Принципы и функции управления производством

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:12, реферат

Описание работы

Общие принципы управления в живой природе, обществе, технике изучаются кибернетикой. Система знаний об управлении производством формируется на базе различных наук. В политической экономии, в праве, в психологии и во многих других науках имеются разделы, связанные с управлением на производстве. Ряд конкретных научных дисциплин специально изучают определенные функции управления: планирование, вопросы учета и принятие решений, обработку информации и т. д.,

Работа содержит 1 файл

Экзамен по ТОРГу.docx

— 376.21 Кб (Скачать)

Являясь атрибутом организационной  системы, организационная  культура подвержена влиянию окружающей среды. Внешнюю среду  организаций можно  рассматривать и  как источник угроз  для нее, и как  источник возможностей.

К отрицательным воздействиям внешней среды на организацию и ее культуру можно отнести:

  • отсутствие четкой геополитической доктрины у государства;
  • отсутствие стабильности в социально-экономической сфере;
  • процесс криминализации экономической и других сфер общественной жизни;
  • отсутствие правозаконности в силу несовершенства законодательной базы, а также низкой правовой культуры основных государственных и общественных институтов;
  • отсутствие или слабое развитие основных институтов, обеспечивающих функционирование рыночной инфраструктуры экономики.

К положительным воздействиям внешней среды можно отнести:

  • наличие достаточного количества высококвалифицированной сверх дешевой рабочей силы;
  • огромное количество интеллектуальных разработок, ждущих своего внедрения в научных и учебных центрах республики;
  • неразработанность рынка интеллектуальных услуг, индустрии туризма и развлечений, переработки отходов и полезных ископаемых, среди которых имеются золото и алмазы, а также льна, овощей и фруктов;
  • неразвитость всей инфраструктуры транзита и обеспечивающих его услуг;
  • возможность начать бизнес в свободных экономических зонах еврорегиона, бизнес-инкубаторах и технопарках;
  • возможность реализовать диверсифицированную деятельность фирмы в социально значимых областях — экологически чистые продукты питания, товары и услуги;
  • наличие дешевого и достаточно качественного образования в вузах.

Поскольку организации в  своем большинстве  не могут изменить условия своего макроокружения, они вынуждены  выживать и адаптироваться в нем.

50. Перспективные направления развития организаций

 

     На рубеже двух веков,  в преддверии нового, XXI столетия  перспективные проблемы развития  управления имеют особое значение  для России, где происходят крупномасштабные, глубинные процессы преодоления  экономического и управленческого  кризисов, перехода к системе  рыночных отношений.    

 Многообразный опыт, накопленный в разных странах мира, свидетельствует, что среди всех ресурсов предприятий (материальных, трудовых, финансовых и др.) важнейшее значение имеет именно управление, т. е. способность и умение вырабатывать цели, определять ценностные ориентиры, координировать выполнение задач и функций, обучать работников и добиваться эффективных результатов их деятельности. Именно это характеризует назначение управления, его качество и эффективность, его воздействие на людей с разным уровнем образования, опытом, квалификацией и интересами. Поэтому большое теоретическое и практическое значение имеют выявление и реализация основных тенденций изменения организации управления в XXI веке. В этой связи интерес представляет исследование эволюции организационных структур управления и ее этапов, характерных для развития организаций в XX веке. На рис. 31.1 представлены основные характеристики этого процесса.    

 Определяя  роль и предстоящие перемены  в управлении, важно исходить  из реально складывающихся факторов  его развития в России при  становлении рыночной экономики.  Главной чертой переходного периода  является создание принципиально  новых институциональных условий  рыночных отношений и на этой  основе – новых моделей поведения  предприятий. Опыт последних лет  показывает, что осуществить либерализацию  цен и приватизацию легче, чем  добиться реальных, ощутимых и  долговременных изменений в поведении  предприятий. В этот период, который  может занять десятилетия, ни  объем производства, ни прибыль, никакой иной показатель или сфера деятельности сами по себе не могут служить конечным показателем результативности управления. В равной степени важным является и положение на рынке, и инвестиционная активность, и производительность, и развитие человеческих ресурсов, и качество труда и финансовые результаты. Приходится затрачивать немалые средства на установление новых производственных связей. Контроль за всеми этими параметрами непосредственно зависит от управления.     

 С учетом  утверждающегося плюрализма форм  собственности можно сказать,  что характер собственности определяет  характер власти. В условиях широкомасштабных  процессов смены форм собственности  интересы выживания предприятия  порождают тип управления, который  является промежуточным – уже  не административно-командный, но  еще не рыночный. Это переходное  управление имеет две стороны.  Одна из них – изменения в самом управлении (демократизация, децентрализация, переход от вертикальных к горизонтальным связям и др.), а другая – управление самим переходом от одной экономической системы к другой.     

 В переходный  период предприятия оказываются  в постоянно меняющейся экономической  обстановке, в крайне нестабильных  институциональных условиях. Возможности  выживания того или иного предприятия  очень часто не ясны. Структуры  и методы управления, которые  в западных фирмах отрабатывались  в течение многих десятилетий,  не могут переноситься на российские  предприятия механически, без  учета конкретных внутренних  и внешних условий. Нужно время  для накопления собственного  опыта. Это касается и децентрализации  внутрифирменных структур, и становления  контрактной системы, функций  маркетинга, использования ценных бумаг, финансовой и банковской деятельности. То же самое можно сказать и о других важнейших аспектах управления – участии акционеров в управлении компаниями, формах и методах работы советов директоров и правлений, договорных отношениях, формировании жизненно необходимой рыночной инфраструктуры. При этом основное значение имеет предоставление в распоряжение руководителей совершенных информационных систем, что открывает огромные возможности для получения ими точных данных о состоянии производства, позволяет разрабатывать обоснованные стратегии хозяйственного развития и успешно вести конкурентную борьбу на мировых рынках.    

 Не менее  важным фактором эффективного  управления является отношение  к людям как к ведущему ресурсу,  капиталу, а не как к фактору  издержек производства. Совместить  интересы акционеров с интересами  экономики и общества в целом  – коренная проблема управления  в переходный период. От ее  решения будет зависеть способность  российских предприятий конкурировать  на мировых рынках.    

 Другой  пример – транснациональные корпорации, которые призваны сыграть основную  роль при построении «экономики  без границ», объединяющей страны, входившие ранее в Советский  Союз. Переход от административных  принципов и форм к рыночным в деловых связях между этими странами и Россией станет также важнейшим феноменом корпоративного управления в долгосрочной перспективе. Из этого вытекает задача использования и развития мирового опыта управления многонациональными корпорациями, матричной организации, охватывающей одновременно несколько срезов деловой активности – продуктовый, функциональный, территориальный, масштабный (крупный и малый), инфраструктурный.    

 Все более  очевидным становится то, что  главной характерной чертой новых  систем внутрифирменного управления  должны стать ориентация на  долгосрочную перспективу, проведение  фундаментальных исследований, диверсификацию  операций, инновационную деятельность, максимальное использование творческой  активности персонала. Децентрализация,  сокращение уровней управления, продвижение работников и их  оплата в зависимости от реальных  результатов станут основными  направлениями изменений в аппарате  управления. Некоторые наиболее  заметные тенденции развития  организаций показаны на рис. 31.2.    

 Процесс  модификации организационных структур  управления, конкретных форм и  методов руководства производственно-сбытовыми  операциями развивается по ряду  конкретных направлений. В качестве основных из них можно назвать следующие.

1. Осуществление децентрализации производственных и сбытовых операций. С этой целью в рамках крупнейших компаний уже созданы или создаются полуавтономные или автономные отделения, полностью отвечающие за результаты своей работы. На эти отделения возлагается вся полнота ответственности за организацию производственно-сбытовой деятельности. В относительно небольшом органе корпоративного управления концентрируется решение только стратегических вопросов развития, связанных с крупными инвестициями. Каждое отделение полностью финансирует свою деятельность, вступает на коммерческой основе в партнерские отношения с любыми организациями.

2. Нововведенческая экспансия, поиск новых рынков и диверсификация операций. Это направление реализуется через создание в рамках крупных компаний нововведенческих фирм, ориентированных на производство и самостоятельное продвижение на рынки новых изделий и технологий и действующих на принципах рискового финансирования. Широко распространенной практикой крупных компаний становится создание в наиболее перспективных областях небольших предприятий, нацеленных на завоевание в кратчайшие сроки прочных позиций на рынке. Эти предприятия могут создаваться как на самостоятельной основе, так и по соглашению с другими компаниями, на кооперативных началах. В указанных ассоциациях могут принимать участие сотни фирм.

3. Дебюрократизация, постоянное повышение творческой и производственной отдачи персонала. Для этого предпринимаются самые разнообразные меры, включая распределение акций среди персонала и образование предприятий, находящихся в коллективной собственности их работников.    

 В переходной  экономике объективно требуются  не только принципиально новые  для российских условий формы  организации и методы управления, но и переходные режимы деятельности, поэтапная трансформация одних  структур в другие, применительно  к которым меняется характер  государственного и рыночного  воздействия. Для того чтобы  всесторонне учесть как внутренние  особенности хозяйствующих структур, так и динамично меняющиеся  внешние условия, а также складывающиеся  прогрессивные тенденции, необходимо  использовать системный подход к формированию и реорганизации предприятий. В переходный период должны возникнуть условия для использования новой научной модели управления, в основе которой лежат интеграционные процессы в организациях, объединение внутренних рынков компаний с помощью глобальных информационных систем в промышленные и другие союзы различного типа. Для России с ее многообразным историческим опытом и огромным ресурсным потенциалом и масштабами производства такая долгосрочная перспектива управления в рыночной экономике представляется вполне осуществимой.    

 Если  попытаться обобщить основные  требования к организации управления, прогнозируемые на основе анализа  уже наметившихся тенденций, то  можно выделить следующие их  разновидности.


Информация о работе Принципы и функции управления производством