Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:21, реферат
Алекса́ндр Алекса́ндрович Богда́нов (настоящая фамилия — Малино́вский; другие псевдонимы — Ве́рнер, Макси́мов, Рядово́й) (10 (22) августа 1873, Соколка, Гродненская губерния — 7 апреля 1928, Москва) — практикующий врач-психиатр, философ, экономист, депутат II Государственной Думы, полковой врач в Первую мировую, писатель-фантаст, профессиональный революционер-большевик (с 1905 по 1910 год член ЦК РСДРП и один из редакторов большевистских газет "Борьба" и "Пролетарий"), создатель научного института.
Введение
Биография
Тектология
Заключение
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Алекса́ндр Алекса́ндрович Богда́нов (настоящая фамилия — Малино́вский; другие псевдонимы — Ве́рнер, Макси́мов, Рядово́й) (10 (22) августа 1873, Соколка, Гродненская губерния — 7 апреля 1928, Москва) — практикующий врач-психиатр, философ, экономист, депутат II Государственной Думы, полковой врач в Первую мировую, писатель-фантаст, профессиональный революционер-большевик (с 1905 по 1910 год член ЦК РСДРП и один из редакторов большевистских газет "Борьба" и "Пролетарий"), создатель научного института. О нем говорят как об основоположнике философии эмпириомонизма и всеобщей организационной науки, экономисте, подвижнике медицины. Его основной труд «Тектология, или Всеобщая организационная наука» рядом специалистов оценивается как шаг к созданию кибернетики, поскольку в нем предвосхищены некоторые ее идеи. Богданов — автор романов-утопий «Красная звезда» и «Инженер Мэнни». С 1926 — возглавлял основанный по его инициативе первый в СССР Институт переливания крови, в котором и умер, проводя на себе медицинский эксперимент.
В данной работе рассмотрены биография Богданова, а также основные концепции теории, такие как прогрессивный подбор, «закон наименьших», динамическое равновесие.
Александр Александрович Богданов родился 10 (22) августа 1873 в городе Соколка Гродненской губернии (ныне Польша). Александр был вторым из шестерых выживших детей в семье народного учителя, дослужившегося до инспектора городских училищ. Он с детства отличался математическим складом ума, превосходной памятью, редким трудолюбием, любовью к книге и естественным наукам. Гимназию он окончил в Туле, как сказано в его автобиографии, «в условиях казарменно-тюремных», где «злостно-тупое начальство» научило его «бояться и ненавидеть властвующих и отрицать авторитеты». Впрочем, это не помешало ему получить по окончании золотую медаль.
Окончив тульскую классическую гимназию, в 1892 поступил на естественное отделение Московского университета, откуда вскоре был исключён в связи с арестом и высылкой в Тулу за членство в народовольческом Союзном совете землячеств. В Туле Богданов берётся за объяснение рабочим тульских заводов политэкономии Маркса через легальные пособия либерального направления, но быстро чувствует их неудовлетворённость и пишет специальные лекции, из которых сложился «Краткий курс экономической науки» (1897), которая стала самым популярным учебником политической экономии в России.
В 1895—1899 учился на медицинском факультете университета в Харькове и успевал вести революционную работу, став убеждённым социал-демократом. В 1899 получил диплом врача и написал свою первую философскую книгу «Основные элементы исторического взгляда на природу». В этом же году был арестован и после полугода тюрьмы выслан в Вологду. Колония ссыльных, находившихся там под гласным надзором, представляла собой весьма разношерстную и прелюбопытнейшую «компанию». В круг вологодских знакомств Богданова входили Николай Бердяев, Владимир Базаров, Анатолий Луначарский, Алексей Ремизов.
Осенью 1903-го, после раскола РСДРП, примкнул к большевикам. На III съезде РСДРП делал доклад от имени большевиков и вошёл в ЦК партии. В 1900-х годах в российской печати шла оживленная философская дискуссия. Слово «идеализм» буквально не сходило со страниц изданий. В полемике принимали участие крупнейшие русские философы. В этот период Богданов сформировал собственную философскую систему, которая изложена в труде «Эмпириомонизм: Статьи по философии. 1904 — 1906» (в трех книгах). Противопоставление материи и духа автор называет «домонистической ступенью познания». Единая (монистическая) картина мира, по Богданову, связана с понятиями «опыт», «энергия». Главная тема в «Эмпириомонизме» - задача совершенствования человечества.
Богданов
тесно общался с В.И. Лениным, хотя
и расходился с ним по ряду философских
вопросов (его идеалистические
Впоследствии Богданов ушёл от большевиков. В 1908 году – отзовист и руководитель группы «Вперед», а в 1909-м вместе с А. Горьким и А.Луначарским участвует в создании на Капри Высшей социал-демократической школы для подготовки рабочих-пропагандистов и разработки проблем пролетарской культуры. В 1909 г. пытался создать собственную левую фракцию «богдановцев». Издавал за границей газету «Вперёд» при участии Луначарского, Алексинского и др. Одновременно с практической революционной деятельностью Богданов уделял большое внимание и научно-философской работе.
В 1911 г. отошел от политики и занялся наукой, а в 1914-м возвратился в Россию и с началом первой мировой войны в качестве врача был отправлен на фронт. После Брестского мира он не вернулся в партию большевиков, но и не выступал против них, а отдался научной и литературной работе. В это время Богдановым был выпущен ряд книг — «Тектология: всеобщая организационная наука» (1913—1922), «Вопросы социализма» (1918), «Социализм науки» (1918) и др., в которых он обосновывает свои философские и социокультурные позиции. Наследие А. Богданова в художественной литературе ограничивается тремя произведениями – романом-утопией «Красная звезда» (1908), его продолжением – романом «Инженер Мэнни» (1913) и рассказом «Праздник бессмертия» (1914).
Богданов
не принял октябрьский переворот, но
не отрекся от социалистических идеалов
и по-прежнему доказывал свою преданность
делу построения нового общества. Он инициатор
создания Коммунистической академии,
членом президиума которой оставался
до смерти. В 1918-м Богданов становится
идеологом Пролеткульта, войдя на
1-й Всероссийской конференции
Пролеткульта в состав ЦК Пролеткульта
и редакцию журнала «Пролетарская
Культура» (до осени 1921). Ученый читает
лекции по экономике в Московском
университете, выступает на конференциях.
Как свидетельствуют документы,
Богданов последовательно придерживался
своих взглядов и занимал твердую
антиленинскую позицию. Он был твердо
убежден: пролетариат не способен, в
силу своей недостаточно высокой
сознательности, выполнять роль субъекта
революции. Военный коммунизм «еретик»
квалифицирует как
Незадолго
до ареста в сентябре-октябре 1923 Богданов,
увлеченный идеей «повышения жизнеспособности
людей методом обменного
Основные должностные назначения
1918—1921
— профессор политической
1918—1922
— член Президиума
1926—1928
— директор Государственного
научного института
Создание всеобщей организационной науки, или тектологии, было, несомненно, главным научным достижением А. Богданова в его потрясающе многосторонней научной деятельности.
Основная
идея тектологии заключается в единстве
строения и развития самых различных
систем (“комплексов” по его терминологии)
независимо от того конкретного материала,
из которого они состоят. Это системы
любых уровней организации —
от атомных и молекулярных до биологических
и социальных. Тектология Богданова
— всеобъемлющая наука об универсальных
типах и закономерностях
«Комплексы»
по Богданову имеют
А.А.Богданов различает системы уравновешенные и неуравновешенные, пишет о возможностях их перехода из одного состояния в другое. Он рассматривает равновесное состояние системы не как раз и навсегда данное, а как динамическое равновесие. Система, находящаяся в равновесии, в процессе развития постепенно утрачивает это качество и переживает это состояние как «кризис», а преодолевая его, приходит к новому равновесию на новом уровне своего развития. Принцип равновесия находит своё выражение в чисто организационном требовании равновесия прав и обязанностей каждого человека, каждого органа управления и вообще любого звена какой-либо организации.
Информация о работе Деятельность А.А. Богданова и концепции тектологии