Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 15:22, реферат
Функции управления деятельностью предприятия реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношение друг с другом. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру.
Содержание
Введение
1. Организационные структуры управления
1.1 Понятие организационной структуры
1.2 Построение организационных структур в современных условиях
2. Характеристика организационной структуры ООО "Мордовия – Холод"
2.1 Разделение труда и полномочий на ООО "Мордовия – Холод"
3 Роль разделения труда, делегирования полномочий и диапазона контроля при формировании организационной структуры
3.1 Сущность разделения труда
3.2 Понятие делегирования и его значение
3.3 Диапазон контроля
Заключение
Список литературы
Крайней формой децентрализации управления является его полное отсутствие, что имеет место в так называемых множественных структурах — организациях конгломератного типа, в которых отсутствуют какие бы то ни было связи — информационные, технологические, организационные и даже финансовые, посредством которых формируется и распределяется централизованный фонд денежных средств — они заменяются финансовым контролем.
Поскольку децентрализация не может происходить бесконечно без разрушения самой организации, в какой-то момент она сменяется обратным процессом — централизацией. Таким образом, возникают своего рода "маятниковые колебания", придающие системе управления дополнительную гибкость и устойчивость.
Другим способом обуздания излишней самостоятельности подразделений является так называемая выборочная централизация, предполагающая, что, наряду с предоставлением им большей свободы действий, их руководители попадают в жесткое персональное подчинение к первому лицу организации, становясь его заместителями, а следовательно, вынуждены бывают в этом качестве безоговорочно подчиняться указаниям центральной власти.
Преимущества централизации:
1.
Централизация улучшает
2.
Сильное централизованное
3.
Централизованное управление
Преимущества децентрализации:
1.
Управлять особо крупными
2.
Децентрализация дает право
3.
Децентрализация стимулирует
4.
Децентрализация помогает
Недостатки централизации состоят в том, что она закрывает пути получения преимуществ децентрализации, и наоборот.
Факторы, влияющие на соотношение централизации и децентрализации. Среди них можно выделить следующие:
♦ величина затрат (что может быть выражено в деньгах, престиже или мерах субъективного свойства);
♦ степень унификации. Желаемый уровень единообразия может быть более эффективно достигнут с помощью укрепления централизации;
♦
размеры предприятия. На крупных
предприятиях решения принимаются
большим числом руководителей разного
уровня, которые сложно координировать.
Там, где полномочия рассредоточены,
решения принимаются более
♦ философия менеджмента. Руководители могут предпочитать авторитарную структуру управления, где все решения принимаются высшим руководством, или децентрализованную систему, где руководители всех уровней по своему усмотрению определяют сферу полномочий;
♦
наличие подходящего
♦
использование приемов
♦ характер деятельности организации. Если осуществляемые коммерческие операции распространяются на большие географические районы, то потребуется и большая степень децентрализации;
♦
влияние внешней среды. Имеются
в виду, например, политика правительства
в области ценообразования, доходов
или какие-либо ограничения на использование
рабочей силы. Эти причины могут
уменьшить степень
3.
Основные принципы
делегирования полномочий
Рассматриваемые
ниже принципы делегирования полномочий
являются основополагающими для
правильного делегирования
Принцип делегирования на основе ожидаемых результатов
Поскольку
смысл полномочий заключается в
предоставлении управляющему некоего
инструмента для внесения соответствующего
вклада в дело достижения целей предприятия,
то полномочия, делегируемые индивидуальному
управляющему, должны быть достаточными
для обеспечения возможности
достижения ожидаемых результатов.
Слишком много управляющих
Делегирование
в соответствии с ожидаемыми результатами
предполагает, что цели установлены,
а планы разработаны, что они
доведены до сведения подчиненных и
поняты ими, что введены соответствующие
должности, которые будут способствовать
выполнению поставленных задач. Кроме
того, данный тип делегирования указывает
на то, что планирование является необходимой
предпосылкой для осуществления
любых стоящих перед
Принцип функциональной дефиниции
Структурное деление — это группировка видов деятельности, обеспечивающая достижение поставленных целей, и управляющий каждого из подразделений должен обладать полномочиями, необходимыми для координации действий этого подразделения с предприятием в целом. Исходя из этого, принцип функциональной дефиниции означает, что: чем яснее определены ожидаемые от управляющего или структурного подразделения результаты, чем четче и полнее определены направления их деятельности и делегированные организационные полномочия, чем яснее осознаны должностные и информационные взаимосвязи с другими управляющими и подразделениями — тем больший вклад способны внести эти управляющие и структурные подразделения в реализацию целей предприятия. Несоблюдение данного принципа способно вызвать путаницу и неразбериху в вопросе о том, что именно и от кого именно следует ожидать. Данный принцип (который относится и к делегированию и к структурному делению), будучи концептуально весьма простым, зачастую трудно применим на практике. Четкое определение содержания работы и делегирование необходимых для ее выполнения полномочий в большинстве случаев требуют терпения, высокого интеллекта и ясного представления о целях и планах. Ясно, что весьма непросто дать определение содержания работы, если у руководителя нет четкого представления о том, какие результаты он хочет получить.
Скалярный принцип
Скалярный
принцип относится к цепочке
прямых должностных отношений
Данная шкала описывается Файолем как:
«...цепочка руководителей от высшего управляющего до низших. Линия полномочий — это путь, по которому проходят (через каждое звено в цепочке) все коммуникации от высшего управляющего к низшим и наоборот. Это обусловливается как потребностями в поддержании связи, так и принципом единоначалия, однако он не всегда является кратчайшим. В крупных концернах, и особенно в правительственных, он порой угрожающе длинен».
Ясное
понимание скалярного принципа —
есть необходимое условие для
нормального функционирования организации.
Подчиненные должны знать, во-первых,
кто делегирует им полномочия, а
во-вторых, на чье усмотрение они
должны передавать решение проблем,
выходящих за рамки их полномочий.
И хотя командная цепочка вполне
может использоваться самостоятельно
для передачи только информации, отказ
от нее при принятии решений приводит
к нарушению системы принятия
решений и подрыву самой
Принцип уровня полномочий
Принцип уровня полномочий вытекает из совокупности принципа функциональной дефиниции и скалярного принципа. На каждом организационном уровне имеются полномочия для принятия решений в рамках компетенции предприятия. Принцип уровня полномочий означает, что: сохранение эффективности делегирования требует, чтобы решения в пределах полномочий отдельных сотрудников принимались ими, а не переадресовывались на высшие организационные уровни. Другими словами, на каждом уровне управляющие должны принимать все те решения, на которые у них хватает полномочий, а на усмотрение своего руководства передавать решение лишь тех вопросов, которые выходят за рамки их компетенции. Часто высшие управляющие, утверждая, что прекрасно понимают всю важность делегирования полномочий вниз дают понять, что гораздо большую тревогу они испытывают в связи с распространением среди подчиненных практики делегирования "вверх". Иначе говоря, как указал в беседе с авторами один из управляющих высокого звена, часто случается, что, поручив решение той или иной проблемы своим подчиненным, высшие управляющие через несколько дней или недоль обнаруживают, что вопрос вновь передан на их усмотрение. Очевидно, что во избежание этого необходимо не допускать повторной переадресации проблем вверх. Если право принятия решения делегировано должным образом, то руководителю не следует поддаваться искушению принять решение самому. Подчиненные обычно быстро уясняют, кто из руководителей охотно принимает решения за них.
Если исходить из принципа уровня полномочий, то становится ясным, что, если управляющие хотят добиться эффективности делегирования и тем самым снять с себя определенную часть нагрузки по принятию решений, они должны быть уверены, что полномочия ясны подчиненному, что он их четко осознает.
Принцип единоначалия
Одним
из основных принципов управления является
принцип единоначалия, который формулируется
следующим образом: чем полнее взаимосвязь
подчинения подчиненного с руководителем,
тем меньше вероятность получения
им противоречивых указаний и тем
выше чувство персональной ответственности
за результаты работы. При рассмотрении
вопроса делегирования