Совершенствование организационных структур управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение путей совершенствования организационной структуры управления.
Поэтому в рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие организационной структуры управления;
2) проанализировать виды организационных структур, выявив их преимущества и недостатки;
3) рассмотреть методы и этапы процесса проектирования организационных структур;
4) определить тенденции развития и совершенствования организационных структур.

Содержание

Введение………………………...…………………………………………….....3
I. Понятие и классификация организационных структур управления………………………………………………………………………........5
1.1 Общая характеристика и классификация организационных структур управления…………………………………………………………………………..……..5
1.2 Виды организационных структур управления…………………….…………8
II. Совершенствование организационных структур управления..................................................................................................................14
2.1 Методы и процесс проектирования организационных структур…………..14
2.2 Основные направления совершенствования организационной структуры управления……………………………………………………………………………..…19
Заключение……………………………………….………………………...…24
Список использованных источников……………….……

Работа содержит 1 файл

курсовая ТО Основные направления совершенствования организационной структуры управления.doc

— 139.00 Кб (Скачать)


27

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………...…………………………………………….....3

I. Понятие и классификация организационных структур управления………………………………………………………………………........5

1.1 Общая характеристика и классификация организационных структур управления…………………………………………………………………………..……..5

1.2  Виды организационных структур управления…………………….…………8

II. Совершенствование организационных структур управления..................................................................................................................14

2.1 Методы и процесс проектирования организационных структур…………..14

2.2 Основные направления совершенствования организационной структуры управления……………………………………………………………………………..…19

Заключение……………………………………….………………………...…24

Список использованных источников……………….………....….26

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Достижение поставленных целей, реализация стратегии, успешное взаимодействие с внешней средой, эффективное использование внутренних факторов в значительной мере определяются правильностью построения структуры управления.

Категория «структура» означает строение, единство устойчивых взаимосвязей между элементами, внутреннюю форму системы. Структура является необходимым атрибутом всех действующих систем, так как она определяет ее устойчивость.

Актуальность выбранной мной темы определяется рядом важных факторов.

Во-первых, организационная структура управления должна отражать цели и задачи предприятия.

Во-вторых, организационная структура управления должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления.

В-третьих, организационная структура управления должна координировать соответствие между функциями и полномочиями своих сотрудников, с одной стороны, квалификацией и уровнем культуры – с другой.

В-четвертых, организационная структура управления должна быть ориентирована на возможность меняться вместе с изменениями, происходящими в стратегических направлениях деятельности предприятия.

В-пятых, организационная структура управления должна соответствовать социально-культурной среде и условиям, в которых будет функционировать.

Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению. Связь структуры с ключевыми понятиями управления - его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями свидетельствует о ее огромном влиянии на все стороны работы организации.

Поскольку процесс управления информационный, то объект управления представлен в системе управления информационными связями с органом управления и окружающей средой.

Предмет исследования данной работы - организационная структура управления.

Целью курсовой работы является изучение путей совершенствования организационной структуры управления.

Поэтому в рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1)     изучить понятие организационной структуры управления;

2)     проанализировать виды организационных структур, выявив их преимущества и недостатки;

3)     рассмотреть методы и этапы процесса проектирования организационных структур;

4)     определить тенденции развития и совершенствования организационных структур.

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что на основе изученной литературы, периодической печати собран материал для углубленного осмысления роли организационной структуры в системе управления.

Практическая значимость заключается в возможности применения основных положений, содержащихся в работе, призванных способствовать совершенствованию организационной структуры.

Данная работа состоит из двух глав:

1.                  Понятие и классификация организационных структур управления.

2.                  Совершенствование организационных структур управления.

    Теоретическую и методологическую основу написания курсовой работы составили научные труды и исследования А.Н. Дятлова, Н.И. Кабушкина, Б.З. Мильнера, А.А. Огаркова, , А.В. Райченко.

 

 

I. Виды и классификация организационных структур управления

1.1 Общая характеристика и классификация организационных структур управления

 

Организационную структуру управления можно определить как совокупность управленческих органов, между которыми существует система взаимосвязей, обеспечивающих выполнение необходимых функций управления для достижения целей предприятия (см. Приложение 1).

Исходными данными и обязательными условиями при формировании организационной структуры управления служат:

1) цели и задачи организации;

2) производственные и управленческие функции организации;

3) факторы внутренней среды (внутренние переменные);

4) факторы внешней среды.[1]

Основными элементами организационной структуры предприятия являются его подразделения (отделы), уровни управления и связи между ними. Все элементы взаимосвязаны между собой. При этом различают горизонтальные и вертикальные связи. Учитывая, что подразделения или отделы представляют функциональные области (функциональные зоны), структура организации может быть определена как совокупность функциональных областей и уровней управления, а также связей между ними.

В процессе хозяйственной деятельности организационные структуры предприятия объединяют его человеческие и материальные ресурсы. при этом структуры имеют общее свойство: они формируются для достижения целей, которые всегда определяют структуру организации.[2]

В силу этого каждая управленческая структура индивидуальна и обладает своими специфическими особенностями, которые в значительной степени влияют на поведение и эффективность деятельности людей в организации. При изменении цели или появлении признаков нарушения функционирования  предприятия   первой

подвергается реорганизации именно организационная структура менеджмента.

В организационную структуру включают такие понятия, как разделение работ (по функциональным признакам и уровням управления), соотношение ответственности и полномочий, делегирование полномочий, централизация и децентрализация управления, ответственность и контроль, нормы управляемости и другие понятия, определяющие ее содержательную сторону. В общем случае содержание организационной структуры определяется целями, которым она служит, и какие управленческие процессы она призвана обеспечивать на конкретном предприятии.

Все виды организационных структур имеют общие характеристики, определяющие их назначение и отличительные свойства (признаки) по отношению к другим элементам (категориям, понятиям), связанным с организацией эффективного управления предприятием.[3]

Общие характеристики организационной структуры могут быть сформулированы следующим образом:

1. Структура организации обеспечивает координацию всех функций менеджмента при осуществлении любой хозяйственной деятельности предприятия, связанной с достижением его целей.

2. Структура организации определяет права и обязанности на всех управленческих уровнях посредством определения (делегирования) полномочий и установления ответственности руководителей всех рангов.

3. Структура, принятая в конкретной организации, определяет поведение ее сотрудников (стиль менеджмента, организационная культура и эффективность труда сотрудников).

4. Организационная структура определяет эффективность деятельности предприятия, его выживание и процветание, определяемые как его успех.[4]

Приведенные характеристики отражают назначение и способность организационных структур влиять на достижение ожидаемых результатов предприятия, определяемых его целями. Кроме того, существуют внутренние свойства структуры, которые определяют условия рационального использования конкретных видов структур с учетом различных ситуационных факторов (внешних и внутренних), имеющих место на конкретном предприятии.

Организационные структуры имеют большое разнообразие видов и форм. Рассмотрим два наиболее общих подхода к классификации структур.[5]

Первый подход предусматривает разделение организационных структур на формальные и неформальные структуры.

Формальная структура – это структура, выбранная и установленная менеджерами высшего уровня путем соответствующих организационных мероприятий, приказов, распределения полномочий, правовых норм и т.д.

Формальная структура определяется (проектируется) в процессе организации хозяйственной деятельности предприятия с учетом организации и координации конкретных работ по решению производственных и социальных задач, направленных на достижение его целей.

Неформальная структура возникает на основе взаимоотношений членов коллектива, единства или противоречия их взглядов, интересов, личных целей и целей предприятия, подразделения и т.д. Неформальная структура отражает межличностные отношения в рамках формальной структуры.

Второй подход связан с разделением организационных структур на бюрократические и органические структуры. В основе такого деления лежит соотношение внутренних компонентов организационной структуры, определяющее сущность ее построения. Основными внутренними компонентами (свойствами) организационных структур являются: сложность, формализация и степень централизации (децентрализации) управления предприятием, корпорацией.

Сложность структуры означает степень дифференциации видов управленческой деятельности, в том числе функций управления (разделение по горизонтали и вертикали). Чем выше степень дифференциации, тем сложнее структура.[6]

Формализация структуры определяется степенью унификации (однотипности) управленческих правил и процедур. Чем больше установленных правил и процедур, тем сложнее структура.

Степень централизации (децентрализации) управления предприятием зависит от того, на каких уровнях менеджмента принимаются конкретные решения. Чем больше ответственных решений принимается на подчиненных уровнях управленческой иерархии, тем более децентрализована структура управления и, наоборот, чем меньше решений принимается на нижних уровнях управления, тем более централизована структура.

В зависимости от степени выраженности  указанных компонентов структуры менеджмента делятся на две группы: бюрократические и органические (адаптивные) структуры.

Бюрократическая структура является жесткой иерархией (пирамидой) управления. Органическая структура в отличие от нее является гибкой, адаптивной формой управления (см. Приложение 2). Для нее характерно небольшое число управленческих уровней, правил и инструкций, большая самостоятельность в принятии решений на низовых уровнях.[7]

 

1.2 Виды организационных структур управления

Системы управления бюрократического типа имеют ярко выраженную иерархическую структуру, которая построена по линейному, линейно-штабному, линейно-функциональному и дивизионному признакам.

Линейная структура является одной из простейших организационных структур управления и отражает самую общую ступень разделения управленческого труда. Сущность линейного управления состоит в том, что во главе каждого подразделения стоит руководитель, наделенный определенными           полномочиями,   осуществляемый      руководство подчиненными ему работниками.

Линейная       структура      управления   обеспечивает прямое воздействие на

объект управления и предусматривает реализацию в полном объеме принципа единоначалия (см. Приложение 3). Такая структура организуется только на вертикальных связях, через которые проходят все команды управления.

Линейная структура   управления   используется в небольших организациях на

низшем уровне управления, выполняющих элементарные производственные функции,    является   стройной и  формально-определенной, но вместе с тем и менее

гибкой.[8]

Линейная организационная структура управления имеет свои преимущества и

недостатки (см. Приложение 3).

Функциональную организационную структуру иногда называют традиционной или классической, ввиду того, что она была первой структурой, подвергшейся разработке и внедрению.

В такой структуре повышается эффективность управления за счет создания функциональных звеньев, участия в работе квалифицированных специалистов, передачи им полномочий и ответственности за результаты своей деятельности, специализирующихся на выполнении определенных видов работ в единой системе линейного управления (см. Приложение 4).

Информация о работе Совершенствование организационных структур управления