Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:46, шпаргалка
Сущность и функции планирования в управлении.
Понятие, задачи планирования.
Основные принципы планирования.
Методы планирования.
Плановые расчеты и показатели
«Организация производства на предприятиях отрасли».
1.Сущность и функции планирования в управлении
Планирование деят-ти п/п позволяет повысить эффективность процесса приобретения ресурсов, их переработки и реализации готовой продукции посредством снижения затрат и ↑ прибыли за счет эффективной сбытовой деят-ти.
В процессе планирования деят-ти обесп-ся необходимое равновесие между производством и потреблением продукции и услуг.
В усл-ях рынка функция планирования состоит не только в том, чтобы определить во времени и в пространстве те действия, которые позволят предложить рынку востребуемую продукцию. В числе функций современного планирования выделяют:
-Обеспечение деят-ти организации всеми необходимыми ресурсами (производственными, материальными, трудовыми, финансовыми, информационными) с заданными характеристиками и при максимальном снижении затрат на их закупку;
-Организация максимально эффективного сбыта продукции путем выявления наиболее перспективных рынков и использования современных методов управления товарными потоками для сокращения затрат на сбыт;
-Обеспечение максимально полной и эффективной занятости и использования всех имеющихся у организации ресурсов (трудовых, производственных, финансовых, информационных и др.);
-Обеспечение бесперебойности производственного процесса путем согласования во времени и в пространстве различных составляющих производственной деят-ти.
Сущность планирования на предприятии состоит в:
-Обосновании поставленных целей и определяемых задач для их достижения;
-Учете потребностей рынка при разработке производственной и коммерческой деят-ти;
-Определении видов, объемов и сроков производства продукции и услуг;
-Определении средств и наилучших путей достижения поставленных целей;
-Оценке степени достижения поставленных целей на промежуточных этапах и корректировке производственной деят-ти при необходимости.
2.Понятие, задачи планирования
Планирование - это определение целей и задач п/п на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. Основная задача планирования - разработать программу действий для получения п/п максимально возможной прибыли как результата согласованного осущ-ния его важнейших функций: производственной, инновационной, технологической, организационной, соц. и др. Кроме того, многие п/п видят в планировании средство для преодоления возникающих диспропорций, для эффективного и рационального использования ресурсов, для обеспечения ритмичности производственного процесса, устранения неопределенности, а также рассматривают планирование как возможность воздействия на нежелательные с точки зрения интересов п/п факторы.
Решение указанных задач может быть обеспечено следующим образом:
- предвидение вероятных
рыночных тенденций и
- целенаправленное повышение контролируемой п/п доли рынка;
- исследование требований потребителей, формирование производственной программы, ориентированной на их запросы;
- точный учет условий
конкуренции, выпуск
- применение более эффективных (экономичных) технологий и оборудования;
- поддержание высокой
репутации фирмы у
- материальное и моральное
стимулирование трудового
Для обеспечения максимальной прибыльности п/п планирует конкретные направления работы:
- улучшения конечных показателей деят-ти (прежде всего финансовых);
- ↓ издержек;
- расширение производства
и ↑ объемов продаж по
- технологическое развитие (повышение производительности труда);
- социальное развитие.
3.Основные принципы планирования.
1) Принцип обоснованности целей и задач п/п.
При этом выделяют цели:
- хозяйственно-эк., обеспечивающие эффективность производства;
- производственно-
- научно-технические, обеспечивающие НТП;
- социальные, обесп-щие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников п/п;
- экологические, обесп-щие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду.
2) Принцип системности. Он означает, что планирование предс-т целую систему планов и охватывает все сферы деят-ти п/п;
3) Принцип научности. Требует учета перспектив научно-технического прогресса и применения научно обоснованных прогрессивных норм использования всех видов ресурсов;
4) Принцип непрерывности. Означает параллельное сочетание текущего и перспективного планирования;
5) Принцип сбалансированности плана. Указывает на количественное соответствие между взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребностями в ресурсах и их наличием;
6) Принцип директивности. В соответствии с ним план приобретает силу закона для всех подразделений предприятия после утверждения его руководителем п/п.
Важнейшими целями, которые преследуются в планировании на п/п, как правило, явл-ся: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке.
В зависимости от продолжительности планового периода выделяют перспективное (долгосрочное и среднесрочное) и текущее (краткосрочное) планирование.
Долгосрочное планирование обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды и определяет общую стратегию п/п в рамках, "продукт-рынок". При составлении плана изучаются варианты расширения производства и ↓ издержек. Прогнозируются изменения в номенклатуре продукции и уточняется политика в функциональных сферах.
Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х лет) учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. Разрабатывается план п/п по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый план.
Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д.
4.Методы планирования.
1. Нормативный - на основе прогрессивных норм использования ресурсов. Суть метода заключается в том, что на п/п в процессе планирования применяется целая система норм и нормативов (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, нормативы использования машин и оборудования, нормативы организации производственного процесса, длительность производственного цикла, запасы сырья, материалов и топлива, незавершенного производства, финансовые нормативы и др.).
Этот метод целесообразно использовать только в том случае, если при этом используется прогрессивная нормативная база, т. е. когда нормы и нормативы имеют прогрессивный характер и, кроме того, пересмотрены с учетом планируемых мероприятий по внедрению новой техники и технологии, а также совершенствованию организации производства и труда.
2. Балансовый - целенаправленное согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов.
При использовании этого метода составляют различного рода балансы:
- материальные (балансы топлива, электроэнергии, оборудования, строительных материалов и т. д.);
- трудовые (баланс рабочей силы, баланс рабочего времени);
- финансовые (баланс денежных доходов и расходов, бухгалтерский баланс, кассовый план и др.);
- комплексные (баланс производственной мощности).
3. Метод планирования по технико-эк. факторам применяется в основном при планировании издержек производства и реализации продукции, производственной программы и некоторых других разделов плана п/п (например, план по труду и кадрам).
При этом методе планирования должны быть учтены многочисленные факторы:
- технические (внедрение новой техники и технологии, новых материалов, реконструкция и техническое перевооружение п/п и др.);
- совершенствование организации производства и труда;
- изменение объема производства, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;
- рыночные (инфляция);
- особые факторы, связанные со спецификой п/п, производства, региона.
4. Экстраполяции - выявленные в прошлом тенденции развития п/п распространяются на будущий период;
5. Интерполяции – п/п устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, опред-т промежуточные плановые показатели;
6. Факторный - на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей;
7. Матричный - путем построения моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями;
5.Плановые расчеты и показатели.
В условиях рынка на п/п действует система взаимосвязанных планово-эк. показателей и механизмов, опред-щих конечный результат любой производственной, финансовой, трудовой и других видов деят-ти. Они выполняют важную регулирующую роль в производстве и предпринимательстве.