Совершенствование организационной структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Организация управления выступает как один из факторов трансформации экономики, через нее реализуется действие объективных законов функционирования рынка; она является организационным началом всей системы факторов радикальной реформы управления экономикой. Цель работы - обосновать важность и оценить эффективность организационной структуры, дать рекомендации по ее совершенствованию. Задачи исследования: - рассмотреть элементы и связи структуры управления; - определить связь структуры с целями, задачами и функциями управления;
- показать принципы построения структуры управления организацией; - провести анализ совершенствования организационной структуры предприятия ОАО «РосТелеком»;

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3
1. Теоретические основы совершенствования организационной структуры…5
1.1 Сущность и понятие организационной структуры ………………….5
1.2 Классификация структур управления ………………………………..9
2. Организационно-экономическая характеристика Кировского филиала ОАО «РосТелеком» ……………………………………………………………..……..12
2.1 Организационная характеристика структуры………………….……12
2.2 Основные экономические показатели Кировского филиала ОАО «РосТелеком»…………………………………………………………………….17
3. Пути повышения эффективности организации на основе совершенствования структуры управления……………………………………27
3.1 Совершенствование организационной структуры…………………27
3.2 Анализ структуры управления»……………………………………...30
3.3 Повышение эффективности ОАО «РосТелеком» путём совершенствования структуры управления……………………………………32
Заключение…………………………………………………………….……..…..34
Библиографический список..………..…………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

Копия курсовая .doc

— 339.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3

1. Теоретические основы совершенствования организационной структуры…5

1.1 Сущность и понятие организационной структуры ………………….5

1.2 Классификация структур управления ………………………………..9

2. Организационно-экономическая характеристика Кировского филиала ОАО «РосТелеком» ……………………………………………………………..……..12

          2.1 Организационная характеристика структуры………………….……12

          2.2 Основные экономические показатели Кировского филиала ОАО «РосТелеком»…………………………………………………………………….17

3. Пути повышения эффективности организации на основе совершенствования структуры управления……………………………………27

           3.1 Совершенствование организационной структуры…………………27

3.2 Анализ структуры управления»……………………………………...30

3.3 Повышение эффективности ОАО «РосТелеком» путём совершенствования структуры управления……………………………………32

Заключение…………………………………………………………….……..…..34

Библиографический список..………..…………………………………………..36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        ВВЕДЕНИЕ

Управление - это особый интеллектуальный вид деятельности, в котором занято огромное количество людей, вооруженных  современной вычислительной и организационной  техникой. Организация управления выступает  как один из факторов трансформации  экономики, через нее реализуется действие объективных законов функционирования рынка; она является организационным началом всей системы факторов радикальной реформы управления экономикой.

Ключевой проблемой в организации  управления является структура системы  управления (оргструктура). Зная структуру, можно целенаправленно воздействовать на состав и содержание отдельных элементов системы управления, приводя ее в соответствие с изменяющимися условиями производства.

Необходимость изменения организационной  структуры большинства российских предприятий, оздоровления и развития системы управления, перехода на новые стандарты управления, недостаток квалифицированных менеджеров определяют важность и актуальность для российских предприятий проблемы выбора организационной структуры управления предприятием, способствующей наиболее эффективному достижению целей. В качестве приоритетного способа решения указанной проблемы предлагается разработка и внедрение механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием. Актуальность темы определяется необходимостью рассмотрения теоретических положений для разработки практических рекомендаций для реализации механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием в условиях неопределенности, обеспечивающего повышение эффективности функционирования предприятия в целом.

Цель работы - обосновать важность и оценить эффективность организационной  структуры, дать рекомендации по ее совершенствованию.

Задачи исследования:

- рассмотреть элементы и связи структуры управления;

- определить связь структуры  с целями, задачами и функциями  управления;

- показать принципы построения  структуры управления организацией;

- провести анализ совершенствования  организационной структуры предприятия  ОАО «РосТелеком» ;

- разработать предложения по  совершенствованию структуры управления.

Объектом исследования выступает  ОАО «РосТелеком».

Предмет исследования - организационная  структура управления предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы  совершенствования структуры управления

1.1 Сущность и понятие организационной структуры

Категория "структура" относительно социально-экономических систем отражает состав, строение экономического объекта, внутреннюю форму системы. Наличие  структуры представляет неотъемлемый атрибут всех реально существующих социально-экономических систем, потому что структура придает им целостность. Структура (лат. struktura) - строение, единство устойчивых взаимосвязей между её элементами, форма организации системы. Каждый материальный объект обладает многообразием внешних и внутренних связей, способностью к переходу из одного состояния в другое. Когда количественные изменения системы выходят за пределы меры и вызывают её качественные изменения, последние всегда выступают как изменения структуры. Связь элементов в структуре подчиняется диалектике части и целого. Изменение структурных отношений в системе вызывает изменения свойств элементов, которые подчиняются общим законам развития системы как целого. Таким образом, структура характеризует взаимозависимость частей системы. Организационная структура имеет отношение непосредственно к организациям, где осуществляется та или иная совместная трудовая деятельность людей, нуждающаяся в организационных процессах: разделении труда, ресурсном обеспечении, согласовании объёмов, сроков и последовательности работы.

Организационной структурой системы  управления предприятием называется состав подсистем или элементов системы, каждому из которых соответствует  определённая функция, а так же организация  связей и отношений между подсистемами или элементами системы.

Структура управления в организации  необходима для управления различными областями деятельности предприятия - производством, закупкой, сбытом, маркетингом, финансами, НИОКР, работой с персоналом и т.д. Анализ преимуществ и недостатков различных подходов к построению системы управления на предприятии позволит сделать правильный выбор в пользу конкретных организационных структур, учитывая при этом состояние рынка и стратегию предприятия. Структура управления организации есть выражение целостности, взаимосвязи элементов управления в управляющей системе. Различают организационную структуру управления на уровне цеха, фирмы, отрасли, региона и т.п.

Основными элементами организационной  структуры управления (ОСУ) выступают:

- цели и стратегии системы;

- иерархические звенья управления или уровни принятия решений и ответственности;

- горизонтальные звенья по уровням управления, выполняющие функциональную деятельность,

- менеджеры и руководители, управленческие работники;

- субъекты внешних связей - потребители, поставщики, партнёры, финансовые структуры, конкуренты, государственные органы, социальные организации;

- связи - отношения, коммуникации, информация.

Определяющим звеном структуры  являются связи, - отношения, имеющие многогранное и многоаспектное содержание. Прежде всего, отношения по управлению имеют социально-экономическую природу, поэтому, при формировании способа связей между людьми и коллективами, осуществляющими совместную деятельность, учитывается совокупность интересов - экономических, социальных, психологических. Следует также отметить, что основное внимание уделяется связям, отражающим характер разделения труда, выделяют функциональные связи (вертикальные и горизонтальные); линейные (отношения руководства и подчинения); формальные (регламентированные) и неформальные (доверительные).

Целевое назначение структуры управления организации - обеспечить устойчивое развитие социально-экономической системы  посредством формирования, поддержания  и совершенствования способов взаимосвязи и взаимодействий системы с внешней средой и внутреннего взаимодействия элементов системы. С целевым назначением связана и способность адаптации структуры к изменяющимся условиям среды с наименьшими затратами временных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Устойчивость, рациональность, адаптивность, гибкость, управляемость, коммуникативность, надёжность, организационная культура - основные характеристики, обусловленные сущностью, свойствами и целевым назначением структуры управления.

Чтобы предприятие успешно функционировало  в целом, необходимы специальные  подразделения или должности, - выделение  подразделений предприятия основано на различии видов деятельности, управление протекающими процессами в подразделениях выполняется самими подразделениями. Поэтому организационная структура системы управления предприятием состоит из органов управления протекающими процессами и органов управления предприятием в целом (органов общего управления).

Между всеми составляющими организационной  структуры управления существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (например, числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных. Увеличение количества элементов и уровней в организационной структуре управления неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.

К структуре управления предъявляется  множество требований, отражающих её ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах  формирования организационной структуры управления. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом

- организационная структура управления  должна, прежде всего, отражать  цели и задачи организации,  а следовательно, быть подчинённой  производству и его потребностям;

- следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию;

- формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними;

- между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью

- с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.

Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей  существенное влияние на решения относительно уровня централизации и децентрализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров.

 

 

           1.2 Классификация организационных структур

Существуют разнообразные альтернативные варианты построения организационных структур. Выделяют три крупные группы структур управления:

1) бюрократические (механистические);

2) дивизиональные;

3) программно-целевые.

Рассмотрим сущность, основные черты  и классификацию организационных структур.

Бюрократические (механистические) структуры  характеризуются высокой степенью разделения труда, что приводит к  появлению высококвалифицированных  специалистов на каждой должности; развитой иерархией управления, при которой  каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему; наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, обеспечивающих чёткое выполнение сотрудниками своих обязанностей; подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам в строгом соответствии с квалификационными требованиями. Организационные структуры этого типа часто называют также классическими, или традиционными. Причина длительного масштабного использования бюрократических структур состоит в том, что их характеристики подходят для большинства промышленных фирм, организаций сферы услуг и многих других видов учреждений. Такие структуры называются также рациональными, так как предполагается, что решения, принимаемые ими, носят объективный характер. В соответствии с типами связей между элементами структуры и соответствующим распределением полномочий можно выделить два основных вида бюрократических (механистических) структур - линейные и функциональные структуры. На базе этих типов структур формируются различные комбинированные, линейно-функциональные структуры (штабное управление).

С переходом к рыночной экономике  существенно изменилась внешняя  среда деятельности фирм, что повлекло, в свою очередь, необходимость реструктурирования подавляющего большинства приватизированных  предприятий. Очевидно, что для фирм, действующих во внешней среде с быстроменяющимися потребительскими запросами и технологическими потребностями, а также осуществляющих свою деятельность одновременно на нескольких рынках и в различных странах, рассмотренные выше организационные структуры являются малоэффективными. Для организаций такого типа более подходящей будет дивизиональная структура.

Ещё один вариант построения организационных  структур - дивизиональные структуры. Их появление тесно связано с  процессом децентрализации и  диверсификации фирм и необходимостью перехода в связи с этим от функциональных форм организации к структурам, организованным по принципу отделений. Такие организационные структуры были разработаны и впервые применены в начале 1920-х годов корпорациями «Дженерал моторс» и «Дюпон». Схема управления «Дженерал моторс» послужила моделью для многих корпораций, изменение стратегии которых в сторону диверсификации и ориентации на международные рынки заставило перестраивать свою структуру и создавать среднее звено управления в виде отделений по продукту, или по различным группам потребителей, или по рынкам сбыта (регионам).

Соответственно выделяются такие  виды дивизиональных структур:

- продуктовая;

- структура, ориентированная на  потребителя;

- региональная структура.

Реализацию стратегических планов призваны обеспечить программно-целевые структуры. Программно-целевые структуры - это общий термин, используемый для обозначения новых, современных организационных структур.

Программно-целевые структуры включают два типа организационных структур:

1) адаптивные (включают проектную,  матричную структуру и структуру  типа конгломерата);

2) структуры управления, ориентированные  на нововведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          2. Организационно-экономическая характеристика Кировского филиала ОАО «РосТелеком»

          2.1 Организационная характеристика  структуры

ОАО «Ростелеком» — национальная телекоммуникационная компания России— является крупнейшей российской телекоммуникационной компанией.

     В своем  нынешнем виде компания существует  с апреля 2011 года, когда к национальному оператору дальней связи ОАО «Ростелеком» присоединились межрегиональные компании связи ОАО «ЦентрТелеком», ОАО «Северо-Западный Телеком», ОАО «Южная телекоммуникационная компания», ОАО «ВолгаТелеком», ОАО «Уралсвязьинформ», ОАО «Сибирьтелеком», ОАО «Дальсвязь» и ОАО «Дагсвязьинформ».

Информация о работе Совершенствование организационной структуры