Роль и место цели в управлении

Автор: t**********@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Для организации процесс выбора миссии и формирования целей является очень важным фактором на пути к успеху. Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация - это объединение людей, преследующих определенные цели.

Содержание

Введение. 3
Глава .I Понятие о целях организации и их роли в управлении. 4
1.1.Понятие цели, средство достижения и результат, его функции в управлении. 4
1.2. Миссия и цели. 8
1.3 Группировка целей организации. 11
Глава. II Практическое значение постановки целей в управлении 15
2.1 Правило постановки цели 15
2.2. Дерево целей и функций системы управления ( на примере региональной потребительской кооперации). 20
Заключение. 29
Приложение 30
Литература 32

Работа содержит 1 файл

_Роль и место цели в управлении.docx

— 118.23 Кб (Скачать)

   Миссия - это цель, объединяющая все  множество ролей организации.  Без такой всеобъемлющей цели  предприятие или любая другая  организация не сможет консолидироваться  и действовать как единое целое.  Существует точка зрения, что  миссия - это удовлетворение членов  общества, их потребностей в том  или ином товаре или услуге5.

Миссия- как четко выраженная общественная цель, которая может дать ответ  на следующие вопросы:

- для  чего существует организация  (причины ее существования), и  какую потребность удолитворяет  организация;

-кто  основные потребители и каково  отношения к ним;

-в чем  заключается основная философия  организации, как она  относится  к обществу, к своим работникам, каковы основные ценности, разделяемые  работниками.

 Главный  вопрос, на который отвечает миссия-это  вопрос о том, какую человеческую  потребность удолитворяет организация.  Правильный ответ на вопрос  о потребностях, которые удолитворяют  организация, уже сам по себе  способен принести много нового  в деятельность этой организации.

    Миссия конкретизирует видение  организации, давая представления  о философии, концепции и смысле  ее существования. Она содержит  информацию о сфере деятельности, ключевых целях и принципах  работы, находящихся в фокусе  интересов  организации, что  должно заинтересовать другие  организации , потребителей, вызвать  доверие и мотивировать их  поступки по отношению к данной  организации. Миссия мобилизует  людей на действия по достижению  поставленных целей, объединяет  их. Миссия помогает компаниям  добиться успеха, но для этого  руководителю стоит учитывать  некоторые общие рекомендации6:

  1.Миссия  не должна зависеть от текущего  состояния организации, форм и  методов ее работы, так как  она устремлена в будущее и  показывает, на что будут направляться  усилия и какие ценности будут  для организации наиболее важными  .

  2. В  миссии не принято указывать  в качестве цели получение  прибыли, не смотря  на то, что  прибыльная работа является  важнейшим  фактором жизнедеятельности любой  коммерческой организации. Но  фокусирование прибыли может  существенно ограничить спектр  рассматриваемых организацией путей  и направлений развития, что в  конечном счете приведет к  негативным последствиям.

  3.Между  миссией организации и более  общей системой, частью которой  она является, не должно быть  противоречий.

   На основе миссии вырабатываются  цели организации, обладающие  следующими характеристиками7:

-измеримость: любую, даже качественную цель целеобразно переводить в количественное измерение. Если цель нельзя измерить, то это свидетельствует о неровно сформулированной цели или даже о ложной цели.

-ориентация во времени: к какому моменту времени планируется достижение той или иной цели. Если цель не ориентирована во времени, то это то же самое, что ее отсутствие.

-достижимость: цель должна быть реальной. Если цели недостижимы, то страдает мотивация сотрудников.

-взаимосвязь: разные цели должны дополнять дополнять друг друга и «работать» друг на друга, что бы различные цели не вступали друг с другом в «конфликт».

   Миссия образует фундамент для  установления целей всей организации,  а так же ее подразделения  и функциональных подсистем (маркетинг,  производство, финансы, персонал  и т.п. ), каждая из которых ставит  и реализует свои цели, логически  вытекающие из общей цели предприятия.  Цели- это конкретизация миссии  организации в форме, доступной  для управления процессом их  реализации.

 

1.3  Группировка  целей  организации.

Многообразие  целей организации может приводить  к их противоречивости и разнонаправленности, что нередко является основой  для развития внутреннего конфликта. Это требует серьёзного обоснования  каждой цели и способов ее достижения. Только таким путём можно сформулировать систему целей. Для упорядочения всего множества целей организации  применяют их  группировку по определенным критериям 8:

Критерии  классификации Группа целей
Период  времени Стратегические, тактические, оперативные.
Содержание  Экономические, социальные, организационные, технические, научные, политические, экономические.
Приоритетность Особо приоритетные, остальные
Повторяемость Постоянно решаемые, разовые (новые)
Деловая среда Внутренние, внешние
Организационная структура Цели организации, цели подразделения.
Функциональные  подсистемы Маркетинг, инновации, финансы, производство, персонал, менеджмент.
Стадии  жизненного цикла Создание, рост, зрелость, завершение.
 

Одним из важнейших критериев является период времени, на который устанавливаются  цели. По этому критерию выделяют три  группы целей:

1.Стратегические, устанавливаемые на длительный  период ( его продолжительность колеблется  в зависимость от состояния  и устойчивости развития экономики  до 5-10 лет).

    Важным моментом разработки стратегических  целей организации является ориентация  на потребности клиентов, которая  нередко предопределяет успех  организации в острой конкурентной  борьбе.

2.Тактические,  являющиеся логическим развёртыванием  стратегических целей и устанавливаемых  на более короткие периоды  (от одного до 3-5 лет для условий  стабильного развития).

3.Оперативные,  представляющие собой конкретизацию  стратегических целей до уровня  задач, которые должны решать  конкретные исполнители в своей  повседневной работе).

   Тактические  и оперативные  цели организации характеризуются  не только более коротким временным  горизонтом планирования, но и  конкретизацией плановых заданий,  которые чаще всего получают  количественное изменение, когда  как  в составе стратегических  целей немало чисто качественных  установок.

    Любая организация ставит цели, отражающие социальные интересы  людей (подготовка и обучение  персонала, повышение квалификации  и продвижение, условия содержания  труда и т.д.), планируемые организационные  изменения ( в структуре самой  организации и ее системы управления), преобразования в области научных  исследований и технологий и  т.п.

 По  значимости цели подразделяются:

  1. На особо приоритетные (ключевые), с достижением которых связано получение общего результата развития организации;
  2. Приоритетные, необходимые для успеха и требующие внимания руководства;
  3. Остальные, также важные, но не срочные цели, требующие постоянного контроля.

Соотношение между постоянными и разовыми целями в организациях разное, но под  влиянием высокой скорости изменения  деловой среды наметилась явная  тенденция к росту удельного  веса новых целей, которую организации  пытаются сбалансировать, формализуя решения все большего количества целей, решаемых с определённой повторяемостью.

   Цели организации существенно  меняются  на разных стадиях  жизненного цикла организации:  создания, роста, зрелости и завершения (спада).

  На  первой стадии любая организация  нацелена на то, чтобы:

  1. Выйти на рынок
  2. Установить деловые отношения с партнёрами (поставщиками, торговыми организациями)
  3. Изыскать необходимые средства для стартовой деятельности и организации бизнеса.
  4. Выжить.

    Для второй стадии-роста- приоритетными  являются цели, которые отражают ее успешное позиционирование на рынке  и удолитворительные финансовые результаты. Среди них:

  1. Дальнейшее расширение поля деятельности
  2. Достижение стабильности и прибыльности, в том числе за счёт новых сфер бизнеса
  3. Совершенствование структуры управления, привлечение квалифицированных профессионалов по маркетингу, производству, финансам и т.д.
  4. Стратегическое планирование деятельности,
  5. Поиск новых финансовых источников для поддержания роста.

    На  стадии зрелости цели организации связаны:

  1. С контролем за финансами
  2. Использованием конкурентных преимуществ, обеспечиваемых масштабами и высокими темпами роста;
  3. Дальнейшим совершенствованием структуры управления,
  4. Введением новых систем и методов управления (по целям, качеству, контролю и др.)

    Цели  завершающей стадии жизненного цикла  связаны с решением следующих  проблем:

  1. Полное прекращение деятельности;
  2. Продажа компании другому собственнику и адаптация к стадии жизненного цикла новой организации.

 Количество  и разнообразие целей и задач  организации настолько велики, что  без комплексного, системного подхода  к определению их состава и  взаимосвязей не может обойтись  не одно предприятие, независимо  от размеров, специализации  и  форм собственности.

 

Глава. II Практическое значение постановки целей в управлении

2.1  Правило постановки  цели

  Постановка  цели — не просто полезное  занятие, а совершенно необходимый  элемент успешной деятельности. Победители в жизни знают, куда  держат путь. Проигравшие идут  только туда, куда их посылают, или остаются на месте. Они  проводят свою жизнь, работая  для достижения целей других. Цель организует усилия. Фиксируясь  в уме и пронизывая все подсознание,  она начинает автоматически влиять  на ваше поведение, направляя  его на достижение результата. Психологическим эффектом этого  будет то, что задача закрепится  в вашем подсознании настолько,  что будет принята за образец  и план действия, который станет  в конце концов доминировать  во всей вашей жизнедеятельности  и последовательно поведет вас  к достижению цели.

   Умение ставить четкие, практические цели и задачи своим сотрудникам – это одна из основных базовых компетенций эффективного руководителя.

     В практике управления существуют  так называемые SMART-критерии (упомянуты  ранее на стр.8), которым должны  соответствовать цели. SMART – это  аббревиатура, образованная первыми  буквами английских слов. Рассмотрим  подробнее каждый из обозначенных  критериев и посмотрим, что  подразумевает постановка SMART-целей на практике9:

  • конкретный (specific);
  • измеримый (measurable);
  • достижимый (attainable);
  • значимый (relevant);
  • соотносимый с конкретным сроком (time-bounded).

Само  слово smart в переводе на русский и  означает «умный». Таким образом, правильная постановка цели означает, что цель является конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком.

  Конкретность. Ставя сотруднику задачу, прежде всего нужно задать себе вопрос: что вы хотите получить в результате ее выполнения? Почему важен этот критерий? У вас в голове формируется свое видение результата выполнения задачи (идея один – И1). По ходу изложения цели у сотрудника формируется свое представление результата (идея два – И2). В итоге может получиться, что вы и сотрудник по-разному представляете себе одну и ту же цель (то есть И1 A И2). Чтобы этого не произошло, необходима обратная связь: нужно убедиться, правильно ли сотрудник понял поставленную перед ним задачу. То есть достичь однозначного понимания ответа на вопрос, что нужно получить в результате выполнения цели. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы было как можно меньше понятий по умолчанию. Иначе возрастает риск не достичь того, что задумано, особенно в новых и нестандартных ситуациях.

Информация о работе Роль и место цели в управлении