Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:12, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических подходов, сложившихся при анализе факторов корпоративного управления, изучение новаций в сфере корпоративного управления в России и разработка прикладных рекомендаций в области корпоративного законодательства. В первой части исследования представлен теоретический обзор факторов, влияющие на становление российского варианта корпоративного управления. Во второй части рассматриваются общие тенденции развития корпоративного управления в постсоциалистической экономике (влияние приватизации, роль «окопавшегося менеджмента» и др.), а также последние тенденции развития корпоративного сектора в России, в том числе в контексте особенностей национальной модели. В ходе приватизации в российской экономике возникли десятки тысяч экономических субъектов на основе корпоративной собственности. Корпоративное управление для России явилось принципиальной новацией.
Введение
1. Факторы, влияющие на становление российского варианта корпоративного управления
1.1 Стратегия российской приватизации
2. Современное состояние и возможные тенденции развития корпоративного управления в России
2.1 Государство и корпорации
2.2 Выбор возможной стратегии развития
2.3 Россия и ВТО
Заключение
Список использованной литературы
Банки, выступавшие
в качестве организаторов, максимально
ограничили число участников аукционов
и создали все условия для
победы собственных заявок. В результате
они значительно увеличили свою
долю в собственности
Задумав реформы, правительство
возлагало большие надежды на
рынок корпоративных ценных бумаг,
но, только начиная с 1997 г. роль фондового
рынка выросла: увеличились объемы
торговли ценными бумагами, расширился
круг ликвидных акций, выросли их
курсы. Обрели ликвидность помимо «голубых
фишек» и акции ряда предприятий «второго
эшелона». В конце 1997 г. 17 российских компаний
вышли на мировой фондовый рынок: были
выпущены американские депозитарные расписки.
За 1997 г. РКЦБ РФ зарегистрировала 3256 выпусков
корпоративных ценных бумаг. Впервые прошли
эмиссии корпоративных облигаций: около
30 выпусков на сумму более 30 млрд. руб.
В 1997 г. Россия была мировым лидером в повышении
фондового индекса (88% по итогам 1997 г. к
1996 г.) [4–34]. Но эти положительные тенденции
продержались недолго и закончились падением
рынка ценных бумаг в августе 1998 г.
Финансовый кризис
1998 г. не изменил ситуацию, а лишь
сместил акценты и
Этот процесс
Резюмируя изложенное
выше, можно однозначно утверждать,
что приватизация не решила главной
задачи – повышения эффективности
работы вновь созданных акционерных
обществ. Замышлялось, что удастся
создать собственников, заинтересованных
в более эффективном
Одна из основных
причин этого состоит в том, что
параллельно с разукрупнением собственника
не было предложено действенных механизмов
корпоративного управления. Интересна
оценка российской приватизации иностранными
аналитиками.
1. Ученые из Стэнфордского
университета пишут: «В целом
российская приватизация
Небольшая группа
индивидов, разбогатевших
предприятиями,
да и над самим правительством»
2. Уже
цитируемые ранее Р. Фридман
и А. Рапачински утверждают: «Россия
является примером того, как политические
уступки до начала
Анализируя результаты
макроэкономической политики в России
в 1990-х годах, В. Полтерович употребляет
термин «институциональные ловушки» [7–33].
Под этим термином понимаются серьезные
негативные последствия тех или
иных макроэкономических решений. К
числу таких институциональных
ловушек относятся
2. Современное состояние
и возможные тенденции
При проведении приватизации
в России за основу была взята англо-американская
модель как наиболее развитая схема
корпоративного построения. Она предполагает
перераспределение
На практике внедрение
англо-американской модели корпоративного
управления натолкнулось на серьезное
сопротивление тех групп, которые
уже получили контроль над собственностью
в рамках спонтанной (номенклатурной)
приватизации, и прежде всего директорского
корпуса.
И сегодня в России
существуют достаточно мощные группы,
заинтересованные во внедрении континентальной
модели, – прежде всего банки
и олигархические группировки. Это
приводит к тому, что создается устойчивая
противоречивость формирующейся в России
модели корпоративного управления.
Суть противоречия
в том, что сосуществуют два в
принципе противоположных подхода.
Первый из них связан с концентрацией
акционерного капитала, которая предполагает
минимум правовых средств защиты
акционеров; второй – с англо-американской
правовой традицией, характеризующейся
максимизацией средств правовой
защиты миноритарных акционеров. Сочетание
этих подходов привело к уникальной
ситуации взаимной нейтрализации [8–35].
Россия в этом смысле не стала каким-либо
исключением из правил, свойственных
странам с переходной экономикой.
Но в силу национально-исторических
особенностей России борьба экономических
интересов в ней выявила
1. Формирование
олигархических структур на
банковского и
промышленного капиталов
В результате возникновения
олигархических структур основные отрасли
разбиты по сферам влияния между
отдельными группировками, которые
ведут между собой борьбу за передел
собственности и влияние на высшие
эшелоны власти. «В этих условиях банки
потеряли способность выполнять
функции финансовой инфраструктуры,
так как свободный перелив
капиталов через границы
2. Отсутствие
четких границ между
Во многих крупных
российских корпорациях есть пакет
акций, принадлежащих государству.
Но государство не хотело и не хочет
брать на себя соответствующие функции,
а предпочитает передавать свои акции
в доверительное управление генеральным
директорам. В результате возникает
феномен власти – собственности.
Речь идет о нерасчлененном единстве
властных и собственнических функций:
политическое лидерство дает неотъемлемое
право распоряжаться
3. Вывод
финансовых ресурсов за рубеж
«Центры прибыли» большинства
крупных российских компаний находятся
за рубежом. Практически вся прибыль
и значительная часть прочих инвестиционных
ресурсов вывозятся за границу, а
затем по мере необходимости реинвестируются
в компании в форме кредитов иностранных
банков или прямого вложения иностранного
капитала [1–36]. Ежемесячно из России вывозятся
сотни миллионов долларов через
фиктивные сделки по купле-продаже
акций российских корпораций, фиктивные
импортные контракты и пр. Государственные
структуры или не способны, или
не желают препятствовать выводу финансовых
ресурсов за рубеж. В то же время
российская экономика испытывает нехватку
инвестиционных ресурсов.
4. Неэффективная
структура собственности и
Массовая приватизация
создала предпосылки для
«В итоге сложилась
такая ситуация, когда отсутствие
контроля со стороны акционеров и
фондового рынка создало
Таким образом, «возникшая
в итоге структура
Одной из важнейших
задач приватизации и экономической
реформы было обеспечение конкуренции,
развитие предпринимательства и
частной инициативы. Но на смену
отраслевому монополизму пришел
олигархический монополизм, который, как
уже говорилось выше, появился на свет
во многом благодаря «своеобразной»
организации проведения залоговых
аукционов. В результате монополистические
тенденции после приватизации не
только не исчезли, но даже усилились.
Это негативно сказывается на конкуренции
в экономике в целом, в том числе и на развитии
малого и среднего бизнеса.
Специалисты Всемирного
банка считают, что среди основных
причин неэффективности российской
экономики – неразвитость малого
бизнеса и чрезмерное доминирование
крупного «олигархического» капитала
[11–28]. Действительно, мировой опыт
показывает, что большинство инноваций
рождаются в среде малого и
среднего бизнеса. Однако они становятся
движущей силой экономики только
тогда, когда попадают в сферу
интересов корпораций, которые могут
финансировать расходы на НИОКР.
То ест крупные корпорации должны
определять потенциал роста малы
предприятий, обеспечивая для них
платежеспособный спрос и многообразных
формах интегрируя их в свои структуры.
6. Неопределенность статуса собственности.
Двусмысленность статуса
собственности порождает
Итак, российские корпорации
находятся сейчас в состоянии, когда
им особенно необходимы существенные
изменения, имманентные действительно
рыночной экономике. Их можно разбить
на две группы:
1) изменения в
системе корпоративного
Информация о работе Особенности развития корпоративного управления в Российской Федерации