сеть процессов
производства ее составляющих, а структура
есть особый пространственно-временной
образ (паттерн) произведенных составляющих.
Процессуальный взгляд на организацию
сложных систем, предполагающий все
большую полноту
Таким
образом, Богданов хорошо осознавал, что
понятие организации выражает двойственность
некоторого действия и его результата.
Организация рассматривается им
не как конечное состояние, нечто
застывшее, а как процесс постоянных
преобразований, связанных с непрерывной
сменой состояний равновесия. Его
ведущую мысль о том, что непрерывные
организационные изменения