Организация как открытая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Эффективность реагирования предприятия на изменение окружения зависит от степени открытости системы, адекватности механизма управления логике эволюции предприятия и окружения, равновесия в сочетании развития внутренней и внешней среды. Усложнение последней характеризуется ростом дифференциации внешних хозяйственных условий, высокими темпами смены хозяйственных приоритетов, влияющих, в свою очередь, на выбор стратегических целей предприятия, глобализацией экономических отношений, в которые вступает предприятие.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика организации как системы 4
1.1 Понятие и сущность организации 4
1.2 Признаки и жизненный цикл организации 7
2. Самоорганизация и самоуправление хозяйствующих субъектов 11
2.1 Понятие и условия возникновения самоорганизации 11
2.2 Открытость самоорганизующихся систем 14
3. Внутренняя и внешняя среда организаций 17
Заключение 25
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа - Организация как сложная открытая система.docx

— 50.50 Кб (Скачать)

Равновесность - это состояние социально-экономической системы, при X котором образующийся в ней излишек или недостаток товаров, услуг, капиталов или денег стремится к нолю, а совокупный спрос равен совокупному предложению, действительные и ожидаемые субъектом величины совпадают.

Результатом самоорганизации  является новая (причем фактически внутрикорпоративная, межгрупповая, межведомственная, постоянная или временная) параметризация системы через горизонтальную структуризацию ее.

Самоорганизация весьма многоаспектна. Следует заметить, что самоорганизация создает размытость организационных структур управления организациями - хозяйствующими субъектами. Это обусловлено тем, что помимо формально установленной между членами организации должностной субординации существует сложная система неформальных связей, зависимостей и межличностных отношений. Под влиянием личностных факторов происходит неконтролируемое перераспределение функций, прав и обязанностей между должностными лицами, которые могут существенно отличаться от утвержденных инструкций.

Вместе с тем абсолютной самоорганизации не существует. Самоорганизация  хозяйствующих субъектов как  самоорганизующихся систем происходит не в пустоте, а под воздействиями сопряженных факторов и систем, а именно:

-   деловых партнеров, поставщиков, потребителей;

-   государственных и муниципальных органов;

-   криминальных структур;

-   менталитета;

-   конкурентов и других рыночных факторов.

Конкретные проявления самоорганизации  находятся в зависимости от степени выраженности внешних и внутренних факторов деятельности хозяйствующих субъектов.

В основе самоорганизации  находятся экономические и иные интересы самоорганизующихся систем (хозяйствующих  субъектов, физических и юридических  лиц, их сообществ и объединений), а также отношения и связи между ними. Деятельность самоорганизованных систем направлена прежде всего на решение их внутренних проблем, на повышение эффективности функционирования указанных систем и образующих их элементов.

При функционировании хозяйствующих  субъектов как самоорганизующихся систем происходит их синергетическое, кооперативное воздействие, результативность которого достигается за счет образующегося синергического эффекта.

Конкретные проявления самоорганизующихся процессов состояли и состоят в следующем:

-   в естественном, самопроизвольном образовании, функционировании, развитии и ликвидации хозяйствующих субъектов, имеющих разные организационно-правовые формы, виды деятельности, размеры, масштабы деятельности, уровни развития и т. д.;

-   в естественной регуляции численности и размеров хозяйствующих субъектов;

-   в адаптации хозяйствующих субъектов к условиям внешней среды;

-   в определенной территориальной организации хозяйствующих субъектов;

-   во взаимном влиянии, отношениях организаций и их объектов, в их поведении, взаимном притяжении или отталкивании, в конкуренции и т. д.;

- в образовании, функционировании, развитии и ликвидации договорных объединений (разной жесткости) хозяйствующих субъектов, взаимном влиянии объединений и хозяйствующих субъектов;

- в образовании, функционировании, развитии и ликвидации сообществ хозяйствующих субъектов государства, регионов, местных поселений, во взаимном влиянии указанных сообществ и хозяйствующих субъектов;

-   в образовании и функционировании холдинговых структур;

- в интрапренерстве как методе внутрисистемных хозяйственных отношений (внутрифирменном предпринимательстве).

Самоорганизующиеся процессы при отсутствии адекватного государственного регулирования могут приводить к нежелательным для экономики и населения последствиям. Так, в российских условиях самоорганизация при наличии разных возможностей регионов и хозяйствующих субъектов и при отсутствии адекватного государственного регулирования создала:

-   значительную неравномерность в состоянии и развитии экономики;

-   нерациональную территориальную организацию ее;

-   диспропорциональность между отраслями экономики;

-   диспропорции между регионами и муниципальными образованиями и т. д.

 

2.2 Открытость самоорганизующихся систем

Важнейшей характеристикой  самоорганизующихся систем является их открытость.

В условиях административно-командной  экономики хозяйствующие субъекты представляли собой по существу закрытые системы, отдельные из них остались таковыми до сих пор. Такие предприятия (организации) весьма консервативны, они способны оградить себя от беспорядка и нестабильности, но одновременно недоступны для изменений, происходящих в мире. В их пределах изменения постепенны и непрерывны, законы развития предсказуемы и контролируемы, жизнь упорядочена и стабильна. Однако их границы постоянно подвергаются внешним и внутренним воздействиям. Закрытые системы стремятся подавить такие воздействия, но для этого им требуются все большие усилия. Наступает момент, когда они уже не в состоянии с ними справиться. Далее следует период большого беспорядка, хаоса, откуда лишь два пути - полная дезинтеграция или самоорганизация в новый порядок.

В новых условиях, при  стремительных изменениях, росте  неопределенности и непредсказуемости  внешней среды, будущее организаций  как открытых, по существу безграничных, систем не может быть точно предопределено, а их настоящее имеет несколько потенциальных линий развития. Организации находятся в ситуации постоянного выбора, поиска решений в соответствии с изменяющимися условиями.

При этом из-за хронической  полупрозрачности вертикальных и горизонтальных структур, погруженных в рынок ресурсов, имеет место постоянная диффузия ресурсов и услуг, чаще всего извне. Это самопроизвольно размывает границы создаваемых систем, выводит их из состояния исходного равновесия и устойчивости, создает состояние диссипативной упорядоченности и начальную самоорганизацию.

В открытых организациях при  наличии полупрозрачных границ любая  управленческая ситуация самопроизвольно  создает предпосылки для развития горизонтальных процессов и структур на всех уровнях управленческой иерархии, но максимально - на уровнях рабочих  мест и так называемой "ресурсократии". Это проявляется через феномен самоорганизации человеческого фактора. Причем роль человеческого фактора весьма существенна, так как самоорганизация через полупрозрачные границы неравновесных систем, даже при их максимальной структурной жесткости, всегда параллельна иерархическому воздействию6.

В постсоветской России при  переходе от чрезмерно централизованной, плановой экономики к рыночной сокращались вертикальные, жесткие связи государственных органов с хозяйствующими субъектами и соответствующие структуры. Одновременно с этим образовывались горизонтальные связи между хозяйствующими субъектами. При этом существенно повышалась роль самоорганизации, которая постепенно развивалась и становилась важнейшим источником функционирования и развития хозяйствующих субъектов.

Открытость самоорганизующихся систем порождает целый спектр нелинейных эффектов, заключающихся в том, что  реакция организаций на изменения  внешней или внутренней среды  не пропорциональна произведенным  изменениям или воздействиям. При  этом у организации существуют такие  состояния, вблизи которых законы, управляющие дальнейшим развитием данной организации, резко, т. е. без промежуточных переходов, изменяются. Иными словами, наступает момент, когда экономическая система становится "вдруг" в существенной степени иной.

Основная причина нелинейности процессов, протекающих в самоорганизующихся системах, состоит в следующем. Между  факторами регуляции поведения  членов организации, с одной стороны, и контролируемыми параметрами  и состояниями системы, с другой, имеют место сложнейшие зависимости, которые нельзя представить в аналитической форме. Это, в частности, препятствует построению агрегированных нелинейных моделей объектов управления и, естественно, требует адекватного управления системой.

В нелинейной среде, в свою очередь, имеет место неоднозначность экономических целей организации, состоящая в том, что существует много возможных путей ее развития, что также требует учета при управлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Внутренняя и внешняя среда организаций

Функционирование и развитие каждой организации осуществляется в среде (внутренней и внешней). Любое действие организации возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Состояние и деятельность организации в любой момент времени - есть результат действия ее внутренних факторов и воздействий внешней среды.

Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, который дает возможность  организации  функционировать,  а,  следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если не обеспечивает необходимого функционирования организации.

При переходе к рыночной экономике должно происходить изменение  внутренней среды организации, адаптация  ее к рынку.

Внутренняя среда организации  представляет собой совокупность, сочетание следующих основных составляющих:

-   структура;

-   внутриорганизационные процессы;

-   технология;

-   кадры;

-   организационная культура.

Структура организации отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое.

Технология, включающая в себя технические средства и способы их комбинирования и использования для получения конечного продукта, создаваемого организацией, является предметом самого пристального внимания со стороны менеджмента. Управление должно решать вопросы технологий и осуществления их наиболее эффективного использования. В последнее время в связи с появлением все более передовых технологий соответствующие задачи менеджмента становятся достаточно сложными и значимыми, так как их решение может привести к серьезным и весьма положительным в перспективе последствиям для организации. В то же время они могут привести к негативным процессам во внутренней жизни организации, разрушить ее организационную структуру, демотивировать работников.

Кадры являются основой любой организации. Без людей нет организации. Организация живет и функционирует только потому, что в ней есть люди. Люди в организации создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация.

Организационная культура, являясь всепронизывающей составляющей организации, оказывает сильное влияние как на ее внутреннюю жизнь, так и на ее положение во внешней среде. Организационная культура складывается из следующих составляющих:

- философия, задающая смысл существования организации и ее отношение к сотрудникам и клиентам;

-  преобладающие ценности, на которых базируется организация и которые относятся к целям ее существования либо же к средствам достижения этих целей;

- нормы поведения, разделяемые сотрудниками организации и определяющие принципы взаимоотношений в организации;

-   правила, по которым ведется "игра" в организации;

-   климат, существующий в организации и проявляющийся в том, какая существует атмосфера в организации и как члены организации взаимодействуют с внешними лицами;

-   поведенческие ритуалы, выражаемые в проведении в организации определенных церемоний, в использовании определенных выражений, знаков и т. п.

Носителями организационной  культуры являются сотрудники организации, а вырабатывается и формируется она в значительной мере менеджментом и, в частности, высшим руководством. Организационная культура может играть огромную роль в мобилизации всех ресурсов организации на достижение ее целей. Но может и являться мощным тормозом на пути достижения целей, особенно если для этого потребуется проведение изменений.

Внутренняя жизнь организации  состоит из большого количества различных действий, подпроцессов и процессов. В зависимости от типа организации, ее размера и вида деятельности одни процессы и действия могут занимать в ней ведущее место, другие могут либо отсутствовать, либо осуществляться в небольшом объеме. Однако, несмотря на большое разнообразие действий и процессов, можно выделить пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента. Ими являются:

-   производство,

-   маркетинг,

-   финансы,

-   работа с кадрами,

-   эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности).

Менеджмент осуществляет управление функциональными процессами, протекающими в организации, формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации.

Организация в условиях рыночных отношений является открытой системой, способной взаимодействовать с окружающей ее внешней средой в различных аспектах - информационном, вещественном и т. д7.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее жизнедеятельности, внутреннего потенциала на должном уровне. При этом организация, в свою очередь, в качестве компенсации за это должна отдавать результаты своей деятельности во внешнюю среду. Таким образом, организация находится в состоянии постоянного взаимообмена с внешней средой. Как только рвутся связи с ней, организация погибает. Взаимодействие организации с внешней средой обеспечивает возможность существования, жизнедеятельность организации, внутренний потенциал на должном уровне, а также ее устойчивость, т. е. способность устранять возникающие отклонения и достигать поставленных целей после оказываемых на нее возмущающих воздействий.

Информация о работе Организация как открытая система