Шпаргалка по "Теории организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:46, шпаргалка

Описание работы

Сущность и функции планирования в управлении.
Понятие, задачи планирования.
Основные принципы планирования.
Методы планирования.
Плановые расчеты и показатели

Работа содержит 1 файл

ОП.doc

— 374.50 Кб (Скачать)

Определяемые п/п цели и задачи должны иметь четко выраженное числовое значение, которое явл-ся ориентиром для контроля достижения данных целей. Величина данных показателей опред-ся на основе плановых расчетов. Плановыми расчетами называются процесс и результат определения величины тех или иных показателей, которые должны и могут быть достигнуты п/п за определенный период времени.

При осуществлении плановых расчетов учитываются различные  показатели внутренней и внешней  среды п/п.

Во внутренней среде учитываются такие показатели, как производительность оборудования и персонала, наличие необходимых финансовых ресурсов и технологий и др.

Во внешней среде  учитываются такие показатели, как  спрос на данную продукцию или  услуги, предложение конкурентов, возможные  законодательные ограничения и др.

Плановые  показатели – это конкретные планировавшиеся показатели деят-ти организации, достигнутые в различных функциональных областях к определенному моменту времени. Плановые расчеты и плановые показатели далеко не всегда совпадают. При благоприятных усл-ях плановые показатели могут превосходить плановые расчеты и наоборот.

Главными конечными результатами деятти п/п выступают различные финансовые показатели, отражающие, прежде всего, доходность и прибыльность п/п. На их величину оказывают влияние многие производственные, трудовые, соц., эк. и иные промежуточные показатели. 
Все основные плановые показатели принято группировать по таким направлениям деят-ти п/п, как производство и освоение новой продукции, труд и социальное развитие, материально-техническое обеспечение, инвестирование, финансы, реклама, кредитование и др. 

 

6.Система планов предприятия, их взаимосвязь.

В хозяйственной практике отечественных п/п общепризнано выделяются две основные системы (вида) рыночного планирования:

1.Технико-эк. планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики п/п в их единстве и взаимозависимости, как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-эк. показатели и т.п.

2.Оперативно-производственное  планирование явл-ся следствием технико-эк. и предс-т собой его последующие развитие и завершение. На данном этапе устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехам, участкам и рабочим местам, осущ-ся разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью управления процессом производства.

Система планов на п/п может быть систематизирована по таким основным классификационным признакам как:

1)  по содержанию: технико-эк., оперативно-производственные, организационно-технические, соц.-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегическое, программное и другие;

2)  по уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на п/п различают такие виды, как корпоративное и заводское – на высшем уровне управления. На среднем уровне применяется цеховая система планирования, на нижнем – производственная, которая охватывает участки, бригады и рабочее место;

3)  по методам обоснования находят применение системы рыночного, индикативного и административного или централизованного планирования;

4)  по времени охвата планирование бывает краткосрочным или текущим (один год, квартал, декада или неделя), среднесрочным в пределах (1-3 лет) и долгосрочным или перспективным (от 3 до 10 лет);

5)  по сфере применения планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное;

6)  по стадиям разработок планирование бывает предварительным, на этапе которого разрабатываются проекты планов, и окончательным;

7)  по степени точности планирование бывает уточненным и укрупненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня квалификации разработчиков планов;

8)  по типам целей планирование может быть оперативным, тактическим, стратегическим и нормативным.

Всякое планирование как процесс практической деят-ти вкл-т обычно несколько этапов или стадий, основное назначение которых состоит в следующем:

-  формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития п/п;

-  обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить (достичь) п/п в предстоящий период;

-  планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;

-  определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;

-  проектирование и внедрение планов;

-  контроль выполнения планов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Стратегическое планирование предприятия.

Стратегическое  планирование деят-ти п/п явл-ся основой всего процесса планирования, поскольку опред-т основные направления развития п/п на ближайшую и отдаленную перспективы. На основе определенных стратегических планов п/п формируется вся система планов, для которых она выступает в качестве ориентира и ограничителя при возможных отклонениях в планах отдельных подразделений и п/п в целом.

В теории планирования под  развитием принято понимать соответствующие  изменения существующей производственной или эк. системы, достижение необходимого ее роста и обновления отдельных подсистем или их частей.

Стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый эк. рост и желаемый уровень развития п/п на предстоящий долгосрочный период.

1.стратегический план задает перспективные направления развития п/п, определяет основные виды деят-ти организации, позволяет увязывать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деят-ть, а также позволяет лучше понимать структуру потребностей, процессы планирования, продвижения и сбыта продукции, механизм формирования рыночных цен.

2.устанавливает каждому подразделению, всей организации конкретные и четкие цели, которые согласуются с общей стратегией развития п/п.

3.обеспечивает координацию усилий всех функциональных служб организации.

4.стратегический подход стимулирует менеджеров фирмы лучше оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможностей, ограничений и изменений окружающей среды.

5.план определяет альтернативные действия организации на долгосрочный период.

6.создает основу для распределения ограниченных эк. ресурсов.

7.демонстрирует важность практического применения основных функций планирования, организации, управления, контроля и оценки деятельности п/п как единую систему современного менеджмента.

Процесс стратегического планирования на п/п вкл-т осуществление следующих взаимосвязанных функций:

1) определение долгосрочной  стратегии, основных идеалов,  целей и задач развития п/п;

2) создание стратегических  хозяйственных подразделений на п/п;

З) обоснование и уточнение основных целей проведения маркетинговых исследований рынка;

4) осуществление ситуационного  анализа и выбор направления эк. роста фирмы;

5) разработка основной  стратегии маркетинга и укрупненное  планирование производства продукции;

6) выбор тактики и  уточненное планирование способов и средств достижения поставленных задач;

7) контроль и оценка  основных результатов, корректировка  выбранной стратегии и способов ее реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Планирование потенциала п/п (научно-технического и соц. развития).

Потенциал п/п - совокупность показателей или факторов, характеризующих его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и многие другие производственные резервы, которые могут быть использованы в эк. дея-ти.

В качестве основного ограничителя роста потенциала п/п выступает ограниченность различных ресурсов, используемых конкретным п/п. Наиболее ценным ресурсом практически для любой организации явл-ся люди, потенциал которых должен использоваться максимально эффективно.

Согласно современному представлению, основные ресурсы п/п, работающего в рыночных усл-ях можно разделить на две большие категории – материальные и людские и четыре основных вида:

-Земля (природные ресурсы) представленные в виде полезных ископаемых, земельных угодий, лесных массивов, запасов воды, воздуха и т.д.

-Трудовые ресурсы – совокупность умственных и физических способностей людей, необходимых для осуществления производственного процесса.

-Капитал (инвестиционные ресурсы) – весь запас накопленных материальных средств: производственное оборудование, технологическая оснастка и инструменты, сырье и материалы.

-Предпринимательские (творческие) способности людей – способность найти перспективное направление деятельности, организовать производственный процесс и успешно управлять данной деят-тью.

Планирование развития потенциала п/п вкл-т следующие этапы:

1.оценка структуры, динамики и эффективности использования производственных ресурсов и возможностей п/п, его доли и занимаемого положения на рынке;

2.определение уровня конкурентоспособности основных видов продукции и услуг, самого п/п и его совокупного потенциала;

3.анализ имеющихся производственных резервов и потерь эк. ресурсов на п/п;

4.выбор основной стратегии и тактики развития потенциала п/п;

5.планирование развития потенциала п/п с учетом выбранных целей и имеющихся ограничений ресурсов;

6.осущ-ние запланированных мероприятий, связанных с обеспечением эк. роста и развития потенциала п/п.

  • Планирование технического прогресса п/п включает планирование повышения его технического уровня и улучшения организации производства, научной организации труда, капитального ремонта основных фондов, производства новых видов продукции и проведения научно-исследовательских работ.

Показателями технического уровня производства явл-ся специализация производства, трудоемкость продукции, производительность труда, себестоимость продукции, рентабельность производства и уровень механизации и автоматизации производства.

План повышения технического уровня и улучшения организации производства п/п вкл-т следующие мероприятия (по разделам): 
I. Повышение технического уровня производства: (механизация производства; автоматизация производства; внедрение прогрессивной технологии; модернизация производства и замена устаревшего оборудования.) 
II. Совершенствование систем управления, планирования и организации производства. 
III. Внедрение мероприятий по научной организации труда, в том числе: (внедрение передовых проектов организации рабочих мест отдельно для рабочих и ИТР и служащих; совершенствование разделения и кооперации труда; совершенствование нормирования и оплаты труда, в том чис,ле — внедрение передовых норм и нормативов труда раздельно для рабочих и ИТР

и служащих; улучшение  условий труда.

IV. Улучшение качества продукции.

V. Прочие оргтехмероприятия.

 

 

 

 

 

9.Планирование производства и сбыта продукции.

План  производства опред-т генеральное направление перспективного роста всех подразделений организации, основной профиль плановой организационной и управленческой деят-ти, а также главные цели и задачи.

Планирование  производства и реализации продукции предс-т собой процесс разработки и выполнения основных показателей годового плана, вкл-щих предвидение потребностей рынка на ближайшую и отдаленную перспективу. Для этого необходимы выбор и обоснование важнейших направлений производственной и предпринимательской деят-ти, установление объемов производства и реализации продукции, расчет потребности всех видов эк. ресурсов.

В годовом плане  производства содержится связанная  система следующих плановых показателей:

  • основная цель производственной деят-ти организации и ее отдельных подразделений;
  • объемы и сроки производства с указанием конкретных количественных и качественных показателей по всей номенклатуре товаров;
  • расчет производственной мощности п/п и его подразделений, подтверждающий ее сбалансированность с годовыми объемами производства и реализации;
  • определение потребности ресурсов на выполнение годовой производственной программы;
  • распределение планируемых работ по основным цехам – исполнителям заказов, а также срокам изготовления и поставки продукции на рынок;
  • выбор средств и методов достижения запланированных показателей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки оборудования и производственных площадей;
  • обоснование методов и форм организации производства запланированной продукции и контроля выполнения планов производства и реализации продукции.

На основе плана производства разрабатываются социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансово-инвестиционные и другие разделы долгосрочного и текущего планов.

К основным плановым показателям  относятся: (Номенклатура; Ориентировочная сумма капиталовложений; Ориентировочные сроки исполнения; Ответственные исполнители; Эффективность: достижение цели, окупаемость затрат.)

Производственная программа п/п предс-т собой развернутый (комплексный) план производства и продажи продукции, харак-щий годовой объем, номенклатуру, качество и сроки выпуска продукции. 
Разработка плана продажи (реализации продукции) явл-ся завершающим этапом составления производственной программы п/п. В то же время план продажи (сбыта продукции) служит основой для составления общехозяйственных и внутрифирменных смет затрат на производство и реализацию товаров.В любом плане продаж, как правило, указывается кол-во продукции каждого вида, а также работ и услуг, которые будут реализованы в предстоящий период хозяйственной деят-ти фирмы

Информация о работе Шпаргалка по "Теории организации"