Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 00:33, курсовая работа
Любая сложная система строится по иерархическому, многоуровневому принципу. Уровень управления определяется элементами системы, одинаково удаленными от верхнего структурного звена и имеющими схожие права.
Для реализации функций управления системы создается специальный аппарат, структура которого определяется составляющими его звеньями и количеством иерархических ступеней управления. Структура управления должна обеспечивать единство устойчивых связей между ее составляющими и надежное функционирование системы в целом.
Это положение распространяется на деятельность любого производственного коллектива, любого социума, включая и семейные отношения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………7
1.1.Эволюция организационных структур управления………………………7
1.2. Понятие и сущность организационных структур управления………….12
1.3. Основные звенья и связи ОСУ…………………………………………….16
ГЛАВА 2. ТИПЫ, ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ИХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ…………………19
2.1. Адаптивные структуры управления: их достоинства и недостатки……19
2.2.Иерархические организационные структуры управления………………..23
2.3. Проектирование организационных структур управления как обязательный фактор управления……………………………………………..29
2.4. Совершенствование организационных структур управления
как фактор стратегического развития вуза на современном этапе………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………42
Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев. Отсюда возникла пирамидальная структура управления организацией: Президент - Вице-президент - Директора служб - Начальники цехов - Старшие мастера (мастера) - Бригадиры
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, горизонтальным и вертикальным.
Горизонтальные связи (связи кооперации и координации равноправных звеньев управления) носят характер согласования и являются одноуровневыми (например, между отделами).Их основное предназначение – способствовать наиболее эффективному взаимодействию подразделений компании. Вертикальные связи – это разноуровневое расположение звеньев управления по общности их функций – представляет собой соподчиненность звеньев управления снизу доверху. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
В структуре управления организацией различаются так же линейные и функциональные связи. Линейные связи - суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между, так называемыми, линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейные и штабные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а так же отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать и помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения.
Между всеми названными выше составляющими организационной структуры управления существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (числа элементов или уровней, количества или характера связей или полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных. Например, если руководством организации принято решение о введении в организационную структуру управления нового органа (функции которого ранее никто не выполнял), нужно одновременно дать ответ на следующие вопросы: Какие задачи будет решать новый отдел? Кому он будет непосредственно подчинен? Какие органы и подразделения организации будут доводить до него необходимую информацию? На каких иерархических уровнях будет представлена новая служба? Какими полномочиями наделяются работники нового отдела? Какие формы связей должны быть установлены между новым отделом и другими отделами?7
Увеличение количества
элементов и уровней в
Вывод: Организационная
структура управления определяется составляющими
ее звеньями, связями и уровнями управления.
Эта структура должна обеспечивать устойчивость
связей между элементами управления и
надежность функционирования системы
в целом.
ГЛАВА 2. ТИПЫ, ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ИХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Существует огромное количество названий видов организационных структур управления. Многие авторы, занимающиеся проблемами формирования организационных структур управления, стремились оставить свой след в экономической науке, найдя более точное или более образное название тому или иному виду структур. Учитывая множественность существующих названий одних и тех же видов организационных структур управления, отразим наиболее часто употребляемые из них.
Если можно спорить об отдельных видах структур, их отнесении к той или иной группе, их преимуществах, недостатках и условия применения, то совершенно однозначно можно сказать, что четко выделяются две большие группы. Это иерархические и адаптивные организационные структуры. Рассмотрим, в чем состоит их различие.
2.1. Адаптивные структуры управления: их достоинства и недостатки
Адаптивные организационные структуры управления (называемые порой органическими, гибкими) характеризуются размытостью иерархии управления, гибкостью структуры власти, слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией принятия решений, широко определяемой ответственностью в деятельности.
Адаптивные организационные структуры характеризуются следующими признаками:
К разновидностям структур адаптивного типа можно отнести проектные, матричные, программно-целевые, проблемно-целевые, структуры, основанные на групповом подходе (командные, проблемно-групповые, бригадные), сетевые организационные структуры.
Под проектной структурой управления понимается временная структура, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи (разработки проекта и его реализации). Смысл проектной структуры управления состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников разных профессий для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества и в рамках выделенных для этой цели материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Существует несколько типов проектных структур. В качестве одной из их разновидностей можно привести так называемые чистые или сводные проектные структуры управления, подразумевающие формирование специального подразделения - проектной команды, работающей на временной основе. Временная группа специалистов в сущности представляет собой уменьшенную по масштабам копию постоянной функциональной структуры данной компании (см. Приложение 1, рис. 1). Чисто проектные структуры, как правило, используются для решения каких-либо особенно крупномасштабных задач.
В качестве важнейших преимуществ такого вида структур управления можно назвать:
К недостаткам проектной структуры управления можно отнести следующее:
Матричная структура отражает закрепление в организационном построении фирмы двух направлений руководства, двух организационных альтернатив (см. Приложение 1, рис.2). Вертикальное направление - управление функциональными и линейными структурными подразделениями компании. Горизонтальное - управление отдельными проектами, программами, продуктами, для реализации которых привлекаются человеческие и иные ресурсы различных подразделений компании.
Отличительной чертой организационной структуры управления матричного типа является наличие у работников одновременно двух руководителей, обладающих равными правами.
Матричные структуры
управления могут быть двух видов. В
первом случае руководитель проекта
взаимодействует с двумя
Достоинствами матричной структуры являются:
Несмотря на перечисленные выше достоинства анализируемого вида структур управления, необходимо отметить скептическое отношение к нему многих специалистов и, прежде всего, практиков. Разработка матричных структур очень часто рассматривается как достижение развития управленческой теории, которое с трудом реализуется на практике. Приведем перечень недостатков матричных структур:
Переход к матричным структурам охватывает не всю компанию, а лишь какую-то часть. И хотя мы привели достаточно много недостатков этого вида структур, масштабы их применения или использования отдельных элементов матричного подхода в компаниях довольно значительные.11
Вывод: Для адаптивных организаций характерны проектные структуры и матричные. Под проектной структурой управления понимается временная структура, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи. Матричная структура отражает закрепление в организационном построении фирмы двух направлений руководства, двух организационных альтернатив.
2.2.Иерархические
организационные структуры
Иерархические организационные структуры управления (называемые порой формальными, механическими, бюрократическими, классическими, традиционными) характеризуются жесткой иерархией власти в компании, формализацией используемых правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в деятельности.
Иерархические структуры управления имеют много разновидностей. Они сформировались в соответствии с принципами, сформулированными еще в начале XX столетия. При этом главное внимание уделялось разделению труда на отдельные функции.12
Линейная
организационная структура
Многоуровневая
иерархическая система
Информация о работе Организационная структура управления: виды, эволюция, принципы проектирования