Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2012 в 11:54, курсовая работа
Целью исследования является выявление роли теории организации в современном обществе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
изучить объект, предмет и метод теории организации;
определить место теории организации в системе наук;
исследовать роль системы организации в деятельности ООО «Реал-Гипермаркет».
ВВЕДЕНИЕ
3
1 РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
5
1.1 Объект, предмет и метод теории организации
5
1.2 Место теории организации в системе наук
11
2 РОЛЬ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ООО «РЕАЛ-ГИПЕРМАРКЕТ»
20
ООО «Реал-Гипермаркет» с точки зрения системного подхода
20
2.2 Организационная характеристика и корпоративная культура
ООО «Реал-Гипермаркет»
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
30
ПРИЛОЖЕНИЕ
31
На рисунке (3) приведены каналы взаимодействия ООО «Реал-Гипермаркета» с внешней и внутренней средой.
Рис. 3 Каналы с внешней и внутренней среды
Администрация – правительство Ростовской области, глава г. Батайска.
Контроль – осуществляют различные службы как налоговая, пожарная, санэпидемстанция, трудовая, экологическая.
Конкуренты – конкурентами являются (особенно близлежайшие) гипермаркеты – «Лента», «Ашан», «Максидом», «Карусель», «Евроспар».
Партнеры – партнерами являются различные фирмы, предлагающие свои услуги в виде мэрчендайзеров, поставщики различных товаров.
Потребители – те же покупатели.
В данной организации, например, ассистент руководителя (TL) группы товаров спорт/игрушки, где непосредственно он принимает различные организационные решения и может повлиять на процесс принятия решения в организации для ее эффективной адаптации к условиям внешней и внутренней среды.
«Жизненный цикл» организации – концепция, в основе которой лежит попытка описать финансовый результат, стратегию с момента выхода организации на рынок и вплоть до ее летального исхода.
«Жизненный цикл» организации проходит в несколько стадий. На рисунке 4) представлен «жизненный цикл» ООО «Реал-Гипермаркет».
А–Становление (зарождение) – высокие творческие возможности;
Б–Эффективное развитие – формирование миссии, неформальные коммуникации и структура;
В-Максимальная эффективность деятельности – формализация правил, стабильная структура, упор на эффективность;
Рис. 2 «Жизненный цикл» ООО «Реал-Гипермаркета»
Г-Деградация (спад) – более сложная структура, децентрализация, диверсифицированные рынки;
Д-Летальный исход – высокая текучесть кадров, возрастающие конфликты.
Данная организация вышла на рынок в 2007г. (сентябрь), где начала «плавно» нарастать свои обороты. В зимнее время (праздники) – продажи начинают быстро расти и некоторое время удерживались почти на одном уровне до весеннего периода, после чего рассматривается небольшой спад. Так как «реал,- Гипермаркет» совсем недавно появился на рынке, то пик максимальной эффективности деятельности был рассмотрен только во втором году его работы (2009г., сезон продаж). С помощью модели «жизненного цикла» и отталкиваясь от текущих тенденций изменении объемов продаж, можно определить стратегическое решение завоевания рынка на этапе становления и развития (когда большинство покупателей или клиентов еще не знают о «Реал-Гипермаркете» или не знакомы с данным магазином), конкуренцию (когда большинство покупателей уже обслуживались другими гипермаркетами – конкурентами) и удержание на рынке.
Корпоративная культура – это такая среда, основанная на общих ценностях, где развивается творчество. В последнее время в различных организациях стала формироваться и развиваться корпоративная культура, путем определенной стратегии.
К примеру, в нашей организации выпускается местный журнал среди гипермаркетов «Реал» разных городов, для общения и информированности трудового коллектива о различных достижениях, открытий, проводимых мероприятий, конкурсов и т.п. С использованием Интернета, между гипермаркетами «Реал», ведется активная переписка с обменом различной информации. Так же проводятся различные мероприятия внутри Гипермаркета – конкурс на лучшего продавца, менеджера, лучшей торговой группы; проведение различных фуршетов, вечеринок и т.п. Корпоративная культура определяет отношение людей к работе, стиль и эффективность командной работы, удовлетворенность работой, отношения в коллективе и с партерами.
В ООО «Реал-Гипермаркете» существует неформальная организация лидером в которой является сам руководитель Гипермаркета (SM - директор) – выделяются денежные вознаграждения за отлично проведенную работу (это могут быть бонусы), подарки именинникам всей организации, праздничные подарки (Новый год, 23 февраля, 8 Марта). Так же неформальные законы существуют в отдельных коллективах (торговых группах) – сбор на покупку подарков, материальной помощи или на организацию отдыха сотрудников. Здесь выделяется солидарность, общий интерес, налаживается общение (контакты) в коллективе (или между коллективами, торговыми группами) в результате чего появляется дружная большая команда (семья) Гипермаркета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение организаций стало главной задачей исследований, проводимых представителями различных научных дисциплин. Оно постепенно превратилось в самостоятельную научную область - теорию организации -область относительно молодую и не имеющую устоявшихся канонических форм, систему научных знаний, обобщающую организационный опыт и отражающую сущность организационных отношений, их внутренние необходимые связи, законы функционирования и развития. Теория организации тесно связана с естественными и общественными науками, которые служат для нее источником организационного опыта.
Организация рассматривается, прежде всего, как объединение людей, форма жизнедеятельности. Это объединение имеет сложную структуру. Данная человеческая община находится в процессе постоянных изменений. Успех организации связан с реализацией потребностей её членов. Для того, чтобы добиться высоких результатов деятельности организации, руководитель должен стремиться к максимальным знаниям об организации. Кроме того, руководитель должен (по возможности) быть сопричастным неформальным отношениям, существующим в организации.
Особое значение имеет связь теории организации с социальными науками, позволяющая прогнозировать развитие общественных отношений. Определяя фундаментальные законы развития организации, она дает новый понятийный аппарат, однозначно устанавливает цели и задачи развития организации, органично соединяет различные направления современных теорий управления.
В последнее время
Особое значение приобретает теория организации на современном этапе, т.к. рыночные отношения предъявляют новые требования к построению и поведению организаций: для них становиться характерным предпринимательская активность, переход к различным формам собственности, изменяющиеся функции и методы государственного регулирования и управления.
Необходимость изучения теории организации при профессиональной подготовке менеджеров различных уровней связана с тем, что достижение конкретных результатов управленческой деятельности предусматривает создание тщательно продуманной высококачественной системы управления, обеспечивающей эффективное целенаправленное поведение всех членов организации. При этом должна быть обеспечена преемственность новых подходов организационной науки с традиционными методами и подходами, положительно себя зарекомендовавшими на протяжении всей истории развития человечества.
Современный менеджер должен знать и уметь применять на практике законы, которым подчиняются социальные организации. Он обязан владеть теоретическими знаниями и практическими навыками в части проектирования и корректировки организационных систем, уметь различать их статические и динамические особенности, грамотно применять принципы рационализации, основанные на использовании новых рыночных технологий. Кроме того, менеджер должен разбираться в тонкостях организационной культуры, исходя из исторических предпосылок организационной науки.
Бесспорный вывод данной работы заключается в том, что роль теории организаций в обществе заключается в возможности детально исследовать сущность организации как субъекта общества, упорядочить ее деятельность, опираясь на знания законов, закономерностей, принципов, рассматриваемых в рамках теории организации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Система наук об организации
Научные дисциплины |
Изучаемые аспекты |
Теория организации |
- Сущность, типы - Цели, миссия, среда - Структура, коммуникации - Механизм функционирования - Адаптация, проектирование - Динамика организации |
Теория управления |
- Субъекты и объекты управления - Стимулирование и мотивация - Принятие и реализация решений - Подготовка и качество руководителей - Руководство - Линейное и функциональное управление |
Психология |
- Обучение и тренировка - Мотивация - Личность, восприятие - Удовлетворение работой - Оценка действий - Отношение к труду - Форма поведения |
Социология |
- Групповая динамика - Нормы, роли - Статус, власть - Конфликты - Бюрократия - Организационная культура - Социализация |
Социальная психология |
- Изменение поведения - Изменение позиции - Групповые процессы |
Антропология |
- Сравнительные ценности - Сравнительные нормы - Сравнительные позиции - Этнические особенности |
Экономическая наука |
- Регулирование - Рыночные отношения - Эффективность - Экономическая стратегия |
Юридические науки |
- Законодательная регламентация - Правила и нормативы - Ответственность, санкции |
Информатика |
- Информационные потоки - Обоснование решений - Информационные технологии - Телекоммуникации |