Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 00:33, курсовая работа
Любая сложная система строится по иерархическому, многоуровневому принципу. Уровень управления определяется элементами системы, одинаково удаленными от верхнего структурного звена и имеющими схожие права.
Для реализации функций управления системы создается специальный аппарат, структура которого определяется составляющими его звеньями и количеством иерархических ступеней управления. Структура управления должна обеспечивать единство устойчивых связей между ее составляющими и надежное функционирование системы в целом.
Это положение распространяется на деятельность любого производственного коллектива, любого социума, включая и семейные отношения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………7
1.1.Эволюция организационных структур управления………………………7
1.2. Понятие и сущность организационных структур управления………….12
1.3. Основные звенья и связи ОСУ…………………………………………….16
ГЛАВА 2. ТИПЫ, ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ИХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ…………………19
2.1. Адаптивные структуры управления: их достоинства и недостатки……19
2.2.Иерархические организационные структуры управления………………..23
2.3. Проектирование организационных структур управления как обязательный фактор управления……………………………………………..29
2.4. Совершенствование организационных структур управления
как фактор стратегического развития вуза на современном этапе………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………42
• функции управления - усиление стратегического планирования (корректировка «бизнес-плана»), усиление контроля за качеством продукции, изменение подходов к мотивации труда, отделение разработочных функций от исполнительских;
В результате анализа можно выявить «узкие» места в деятельности организации. Это может быть большая звенность управления, параллелизм в работе, отставание в развитии оргстурктуры управления от происходящих изменений внешней среды, некомпетентность руководителей и специалистов и др.
Второй этап - проектирование оргструктур. Методические подходы к проектированию оргструктуры управления можно условно объединить в четыре группы:
1) метод аналогий - предполагает использование опыта проектирования структур управления в аналогичных организациях;
2) экспертный метод - базируется на изучении предложений экспертов-специалистов;
3) структуризация целей - предусматривает выработку системы целей организации и её последующее совмещение с разрабатываемой структурой;
4) метод организационного
моделирования - позволяет чётко
сформулировать критерии
Можно предложить следующую последовательность шагов при разработке организационной структуры управления:
1Выбор наиболее эффективного варианта организационно- производственной структуры. |
2Определение оптимальных размеров и количества подразделений основного производства, их специализации. |
3 Определение оптимальных размеров подразделений вспомогательного и обслуживающего производства. |
4 Выбор типа и разработка проекта схемы организационной структуры управления. |
5.Определение необходимого количества ступеней. |
6.Установление перечня и содержания конкретных функций управления. |
7. Проектирование линейного персонала аппарата управления. |
8.Определение объёма работ и необходимой численности работников по каждой конкретной функции управления. |
9.Распределение численности функционального персонала по ступеням управления. |
10.Формирование структурных подразделений и звеньев аппарата управления в соответствии с их специализацией и направлениями деятельности предприятия (исполнители, группы, отделы, службы) и другими условиями. |
11. Разработка положений о подразделениях, звеньях, должностных инструкций, их обсуждение и утверждение. |
12. Расчёт показателей экономической эффективности проектируемой структуры управления. |
13. Установление соподчиненности, связей и разработка схемы проекта структуры управления.18 |
Третий этап - оценка эффективности оргструктур управления.
Степень совершенства
оргструктур проявляется в
Оценка эффективности
управления может быть произведена
по уровню реализации заданий, надежности
и организованности системы управления,
скорости и оптимальности принимаемых
управленческих решений. Для оценки
эффективности структуры
К=Э/Зу, где
Э - эффект годовой, полученный от функционирования структуры управления, тыс. руб.; Зу - затраты на управление, тыс. руб.
2) коэффициент эффективности управления, определяемый по формуле:
где Q - затраты на управление, тыс. руб., Lчn — удельный вес численности управленческого персонала в общей численности работающих; FM - фондовоуроженность (стоимость основных и оборотных средств, приходящаяся на одного работающего); Е - фондоотдача (стоимость продукции, приходящаяся на единицу основных фондов).19
Вывод: Проектирование организационной структуры управления является важнейшим фактором управления. Ведь вся работа по проектированию структуры управления сводится к выработке направлений по ее совершенствованию, что относится к числу важнейших средств повышения эффективности управленческой деятельности и эффективности производства.
2.4. Совершенствование
организационных структур
как фактор стратегического развития
вуза на современном этапе
Влияние рынка сильно сказывается на системе высшего образования России. Получив новые обязанности и свободы, вузы создают новые структуры. Возникающие структуры близки к тем, которые традиционно используют предприниматели. Таковы неизбежные для управления в конкурентной среде функции и подразделения: стратегического менеджмента, маркетинга, управления проектами, попечительские советы. Вузы корректируют стратегические цели деятельности и, естественно, вносят необходимые изменения в организационную структуру. При этом появление новых задач и служб зачастую происходит стихийно. Оттого новые подразделения иной раз выходят тяжеловесными, слабо структурированными.20
Структура развивающегося вуза должна быть жизнеспособной, гибкой и динамичной. В этой связи актуальна разработка научно-обоснованной структуры управления образовательным процессом, структуры, эффективно функционирующей в условиях открытого информационно-образовательного пространства, обеспечивающей лёгкость доступа к изучаемой информации, стимулирующей генерацию новых знаний и обеспечивающей конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Для решения данной проблемы необходимо проведение комплекса работ:
Приступая к решению
такой задачи, целесообразно использовать
научный аппарат
Такой подход соответствует трём этапам менеджмента: стратегический анализ — стратегический выбор — реализация (См. Приложение 3, рис. 7)
На первом этапе необходимо составить план, который может включать в себя выбор методики исследования, подготовку форм первичных документов для сбора и анализа информации, изучение внешней среды функционирования вуза с использованием SWOT-анализа.
Следующий этап — стратегический выбор, первый шаг которого включает определение миссии вуза и управления вузом. Несмотря на то, что государством в общем виде сформулирована миссия вузов как «подготовка специалистов соответствующего уровня и удовлетворение личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии», миссия конкретного вуза должна отличаться индивидуальностью, служить стимулом к развитию.
При определении стратегических целей вуза целесообразно обратиться к хорошо зарекомендовавшему себя инструменту теории графов — «дереву целей» (См. Приложение 3, рис. 8).
Вершинами «дерева целей» могут быть:
«Дерево целей» даёт чёткое представление о составе видов деятельности вуза, которые должны быть реализованы для достижения поставленных целей. Это помогает сформулировать соответствующую стратегию.21
Параллельно определяются основные характеристики структуры, соподчинённость и взаимосвязи внутри вуза. Основой являются анализ полученных данных предварительного обследования (первичные формы, представленные структурными подразделениями), нормативно-правовые документы (положения, должностные инструкции), результаты интервьюирования и другие данные. Важно иметь в виду, что качество полученных данных зачастую невысоко и они могут потребовать уточнений.
Как при анализе, так и при проектировании необходимо опираться на хорошо известные принципы формирования структуры: минимизация числа уровней управления, сопряжённость подразделений по целями и решаемым задачам, ориентация основных блоков структуры на потребителя, а не на выполнение функций. В качестве блоков структуры должны выступать целевые группы специалистов, а не функции или отделы. К числу принципов относятся также соблюдение норм управляемости, ответственность каждого за порученное дело. Важны и общие требования к организационным структурам: простота, гибкость, динамизм, оптимальное сочетание централизации и децентрализации при принятии решений, оптимальное число уровней управления. 22
Наличие чёткой структуры благоприятно сказывает на положении дел в вузе. Структура влияет на поведение работников, способствует эффективному функционированию учебного заведения.
Можно сформулировать следующие рекомендации по построению организационных структур государственных вузов (речь идет о государственном образовательном учреждении с правом обучать на платных местах и заниматься внебюджетной деятельностью, но не делегировать права юридического лица своим структурным подразделениям).
В соответствии с
реконструкцией системы управления
вузами целесообразна некоторая
децентрализация управления и предоставление
относительной
Дивизиональная
форма позволяет обеспечить соединение
организационных звеньев, обслуживающих
выбранные типы учебных процессов
и управляемых централизовано. Логика
дивизиональной формы заключается
в сочетании автономности подразделений
с централизованно
Вероятно, администрация
вуза должна делегировать институтам
(факультетам), учебно-научным центрам,
кафедрам выполнение функций разработки
и реализации образовательных программ,
услуг и научных продуктов; ориентировать
руководителей подразделений на
поиск дополнительных источников финансирования
(фандрайзинг); приводить нормы управляемости
в соответствие с Межотраслевыми
рекомендациями по совершенствованию
структур управления; устранять дублирование
функций и приводить в
Вывод: Структура развивающегося вуза должна быть жизнеспособной, гибкой и динамичной. В связи с децентрализацией управления и предоставлением относительной самостоятельности подразделениям (факультетам, кафедрам) структура вуза приобретает черты дивизиональной структуры. Она позволяет обеспечить соединение организационных звеньев, обслуживающих выбранные типы учебных процессов и управляемых централизовано.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организационная
структура управления представляется
как ее организация из отдельных
подразделений с их взаимосвязями,
которые определяются поставленными
перед предприятием и его подразделениями,
целями и распределением между ними функций.
Организационная структура способна предусматривать
распределение функций и полномочий на
принятие решений между руководящими
работниками фирмы, ответственными за
деятельность структурных подразделений.
Предназначение организационной структуры
управления в уточнении функций подразделений,
определение прав и обязанностей руководителя
и сотрудника, устранение многоступенчатости,
дублирования функций и информационных
потоков. Основной задачей здесь является
повышение эффективности управления.
Ее универсальность состоит в том, что
она, в идеале, видит, прежде всего, установление
четких взаимосвязей между отдельными
подразделениями фирмы, распределение
между ними прав и ответственности. В ней
реализуются различные требования к совершенствованию
систем управления, выражающиеся в тех
или иных принципах.
В ходе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
Информация о работе Организационная структура управления: виды, эволюция, принципы проектирования