Организационная структура управления: виды, эволюция, принципы проектирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 00:33, курсовая работа

Описание работы

Любая сложная система строится по иерархическому, многоуровневому принципу. Уровень управления определяется элементами системы, одинаково удаленными от верхнего структурного звена и имеющими схожие права.
Для реализации функций управления системы создается специальный аппарат, структура которого определяется составляющими его звеньями и количеством иерархических ступеней управления. Структура управления должна обеспечивать единство устойчивых связей между ее составляющими и надежное функционирование системы в целом.
Это положение распространяется на деятельность любого производственного коллектива, любого социума, включая и семейные отношения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………7
1.1.Эволюция организационных структур управления………………………7
1.2. Понятие и сущность организационных структур управления………….12
1.3. Основные звенья и связи ОСУ…………………………………………….16
ГЛАВА 2. ТИПЫ, ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ИХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ…………………19
2.1. Адаптивные структуры управления: их достоинства и недостатки……19
2.2.Иерархические организационные структуры управления………………..23
2.3. Проектирование организационных структур управления как обязательный фактор управления……………………………………………..29
2.4. Совершенствование организационных структур управления
как фактор стратегического развития вуза на современном этапе………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………42

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 98.51 Кб (Скачать)

•  функции  управления - усиление стратегического  планирования (корректировка «бизнес-плана»), усиление контроля за качеством продукции, изменение подходов к мотивации труда, отделение разработочных функций от исполнительских;

В результате анализа  можно выявить «узкие» места  в деятельности организации. Это может быть большая звенность управления, параллелизм в работе, отставание в развитии оргстурктуры управления от происходящих изменений внешней среды, некомпетентность руководителей и специалистов и др.

Второй  этап - проектирование оргструктур. Методические подходы к проектированию оргструктуры управления можно условно объединить в четыре группы:

1) метод аналогий - предполагает использование опыта проектирования структур управления в аналогичных организациях;

2)  экспертный  метод - базируется на изучении  предложений экспертов-специалистов;

3) структуризация  целей - предусматривает выработку  системы целей организации и её последующее совмещение с разрабатываемой структурой;

4)  метод организационного  моделирования - позволяет чётко  сформулировать критерии оценки  степени рациональности организационных решений.

Можно предложить следующую последовательность шагов  при разработке организационной  структуры управления:

1Выбор наиболее эффективного варианта организационно-    производственной структуры.

2Определение оптимальных размеров и количества подразделений    основного производства, их специализации.

3 Определение          оптимальных          размеров          подразделений вспомогательного и обслуживающего производства.

4 Выбор типа и разработка проекта схемы организационной     структуры управления.

5.Определение необходимого количества ступеней.

6.Установление    перечня    и    содержания    конкретных    функций      управления.

7. Проектирование линейного персонала аппарата управления.

8.Определение объёма работ и необходимой численности работников по каждой конкретной функции управления.

9.Распределение    численности    функционального     персонала    по ступеням управления.

10.Формирование  структурных   подразделений   и   звеньев   аппарата      управления в соответствии с их специализацией и направлениями деятельности предприятия (исполнители, группы, отделы, службы) и другими условиями.

11.     Разработка  положений о подразделениях,  звеньях, должностных инструкций, их обсуждение и утверждение.

12.      Расчёт показателей экономической эффективности проектируемой структуры управления.

13.      Установление соподчиненности, связей и разработка схемы проекта      структуры управления.18


Третий  этап - оценка эффективности оргструктур управления.

Степень совершенства оргструктур проявляется в быстродействии системы управления производством и в высоких конечных результатах деятельности предприятия

Оценка эффективности  управления может быть произведена  по уровню реализации заданий, надежности и организованности системы управления, скорости и оптимальности принимаемых  управленческих решений. Для оценки эффективности структуры управления могут быть использованы коэффициенты (показатели):

  1. коэффициент эффективности, определяемый по формуле:

К=Э/Зу, где

Э - эффект годовой, полученный от функционирования структуры управления, тыс. руб.; Зу - затраты на управление, тыс. руб.

2)  коэффициент  эффективности управления, определяемый по формуле:

где Q - затраты на управление, тыс. руб., Lчn — удельный вес численности управленческого персонала в общей численности работающих; FM - фондовоуроженность (стоимость основных и оборотных средств, приходящаяся на одного работающего); Е - фондоотдача (стоимость продукции, приходящаяся на единицу основных фондов).19

Вывод: Проектирование организационной структуры управления является важнейшим фактором управления. Ведь вся работа по проектированию структуры управления сводится к выработке направлений по ее совершенствованию, что относится к числу важнейших средств повышения эффективности управленческой деятельности и эффективности производства.

2.4. Совершенствование  организационных структур управления 
как фактор стратегического развития вуза на современном этапе

Влияние рынка  сильно сказывается на системе высшего  образования России. Получив новые  обязанности и свободы, вузы создают новые структуры. Возникающие структуры близки к тем, которые традиционно используют предприниматели. Таковы неизбежные для управления в конкурентной среде функции и подразделения: стратегического менеджмента, маркетинга, управления проектами, попечительские советы. Вузы корректируют стратегические цели деятельности и, естественно, вносят необходимые изменения в организационную структуру. При этом появление новых задач и служб зачастую происходит стихийно. Оттого новые подразделения иной раз выходят тяжеловесными, слабо структурированными.20

Структура развивающегося вуза должна быть жизнеспособной, гибкой и динамичной. В этой связи актуальна разработка научно-обоснованной структуры управления образовательным процессом, структуры, эффективно функционирующей в условиях открытого информационно-образовательного пространства, обеспечивающей лёгкость доступа к изучаемой информации, стимулирующей генерацию новых знаний и обеспечивающей конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Для решения данной проблемы необходимо проведение комплекса работ:

  • сбор данных о характеристиках и взаимосвязях элементов структуры в системе управления деятельностью вуза;
  • анализ эффективности функционирования различных типов структур, определение степени управленческого и информационного дублирования, влияния структуры каждого типа на качество учебного процесса;
  • определение направлений повышения эффективности структуры управления образовательным процессом в вузе;
  • разработка формализованной схемы решения задачи выбора эффективной структуры управления образовательным процессом в вузе;
  • анализ и оценка эффективности выбранной структуры управления.

Приступая к решению  такой задачи, целесообразно использовать научный аппарат стратегического  менеджмента. На начальной стадии необходимо оценить реальное состояние вуза, понять, в каком направлении он развивается.

Такой подход соответствует  трём этапам менеджмента: стратегический анализ — стратегический выбор —  реализация (См. Приложение 3, рис. 7)

      На первом этапе необходимо составить план, который может включать в себя выбор методики исследования, подготовку форм первичных документов для сбора и анализа информации, изучение внешней среды функционирования вуза с использованием SWOT-анализа.

Следующий этап —  стратегический выбор, первый шаг которого включает определение миссии вуза и  управления вузом. Несмотря на то, что  государством в общем виде сформулирована миссия вузов как «подготовка  специалистов соответствующего уровня и удовлетворение личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии», миссия конкретного вуза должна отличаться индивидуальностью, служить стимулом к развитию.

При определении  стратегических целей вуза целесообразно  обратиться к хорошо зарекомендовавшему себя инструменту теории графов — «дереву целей» (См. Приложение 3, рис. 8).

Вершинами «дерева  целей» могут быть:

  • Развитие инновационного образования на основе междисциплинарных и проблемно-ориентированных технологий обучения, обеспечивающих опережающую подготовку специалистов путём интеграции академических традиций и научных исследований, формирования новой корпоративной и организационной культуры и внутренней конкурентной среды.
  • Обеспечение учебного процесса в соответствии с отечественными и международными образовательными стандартами, соответствия научно-исследовательской деятельности вуза уровню мировых стандартов, высокой эффективности стратегического, тактического и оперативного управления деятельностью вуза на рынке образовательных услуг.
  • Достижение высокой эффективности стратегического, тактического и оперативного управления обеспечивающей деятельностью социально-бытовых и хозяйственных подразделений вуза.
  • Обучение в области истории, психологии, социологии, экономики, управления, права, философии, информационных наук и технологий безопасности, лингвистики и масс-медиа.
  • Научно-исследовательская деятельность международных центров, в общеуниверситетских центрах, в кафедральных и автономных центрах и т.д.

 «Дерево целей» даёт чёткое представление о составе видов деятельности вуза, которые должны быть реализованы для достижения поставленных целей. Это помогает сформулировать соответствующую стратегию.21

Параллельно определяются основные характеристики структуры, соподчинённость  и взаимосвязи внутри вуза. Основой  являются анализ полученных данных предварительного обследования (первичные формы, представленные структурными подразделениями), нормативно-правовые документы (положения, должностные  инструкции), результаты интервьюирования и другие данные. Важно иметь в  виду, что качество полученных данных зачастую невысоко и они могут потребовать уточнений.

Как при анализе, так и при проектировании необходимо опираться на хорошо известные принципы формирования структуры: минимизация  числа уровней управления, сопряжённость  подразделений по целями и решаемым задачам, ориентация основных блоков структуры на потребителя, а не на выполнение функций. В качестве блоков структуры должны выступать целевые группы специалистов, а не функции или отделы. К числу принципов относятся также соблюдение норм управляемости, ответственность каждого за порученное дело. Важны и общие требования к организационным структурам: простота, гибкость, динамизм, оптимальное сочетание централизации и децентрализации при принятии решений, оптимальное число уровней управления. 22

Наличие чёткой структуры  благоприятно сказывает на положении  дел в вузе. Структура влияет на поведение работников, способствует эффективному функционированию учебного заведения.

Можно сформулировать следующие рекомендации по построению организационных структур государственных  вузов (речь идет о государственном  образовательном учреждении с правом обучать на платных местах и заниматься внебюджетной деятельностью, но не делегировать права юридического лица своим структурным  подразделениям).

В соответствии с  реконструкцией системы управления вузами целесообразна некоторая  децентрализация управления и предоставление относительной самостоятельности  подразделениям (факультетам, кафедрам). В этом случае структура приобретает  некоторые черты, отчасти дивизиональной структуры.

Дивизиональная  форма позволяет обеспечить соединение организационных звеньев, обслуживающих  выбранные типы учебных процессов  и управляемых централизовано. Логика дивизиональной формы заключается  в сочетании автономности подразделений  с централизованно контролируемым процессом распределения ресурсов и оценки результатов. Эффективность такой структуры обеспечивается за счёт децентрализации учебного процесса по направлениям и централизованной оценки результатов работы, гибкости и адаптации к изменяющейся среде, диверсификации по направлениям учебного процесса и регионам, ориентации на оперативное принятие решений, создания организационных условий для междисциплинарного подхода, ориентации на освоение новых направлений и технологий обучения, простоты обеспечения высшим звеном для координации деятельности подразделений и повышения эффективности учебной деятельности, оперативного решения сложных, межфункциональных проблем.23

Вероятно, администрация  вуза должна делегировать институтам (факультетам), учебно-научным центрам, кафедрам выполнение функций разработки и реализации образовательных программ, услуг и научных продуктов; ориентировать  руководителей подразделений на поиск дополнительных источников финансирования (фандрайзинг); приводить нормы управляемости  в соответствие с Межотраслевыми рекомендациями по совершенствованию  структур управления; устранять дублирование функций и приводить в соответствие со структурой нормативно-правовые документы (положения, должностные инструкции); оптимизировать схемы подчиненности и обеспечивать необходимый уровень компетентности управленческого персонала вуза; привлекать на стратегически значимые направления высокопрофессиональных менеджеров, имеющих необходимую подготовку и опыт работы в сфере образовательных услуг.

      Вывод: Структура развивающегося вуза должна быть жизнеспособной, гибкой и динамичной. В связи с децентрализацией управления и предоставлением относительной самостоятельности подразделениям (факультетам, кафедрам) структура вуза приобретает черты дивизиональной структуры. Она позволяет обеспечить соединение организационных звеньев, обслуживающих выбранные типы учебных процессов и управляемых централизовано.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организационная структура управления представляется как ее организация из отдельных  подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед предприятием и его подразделениями, целями и распределением между ними функций. Организационная структура способна предусматривать распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений. 
Предназначение организационной структуры управления в уточнении функций подразделений, определение прав и обязанностей руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления. Ее универсальность состоит в том, что она, в идеале, видит, прежде всего, установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах.

В ходе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

  • Организационные структуры управления появились еще в глубокой древности. Бюрократия характерезуется линейными полномочиями и недоверием к работникам организации. Департаментализация занимает промежуточное положение между линейными и штабными полномочиями по степени доверия к людям. В проектных (матричных) структурах в силу творческой работы оно вынужденно растет, тем не менее необходима система контроля. В органических (адаптивных) структурах доминируют штабные полномочия, доверие и равенство. Цикл перехода одной организационной структуры в другую зависит от доминирования линейных или штабных полномочий в формальной структуре. Они постоянно чередуются в зависимости от сложности задач и степени нестабильности внешней среды. Усложнение процессов организации производства получало достаточно адекватное отражение в новых формах организационных структур управления.
  • Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого.
  • В рамках структуры протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены функции и задачи управления.
  • Структура управления оказывает огромное влияние на все стороны управления, т.к. связана с ключевыми понятиями менеджмента — целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, полномочиями людей.
  • Организационная структура управления определяется составляющими ее звеньями, связями и уровнями управления. Эта структура должна обеспечивать устойчивость связей между элементами управления и надежность функционирования системы в целом.
  • Выделяются два типа управления организациями: адаптивный и иерархический. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития.
  • Для адаптивных организаций характерны проектные структуры и матричные. Под проектной структурой управления понимается временная структура, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи. Матричная структура отражает закрепление в организационном построении фирмы двух направлений руководства, двух организационных альтернатив.
  • Иерархические (бюрократические) структуры управления являются первыми систематически разработанными моделями организационных структур. Иерархическая организационная структура характеризуется высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам. Иерархические структуры управления имеют много разновидностей. К ним относятся линейные и функциональные организационные структуры управления.
  • Проектирование организационной структуры управления является важнейшим фактором управления. Ведь вся работа по проектированию структуры управления сводится к выработке направлений по ее совершенствованию, что относится к числу важнейших средств повышения эффективности управленческой деятельности и эффективности производства.
  • Структура развивающегося вуза должна быть жизнеспособной, гибкой и динамичной. При определении стратегических целей вуза целесообразно обратиться к «дереву целей»,которое дает чёткое представление о составе видов деятельности вуза, которые должны быть реализованы для достижения поставленных целей. В связи с децентрализацией управления и предоставлением относительной самостоятельности подразделениям (факультетам, кафедрам) структура вуза приобретает черты дивизиональной структуры. Она позволяет обеспечить соединение организационных звеньев, обслуживающих выбранные типы учебных процессов и управляемых централизовано.

Информация о работе Организационная структура управления: виды, эволюция, принципы проектирования