Роль теории организации в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2012 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление роли теории организации в современном обществе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
изучить объект, предмет и метод теории организации;
определить место теории организации в системе наук;
исследовать роль системы организации в деятельности ООО «Реал-Гипермаркет».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1 РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
5
1.1 Объект, предмет и метод теории организации
5
1.2 Место теории организации в системе наук
11
2 РОЛЬ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ООО «РЕАЛ-ГИПЕРМАРКЕТ»
20
ООО «Реал-Гипермаркет» с точки зрения системного подхода
20
2.2 Организационная характеристика и корпоративная культура
ООО «Реал-Гипермаркет»
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
30
ПРИЛОЖЕНИЕ
31

Работа содержит 1 файл

1 Роль теор.орг.docx

— 201.10 Кб (Скачать)

Менеджмент рассматривает  вопросы, связанные с элементами организации и процесса управления, коммуникациями, с организацией взаимодействия и полномочий, построения организаций. Экономика изучает элементы организации и оплаты труда; организации производства; экономические законы развития, в том числе пропорционального и планомерного развития, соответствия производственных отношений характеру производительных сил.

Политология рассматривает  отношение людей к политическим организациям, проблемам внутренней и внешней политики. Однако это лишь элементы, составляющие организацию в целом как процесс и как явление. Предпринимались попытки объединить усилия перечисленных наук в области исследования организаций как больших систем посредством кибернетики, теории управления. Теория управления изучает следующие проблемы, касающиеся организации: производство как система, типы отношений управления, организационная структура управления, линейные и функциональные связи, организационно-распорядительные методы управления, организация процесса управления, организация управленческого труда. Дальнейшее развитие исследований в области теории управления способствовало выделению теории организации как самостоятельной новой науки. Она призвана, интегрировано подходить к ключевым процессам, происходящим в формальных и неформальных объединениях людей и их коммуникациях.

Таким образом, теория организации  – одна из серии управленческих наук, основой которой служит теория управления (рисунок 1).

Рис. 1 Место теории организации в системе управленческих наук

 

Теория организации, обособившись, сохраняет связь с основополагающими науками и опирается на законодательно-правовую базу. Связь теории организации с другими науками наглядно показана на рисунке (2).

Рис. 2 Связь теории организации с другими науками

 

Развитие каждой науки  характеризуется двумя процессами: дифференциацией и интеграцией знаний. Дифференциация – это поиск своей ниши (своего предмета и объекта исследования) для проведения углубленных исследований. Интеграция основана на стремлении исследовать проблему с разных сторон, формировать приоритеты влияния той или иной процедуры на ситуацию в целом. Теория организации развивается по следующему пути:

  • создания общего подхода к основным научным воззрениям на базе имеющихся в менеджменте, экономике, социологии и других, относительно разработанных науках научных воззрений и дальнейшего продвижения в исследованиях;
  • выделения своей локальной области исследования части организации и развития ее;
  • формирования трехступенчатой схемы развития (рисунок 3) [7, с.108].

Определенной трудностью для развития теории организации  является проблема количественного  измерения организационных параметров. В настоящее время в основном оперируют качественными измерениями: хороший, плохой, высокий, средний, низкий, большой, маленький; эффективный, неэффективный. Например, организация обладает высоким научным потенциалом.

Рис. 3 Развития теории организации

 

Из числа эффективных  методов исследования в теории организации  могут использоваться дедукция и индукция. Дедукция предусматривает исследования путем перехода от общего к частному. Сначала создается теория или методология, а затем объясняются или предсказываются единичные и групповые события. Индукция предусматривает исследования путем перехода от частного к общему. Вначале собирается обширный материал, на базе которого создается теория, могущая объяснить любые происходящие события из данной типологии данных. Например, по результатам большого количества собранных материалов о зависимости характера отношений между работниками и эффективностью их труда была создана весьма эффективная теория коммуникаций, включающая пять уровней отношений: полная поддержка, различие, поляризация, столкновение и антагонизм. Каждый метод опирается на комплекс эмпирических гипотез (предположений). Они должны удовлетворять следующим требованиям:

  • осмысленность введенных терминов, категорий и понятий;
  • непротиворечивость дефиниций одного и того же предмета или явления;
  • достоверность выводов, т.е. возможность проведения проверки или повторения результатов;
  • возможность обобщения на другие классы событий;
  • наличие ограничений на применение гипотез (технических, экологических, социальных и т.д.);
  • возможность объяснения происходящих событий и их прогнозирования [9, с.138]    .

Перечисленные этапы выполняются  циклически друг за другом, совершенствуя на каждом очередном витке знания в области теории организации. 
 

2 РОЛЬ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ООО «РЕАЛ-ГИПЕРМАРКЕТ»

 

    1.  ООО «Реал-Гипермаркет» с точки зрения системного подхода

 

Для рассмотрения данной работы приводится ООО «Реал-Гипермаркет», в котором осуществляется продажа продуктов и хозяйственных товаров.

В качестве системы приводится данная организация на рисунке (1).


 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Система организации

 

 «Система – сложное единство, сформулированное многими, как правило, различными факторами и имеющее общий план или служащее для достижения общей цели» - определение В.Н.Садовского из словаря Вебстерна – «Система – соединение объектов, соединенных регулярным взаимодействием или взаимозаменяемостью».

По степени восприятия влияния на организацию внешних  сил, система этой организации больше относится к открытому типу, т.е. организация обменивается с внешней средой энергией и информацией. Таким образом, ведет себя ООО «Реал-Гипермаркет», который и взаимодействует со своими поставщиками, потребителями, конкурентами, поддерживает динамическое равновесие, обеспечивая собственное выживание в мире бизнеса.

Приложение законов теории организации

К общим законам организации  относятся законы: синергии (основной закон организации), наименьших, самосохранения, упорядоченности, единства анализа и синтеза, развития (онтогенеза), композиции, пропорциональности.

Все эти законы образуют теоретический фундамент и определяют место и роль теории организации  как самостоятельного научного направления. Они выражают количественную, качественную стороны организационных явлений и процессов в их единстве и служат внутренней мерой этих процессов, что является одним из основных условий их использования в практике.

Закон синергии – сумма свойств организационного целого превышает «арифметическую» сумму свойств, имеющихся у каждого из вышедших в состав целого элементов в отдельности.

Закон синергии раскрывает влияние организационных преобразований на повышение синергетического эффекта  любой системы и как следствие  упрочение ее жизнестойкости (образование и развитие организованных комплексов, обеспечение их устойчивости и неустойчивости). Прирост синергетического эффекта характеризует повышение уровня организованности системы организации (предприятия), внутренней упорядоченности, т.е. организация, будет устойчива и выживаема в сфере бизнеса. Так в Гипермаркете отдельные группы задействованы определенной целью (повышение уровня продаж и обслуживания), а иногда в работе задействованы сразу несколько структур или групп (проведение ревизии).

Закон наименьших – структурная устойчивость целого определяется наименьшей его частичной устойчивостью.

К примеру можно отнести  менеджера организации (тот же самый  SM (директор), Департмент Менеджер (DM) администрации, DM Food (продукты), DM Noon Food (хоз.товары)), который определенное время правильно и целесообразно вел дело, поддерживал своевременными и умелыми действиями устойчивость организации, в одно «прекрасное» время ослабление внимания или некомпетентность при принятии решения может привести к краху («подкосу») организации; можно сказать, от человеческого фактора никто не защищен.

Закон самосохранения – любая реальная физическая (организованная) система стремится сохранить себя как целостное образование и, следовательно, экономнее расходовать свой ресурс.

К этому закону близко понятие  «жизненный цикл» организации, где  характеризуются этапы рождения (развитие), летальный исход. Чтобы организация (реал,- Гипермаркет) не оказалась на последнем цикле необходимо применять самосохранение (выживание, равновесие, устойчивость под воздействием факторов внешней среды, экономное расходование всех видов ресурсов). Таким образом, наша организация находится в составе равновесия, т.к. увеличивает свое присутствие на рынке, объем продаж, численность работающих и повышает их квалификацию; способна функционировать в условиях постоянных внешних и внутренних воздействий.

Закон информированности  – упорядоченности – в организованном целом не может быть больше порядка, чем информации.

Порядка можно достигнуть с помощью качественных и количественных методов. Для нормального функционирования организации (предприятия) необходимо непрестанное движение информационных потоков как в рамках самой системы, так и в связях с другими системами общества (это связь менеджеров с поставщиками и непосредственно с Гипермаркетом, следовательно, и с потребителями). Сюда входит информированность о товаре (который будет продаваться в ближайшее время и по какой цене) – связь между менеджером и Гипермаркетом. С помощью информационной рекламы (буклеты, уличные щиты) осуществляется связь – Гипермаркет – потребитель.

Закон единства анализа и  синтеза – процессы разделения, специализации, дифференциации и т.п., с одной стороны, дополняются противоположными процессами – соединения, кооперации, интеграции и т.п., с другой.

Метод анализа и синтеза  способствует оценить организацию  как единое целое и выявить  отклонения от достижения цели. Здесь  рассматриваются как работают части структуры и раскрываются их функции.

На примере одного из отделов, можно оценить результат труда  сотрудников путем рассмотрения количественных продаж за какое-либо время.

Закон онтогенеза – каждая организация проходит в своем развитии фазы «жизненного цикла»: становление, расцвет, угасание.

Из этого закона следует: никогда нельзя забывать того обстоятельства, что пик успеха и расцвета организации  – явление временное и рано или поздно может наступить период спада. Таким образом, в практике руководства организации (реал,- Гипермаркет) главной задачей является вовремя определить начало спада деловой активности.

Закон композиции – необходимость согласования целей организации: они должны быть направлены на поддержание основной цели более общего характера (проявление стратегии, привлекание потребителей, повышение уровня продаж).

Закон пропорциональности – необходимость определенного соотношения между частями целого, а также их соразмерность, соответствие или зависимость.

Пропорции экономических  систем подвижны и динамичны, которые  складываются под влиянием различных  факторов: изменение социально-экономических  условий развития, изменение потребностей, доходов населения, общественных взглядов.

В экономике посредством  использования закона пропорциональности решаются многие проблемы прихода и  распределения. К примеру, баланс распределения и потребления совокупного общественного продукта показывает, что приход товара (в данном случае на продажу) должен быть равен его расходу (распределению, потреблению) – ревизия. Если же пропорции нарушаются, то жизнеспособность экономической системы снижается.

 

2.2 Организационная характеристика и корпоративная культура

ООО «Реал-Гипермаркет»

 

На рисунке (2) представлена структура организации системы управления ООО «Реал-Гипермаркета». Структура организации является линейной. Основные системообразующие связи: вертикальные межуровневые между руководителями и подчиненными. По содержанию это однородные связи общего линейного руководства. Подразделения отличаются значительной автономностью и самостоятельностью, т.к. их деятельность регулируется и контролируется только со стороны линейного руководства.

Рис. 2 Организационная структура ООО «Реал-Гипермаркет»

 

К недостаткам относятся: большая ответственность на должности  верхнего уровня; результаты работы зависят от квалификации, личных и деловых качеств высшего уровня; при оценке эффективности и качества работы отдельных торговых групп (или подгрупп) происходит обычно атмосфера страха (психологический стресс); характерно перекладывание ответственности при решении неких проблем; почти всегда преобладает схема – оперативные проблемы доминируют над стратегическими.

К преимуществам относятся: четкая система – один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель; четкая система взаимных связей функций и торговых групп; четко выраженная ответственность; быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.

Из этого следует, что  необходимо разделение ответственности (частично) на торговые группы раздельно, качественный подбор персонала с  высокой квалификацией (особенно это касается руководителей), оперативность решений.

Информация о работе Роль теории организации в обществе