Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 22:11, реферат
Главный смысл управленческой деятельности руководителя состоит в получении нового качества управленческого процесса, что невозможно без серьезных творческих усилий. Но это часто не понимается, и в управленческой деятельности часто обнаруживается много однообразного, формального, поэт
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «РУКОВОДСТВО»
РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЕЙ………………………………………………………..……6
1.1 Характеристика руководства…………………….………………...6
1.2 Функции руководителя……………………………….…….…...….9
1.3 Качества и черты личности руководителя…………………….…11
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ
ОТВЕТСВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ…………………………….…..…16
2.1 Методы управления……………………………………………....16
2.2 Понятие социальной ответственности руководителя…………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………...……………….…………….....…30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУ
организаторская функция вытекает из предыдущих. Речь идет о мобилизации рабочих масс на претворение различных внутрифирменных программ и решений в жизнь;
координационная функция направлена на согласование действий всех субъектов преобразований – институтов и учреждений власти;
интегративная функция направлена на поддержание целостности и стабильности фирмы, гражданского мира и общественного согласия – руководитель призван обеспечить национальное единство в масштабах большого сообщества, которым он руководит, или государства в целом;
функция легитимации обеспечивает поддержку руководства фирмы, или профсоюзной деятельности, на основе личного авторитета и влияния на массы.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что руководитель выступает как объединитель масс, защитник их интересов, инициатор обновления жизни, организатор деятельности людей.
Изучение проблем становления и развития руководительства предполагает различные теоретико-методологические подходы, которые помогают раскрыть важнейшие стороны этого явления.[13]
1.3 Качества и черты личности руководителя
Важнейшее значение для управления персоналом имеет изучение личностных психологических качеств, обусловливающих успех руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности:
- доминантность - умение влиять на подчиненных;
- уверенность в себе[14];
- эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость - умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку;
- креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект;
- стремление к достижению цели и предприимчивость, способность пойти на риск - разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем;
- ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям;
- независимость, самостоятельность в принятии решений;
- гибкость поведения в изменяющихся ситуациях;
- общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.
Наличие четких личных ценностей и разумных личных целей крайне важно для успеха в деловой деятельности, карьере и личной жизни.
В свое время Генри Минтцберг назвал восемь основных качеств, которые должны быть присущи руководителю:
Искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.
Искусство быть лидером - способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.
Искусство разрешать конфликты - способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.
Искусство обрабатывать информацию - способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.[15]
Искусство принимать нестандартные управленческие решения - способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.
Искусство распределять ресурсы в организации - способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.
Дар предпринимателя - способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.
Искусство самоанализа - способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.
М. Вудкок, Д. Френсис, рассматривая качества руководителя, необходимые ему для успешной работы, результативного управления рабочей группой, выделили типичные слабые и высокие навыки руководства все это указано в таблице 1.1.
Слабые и высокие навыки руководства[16]
Слабые навыки руководства | Высокие навыки руководства |
не принимает во внимание того, что лежит в основе поведения подчиненных; избегает действий, связанных с наказанием; следует устаревшему стилю руководства; не имеет представления о воздействиях, влияющих на осуществление им своей роли; вызывает отрицательное отношение окружающих; не стремится к ясности; пускает работу подчиненных на самотек; терпит посредственность; недостаточно системно подходит к анализу работы; мало делегирует полномочия; обладает излишне негативным стилем; пренебрегает возможностью положительно отметить работу подчиненных; часто не справляется с людьми; не защищает собственную группу; терпит минимальный вклад в работу; не способен установить критерий успеха. | принимает во внимание поведение подчиненных; устанавливает дисциплину, если это требуется; приспосабливает стиль руководства к переменам; понимает, что воздействует на выполнение им своей роли; развивает добрые отношения с окружающими; дает четкие указания; регулярно анализирует работу подчиненных; поощряет наилучшие примеры; системно подходит к анализу работы; квалифицированно передает полномочия; избегает слишком частого применения негативного подкрепления; создает позитивную обратную связь; устанавливает приемлемые отношения с «трудными» людьми; защищает свою группу, если возникает угроза; ищет способы максимизации вклада в работу сотрудников; устанавливает критерии успеха. |
Хочется сделать вывод, что руководителем должна осознаваться важность развития навыков эффективного руководства.
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ
ОТВЕТСВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ
2.1 Методы управления
Методы управления - это способы реализации функций руководителя. Одновременно они устанавливают ответственность, санкции за невыполнение или недостаточно результативное, неэффективное выполнение функций и обязанностей[17].
Методы управления выбираются и используются в зависимости от сочетания (приоритетов) функций управления и от сочетания (выбора) его средств (инструментов). Многое зависит от масштаба управления, его целей, окружающей социально-экономической среды, качества персонала и реального наличия тех или иных средств (инструментов) управления[18].
Методы классифицируются по различным (критериям) признакам:
- по масштабам применения - общие, относимые ко всей системе, и особенные, обращенные к отдельным составным частям этой системы или, наоборот, к внешней среде и ее субъектам, включая потребителей, посредников, конкурентов и другие;
- по отраслям и сферам применения - в государственном управлении, бизнесе, торговле, промышленности, экологии и другие;
- по роли на различных этапах жизнедеятельности организации - методы исследования организаций, формирующие, упорядочивающие, стабилизирующие, развивающие;
- по степени опосредованности воздействия - прямые и косвенные;
- по уровню обобщения управленческих знаний - методы теории и практики управления;
- по управленческим функциям, которые эти методы позволяют осуществлять: методы анализа, планирования, мотивации, контроля и тому подобное;
- по конкретным объектам управления и характеру ситуации, проблеме, которую необходимо решить, и другие.
В отношении последнего из упомянутых критериев разнообразие методов особенно велико. Существуют методы инновационного руководства, риск-менеджмента, антикризисного, финансового управления, а также управления производством, сбытом (включая логистику), коммуникациями, качеством, занятостью, персоналом, знаниями, проектами и другие.
Традиционная общепризнанная классификация группирует методы управления по характеру воздействия[19]: административные (организационно-
Деятельность по управлению невозможна без разумного применения административных методов управления, которые нередко называют организационно-
Административные методы реализуются путем прямого воздействия руководителей на подчиненных. Такое воздействие может осуществляться на основе заключенных договоров, через административные приказы, распоряжения и требования, уставы и регламенты, правила, нормативы, инструкции и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц, обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответственность. Методы административного воздействия опираются на власть руководителя и представляют собой, по существу, методы властной мотивации, опирающиеся на реальное принуждение или на возможность принуждения и с той или иной степенью детальности описывающие процедуры получения требуемого результата.
Сущность экономических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на экономические интересы работников и экономических контрагентов с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы. Данные методы основываются на использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений.
При использовании экономических методов начинают результативно функционировать обратные связи, появляется возможность более эффективного контроля. Руководитель избавляется от необходимости преодолевать инертность персонала в реализации новых задач, управляемые процессы становятся более гибкими и адаптивными. Пропадает нужда в административном контроле. Распространение экономических методов обычно сочетается с относительным обособлением отдельных подразделений и повышением уровня саморегулирования[20].
Административные и экономические методы менеджмента имеют много общего. В практике управления они дополняют друг друга. Как правило, административные решения - это не просто некие директивы, а решения, обоснованные с точки зрения их экономической целесообразности, в то же время экономические меры воздействия нередко применяются в рамках осуществления тех или иных директив.
Социально-психологические методы. Сущность социально-психологических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов задействовать эффективный механизм работы.
Социально-психологические методы воздействуют на потребности и интересы человека и группы, их иерархию, активизируют творческую или исполнительскую деятельность, общение.
Данные методы предполагают использование моральных стимулов, особых способов и условий коммуникации, образов, метафор и других приемов воздействия на психологические установки и эмоциональную сферу психики людей. Среди этих методов - убеждение, внушение, «заражение», демонстрация примеров поведения. Современная деятельность по управлению невозможна без широкого применения социально-психологических методов управления. Они всегда дополняют как административно-командные, так и экономические методы управления.
Одним из важных факторов рационализации управленческой деятельности является формирование современных управленческих технологий. Их становление является следствием усиления системности государственного и муниципального управления, его научного осмысливания и попытка широкого использования типичного, выверенного опытом, дающего высокие результаты. Ее смысл заключается в обязательном, массовом использовании в управленческой деятельности лучших, передовых достижений науки, искусства и опыта управления. Поэтому в качестве управленческих технологий следует рассматривать лишь ту организацию управленческой деятельности, которую отличают рациональность и эффективность[21].
Управленческая технология есть одно из проявлений социальных технологий, отражающее и организующее непосредственно управленческие процессы. Ее суть, кратко говоря, состоит в системном соединении научного знания, управленческих потребностей и интересов общества, целей и функций государственного управления, возможностей и элементов управленческой деятельности. Она расчленяется на последовательно взаимосвязанные процедуры и операции, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности.
Управленческие технологии - это самостоятельное направление теоретических поисков и практических экспериментов. Их выдвижение вызвано объективным усложнением и удорожанием процессов государственного и муниципального управления и одновременно усилением их роли в жизнедеятельности общества. Невозможно упорядочить управленческую деятельность в органах власти без разработки и освоения управленческих технологий по всем важнейшим аспектам их организации и функционирования.
Сегодня нужны не просто социальные технологии управления, а прежде всего инновационные, которые связывают современные научные знания, практический опыт и творческий потенциал работников в рациональную систему, использование которой приведет к высоким результатам. Только такие технологии могут обеспечить глубокие преобразования во всех сферах деятельности органов власти.
Информация о работе Права, обязанности и социальная ответственность руководителя