Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:46, курсовая работа
Целью написания работы является анализ стратегического планирования.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить основные понятия, сущность, функции и структуру стратегического планирования;
Выявить слабые и сильные стороны стратегического планирования;
Рассмотреть этапы и методы анализа в стратегическом планировании;
Проанализировать маркетинговую деятельность предприятия, внешнюю и внутреннюю среду предприятия;
Изучить стратегическое планирование в России на примере пилотного проекта.
Введение……………………………………………………………………...…3
Глава 1. Понятие стратегического планирования…………………………………………………...……………....6
1.1 История возникновения стратегического планирования, основные понятия…………………………………………………....6
1.2 Сущность и функция стратегического планирования…………...10
1.3 Структура стратегического планирования……………………….15
1.4 Преимущества и недостатки стратегического планирования…..21
Глава 2. Теоретические основы стратегического планирования на предприятии…………………………………………………………………...24
2.1 Стратегическое планирование как средство достижения целей
предприятия…………………………………………………….24
2.2 Этапы стратегического планирования на предприятии……..26
2.3 Методы анализа (прогнозирования) в стратегическом
планировании: подходы и технологии……………………..…28
Глава 3. Стратегическое планирование в России………………………...…35
3.1 Роль, значение и принципы стратегического планирования в
России……………………………………………………………35
3.2 Пилотный проект создания единой системы стратегического
планирования на примере фирмы «ПРО-ИНЕСТ
КОНСАЛТИН»………………………………………………….40
Заключение……………………………………………………………………43
Список используемой литературы…………………………………………...45
BCG (Boston Consulting Group) (рис.3) – матрица Бостонской консалтинговой группы “доля рынка – темп роста”.
Она отображает позиции конкретного бизнеса в стратегическом пространстве, которое задается двумя осями:
- горизонтальная – изменение относительной доли конкретного бизнеса по данному конкретному продукту на конкретном рынке данного продукта;
- вертикальная – изменение темпов прироста рынка соответствующего продукта).
Площадь СЕБ (круга) показывает долю СЕБ в общем обороте компании. Модель BCG предлагает типовой набор стратегических решений по конкретным бизнесам в зависимости от их попадания в тот или иной квадрант матрицы (см. табл. 1) .
Таблица 1
Набор стратегических решений в модели BCG
Квадрант матрицы |
Рекомендуемое решение |
1. Звезды |
Оберегать и усиливать |
2. Дойные коровы |
Беречь, жестко контролировать и “доить” (относительный избыток денежных средств направлять на развитие других бизнесов). |
3. Трудные дети |
Изучать специально (или посредством целевых инвестиций какой-то бизнес попытаться перевести в Звезды, или уже имеющуюся долю рынка сохранить, или данный конкретный бизнес постараться сократить). |
4. Собаки |
Следует избавляться. |
GE (General Electric)/McKinsey – матрица МакКинзи – многофакторная модель анализа стратегических позиций конкретных бизнесов. По оси Y оцениваются те параметры конкретного бизнеса, которые организации практически неподконтрольны (размер рынка и темпы его роста, особенности конкуренции, требования к технологиям и инвестициям, барьеры входа и выхода, цикличность, воздействия макросреды и др.), по оси Х – которые зависят от организации (относительная доля рынка, разброс по прибыли относительно основных конкурентов, технологические преимущества, маркетинговые преимущества, уровень менеджмента, гибкость и др.). Размер каждого бизнеса (круга) пропорционален объему продаж на данном рынке, доля конкретного бизнеса организации изображается как конкретный сегмент соответствующего круга.
Рисунок 4. Матрица General Electric/МcKinscy & Company
Стратегические рекомендации по позициям модели GE/McKinsey (рис. 4): 1 квадрант – быстро уходить с рынка; 2 квадрант – медленно уходить с рынка; 3 квадрант – извлекать максимальную выгоду или уходить; 4 квадрант – оставаться или медленно уходить; 5 квадрант - извлекать максимальную выгоду или уходить; 6 квадрант – реинвестировать прибыль или извлекать максимальную выгоду; 7 квадрант – инвестировать, реинвестировать, уходить; 8 квадрант – инвестировать, реинвестировать прибыль; 9 квадрант – инвестировать или удерживать позиции .
ADL-LC (Life Cycle) (см. рис.5.) – матрица Артура Д. Литтла – многофакторная модель для стратегического анализа диверсифицированных компаний, а также инструмент стратегического управления, который обосновывает принятие решений по стратегиям отдельных бизнесов организаций.
Рисунок 5. Позиции (квадранты) модели GE/McKinsey для выбора стратегических рекомендаций
В методическом плане получение конкретных значений показателя “конкурентное положение” похоже на исчисление показателя “конкурентоспособность” по модели GE/McKinsey.
Рисунок 6. Матрица Артура Д. Литтла (ADL-LC (Life Cycle))
Отличие модели в использовании концепции жизненного цикла. Матрица модели ADL-LC – матрица размерности 5х4, величина круга показывает величину оборота, прибыли или имущества СЕБ.
Итак, в данном параграфе
мы рассмотрели сущность стратегического
планирования, его значение в развитии
предприятия, а так же подробно рассмотрели
этапы стратегического
Глава 3. Стратегическое планирование в России.
3.1 Роль, значение и принципы стратегического планирования в России.
В советское время задача
планирования была возведена в ранг
закона. При этом государство по
отношению к предприятию
Деятельность предприятия на свободном рынке справедливо сравнивают с действиями армии на фронте. Действительно, работа предприятия в условиях свободного рынка не что иное, как участие в жестокой войне, результатом которой может быть либо выживание и развитие предприятия, либо его банкротство. Любая армия обречена на поражение, если ее руководители бросят своих солдат в атаку на противника без предварительной разведки ситуации, определенной стратегии и четкого плана действий. Многие ли российские предприятия имеют корпоративную стратегию и планы своего развития? В масштабах страны - единицы из тысяч! Если у директора появился план, то возникает и необходимость его выполнения. Есть план - будут продуманные действия, а не рефлексивная суета. С другой стороны, план позволяет определить критерии и контролировать эффективность работы менеджмента. Безусловно, идеальных планов, которые будут выполнены в точности, как это задумывалось первоначально, не существует. Планы разрабатываются для определения стратегии и тактики, а жизнь регулярно вносит в них свои коррективы. Однако следует понимать, что для руководителей предприятий важен сам процесс планирования как таковой. Он позволяет мобилизовать необходимые ресурсы для достижения совершенно определенных целей и превратить процесс принятия управленческих решений из хаотичного в хорошо организованный, последовательный и логичный.
Следует признать, что государство,
полностью отказавшееся от планирования
в промышленности, не в состоянии
эффективно управлять экономикой. Для
достижения реальных позитивных изменений
в экономике требуется
Единственным реальным источником
бюджетных поступлений являются
предприятия и организации, осуществляющие
активную экономическую деятельность.
Прогнозирование бюджетных
Решения по данным вопросам должны базироваться на основе анализа финансового плана развития конкретного предприятия. Какие льготы можно предоставить? Какой эффект обеспечат эти льготы для развития предприятия? Имеет ли предприятие четкую программу выхода из кризиса, предусматривающую данные налоговые льготы?
Только достоверная информация о планах развития предприятий позволит сделать выводы о приоритетах. Определить, сколько будет создано новых рабочих мест. Будут ли сохранены старые рабочие места? В каком направлении должна развиваться система переподготовки кадров, какие затраты планировать на обучение? Сколько денег потребуется на выплаты пособий по безработице? разработать "технологические цепочки", когда одно предприятие может получить заказ от другого и, следовательно, рационально загрузить производственные мощности. Какой уровень потребления электроэнергии, топлива, воды и т.д. ожидается в будущем? Какой объем ресурсов потребуется для реализации планов основных промышленных потребителей? Оценить, хотя бы частично, потребности в природных и энергетических ресурсах.
Как известно в течение последних двух лет на рынке России сложилась парадоксальная ситуация. Множество инвесторов, особенно иностранных, желающих инвестировать и практически полное отсутствие профессионально подготовленных предложений со стороны предприятий. Если предприятие не в состоянии предоставить реалистичный бизнес-план, демонстрирующий стратегию его развития и эффективность инвестиционного проекта, то оно не может рассчитывать на привлечение инвестиций. При этом, бизнес-план должен быть подготовлен в полном соответствии с международными стандартами, независимо от того, кто является потенциальным инвестором. Принципы планирования и оценки эффективности инвестиций сегодня едины, как в России, так и в других странах.
Анализ итогов приватизации
показывает, что главная ее цель
- создание "эффективного собственника"
- не была достигнута. Эффективный собственник
- это, в первую очередь, тот, кто готов
принять на себя всю полноту ответственности
за предприятие, находящееся в его
собственности. В России не существуют
какие-либо механизмы контроля над
приватизированной
Безусловно, планирование само
по себе - не панацея. Но управлять столь
сложным экономическим
3.2 Пилотный проект создания единой системы стратегического планирования на примере фирмы «ПРО-ИНЕСТ КОНСАЛТИН».
По инициативе российской
консультационной фирмы "ПРО-ИНВЕСТ
КОНСАЛТИНГ" и при поддержке
Минэкономики, были реализованы пилотные
проекты создания системы стратегического
корпоративного планирования на базе
двух регионов: Тульской, Сахалинской
областей. Данные пилотные проекты
была реализованы как один из шагов
по подготовке предприятий к привлечению
инвестиций. Результаты проектов доказали
работоспособность концепции