Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:12, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических подходов, сложившихся при анализе факторов корпоративного управления, изучение новаций в сфере корпоративного управления в России и разработка прикладных рекомендаций в области корпоративного законодательства. В первой части исследования представлен теоретический обзор факторов, влияющие на становление российского варианта корпоративного управления. Во второй части рассматриваются общие тенденции развития корпоративного управления в постсоциалистической экономике (влияние приватизации, роль «окопавшегося менеджмента» и др.), а также последние тенденции развития корпоративного сектора в России, в том числе в контексте особенностей национальной модели. В ходе приватизации в российской экономике возникли десятки тысяч экономических субъектов на основе корпоративной собственности. Корпоративное управление для России явилось принципиальной новацией.
Введение
1. Факторы, влияющие на становление российского варианта корпоративного управления
1.1 Стратегия российской приватизации
2. Современное состояние и возможные тенденции развития корпоративного управления в России
2.1 Государство и корпорации
2.2 Выбор возможной стратегии развития
2.3 Россия и ВТО
Заключение
Список использованной литературы
Хотя некоторые
специалисты считают, что надо было
спешить, поскольку набирала обороты
спонтанная приватизация. Например, значительное
число предприятий в легкой промышленности
и сфере услуг фактически стали
частными уже в 1992 г. до официального
начала приватизации. На практике «шоковая
терапия» дала совершенно иной, чем
ожидали ее сторонники, эффект, –
обернулась провалом в экономике
и разочарованием большой части
населения из-за не выполненных государством
обещаний.
Углубление экономического
кризиса в России в 1990-е годы обнаруживалось
во всех трех его классических составляющих:
а) падение производства (по разным
оценкам, от 23 до 60%); б) рост безработицы
и количество неполностью занятых;
в) инфляция. Причем этот экономический
кризис имел долговременную тенденцию,
и речь, следовательно, шла о просчетах
и ошибках в выборе приоритетов
экономической политики. Нет и
не было серьезных возражений против
либерализации цен, приватизации государственной
собственности, финансовой стабилизации.
Решение этих задач было объективно
необходимо, но проблема состояла в
том, что имела место чрезмерная
абсолютизация их и игнорирование
других, не менее важных мер преодоления
кризиса. Проводившаяся вплоть до августа
1998 г. экономическая политика была по
сути своей монетаристской. (Такой
она с некоторыми изменениями
и осталась.) Безусловно, отвергать
идеи монетаризма нельзя, хотя бы потому,
что они имели определенную экономическую
апробацию. Но с самого начала реформ,
несмотря на целый ряд заявлений
и публикаций ведущих экономистов
страны, игнорировался структурный
характер российского экономического
кризиса. Более того, приватизационные
процессы не только не оказали положительного
воздействия на экономику по ее стабилизации,
но и усугубили спад производства,
стимулировали разрыв экономических
связей. Главные причины этих негативных
явлений коренились в выбранной
концептуальной модели приватизации и
в конкретном механизме ее осуществления.
Превратив по сути ликвидацию государственной
собственности в самоцель, исполнительная
власть навязала линию на форсированную
раздачу госимущества.
На практике приватизация
сопровождалась массовыми отступлениями
от законов о приватизации государственной
и муниципальной собственности,
о собственности, о местном самоуправлении,
от Федеративного договора. Постановление
Верховного Совета России от 27 декабря
1991 г. о разграничении
Приватизационным
процессам, к сожалению, был придан
ярко выраженный административно-
Способы приватизации
в Госпрограмме-92 и в проектах
Госпрограммы-93 были чрезвычайно схематизированы
и унифицированы. Это резко затрудняло
учет отраслевой и региональной специфики
(не говоря об уникальном подчас характере)
приватизируемых объектов. В результате
они все чаще преобразовывались
«в особом порядке» (не на основе госпрограммы
приватизации, а конкретными волевыми
решениями федеральной
Функции Госкомимущества
РФ и Российского фонда
Одной из самых актуальных
задач на тот период являлось определение
общих принципов формирования новых
крупных хозяйственных структур
(корпораций) и роли государственного
регулирования в этом процессе. На
государственном уровне была выдвинута
идея о формировании оптимальной
структуры отраслей и эффективном
распределении инвестиционных потоков
только на основе «естественного отбора».
На практике это привело к серьезному
упадку обрабатывающей промышленности,
регрессу ее наукоемких и высокотехнологичных
сфер. Это негативно сказывается в настоящее
время и будет сказываться далее.
Мировой опыт показывает,
что функционирование механизма
межотраслевого перелива капитала (в
соответствии с ценовыми сигналами
фондового рынка и различиями
в отраслевой рентабельности капитала),
усиливающего конкурентное давление и
нацеливающего предприятия на проведение
стратегии диверсификации производства,
возможно лишь в рамках организационных
структур, обладающих высококонцентрированными
и централизованными
Из всего этого
следует, что оживление инвестиционных
потоков и межотраслевого перелива
капитала было возможно лишь на основе
всемерного снижения государством отраслевых
барьеров входа и выхода, акционирования
и корпорирования предприятий, образования
жизнеспособных организационных объединений,
составляющих основу индустриальной базы
страны. Однако процесс становления
новых корпоративных структур в
1990-е годы в России проходил по-другому
и характеризовался следующими моментами.
1. На самом высоком
уровне был выдвинут
2. Государственные
структуры во многом
1.1 Стратегия российской
приватизации
Таблица 2.2
Этапы приватизации
Периоды
Основные методы
Выигравшие группы
Спонтанная приватизация 1987–
Массовая приватизация 1992–
Денежная приватизация 1994–
Продажа и
перепродажа
активов Аутсайдеры и некоторые инсайдеры (менеджеры)
Залоговые схемы 1995–1996
гг. Мошенническая продажа банкам Олигархи
Перерыв
в приватизации 1997–2000 гг. – Олигархи
«Точечная» приватизация
2001 г. –
настоящее
время Продажа активов Олигархи,
иностранные инвесторы, аутсайдеры
Ход приватизации в
России привел к доминированию в
экономике акционерных
По данным Госкомимущества
РФ, три четверти предприятий страны
выбрали второй вариант льгот
при приватизации, оставляющий в
руках трудового коллектива контрольный
пакет акций. К декабрю 1994 г. администрация
и трудовые коллективы вместе удерживали
в среднем не менее 65% акций в
приватизированных акционерных
обществах.
Таким образом, на этапе
массовой приватизации на большинстве
приватизированных российских предприятий
сложилась закрытая система акционерной
собственности, т.е. система, при которой
контроль над принятием стратегических
решений остается у его работников
и администрации. Основная причина
этого явления заключалась в
том, что в начале 1990-х годов
руководители предприятий оказались
в особом и весьма выгодном положении:
зачастую их некому было отстранять, ибо
прежний собственник –
Доминирование собственности
работников и (или) администрации предприятия
на его акции в мировой
В среднем в 1994 г.
доля менеджеров в акционерном капитале
составляла 62–65%, внешних собственников
– 18–22, государства – до 19%. Причем
на предприятиях нефтяной и газовой
промышленности, электроэнергетики
и телекоммуникаций доля государства
была примерно 38–51%, менеджеров – 20–30%,
тогда как на предприятиях легкой
и пищевой промышленности доля государства
либо вообще отсутствовала, либо была
в пределах 10–15%, доля менеджеров превышала
50%.
Таким образом, можно
выделить сильное преобладание менеджеров
в структуре собственности
Высокая степень
распыленности акционерного капитала
привела к передаче менеджерам корпораций
огромных властных полномочий, сравнимых
с полномочиями собственника. Помимо
распыленности акционерного капитала
этому способствовали также слабое
участие инвестиционных фондов, владеющих
примерно 10% акционерного капитала, других
финансовых инвесторов и государства
в управлении корпорацией, скупка менеджерами
акций работников предприятий для
концентрации собственного пакета акций.
После 1 июля 1994 г. была
принята новая программа
В августе 1995 г. президент
Б. Ельцин принял предложения главы
«ОНЭКСИМ банка» В. Потанина, которые
широко известны как схема «кредиты
в обмен на акцию». Государство
согласилось использовать в качестве
залога по кредитам пакеты акций в
крайне привлекательных предприятиях:
акции 29 «голубых фишек» выставлялись
на закрытый аукцион для банков.
Банк, предложивший наибольший кредит
за каждый пакет акций, объявлялся победителем.
Если до сентября 1996 г. правительство
не возвращает кредит, то банки получают
возможность продавать
Информация о работе Особенности развития корпоративного управления в Российской Федерации