Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:46, шпаргалка
Сущность и функции планирования в управлении.
Понятие, задачи планирования.
Основные принципы планирования.
Методы планирования.
Плановые расчеты и показатели
Определяемые п/п цели и задачи должны иметь четко выраженное числовое значение, которое явл-ся ориентиром для контроля достижения данных целей. Величина данных показателей опред-ся на основе плановых расчетов. Плановыми расчетами называются процесс и результат определения величины тех или иных показателей, которые должны и могут быть достигнуты п/п за определенный период времени.
При осуществлении плановых расчетов учитываются различные показатели внутренней и внешней среды п/п.
Во внутренней среде учитываются такие показатели, как производительность оборудования и персонала, наличие необходимых финансовых ресурсов и технологий и др.
Во внешней среде учитываются такие показатели, как спрос на данную продукцию или услуги, предложение конкурентов, возможные законодательные ограничения и др.
Плановые показатели – это конкретные планировавшиеся показатели деят-ти организации, достигнутые в различных функциональных областях к определенному моменту времени. Плановые расчеты и плановые показатели далеко не всегда совпадают. При благоприятных усл-ях плановые показатели могут превосходить плановые расчеты и наоборот.
Главными конечными результатами деятти п/п выступают
различные финансовые
показатели, отражающие, прежде всего,
доходность и прибыльность п/п. На их величину
оказывают влияние многие производственные,
трудовые, соц., эк. и иные промежуточные
показатели.
Все основные плановые показатели принято
группировать по таким направлениям деят-ти
п/п, как производство и освоение новой
продукции, труд и социальное развитие,
материально-техническое обеспечение,
инвестирование, финансы, реклама, кредитование
и др.
6.Система планов предприятия, их взаимосвязь.
В хозяйственной практике отечественных п/п общепризнано выделяются две основные системы (вида) рыночного планирования:
1.Технико-эк. планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики п/п в их единстве и взаимозависимости, как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-эк. показатели и т.п.
2.Оперативно-производственное планирование явл-ся следствием технико-эк. и предс-т собой его последующие развитие и завершение. На данном этапе устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехам, участкам и рабочим местам, осущ-ся разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью управления процессом производства.
Система планов на п/п может быть систематизирована по таким основным классификационным признакам как:
1) по содержанию: технико-эк., оперативно-производственные, организационно-технические, соц.-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегическое, программное и другие;
2) по уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на п/п различают такие виды, как корпоративное и заводское – на высшем уровне управления. На среднем уровне применяется цеховая система планирования, на нижнем – производственная, которая охватывает участки, бригады и рабочее место;
3) по методам обоснования находят применение системы рыночного, индикативного и административного или централизованного планирования;
4) по времени охвата планирование бывает краткосрочным или текущим (один год, квартал, декада или неделя), среднесрочным в пределах (1-3 лет) и долгосрочным или перспективным (от 3 до 10 лет);
5) по сфере применения планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное;
6) по стадиям разработок планирование бывает предварительным, на этапе которого разрабатываются проекты планов, и окончательным;
7) по степени точности планирование бывает уточненным и укрупненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня квалификации разработчиков планов;
8) по типам целей планирование может быть оперативным, тактическим, стратегическим и нормативным.
Всякое планирование как процесс практической деят-ти вкл-т обычно несколько этапов или стадий, основное назначение которых состоит в следующем:
- формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития п/п;
- обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить (достичь) п/п в предстоящий период;
- планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;
- определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
- проектирование и внедрение планов;
- контроль выполнения планов.
7.Стратегическое планирование предприятия.
Стратегическое планирование деят-ти п/п явл-ся основой всего процесса планирования, поскольку опред-т основные направления развития п/п на ближайшую и отдаленную перспективы. На основе определенных стратегических планов п/п формируется вся система планов, для которых она выступает в качестве ориентира и ограничителя при возможных отклонениях в планах отдельных подразделений и п/п в целом.
В теории планирования под развитием принято понимать соответствующие изменения существующей производственной или эк. системы, достижение необходимого ее роста и обновления отдельных подсистем или их частей.
Стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый эк. рост и желаемый уровень развития п/п на предстоящий долгосрочный период.
1.стратегический план задает перспективные направления развития п/п, определяет основные виды деят-ти организации, позволяет увязывать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деят-ть, а также позволяет лучше понимать структуру потребностей, процессы планирования, продвижения и сбыта продукции, механизм формирования рыночных цен.
2.устанавливает каждому подразделению, всей организации конкретные и четкие цели, которые согласуются с общей стратегией развития п/п.
3.обеспечивает координацию усилий всех функциональных служб организации.
4.стратегический подход стимулирует менеджеров фирмы лучше оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможностей, ограничений и изменений окружающей среды.
5.план определяет альтернативные действия организации на долгосрочный период.
6.создает основу для распределения ограниченных эк. ресурсов.
7.демонстрирует важность практического применения основных функций планирования, организации, управления, контроля и оценки деятельности п/п как единую систему современного менеджмента.
Процесс стратегического планирования на п/п вкл-т осуществление следующих взаимосвязанных функций:
1) определение долгосрочной стратегии, основных идеалов, целей и задач развития п/п;
2) создание стратегических хозяйственных подразделений на п/п;
З) обоснование и уточнение основных целей проведения маркетинговых исследований рынка;
4) осуществление ситуационного анализа и выбор направления эк. роста фирмы;
5) разработка основной
стратегии маркетинга и
6) выбор тактики и уточненное планирование способов и средств достижения поставленных задач;
7) контроль и оценка
основных результатов,
8.Планирование потенциала п/п (научно-технического и соц. развития).
Потенциал п/п - совокупность показателей или факторов, характеризующих его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и многие другие производственные резервы, которые могут быть использованы в эк. дея-ти.
В качестве основного ограничителя роста потенциала п/п выступает ограниченность различных ресурсов, используемых конкретным п/п. Наиболее ценным ресурсом практически для любой организации явл-ся люди, потенциал которых должен использоваться максимально эффективно.
Согласно современному представлению, основные ресурсы п/п, работающего в рыночных усл-ях можно разделить на две большие категории – материальные и людские и четыре основных вида:
-Земля (природные ресурсы) представленные в виде полезных ископаемых, земельных угодий, лесных массивов, запасов воды, воздуха и т.д.
-Трудовые ресурсы – совокупность умственных и физических способностей людей, необходимых для осуществления производственного процесса.
-Капитал (инвестиционные ресурсы) – весь запас накопленных материальных средств: производственное оборудование, технологическая оснастка и инструменты, сырье и материалы.
-Предпринимательские (творческие) способности людей – способность найти перспективное направление деятельности, организовать производственный процесс и успешно управлять данной деят-тью.
Планирование развития потенциала п/п вкл-т следующие этапы:
1.оценка структуры, динамики и эффективности использования производственных ресурсов и возможностей п/п, его доли и занимаемого положения на рынке;
2.определение уровня конкурентоспособности основных видов продукции и услуг, самого п/п и его совокупного потенциала;
3.анализ имеющихся производственных резервов и потерь эк. ресурсов на п/п;
4.выбор основной стратегии и тактики развития потенциала п/п;
5.планирование развития потенциала п/п с учетом выбранных целей и имеющихся ограничений ресурсов;
6.осущ-ние запланированных мероприятий, связанных с обеспечением эк. роста и развития потенциала п/п.
Показателями технического уровня производства явл-ся специализация производства, трудоемкость продукции, производительность труда, себестоимость продукции, рентабельность производства и уровень механизации и автоматизации производства.
План повышения технического
уровня и улучшения организации производства
п/п вкл-т следующие мероприятия (по разделам):
I. Повышение технического уровня производства:
(механизация производства; автоматизация
производства; внедрение прогрессивной
технологии; модернизация производства
и замена устаревшего оборудования.)
II. Совершенствование систем управления,
планирования и организации производства.
III. Внедрение мероприятий по научной организации
труда, в том числе: (внедрение передовых
проектов организации рабочих мест отдельно
для рабочих и ИТР и служащих; совершенствование
разделения и кооперации труда; совершенствование
нормирования и оплаты труда, в том чис,ле
— внедрение передовых норм и нормативов
труда раздельно для рабочих и ИТР
и служащих; улучшение условий труда.
IV. Улучшение качества продукции.
V. Прочие оргтехмероприятия.
9.Планирование производства и сбыта продукции.
План производства опред-т генеральное направление перспективного роста всех подразделений организации, основной профиль плановой организационной и управленческой деят-ти, а также главные цели и задачи.
Планирование производства и реализации продукции предс-т собой процесс разработки и выполнения основных показателей годового плана, вкл-щих предвидение потребностей рынка на ближайшую и отдаленную перспективу. Для этого необходимы выбор и обоснование важнейших направлений производственной и предпринимательской деят-ти, установление объемов производства и реализации продукции, расчет потребности всех видов эк. ресурсов.
В годовом плане производства содержится связанная система следующих плановых показателей:
На основе плана производства
разрабатываются социально-
К основным плановым показателям относятся: (Номенклатура; Ориентировочная сумма капиталовложений; Ориентировочные сроки исполнения; Ответственные исполнители; Эффективность: достижение цели, окупаемость затрат.)
Производственная
программа п/п предс-т собой развернутый (комплексный)
план производства и продажи продукции,
харак-щий годовой объем, номенклатуру,
качество и сроки выпуска продукции.
Разработка плана
продажи (реализации продукции) явл-ся завершающим этапом составления
производственной программы п/п. В то же
время план продажи (сбыта продукции) служит
основой для составления общехозяйственных
и внутрифирменных смет затрат на производство
и реализацию товаров.В любом плане продаж,
как правило, указывается кол-во продукции
каждого вида, а также работ и услуг, которые
будут реализованы в предстоящий период
хозяйственной деят-ти фирмы