Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:14, курсовая работа
Поэтому важно хорошо подготовится к началу ведения предпринимательской
деятельности, уметь составить продуманный и всесторонне обоснованный детальный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, технологию, организацию производства и реализацию продукции. Наличие такого плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы, а также:
максимально использовать конкурентные преимущества предприятия,
предотвращать ошибочные действия;
использовать инновации в своей деятельности;
своевременно принимать защитные меры против разного рода рисков;
объективно оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия.
Введение……………………………………………………………………………5
1 Роль планирования в рыночной экономике……………………………….9
1.1 Функции, задачи и цели планирования……………………………………9
1.2 Принципы и методы планирования……………………………………….10
1.3 Разработка стратегий и целей предприятия………………………………12
1.4 Технология планирования………………………………………………….14
1.5 Основные формы планирования………………………………………...…16
2 Воздействие планирования на коммерческую деятельность…………….22
2.1 Химическое предприятие ОАО «Пигмент»……………………………….22
2.2 Планирование на предприятии ОАО «Пигмент»………………………..23
Заключение………………………………………………………………………..27
Список используемых источников……………………………………………..29
Практически вся система хозяйственного управления и регулирования деятельности фирмы строится на методах планирования. Завершение одного этапа работы служит началом следующего этапа. Связать все этапы производственного процесса другим методом без помощи планирования невозможно. Планирование занимает центральное место в механизме хозяйственного управления как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций.
Успех предпринимательской деятельности во многом зависит от качества внутрифирменного планирования, включающего определение перспективных целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения. Каждый предприниматель или фирма должны решить три задачи своей деятельности: что, как и на кого направлена их деятельность. Не импровизация, не спонтанные ситуативные действия, а систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем сравнительной оценки альтернатив в ожидаемых условиях составляет сущность планирования бизнеса [ 1, с. 24 ].
1.2 Принципы и методы планирования
Планирование деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж продукции, проводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов производства. В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решение о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов.
Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов:
В зависимости от главных целей
или основных подходов используемой
информации, нормативной базы, применяемых
путей получения и согласования
тех или иных конечных плановых показателей
принято различать следующие ме
Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.
Экспериментальный метод - это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.
Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия [ 1, с. 31 ].
1.3 Разработка стратегий и целей предприятия.
План предпринимательского проекта
по созданию новой или существенному
изменению уже существующей фирмы
(изменение профиля работы, выход
на новые рынки сбыта, преодоление
кризисных или предбанкротных ситуаций)
начинается с осмысления места фирмы
в системе сложившихся
Перед началом разработки программы,
стратегических целей и задач
развития следует учесть, что фирма
будет действовать в
Эффективность предпринимательского проекта зависит от объективной оценки внешних факторов, на которые фирма повлиять, как правило, сразу не может. Это общие политические и экономические условия развития бизнеса в стране, состояние законодательства, уровень доходов населения, сложившиеся традиции потребления, культура населения, его демографическая структура и ряд других важных параметров.
Важное значение для предпринимателя имеет информация о конкурентной среде и сложившемся уровне спроса на эти или аналогичные товары и услуги.
Весьма простым и эффективным средством оценки стратегических возможностей фирмы является проведение четырехпольного анализа (Рисунок 1).
1. Слабые стороны предприятия |
2. Сильные стороны предприятия | |
3. Возможности, предоставляемые |
Устранение недостатков |
Устранение недостатков |
4. Опасность со стороны внешней среды |
Возможность кризиса |
Подготовка к отражению |
Рисунок 1. Оценка стратегических возможностей фирмы посредством
четырехпольного анализа [ 7 ]
Анализ информации о внешней среде, сильных и слабых сторонах фирмы помогает предпринимателю трезво оценить свое положение на рынке и выработать соответствующую стратегическую линию поведения.
Самая благоприятная ситуация для фирмы складывается, когда возможности внешней среды совпадают с сильными сторонами предприятия. Напротив, угрозы со стороны окружающей среды, наложенные на слабые стороны предприятия, создают кризисную ситуацию и препятствуют осуществлению бизнеса. Предприниматель, учитывая различные сочетания внешних и внутренних факторов, формирует основные стратегические направления деятельности предприятия. В соответствии с ними он корректирует содержание бизнес-плана и деятельность своей фирмы [ 1, с. 52 ].
1.4 Технология планирования
Технология планирования включает:
Для разработки плана специалистам по планированию требуется соответствующая информация. Помимо прогнозных и маркетинговых данных, т.е. в основном внешней информации, в органы планирования поступает большой объем внутренней информации.
Сбор и обобщение поступающей информации, ее анализ относится к предплановой работе специалистов. Предплановая работа столь же необходима, как и разработка самого плана.
Составление плана деятельности предприятия начинается с подготовки проекта отдельных его частей:
План производства и реализации продукции является основой, на которой разрабатываются все остальные части общего плана предприятия и его подразделений. На практике количество частей (разделов) плана предприятия и их названия различаются в зависимости от размеров предприятий, их отраслевой принадлежности и сложившихся традиций.
После разработки частей плана предприятия
и их взаимная корректировка до полной
увязки и сбалансированности как
по материально-финансовым ресурсам, так
и по времени исполнения. Каждая
часть общего плана предприятия
оказывается при этом непосредственно
связанной и обусловленной
Таким образом, достигается сбалансированность
плана деятельности предприятия. Создается
динамическая система взаимосвязи
производственных, технических, экономических,
организационно-
С начала исполнения плана начинается
расходование ресурсов. Поэтому любые
ошибки в планировании неизбежно
оборачиваются потерей средств
и времени на исправление выявившихся
просчетов. Потери, связанные с просчетами
в планировании, достигают порой
таких размеров, что у предприятия
не оказывается достаточных
1.5 Основные формы планирования
Формы планирования в зависимости от длительности планов делятся на пять видов:
Группировка планов на долгосрочный,
текущий и оперативно-
Например, подготовка производства и продажи изделия включается в долгосрочный план. Проектирование изделия, закупка оборудования и материалов для его производства включается в текущие планы. Распределение персонала по объемам, связанным с производством нового изделия, и оплата текущих расходов включаются в оперативные планы. Наряду с этим каждый вид планирования имеет характерные отличия.
Они заключаются главным образом в:
Рамки стратегического плана почти всегда подвижны, так же как и сроки получения конечного результата и суммы расходов. Как правило, устанавливается лишь основной ответственный исполнитель, так как при первом этапе еще не ясны ни содержание работ, ни их объемы. Точное адресное распределение заданий по срокам их исполнения, объемам расходов и конечным результатам определяется в текущих и особенно в оперативно-календарных планах.
В целом долгосрочное, текущее и
оперативно-календарное
Таблица 1- Основные показатели по видам планирования [ 6 ]
Стратегическое |
Долгосрочное |
Текущее |
Операционно-календарное |
Наименование продукта(услуг) |
Перечень важнейшей |
Перечень и количество позиций номенклатуры продукции |
Подетальный перечень и количество позиций номенклатуры продукции |
Ориентировочная, подлежащая уточнению сумма затрат |
Сумма расходования ресурсов по видам продукции |
Сумма расходования ресурсов по видам и номенклатуре продукции |
Подетальные и пооперационные нормы расходования ресурсов по видам продукции |
Информация о работе Планирование в рыночной экономике и его воздействие на коммерческую деятельность