Развитие организационной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 08:54, курсовая работа

Описание работы

Главная цель данной курсовой работы - понять концепцию организационной культуры для поддержания стабильности работы организации и сплоченности ее членов, оценить ее влияние на предприятия в условиях конкурентоспособности.

Задачи:

рассмотреть основные проблемы формирования культуры в организации;
проблемы управления ее изменениями, а также поддержания и осознания этой культуры персоналом

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Концепция организационной культуры……………………………….5

1.1 Понятие и сущность организационной культуры…………………………..5

1.2 Типы и функции ……………………………………………………………...9

Глава 2. Влияние культуры на жизнь организации…………………………...13

Глава 3. Развитие организационной культуры………………………………...19

3.1 Проблемы формирования…………………………………………………...19

3.2 Проблемы восприятия и поддержания культуры………………………….23

Заключение……………………………………………………………………….28

Библиографический список:…………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по теории организации.docx

— 52.85 Кб (Скачать)

                               Глава 3. Развитие  организационной  культуры

                                           3.1 Проблемы формирования

     На  формирование организационной культуры, ее содержания и отдельных параметров влияет ряд факторов внешнего и внутреннего  окружения, но всех стадиях развития организации личная культура ее руководителя во многом определяют культуру организации. Особенно сильным такое влияние  бывает в том случае, если организация  находится на стадии становления, а  ее руководитель обладает выдающимися  личностными и профессиональными  способностями. Внешняя среда оказывает  значительное влияние на организацию, что, естественно, сказывается на ее культуре. Однако, как свидетельствует  практика, две организации, функционирующие  в одном и том же окружении, могут иметь очень разные культуры. Это происходит потому, что через  свой совместный опыт члены организации  по-разному решают две очень важные проблемы. Первая - это внешняя адаптация. Процесс внешней адаптации и  выживания связан с поиском и  нахождением организацией своей  ниши на рынке и ее приспособлением  к постоянно меняющемуся внешнему окружению. Это процесс достижения организацией своих целей и взаимодействия с представителями внешней среды. В данном процессе решаются вопросы, имеющие отношение к выполняемым  задачам, методам их решения.

     Вторая  проблема - это внутренняя интеграция. Процесс внутренней интеграции связан с установлением и поддержанием эффективных отношений по работе между членами организации. Это  процесс нахождения способов совместной работы и сосуществования в организации. Процесс внутренней интеграции часто  начинается с установления специфики  в определении себя, что относится  как к отдельным группам, так  и ко всему коллективу организации. Нередко это ведет к дифференциации организации.

Проблемы  внешней адаптации  и выживания:

- Миссия  и стратегия. Определение миссии  организации и ее главных задач;  выбор стратегии во исполнение  этой миссии.

- Цели. Установление специфических целей;  достижение согласия по целям.

- Средства. Методы, используемые для достижения  целей; достижение согласия по  используемым методам; решения  по организационной структуре,  системам стимулирования и подчиненности.

- Контроль. Установление критериев измерения  достигнутых

индивидом и группами результатов; создание информационной системы.

- Коррекция.  Типы действий, требуемые в отношении  индивидов и групп, не выполнивших  задания.

Проблемы  внутренней интеграции:

- Общий  язык и концептуальные категории.  Выбор методов коммуникации; определение  значения используемого языка  и концепций.

- Границы  групп и критерии вхождения  и выхода. Установление критериев  членства в организации и ее  группах.

- Власть  и статус. Установление правил  по приобретению, поддержанию и  потере власти; определение и  распределение статусов в организации.

- Личностные  отношения. Установление правил  об уровне и характере социальных  отношений в организации между  полом и возрастом; определение  допустимого уровня открытости  на работе.

- Награждения  и наказания. Определение желательного  и нежелательно поведения.

- Идеология  и религия. Определение значения  вещей, не поддающихся объяснению  и неподвластных контролю со  стороны организации; вера как  снятие стресса.

     В любой организации ее работники  склонны участвовать в следующих  процессах: выделять из внешнего окружения  важное и неважное для организации; разрабатывать пути и способы  измерения достигнутых результатов; находить объяснения успеху и неудаче  в достижении целей.

     Отмечено, что работники нуждаются в  развитии приемлемых способов доведения  до представителей внешней среды  информации о своих реальных возможностях, преимуществах и успехах. Некоторые  компании организуют для этих целей  поездки своих сотрудников и  на предприятия заказчиков, и на предприятия поставщиков. Важно  также, чтобы в организации знали  о том, когда можно допустить  неудачу. Для этого отдельные  компании при разработке новых проектов устанавливают рубежи, на которых по причине неудачи проект сворачивается. Это официально предусматривается проектным документом.

     На  формирование организационной культуры, ее содержание и отдельные ее параметры  влияет ряд факторов внешнего и внутреннего  окружения. На всех стадиях развития организации управленческая культура ее лидера во многом может определять культуру организации. В очень большой  степени влияние лидера или основателя компании на формирование культуры проявляется, если он является сильной личностью, а организация только создается.

     Также можно сказать, что существенное влияние на формирование и поддержание  культуры, наряду с ее регламентацией, оказывает стиль руководства, под  которым принято понимать совокупность типичных, наиболее устойчивых приемов  практической деятельности руководителей. Стиль руководства во многом определяет общий (фирменный) стиль организации. Внешние признаки этого стиля  отражаются в символике организации: логотип, флаг, эмблема, фирменная одежда, торговые знаки и т.п.4.

     Также имеет значение визуальное восприятие производственной территории, рабочих  мест, поведения персонала. Наделение  руководителей властно-распорядительными  полномочиями позволяет им оказывать  определяющее воздействие на деятельность и поведение подчиненных им сотрудников. Основными средствами воздействия  при этом выступают их право на принуждение, воля, авторитет, харизма, опыт и талант.

     Однако  в современных условиях влияние  руководителей, как показывает анализ, обеспечивается не столько мощью  административной машины, сколько общими разделяемыми и реализуемыми сотрудниками организации ценностями и прогнозируемыми  реакциями руководителей на быстро изменяющиеся условия ведения бизнеса. В связи с этим очень важным для руководителей, становится умение оказывать влияние. Интеллектуальное лидерство сегодня не менее важно, чем административное или харизматическое. И очень многое при этом зависит  от уровня личной культуры руководителей. Еще формирование в организации  определенной культуры связано со спецификой отрасли, в которой она действует, со скоростью технологических и  других изменений, с особенностями  рынка, потребителей и т.п., известно, что компаниям отраслей «высокой технологии» присуще наличие  культуры, содержащей инновационные  ценности и веру в изменения. Однако эта черта может по-разному  проявляться в компаниях одной  и той же отрасли в зависимости  от национальной культуры, в рамках которой организация функционирует.

     Анализ  факторов формирования организационной  культуры показывает, что она является предметом развития и изменений  в течение всей жизни организации. При этом в силу глубинных базовых  предположений и их устойчивости указанные процессы протекают скорее постепенно и эволюционно, чем радикально и революционно. Формирование культуры в организации может по-разному  проявляться в компаниях одной  и той же отрасли в зависимости  от национальной культуры, в рамках которой функционирует та или  иная компания. 
 
 
 
 
 
 
 

                   3.2 Проблемы восприятия  и поддержания  культуры

     Организационная культура оказывает влияние не только на эффективность деятельности предприятии, но и на персонал. Рассмотрим влияние, оказываемое культурой организации  на ее персонал в направлениях, задаваемых функциями организационной культуры. В отношении работников организации  культура выполняет следующие функции:

  • Адаптивная функция - обеспечивает вхождение новичков в организацию;
  • Регулирующая функция - обеспечивает поддержание правил и норм поведения;
  • Ориентирующая функция - направляет действия членов организации;
  • Интегрирующая функция - объединяет действия всех членов организации;
  • Мотивирующая функция - побуждает сотрудников активно участвовать в делах.

   Адаптация в коллективе является первым и, пожалуй, главным шагом к тому, чтобы  сделать труд работника как можно  более производительным. Если руководство  предприятия заинтересовано в успехе работника на новом месте работы, то необходимо всегда помнить, что организация - это общественная система, а работник - это личность и, следовательно, нужно  проводить мероприятия, направленные на скорейшее и безболезненное вхождение  сотрудника в коллектив. В настоящее  время в качестве преобладающей  мотивацией человеческой деятельности выделяются следующие: любимое дело; интересная работа; дружный сплоченный коллектив; свобода деятельности. В  связи с тем, что эти мотивации  имеют социально-психологическое  происхождение, организационная культура не просто дополняет заработную плату  и карьерный рост в процессе мотивации  работников, но даже постепенно начинает превалировать в данном тандеме. При описании мотивационного процесса используются два разных понятия: мотивация  и стимулирование.

   Мотивация - это побудительная сила, желание  человека что-то сделать. Понятие «мотивация»  следует рассматривать с точки  зрения психологии и менеджмента. С  точки зрения психологии, мотивация - это влечение или потребность, побуждающая  людей действовать с определенной целью, это внутреннее состояние, которое  заряжает энергией человека, направляет и поддерживает его поведение. С  позиции менеджмента - это процесс  стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации.5 Известно, что человек совершает те или иные действия, если они, в конечном счете, приводят к удовлетворению определенной потребности.

     В современном обществе для выявления  особенностей взаимодействия человека и организационной культуры рассматривают  две модели организации с индивидуалистской  культурой и с коллективистской. Практически невозможно найти ни одну организацию с культурой  только того или иного вида. Это  связано с тем, что руководство  современных организаций формирует  организационную культуру, сочетающую элементы индивидуализма и коллективизма, что осуществляется с целью повышения  мотивации работников фирмы. Наличие  в организации культуры индивидуалистского типа должно способствовать более полной реализации человека в качестве личности, а следовательно, повышать чувство  приверженности организации, так как  именно она дает сотруднику возможность  удовлетворения большей части своих  потребностей (заработная плата обеспечивает существование человека как биологического вида, а сама работа (ее содержание, условия, в которых она осуществляется) - удовлетворение вторичных потребностей). В настоящее время культура данного  типа получила свое развитие в наиболее развитых зарубежных компаниях. Главным  проявлением организационной культуры данного типа являются индивидуальное обучение и создание команд. В основу индивидуального обучения положено чувство самоуважения каждого человека, которое может возрастать благодаря  приобретению им новых знаний, что  в свою очередь способствует повышению  уровня компетенции и эффективности  при решении проблем, связанных  с работой. Однако, что еще более  важно, такое обучение предоставляет  людям возможность испытать ощущение самореализации, когда они испытывают гордость за результаты своего труда, за его признание, когда они вместе с другими работниками участвуют  в коллективном поиске ответов на возникающие вопросы.

     Способствуя индивидуальному обучению, компания признает ответственность самого работника  за его личностное и профессиональное развитие, но принимает на себя ответственность  за создание такой среды, в которой  все могут процветать. По мере проявления работниками, обладающими высокой  самооценкой, своей креативности будут  все сильнее меняться очертания  самой организации. Компания остается живым организмом до тех пор, пока ее сотрудники продолжают адаптироваться к новым условиям, совершенствовать способы своей работы, уточнять содержание ролей, которые они исполняют, а  также характер взаимоотношений  друг с другом.6

     Руководство многих компаний по всему миру экспериментируют, стремясь на опыте обогатить процесс  обучения и так расставить персонал, чтобы навыки работников соответствовали  их личным потребностям и потребностям бизнеса. Иными словами, происходит постепенная замена философии кадровой политики «Человек под работу» на «Работу под человека». В этом направлении более прогрессивным  подходом является создание небольших  команд, в состав которых входят сотрудники, обладающие самыми разными  талантами и имеющие полномочия действовать самостоятельно. При  этом деятельность рабочих команд не требует выделения больших ресурсов, поскольку для достижения поставленных целей им нужны не столько ресурсы, сколько новые идеи. Основным активом  каждой команды являются знания ее членов.

Информация о работе Развитие организационной культуры