Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:23, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие сетевого бизнеса в России в настоящее время имеет экстенсивный характер. При этом существует две взаимодополняемые проблемы, первая из которых заключается в недостаточной эффективности управления сетевым бизнесом, а вторая – в отсутствии сбалансированных механизмов повышения его инновационности. Таким образом, поставленная проблема требует анализа и оценки.
Целью работы является анализ факторов внешней и внутренней среды сетевой организации. Достижение поставленной цели предполагает решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы и специфику деятельности сетевых предприятий, а также уточнить характер управления сетевыми компаниями в условиях современной рыночной экономики;
Введение
1. Теоретический анализ сетевых предприятий…………………………….
1.1 Общее понятие и сущность сетевых организаций……………………..
1.2 Современное состояние и развитие сетевых организаций……………
1.3 Внешняя среда сетевых организаций …………………………………
1.4 Внутренняя среда сетевых организаций ……………………………..
2. Анализ факторов рыночного окружения сети супермаркетов «Магнит»
3.1 Анализ факторов внешней среды сети ЗАО «Тандер» ………………
3.2 Анализ факторов внутренней среды сети супермаркетов «Магнит»
Заключение……………………………………………………………………..43
Список литературы…………………………………………………………….44
Рисунок
6 - Лояльность потребителей среди конкурентов
сети «Магнит»
Наиболее посещаемой сетью супермаркетов является Седьмой Континент (51% - покупка в течение последних 6 месяцев, 14% - регулярные покупки), на втором месте – Рамстор (48% и 13%), а на третьем – Перекресток (48% и 11%).
Помимо
конкурентов, наиважнейшим фактором внешней
среды сети «Магнит» являются поставщики
продукции. В рамках курсовой работы невозможно
дать полный анализ данного фактора, однако
можно попытаться дать укрупненный обзор.
В таблице 3 приведена группировка основных
поставщиков сети «Магнит» по основным
товарным группам.
Таблица 3 Основные поставщики сети «Магнит»
Товарная группа поставщика | Количество поставщиков | Основные поставщики |
Товарная группа «Молоко и молочные продукты» | 26 | Данон, Веселый молочник, Вимм-Биль-Дан, Кореновский молочный комбинат |
Товарная группа «Яйца и яичные товары» | 3 | Тимашевская птицефабрика |
Товарная группа «Пищевые жиры» | 9 | ЗАО «Масложиркомбинат «Краснодарский» |
Товарная группа «Рыба и рыбные товары» | 4 | ЗАО «Невская рыбка», Ахтарский рыбзавод, ООО «Фортуна» |
Товарная группа «Сахар» | 2 | ЗАО «Южный трест» |
Товарная группа «Мучные и крупяные товары» | 11 | ООО «Сититрейдинг», ОАО «Русский продукт», ЗАО «Агроальянс», Краснодарский хлебокомбинат № 6 |
Товарная группа «Кондитерские товары» | 13 | ЗАО «Нестле Фудз», ООО «Белореченские торты», ООО «Смак» |
Товарная группа «Минеральная вода, напитки» | 57 | ЗАО «Висма», ООО «Меркурий», ООО «Горячий ключ», Вимм-Биль-Дан |
Товарная группа «Мясо и мясные товары» | 9 | ЗАО «Троицкое», ОАО «Медведовский мясоконсервный комбинат» |
Прочее | 141 |
Помимо отношений поставки со сторонними юридическими лицами сеть «Магнит» ведет работу с подрядчиками также по другим направлениям своей деятельности.
Ниже представлен перечень основных направлений договорной работы и принципы сотрудничества с контрагентами сети «Магнит» (см. таблицу 4).
Как
видно из представленной таблицы, сеть
«Магнит» имеет большое количество различных
договоров с подрядчиками самой различной
направленности - от профильной деятельности
до обеспечения хозяйственных операций.
В таблице 4 приведены основные деловые
партнеры, с которыми сеть связана договорными
отношениями.
Таблица 4 Договорная работа сети «Магнит»
Контрагент/Партнер | Характер сотрудничества | Действие договора | Сфера действия |
ОАО «Кубаньэнерго» | постоянный | срочный с продлением | поставки электроэнергии |
ОАО «Трансторг» | периодический | срочный | транспортно-экспедиторские услуги |
ООО «АльтерПро» | постоянный | бессрочный | поставка, наладка, ремонт холодильного и прочего торгового оборудования |
ООО «Поллет» | периодический | срочный на конкретную поставку | поставки мебели и аксессуаров |
АКГ «Ваш СоветникЪ» | постоянный | бессрочный | юридический консалтинг, аудиторские услуги |
Кадровое агентство «Весна» | сезонный | срочный на сезон | подбор и предоставление кадров для постоянного или временного трудоустройства |
ООО «Кубань-Информ Холдинг» | периодический | срочный на разовое оказание услуги | консалтинг и обслуживание в сфере ИТ |
ЗАО «Интерфорум» | сезонный | срочный на разовое оказание услуги | аренда производственных, складских, торговых помещений |
По характеру сотрудничества контрагентов сети «Магнит» можно разделить на три группы: а) постоянное сотрудничество - поставка электроэнергии и оборудования; б) сезонное сотрудничество - обеспечение персоналом на время разовых работ или постоянного трудоустройства и предоставление аренды; в) периодическое сотрудничество - поставки мебельной продукции и информационный консалтинг по мере необходимости.
Также
можно отметить различие в сроков
действия договоров: с постоянными
контрагентами и партнерами как
правило заключены рамочные бессрочные
договоры, которые автоматически
продлеваются по истечении календарного
года; с сезонными контрагентами
заключаются разовые договора, действующие
на время сезона; с периодическими
контрагентами также
Следующий важный элемент внешней среды сети «Магнит» – потребители. Для анализа потребителей целесообразнее всего использовать данные отдела маркетинга, проводящего периодический мониторинг покупательской активности.
В ходе этого маркетингового мониторинга был составлен социально-демографический портрет покупателя сети супермаркетов «Магнит» в г. Краснодаре и также была проведена оценка частоты покупок конкретных товарных групп.
Для выявления информации о том,
сколько составляют расходы на продукты
питания в семье, респондентам предлагался
следующий вопрос: «Какую долю в бюджете
Вашей семьи составляют расходы на продукты
питания?». Данные ответов представлены
на рисунке 7.
Рисунок 7 - Доля расходов покупателей на продукты питания
Из рисунка 7 видно, что половина опрошенных респондентов (51%) ежемесячно тратят на продукты питания практически весь семейный бюджет.
В целях изучения структуры уровня доходов покупателей был задан вопрос относительно уровня доходов в семье. Результаты представлены на рисунке 8.
Рисунок 8 - Распределение уровня доходов
покупателей сети супермаркетов «Магнит»
На рисунке 8 видно, что большую долю покупателей супермаркета составляют люди с доходами от 2000 до 5000 руб. (43%) и от 5000 до 10000 руб. (31%), то есть со средним материальным достатком и достатком ниже среднего.
Результаты относительно критериев продуктов, которые являются важными при покупке распределились следующим образом:
1) качество продукта;
2) упаковка;
3) цена товара;
4)
фирма-производитель (см. рисунок 9).
Рисунок 9 - Степень важности показателей
продуктов для покупателей сети
На рисунке 9 наглядно видно, что первостепенными факторами при принятии решения о покупке того или иного продукта питания для покупателя супермаркета «Магнит» являются, во-первых, качество продукта (9,2 балла) и во-вторых, упаковка товара (8,9 балла). Взаимосвязь этих критериев очевидна, так как дизайн упаковки, ее эстетический вид, ее удобство для потребителя ассоциируются у покупателя с качеством самого товара.
В ходе исследования также выяснилось, что в структуре покупателей супермаркетов «Магнит» по полу, по доходам и по расходам на продукты питания можно выделить основной сегмент - это женщины со средним уровнем доходов, основные расходы которых приходятся на продовольственные товары.
Для
основной массы покупателей
2.2
Анализ факторов внутренней
среды сети супермаркетов
«Магнит»
Так как сеть супермаркетов «Магнит» не является производственным или финансовым предприятием, а осуществляет свою профессиональную деятельность в сфере розничной торговли продуктами питания и бытовыми товарами, то для предприятия не все факторы внутренней среды являются основополагающими. Важнейшими факторами внутренней среды для супермаркетов «Магнит» как сетевой торговой организации будут являться такие факторы, как персонал и производство (в данном случае – товарный ассортимент).
Анализ
персонала как фактора
Таблица 5 Общие данные о персонале сети супермаркетов «Магнит» в г. Краснодар
Показатели движения | 2009 г. | 2010 г. |
Численность персонала на конец года, чел. | 1796 | 1803 |
Принято на работу, чел. | 165 | 218 |
Выбыло,
чел.
в том числе: |
129 | 133 |
по собственному желанию | 129 | 131 |
уволено за нарушение трудовой дисциплины | - | 2 |
Численность персонала на конец года, чел. | 1832 | 1890 |
Среднесписочная численность персонала, чел. | 1814 | 1846,5 |
Коэффициент оборота по приему работников | 0,119 | 0,079 |
Коэффициент оборота по выбытию работников | 0,015 | 0,014 |
Коэффициент текучести кадров | 0,015 | 0,021 |
Наиболее
полной характеристикой персонала как
фактора внутренней среды является социальная
структура персонала, сгруппированная
по 12 признакам: пол, возраст, стаж работы,
образование и так далее. В таблице 6 приведен
анализ персонала сети «Магнит» по одному
из общих признаков – возрасту.
Таблица 6 Распределение сотрудников сети супермаркетов «Магнит» в г. Краснодаре по возрасту
Группы сотрудников по возрасту, лет | Численность рабочих на конец года, чел. | Удельный вес, % | ||||
2008 | 2009 | 2010 | 2008 | 2009 | 2010 | |
До 20 | 2840 | 3200 | 3160 | 5,3 | 5,9 | 0,3 |
20 - 30 | 6700 | 7250 | 7350 | 10,6 | 11,0 | 11,8 |
30 - 40 | 14700 | 14980 | 16380 | 15,9 | 17,6 | 23,6 |
40 - 50 | 27720 | 28710 | 30060 | 22,7 | 22,8 | 22,9 |
50 - 60 | 15400 | 15290 | 14740 | 30,3 | 28,7 | 3,6 |
Свыше 60 | 2400 | 2280 | 2040 | 15,2 | 14,0 | 1,8 |
Средний возраст сотрудников по предприятию | 39,5 | 39,1 | 39,0 | - | - | - |
Итого | 1766 | 1832 | 1890 | 100 | 100 | 00 |