Организационная структура управления: виды, эволюция, принципы проектирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 00:33, курсовая работа

Описание работы

Любая сложная система строится по иерархическому, многоуровневому принципу. Уровень управления определяется элементами системы, одинаково удаленными от верхнего структурного звена и имеющими схожие права.
Для реализации функций управления системы создается специальный аппарат, структура которого определяется составляющими его звеньями и количеством иерархических ступеней управления. Структура управления должна обеспечивать единство устойчивых связей между ее составляющими и надежное функционирование системы в целом.
Это положение распространяется на деятельность любого производственного коллектива, любого социума, включая и семейные отношения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………7
1.1.Эволюция организационных структур управления………………………7
1.2. Понятие и сущность организационных структур управления………….12
1.3. Основные звенья и связи ОСУ…………………………………………….16
ГЛАВА 2. ТИПЫ, ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ИХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ…………………19
2.1. Адаптивные структуры управления: их достоинства и недостатки……19
2.2.Иерархические организационные структуры управления………………..23
2.3. Проектирование организационных структур управления как обязательный фактор управления……………………………………………..29
2.4. Совершенствование организационных структур управления
как фактор стратегического развития вуза на современном этапе………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………42

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 98.51 Кб (Скачать)

Преимущества  линейной структуры управления:

  • четкая система взаимных связей функций и подразделений;
  • четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
  • быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.
  • согласованность действий исполнителей;
  • оперативность в принятии решений;
  • простота организационных форм и четкость взаимосвязей;

Недостатки  линейной структуры управления:

  • Отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования;
 
  • Тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;
  • Малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;
 
  • Тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности
 




Повышенная зависимость  результатов работы организации  от     квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.

Таким образом, отмечаемые недостатки лежат не в плоскости  конкретной линейной организационной  структуры управления, а в плоскости  организации работ предприятия, и могут быть устранены заменой части бюрократических элементов на экономические.

Линейная структура  управления проста, ее легко понять. Ясно очерченные права и обязанности  всех ее участников создают условия  для оперативного принятия решений. 13

Линейно - штабная организационная структура  предприятия. (См. Приложение 2, рис.4)Такой вид организационной структуры является развитием линейной и призван ликвидировать один из ее недостатков, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования.

Линейно - штабная  структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства  какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического  планирования и анализа. В остальном, эта структура соответствует  линейной.  

Так, штабы выполняют  предварительный анализ поступающей  от нижних эшелонов информации, готовят  по ней аналитические отчеты и  обзоры, разрабатывают проекты приказов и распоряжений. Кроме того, штабы ликвидируют один из важнейших недостатков обычной линейной структуры, осуществляя тактической и стратегическое планирование деятельности в рамках своей службы.

Достоинства линейно - штабной структуры:

  • более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов;
  • некоторая разгрузка высших руководителей;
  • возможность привлечения внешних консультантов и экспертов;
  • при наделении штабных подразделений правами функционального руководства такая структура - хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления.

Недостатки  линейно - штабной структуры:

  • Недостаточно четкое распределение ответственности, т. к. лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении;
  • Тенденции к чрезмерной централизации управления;
  • Слабая инновационная и предпринимательская  реакция компании с такой организационной структурой управления;
  • Неадекватное реагирование на требования внешней среды;
  • Чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали.14

Линейно-функциональная организационная структура управления предприятия. (См. Приложение 2, рис.5) 

 При увеличении  размера предприятия с линейно-штабной организационной структурой число возникающих вопросов, требующих решения увеличивается, штаб разрастается, и нагрузка руководителя опять же становится чрезмерной. Выход - создание функциональных подразделений. Возникающие вопросы рассматриваются не на уровне Руководителя, а на уровне структурных подразделений. При этом структурные подразделения совместно с функциональными рассматривают возникающие вопросы и готовят проекты решений, без предварительного выхода на Руководителя. Он получает, при этом, не вопросы, а только ответы –подготовленные проекты решений. 

Функциональные  службы могут быть организованы и  по проектному признаку, и по другим признакам, при этом получаются новые организационные структуры. Ну и структура может быть не только двумерной, но и многомерной. Однако при дальнейшем увеличении размера предприятия руководитель и функциональные подразделения могут уже не справляться с возрастающим объемом работ, с возрастающим потоком проектов решений, экономическая эффективность предприятия станет уменьшаться, и потребуется переход к функциональным или, в более широком смысле, матричным организационным структурам. Основная область применения линейно-функциональной организационной структуры, - небольшие и средние широкопрофильные предприятия.15 
       Дивизиональная (дивизионная) структура управления предприятия -структура управления предприятия, в которой четко разделено управление отдельными продуктами и отдельными функциями.(См. Приложение 2, рис.6) Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой становятся топ менеджеры, возглавляющие производственные подразделения.  Появление таких структур обусловлено резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности (многопрофильностью), усложнением технологических процессов в условиях динамически меняющегося окружения.

Простое добавление в структуру предприятия еще одного уровня иерархии приведет в таких условиях тому, что первое лицо предприятия будет уже не в состоянии принимать стратегических решений по отдельным направлениям деятельности. Выход из этого положения заключается использования принципа отделения стратегических и координационных целей от решения оперативных задач. В дивизионной структуре он воплощен в делегировании значительного числа полномочий. В дивизиональных структурах большая часть штабных функций (финансовое управление, учет, планирование и т.д.) придаются производственным звеньям. Это позволяем им частично или полностью взять на себя ответственность за разработку, производство и сбыт своей продукции.

Преимущества  дивизионной структуры:

  • она обеспечивает управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников порядка сотен тысяч и территориально удаленными подразделениями;
  • обеспечивает большую гибкость и более быструю реакцию на изменения в окружении предприятия по сравнению с линейной и линейно - штабной;
  • при расширении границ самостоятельности отделений они становятся "центрами получения прибыли", активно работая по повышению эффективности и качества производства;
  • более тесная связь производства с потребителями.

Недостатки  дивизионной структуры:

  • Несовпадение, а часто и противоречие, интересов самостоятельных подразделений и общих интересов корпорации;
  • Большое количество "этажей" управленческой вертикали; между рабочими и управляющим производством подразделения - 3 и более уровня управления, между рабочими и руководством предприятия - 5 и более;
  • Основные связи - вертикальные, поэтому остаются общие для иерархических структур недостатки - волокита, перегруженность управленцев, плохое взаимодействие при решении вопросов, смежных для подразделений.16

Вывод: Иерархические (бюрократические) структуры управления являются первыми систематически разработанными моделями организационных структур. Иерархическая организационная структура характеризуется высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам. Иерархические структуры управления имеют много разновидностей. К ним относятся линейные и функциональные организационные структуры управления.

 
 
 

2.3. Проектирование  организационных структур управления  как обязательный фактор управления

Нет такой структуры  управления, которая оставалась бы приемлемой всегда.

Решение о проектировании организационной структуры управления принимается тогда, когда действующая структура неэффективна. В процессе проектирования ставится задача создания такой структуры управления, которая бы наиболее полно отражала цели и задачи организации, т.е. чтобы вновь созданная структура позволяла организации продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и таким образом добиваться высокой результативности.

Требования к  структуре управления. Назовём основные из них:

1. Оптимальность.  Структура  признаётся  оптимальной,  если между звеньями и ступенями  управления на всех уровнях  устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления.

2. Оперативность.  Суть данного требования состоит  в том, чтобы за время от принятия решения до его использования в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений.

3. Надёжность. Организационная  структура управления должна  гарантировать достоверность передачи  информации, не допускать искажений управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивать бесперебойность связи в системе управления.

4. Экономичность.  Задача состоит в том, чтобы  нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат.

5. Гибкость. Способность  изменяться в соответствии с  изменениями внешней среды.

6. Устойчивость. Неизменность  основных свойств структуры управления при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и её элементов.

В процессе проектирования оргструктур различают три стадии:

•аналитическую (изучение существующей практики и требований к построению оргструктуры);

•проектную (проектирование структуры управления);

•организационную (организация внедрения спроектированной организационной структуры).

Принципы  проектирования. 17

Совершенство  организационной структуры управления во многом зависит от того, насколько  при её построении соблюдались принципы проектирования.

К ним относятся:

•целесообразное число звеньев управления и максимальное сокращение времени прохождения информации от высшего руководителя до непосредственного исполнителя;

•чёткое обособление составных частей оргструктуры (состава её подразделений, потоков информации и пр.);

• обеспечение способности к быстрой реакции на изменения в управляемой системе;

•представление полномочий на решение проблем тому подразделению, которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу.

Процесс проектирования структуры управления состоит из трёх основных этапов.

Первый  этап - анализ оргструктуры. Анализ действующей структуры управления призван установить, в какой мере она отвечает требованиям, предъявляемым к организации. Иначе говоря, насколько структура управления рациональна с точки зрения установленных критериев, характеризующих её качество.

К оценочным критериям  относятся:

• принципы управления - соотношение между централизацией и децентрализацией;

•  аппарат  управления - перегруппировка подразделений, изменение взаимосвязей между ними, распределение полномочий и ответственности, пересмотр профессионального и квалификационного состава руководителей и специалистов, выявление лишних звеньев и выделение в самостоятельные подразделения каких-то звеньев и т.д;

Информация о работе Организационная структура управления: виды, эволюция, принципы проектирования